В XVI веке в исламском мире доминировали три могущественных государства — Оттоманская империя, персидское царство Сефевидов и империя Великих Моголов в Северной и Центральной Индии. Покровительство и потребности царских дворов способствовали развитию архитектуры и искусств, но их расцвет не затронул стеклоделия. Если Тамерлан и перевез стеклоделов Дамаска в Самарканд, следов их работы на новом месте пока не найдено. Вероятно, местные потребности по-прежнему удовлетворялись поставками из мастерских Сирии и Египта, но они не создавали первоклассных изделий. К концу XV века императорскому двору в Стамбуле уже поставлялось стекло из Мурано, более или менее приспособленное ко вкусам турецких владык. А в XVI веке Венеция экспортировала мечетные лампы, выполненные в традиционной форме, но с итальянской декорировкой latticino из витых разноцветных стеклянных нитей. Новой формой ламп, экспортировавшихся в Турцию, стал cesendello — длинный цилиндрический сосуд с цепочками для подвешивания, напоминающий церковные лампы. В конце XVII века на турецкий рынок проникла продукция стеклоделов Богемии, конкурировавшая с венецианской; также есть свидетельства об импорте испанского стекла в XV и XVI, а затем в XVIII веках.
О существовании в самом Стамбуле стекольного производства свидетельствует описание торжеств по случаю обрезания сыновей султана Мурада III в 1582 году, когда перед султаном проходили представители городских гильдий. В манускрипте «Сурнаме-и-Хумаюн», хранящемся в библиотеке дворца Топкапи-Сарай, это описание сопровождается иллюстрациями, на которых среди других мастеров есть и стеклоделы — глазировщики и стекольщики, изображенные в процессе выделки стеклянных сосудов. На иллюстрациях глазировщики вставляют в лепные панели куски цветного стекла, а стекольщики у печи заняты выдуванием бутылей с длинными горлышками и ваз. Такие сосуды предназначались для использования в быту, и неудивительно, что они не сохранились до наших дней.
Во второй половине XVIII века в Бейкозе на азиатском побережье Босфора был создан стекольный завод, производивший стекло довольно высокого качества для Стамбула и турецких провинций. Его изделия явно подражали продукции стеклоделов Венеции и Богемии: для них характерно использование опалина (опалового стекла) и венецианской филиграни. В XIX веке были созданы другие заводы, но все они использовали иностранные формы и технологии.
Нет свидетельств о производстве стекла в Персии после завоевания ее монголами и вплоть до правления шаха Аббаса (1587—1628). При Аббасе искусство стеклоделия в Персии возродилось благодаря одному итальянцу, как предполагается, выходцу из Мурано, который обучил местных ремесленников. По словам французского ювелира и путешественника Жана Шардена, посетившего Персию в 1666—1667 годах, в это время стекло уже делали в Персии повсюду; лучшим было стекло Шираза, а стекло, производившееся в столице Сефевидов Исфахане, было плохого качества, поскольку делалось в основном из стеклянного боя. По-видимому, эта индустрия в Персии процветала — известно об экспорте стеклянных изделий в XVII веке в Индию, на Суматру и в Батавию. Довольно трудно определить с точностью, какие
именно сосуды производились в это время, но некоторое представление об их форме можно получить, изучая изображения стеклянных сосудов на персидских и могольских миниатюрах того периода. Более того, эта промышленность продолжала существовать, судя по всему, без перерыва вплоть до XX века, причем изменения в стиле изделий если и имели место, то были небольшими. В частных собраниях хранится множество образцов таких изделий, в том числе и относящихся к периоду до XIX века. Кувшины, флаконы и вазы выполнены с изяществом, характерным для эпохи барокко, — вероятно, благодаря влиянию стекла Мурано; самые распространенные цвета — синий и красно-фиолетовый.
В Индии, по-видимому, до периода Моголов стеклоделие было неизвестно; позднее, как и в Турции, местное производство никак не могло конкурировать с привозным стеклом из Венеции. Тем не менее индийские мастера овладели техниками резьбы, эмалевой росписи и золочения. По современным оценкам, значительная часть стеклянных изделий, ранее считавшихся индийской продукцией, была на самом деле изготовлена на Западе. Явно местного производства многие экземпляры наргиле — курительной трубки, популярной в Индии, — но и из этих трубок варианты с резьбой, по большой части, были изготовлены в Англии в конце XVIII и в XIX веке специально для экспорта в Индию. К изделиям индийской работы можно, по-видимому, отнести также сосуды в виде маленькой квадратной бутылки, часто из синего стекла с декором из эмали и золота, с изображениями цветов и человеческих фигур. Возможно, образцом для них послужили голландские бутылки для джина.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 79 (сентябрь 2010), стр.46