В июле 2010 года в православных храмах одного из красивейших греческих островов Эгейского моря — Санторини — были исследованы предметы церковной утвари с целью выявления среди них русских произведений церковного искусства*. В результате был составлен краткий каталог с атрибуцией 80 предметов церковной утвари, которые ранее не были изучены и публикуются впервые. Это напрестольные кресты, потиры, дискосы, звездицы, лжицы, копие, дорные тарели, покров- цы, дарохранительницы, оклады Евангелий, иконы, паникадила, лампадки, хоругви, колокола, митра и др.
* Исследование проходило в рамках совместного проекта Российского государственного научного фонда (РГНФ) и Центра греко-российских исторических исследований (КЕРИЕ) по приглашению генерального секретаря КЕРИЕ — Др. Паноса И. Стому (Грант РГНФ 10-04-00664а). Руководитель проекта — В.В. Игошев (Москва). В исследовании принимали участие-. В.Г. Пуцко (Калуга), Е.А. Конявская (Москва), П. Стому (Афины), С. Мозакис (Афины), благословение на исследование получено у митрополита Епифаниуса.
Цель настоящей статьи — введение в научный оборот этих ранее неизвестных произведений церковного искусства России XVIII—XIX веков. Они являются ярким свидетельством прочных торговых и культурных связей небольшого греческого острова с единоверной Россией.
Вещи в каталоге сгруппированы по месту их нахождения в греческих храмах и в монастыре Св. Ильи Пророка. Они созданы в конце XVIII—XIX веках в Москве, Санкт- Петербурге, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, в Нижегородской губернии и в других регионах России. Часть предметов сделана специально на заказ и привезена на остров на кораблях в период процветания и устойчивых торговых отношений Санторини с нашей страной. К таким предметам, например, относится колокол, отлитый в Ростове-на-Дону в 1873 году для храма Св. Димитрия (кат. № 23), или серебряный чеканный оклад, сделанный в Москве в 1796 году на греческое Евангелие с уникальными надписями исторического характера (кат. № 2).
Следует отметить, что в числе важнейших продуктов, импортируемых из Санторини в Россию, были знаменитые местные вина, которые широко использовались в храмах при богослужении.
Русские предметы церковного искусства находятся не только в общественных, но и в многочисленных частных храмах, которые в течение длительного времени принадлежат нескольким поколениям греческих семей. На небольшом острове (длиной 18 км и шириной до 6 км) на крутых скалистых берегах и на ровных плодородных участках до землетрясения 1956 года насчитывалось примерно 260 церквей, где наряду с греческими предметами церковного искусства бытовали и русские произведения. Особенно много русских вещей сохранилось в монастыре Св. Ильи Пророка, расположенного на самой высокой вершине острова.
Предметы церковной утвари, представленные в каталоге, — далеко не полный список, а только часть русских произведений из храмов Санторини. Подавляющее число выявленных во время экспедиции памятников имеют русские надписи. На некоторых вещах можно видеть греческие тексты (кат. № 27, 30), а иногда — совмещение русских слов с греческими (кат. № 23).
В ряде случаев в одном памятнике сочетаются культурные традиции нескольких стран: Греции, России и Италии. Например, в церкви Св. Димитрия имеется Евангелие с гравюрами, напечатанное на греческом языке в 1785 году в Венеции. Это Евангелие украшено роскошным серебряным чеканным окладом с финифтью, сделанным в 1796 году в Москве (кат. № 2).
Можно привести еще один пример сложного переплетения греческих, русских и итальянских культурных влияний. В церкви Богоматери Акафистной имеется Евангелие, напечатанное в Венеции в 1883 году. Для этой Книги греческим мастером был сделан металлический оклад с гравированными священными изображениями и плетеным орнаментом, копирующим русский образец XIX века. Для средника верхней крышки данного оклада Евангелия греческий мастер использовал гравюру из этого же венецианского печатного издания 1883 года (кат. № 41).
На многих серебряных предметах церковной утвари, изготовленных в России, отбиты клейма, позволяющие установить точную дату, место создания предмета, а также имя мастера, или название ювелирной мастерской (кат. № 1—4,25,27,28, 34, 36—38,42,43,45—48, 50, 66,68, 73, 76—79). На некоторых вещах, сделанных из серебра, клейма отсутствуют (кат. № 30, 52, 54, 67, 80), на других — клейма пропечатаны частично и плохо читаются. Особый интерес представляет русское серебро с клеймами, которые ранее встречались крайне редко или были неизвестны. Например, на серебряном чеканном окладе иконы 1867 года «Св. Георгий Победоносец (Змееборец)» имеются ранее неизвестные клейма новороссийского серебряника: «Н. Гуля[ев]» (?) и «Н.Г.» (кат. № 27).
Как было сказано выше, в 1956 году на острове произошло сильное землетрясение, в результате которого многие храмы и жилые дома оказались разрушенными или получили сильные повреждения. Часть предметов церковной утвари, происходящих из пострадавших храмов, была отреставрирована и перенесена в другие, уцелевшие церкви. В результате отдельные вещи сохранились фрагментарно (кат. № 52), другие — были переделаны или «поновлены» (кат. № 6, 40, 42). К некоторым русским предметам греческими мастерами «добавлены» отдельные детали. Например, дорная тарель русской работы конца XIX века, вероятно, местным мастером в XX веке была переделана в дискос (кат. № 47).
В греческих храмах имеется немало русских икон, часть из них украшена серебряными окладами. Отдельные иконы имеют интереснейшие подписи. Например, на оборотной стороне иконы «Богоматерь Боголюбская» из монастыря Св. Ильи Пророка в 1837 году ее заказчиком сделана надпись, предназначенная для иконописца, с указанием иконографии образа и перечислением святых, которые должны быть на нем изображены. Здесь же есть имя заказчика — казака Ивана Еремеева Буравлева (кат. № 44).
Особенно большую историческую и художественную ценность имеет роскошная серебряная митра, изготовленная в России в конце XVIII — начале XIX века, принадлежавшая патриарху Константинопольскому Григорию V. Эта митра в настоящее время хранится в монастыре Св. Ильи Пророка (кат. № 54).
К сожалению, часть памятников из-за ограниченности времени пребывания на острове не была доступна для изучения.
В итоге проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Выявленные предметы церковной утвари из храмов греческого острова Санторини были изготовлены в России в конце XVIII — XIX веке. Многие из этих памятников имеют точную дату, указание на мастерскую и место изготовления. Такие произведения свидетельствуют о прочных торговых и дружеских отношениях между Россией и Грецией. Санторини вместе с другими островами Эгейского архипелага в конце XVIII — начале XIX века приобретает немалую экономическую и политическую силу благодаря интенсивному развитию торговли, что стало возможным во многом благодаря покровительству России. В это время значительно усиливается греческий торговый флот, процветанию острова способствует прекращение пиратских набегов. Используя проводившуюся русским правительством политику «покровительства» православным народам Балкан, греческие купцы получили существенные гарантии своей безопасности — большая часть греческих кораблей плавала под российским флагом.
Русские предметы церковной утвари конца XVIII— XIX века, бытовавшие в греческих храмах, являются свидетельством той политической поддержки, которую Россия оказывала Греции на протяжении ее борьбы за независимость от Османской империи и, особенно, в сложной политической ситуации в период национально-освободительного восстания 1821—1829 годов.
Каталог
Храм Св. Димитрия, деревня Месария
1. Дарохранительница. 1796 г. Москва (илл. 1).
Серебро, литье, гравировка, чеканка, золочение. Размеры: 30,9x16,3x11,5 см. Дарохранительница двухъярусная. Верхний ярус сделан в виде киотца, крепящегося к высокой прямоугольной в плане коробке нижнего яруса. К верхней части дарохранительницы присоединена главка с навершием в виде «сияния» с чеканными лучами, а в ее нижней части — прямоугольный в плане поддон с четырьмя литыми ножками фигурной формы. На лицевой стороне верхнего яруса дарохранительницы, сделанного в виде киотца, гравировано «Распятие», а на нижнем ярусе — «Положение во гроб».
На предмете имеются клейма XVIII века:
а) «1796/А.В» — клеймо в прямоугольном щитке московского пробирного мастера Вихляева Алексея Иванова с годом клеймения. (В ходе изучения клейм на серебре мы опирались, прежде всего, на фундаментальную работу по русскому серебряному делу: Постникова- Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. Территория СССР. М., 1983);
б) клеймо с изображением герба Москвы — Георгия Победоносца;
в) «АОП» в сердцевидном щитке — клеймо неизвест- | ного московского мастера по качеству (альдермана).
2. Оклад Евангелия. 1796 г. Москва (илл. 2).
Серебро, чеканка, финифть, золочение.
Размеры оклада: 36,0x24,7 см (с застежками — 36,0x26 см).
Лицевая сторона оклада Евангелия украшена пятью овальными финифтяными дробницами с изображениями Воскресения Христова и евангелистов: Иоанна, Матфея, Луки, Марка. Все пять финифтяных дробниц крепятся к четырем наугольникам и среднику. Здесь же, на верхней крышке Евангелия, вокруг центральной дробницы с изображением Воскресения Христова на штифтах закреплены четыре рельефные чеканные шестиконечные звезды, расположенные крестообразно. Нижнюю крышку Евангелия украшают четыре наугольника с чеканным орнаментом и средник с чеканным изображением Голгофского креста. Серебряные позолоченные наугольники, средник и четыре звезды, крепящиеся на верхней и нижней доске Евангелия, выделяются на гладком белом фоне серебряного листа.
Евангелие напечатано в Венеции на греческом языке в 1785 году. Бумага форзаца — с красивыми разводами в виде узора, состоящего из округлых декоративных пятен, также итальянской работы. (Об узорах на бумаге см.: Raccolta Bertarelli. Carte decorate. Milano, 1989, № 1209.) На отдельных листах Евангелия сделаны владельческие надписи синими чернилами на греческом языке. Особенно интересна надпись на 4-й странице, свидетельствующая о землетрясении и сильных разрушениях, произошедших на острове 9 июля 1956 года в 5 часов 12 минут вследствие «гнева Господня».
На различных деталях серебряного оклада Евангелия имеются клейма XVIII века:
а) «1796/А. В» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Вихляева Алексея Иванова с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Москвы;
в) «АОП» в сердцевидном щитке — клеймо неизвестного московского мастера по качеству (альдермана);
г) «В.А» в щитке прямоугольной формы — клеймо неизвестного мастера.
3. Дорное блюдо. 1801 г. Москва (илл. 3). Серебро, давление, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр — 34,5 см; высота — 2,5 см. На гладком круглом блюде гравировано изображение Голгофского креста и орудия Страстей. По борту блюда гравированы гирлянды в виде свитых полотенец.
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «1801/А.В» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Вихляева Алексея Иванова с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Москвы;
в) «84» — клеймо, удостоверяющее пробу серебра;
г) «П Б» — клеймо неизвестного мастера.
4. Звездица. 1831 г. Москва (илл. 4).
Серебро, гравировка, чеканка, золочение.
Размеры: 14x13,5 см, высота — 5,5 см. На круглой дробнице, скрепляющей
в центре две полосы звездицы, гравировано «Всевидящее Око».
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «Н.Д/1831» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Дубровина Николая Лукича с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Москвы;
в) «М.Я» в прямоугольном щитке — клеймо московского мастера Яковлева Михаила;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
5. Крест напрестольный. XIX в. Россия (илл 5).
Медный сплав, гравировка, золочение. Размеры: 31,8x20,2x1,2 см.
На лицевой стороне двенадцатиконечного креста гравировано «Распятие», а также изображения Богоматери, Иоанна, Саваофа. На оборотной стороне — надпись: «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО» и стилизованный растительный орнамент.
6. Крест напрестольный (с поздними доделками). XIX в. Россия (илл. 6).
Белый металл, финифть, чеканка, золочение.
Размеры: 37,8x23,0x2,5 см.
На лицевой стороне гладкого напрестольного креста крепятся четыре эмалевых дробницы XIX века с изображением Саваофа, Богоматери, Иоанна Богослова и «Моление о Чаше» в гладких оправках. Эти четыре дробницы сделаны одновременно с крестом. Финифтяные дробницы с изображением Саваофа и Иоанна Богослова имеют трещины и сколы. Здесь же, на лицевой стороне креста, имеются и поздние доделки. Это две финифтяные дробницы («Распятие», «глава Адама»), оправки ко всем эмалевым дробницам, а также другие следы «поновления», выполненные в более позднее время — в XX веке. Золочение креста — также позднее. На обороте — орнамент с элементами «рокайль».
7. Паникадило. Вторая половина XIX в. Россия (илл 7).
Бронза, литье, чеканка, просечка, холодная эмаль, золочение.
Размеры: диаметр: 110,0 см.
Паникадило в виде балясины с восьмиконечным гладким крестом в верхней части. К балясине крепятся двенадцать «8»-образных ветвей с чашечками-свечниками. На
1. Крест напрестольный.
XIX в. Россия. Из церкви Св. Димитрия. Кат. № 5.
1. Крест напрестольный (с поздними доделками).
XIX в. Россия. Из церкви Св. Димитрия. Кат. № 6. балясине в местах ее утолщений имеются цветочные розетки в медальонах, расцвеченных холодной эмалью белого и голубого цветов.
8—22. Четырнадцать лампадок. XIX в. Россия (илл 8).
Медный сплав, давление, просечка, гравировка, литье, серебрение.
Все четырнадцать небольших лампадок имеют идентичную форму корпуса, украшенного просечным орнаментом. Каждая лампадка соединена тремя цепями с коп-тильником, сделанным в виде чашечки. Все лампадки подвешены к иконам местного ряда иконостаса.
23. Колокол на колокольне храма. 1873 г. Ростов-на-Дону (илл. 9).
Бронза, литье.
На колоколе имеются рельефные изображения Георгия Победоносца и Иоанна Предтечи Крылатого в прямоугольных клеймах. На последнем клейме сделана надпись: «ЮАН ПРЕТ». Между прямоугольными клеймами расположены небольшие медальоны. По нижнему краю колокола сделана рельефная надпись на русском и греческом языках: «ЗАВОД ЕФИ[МА] [МАТВЕЕВА ВАСИЛЕНКО ЛТНОЕ ДНМ1ТР1ОЕ 1873 РОСТОВЪ НА ДОНУ». Греческая надпись с названием храма указывает, что колокол был специально изготовлен на литейном заводе Василенко в городе Ростове-на-Дону для храма Св. Димитрия на острове Санторини.
Кафедральный собор Сретения Господня, город Фира
24. Большое паникадило. XIX в. Россия (илл. 10).
Бронза, литье, штамповка, золочение.
Паникадило подвешено в центральной части подкупольного пространства храма. Изготовлено в виде балясины, с отходящими от нее многочисленными литыми ветвями- свечниками. Все ветви с чашечками- свечниками расположены в три яруса. Более крупные •— внизу, мелкие — вверху. В верхней части светильника — восьмиконечный крест с «Распятием». В нижней шаровидной части балясины паникадила имеется рельефная надпись вязью: «СВЕТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВЕЩАЕТЕ ВСЕХЪ». Еще ниже на балясине — шар с литыми рельефными изображениями евангелистов в четырех медальонах.
В нижней части паникадила подвешено страусовое яйцо — символ Воскресения Христова. Как правило, в России подобные яйца приносились в храм в качестве пасхальных даров и подвешивались в нижней части паникадила. (О подобных подвесках к русским паникадилам см.: Игошев В.В. Драгоценная церковная утварь XVI— XVII веков. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009, с. 185—187). В греческих храмах обычно страусовые яйца подвешивались сверху паникадил.
25. Серебряный оклад иконы «Св. Мина». 1860 г. Новочеркасск (илл. 11).
Серебро, чеканка, золочение. Размеры: 24x17 см. На иконе, поставленной в киот, представлено изображение Св. Мины с четырехконечным крестом. По сторонам — чеканные изображения двух святых в облаках. На окладе крепятся три венца с чеканными лучами. Вверху, в центре, чеканено «Всевидящее Око». На окладе подвешено ожерелье.
На окладе имеются клейма XIX века:
а) «В.Л/1860» в прямоугольном щитке — клеймо пробирного мастера г. Одессы Лапшина Василия Матвеевича с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Новочеркасска;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
26. Икона «Св. Николай Чудотворец» в киоте. XIX в. Россия.
Дерево, масло. По сторонам поясного изображения Николая Чудотворца имеется надпись: «Св. Арх. Николай/Велигай чуд.»
Церковь Богоматери Акафистной
27. Оклад греческой иконы «Св. Георгий Победоносец (Змееборец)». 1867 г. Новочеркасск (илл. 12,12а, 126).
Серебро, чеканка, золочение.
Размеры: 91x64 см.
На серебряном окладе чеканено крупное рельефное изображение Св. Георгия, поражающего копьем крылатого дракона. Надписи чеканены на греческом языке.
На окладе имеются клейма XIX века:
а) «Н.Гуля[ев]» (?) и «Н.Г.» в прямоугольных щитках — клейма новочеркасского мастера;
б) клеймо с изображением герба Новочеркасска;
в) «Г.К/1867» в прямоугольном щитке — клеймо неизвестного пробирного мастера с годом клеймения;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, указывающее на пробу серебра.
28. Икона «Господь Вседержитель» в серебряном окладе. 1876 г. Москва (илл. 13).
Дерево, масло, серебро, гравировка, гильошировка, золочение. Размеры: 22x18 см
На окладе гравировано изображение Спаса Вседержителя с благословляющим жестом. Поля украшены стилизованным орнаментом, на нижнем поле надпись: «ГДЬ ВСЕ- ДЕРЖИТ.»
На окладе имеются клейма XIX века:
а) «герб Москвы», год клеймения — «1876» и проба серебра — «84» в щитке с округлым верхом.
б) «В К» в прямоугольном щитке — клеймо неизвестного мастера.
29. Икона «Богоявление». Первая четверть XIX в. Россия (илл. 14).
Дерево, темпера. Размеры: 41x31,5 см. На иконе представлено изображение Богоявления. В верхней части образа надпись: «Обра(з) Бгоявлетя/Г(с) да Нашего 1иса/Хрста».
30. Оклад иконы Богоматери «Призри на смирение». XIX в. Россия (илл. 15).
Серебро, чеканка, гравировка, золочение. Размеры: 29x23 см. На окладе — греческие надписи, однако особенности стиля и техники указывают, что оклад является работой русского мастера. Внизу иконы имеются вотивные подвески греческой работы XIX—XX веков.
31. Светильник подвесной. XIX в. Россия (илл. 16).
Медный сплав, гравировка, давление, просечка, живопись маслом на меди, стекло, золочение. Размеры: 29x11,5x5,5 см. Светильник ажурный с четырьмя чашами-свечниками и четырехконечным крестом на луковичной главке, подвешенный на трех цепях. На его лицевой стороне гравирована надпись: «СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ НАШЪ/СЛАВА ТЕБЕ», на оборотной стороне — орнамент. В центре светильника с лицевой стороны, в овальном медальоне, живописное поясное изображение Спаса Вседержителя с раскрытым Евангелием и благословляющим жестом.
32. Хоругвь. «Богоявление», «Николай Чудотворец». XIX в. Россия (илл. 17).
Медный сплав, чеканка, гравировка, просечка, золочение, дерево, масло. Размеры: 180x66 см.
Хоругвь на древке, в центре — двусторонняя икона в чеканном окладе «Богоявление», «Николай Чудотворец». Вокруг иконы — ажурное орнаментальное обрамление. Внизу хоругви — пять ажурных орнаментальных полос разной длины и ширины с подвешенными к ним кистями.
33. Хоругвь. «Восстание от гроба», «Богоматерь Казанская». XIX в. Россия.
Медный сплав, чеканка, гравировка, просечка, золочение, дерево, масло.
Размеры: 180x66 см. Хоругвь на древке, аналогичная (кат. № 32), в центре — двусторонняя икона в чеканном окладе «Восстание от гроба», «Богоматерь Казанская».
34. Серебряный оклад иконы «Деисус». 1871 г. Москва (илл. 18).
Серебро, чеканка, золочение. Размеры: 104x84 см. На серебряном окладе иконы чеканены фигуры Деисуса — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. По сторонам рельефного изображения Иисуса Христа, по верхней кромке престола, чеканена рельефная надпись: «ГОСПОДЬ ВСЕ/ДЕРЖИТЕЛЬ». Надпись обрамляют медальоны с буквами: «1С», «ХС». В нижней части оклада иконы чеканены облака и изображения херувимов.
На окладе имеются клейма XIX века:
а) «В.С/1871» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Савинкова Виктора с годом клеймения;
б) «Д О» в прямоугольном щитке — клеймо неизвестного московского мастера;
в) «84» в прямоугольном щитке — клеймо с указанием пробы серебра;
г) клеймо с изображением герба Москвы.
35. Потир. XIX в. Россия.
Медный сплав, давление, гравировка, золочение.
Размеры: высота — 29 см; диаметр чаши — 9,3 см; диаметр поддона — 12,5 см.
На чаше гравирован Деисус и Голгофский крест, на поддоне — орнамент с крестами в кругах. По венцу чаши гравирована надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПР1ИМИТЕ, ИСТОЧНИКА БЕСМЕРТНАГО ВКУСИТЕ».
36. Потир. 1834 г. Москва (илл. 19).
Серебро, давление, чеканка, гравировка, золочение.
Размеры: высота — 29 см; диаметр чаши — 12 см; диаметр поддона — 15,8 см.
На чаше потира гравированы Деисус и Голгофский крест в четырех медальонах. По венцу чаши вырезана надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПРИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕСМЕРТНАГО ВКУСИТЕ». На четырех гранях поддона в форме тумбы гравированы орудия Страстей. В нижней части круглого поддона на гладкой узкой полосе гравированы буквы: «А.Д. Ф.Ф. М.М.» Поддон украшен рельефным растительным узором.
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «НА/1834» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Дубровина Николая Лукича с годом клеймения;
б) «84» — клеймо в прямоугольном щитке, удостоверяющее пробу серебра.
37. Дискос. 1879 г. Москва (илл. 20).
Серебро, давление, гравировка, золочение. Размеры: высота — 8 см; диаметр тарели — 17,5 см; диаметр поддона — 8 см. На тарели дискоса гравирован Евхаристический Агнец с двумя ангелами в облаках. По борту вырезаны надпись: «СЕ АГНЕЦЪ/БОЖ1И ВЗЕМЛЯИ/ГРЕХИ М1РА» и плетеный орнамент.
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «Д.Ш» в щитке прямоугольной формы — клеймо Шелапутина Дмитрия Максимовича, владельца московской фабрики золотых и серебряных изделий, основанной в 1870 году. Клеймо фабрики Д.М. Шелапутина известно в 1870—1914 годах. (См.: Постникова-Лосева и др. 1983, № 2427, с. 214; Игошев В.В. Церковная утварь и предметы храмового убранства//Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005, с. 184—185,175, 203);
б) «АК/1879» в щитке прямоугольной формы — клеймо московского пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича. Здесь же — год клеймения;
в) клеймо с изображением герба Москвы;
г) «84» — клеймо в прямоугольном щитке, удостоверяющее пробу серебра.
38. Тарель дорная. 1833 г. Москва (илл 21).
Серебро, давление, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр — 19,6 см; высота — 0,9 см.
На дне тарели гравирован Голгофский крест с копием и тростью с губкой. По борту, в трех узких рамках, гравирована надпись: «КРЕСТУ ТВОЕМУ/ПОКЛОНЯЕМСЯ/ ВЛАДЫКО».
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «НД/1833» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Дубровина Николая Лукича с годом клеймения;
б) «В. П» в прямоугольном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера Попова Василия Ивановича;
в) клеймо с изображением герба Москвы;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
39. Тарель дорная. XIX в. Россия.
Медный сплав, давление, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр — 9,0 см; высота — 0,8 см
На дне тарели гравирован Голгофский крест с копием и тростью с губкой. По борту гравирована надпись: «КРЕСТУ /ТВОЕМУ/ПОКЛОНЯЕМСЯ/ВЛАДЫКО».
40. Крест напрестольный. XIX в. Россия (илл. 22).
Серебро (?), гравировка, финифть, стекло, золочение.
Размеры: 32,7x20,5x1,0 см.
На гладкой лицевой стороне креста крепятся шесть финифтяных дробниц с изображением Распятия, Богоматери, Иоанна, Саваофа, главы Адама, и «моления о Чаше». На пяти эмалевых дробницах утеряны оправки. Финифтяные дробницы с изображением Распятия, Богоматери, Саваофа имеют трещины, сколы и утраты. На обороте креста гравированы изображения орудия Страстей и растительный орнамент.
41. Оклад Евангелия. XIX в. Работа греческого мастера. Копирование русского образца (илл 23, 24).
Медный сплав, гравировка, серебрение, золочение. Размеры: 35,7x28,8x6,0 см.
На лицевой стороне в овальном среднике гравировано изображение благословляющего Христа, а по углам в четырех медальонах — поясные изображения евангелистов с их символами. Пять медальонов обрамлены стилизованным орнаментом переплетающихся плоских стеблей. Характер такого орнамента, изображения евангелистов, а также композиционное решение всего произведения позволяет утверждать, что мастер копировал русский оклад Евангелия XIX века. На нижней доске оклада в овальном среднике гравировано «Рождество Христово». На корешке оклада вырезаны Голгофский крест и орнамент плетенка. Книга Евангелие напечатана в Венеции в 1883 году. Следует отметить, что для средника оклада греческий мастер скопировал изображение благословляющего Христа с гравюры печатной книги 1883 года.
Монастырь Св. Ильи Пророка
42. Десять серебряных дробниц с Евангелия. 1815 г. Москва (илл. 25).
Серебро, чеканка, золочение. Размеры дробниц: «Воскресение Христово» — 17x14 см; евангелисты: Иоанн — 13,5x11,3 см; Матфей — 14,0x11,2 см; Марк — 13,8x10,6 см; Лука — 13,2x11,0 см; «Распятие» — 15,8x13,7 см; Андрей и Петр — 14,0x11,7 см; Симон и Иаков — 140x11,5 см; Симон и Иуда — 14,0x11,5 см; Варфоломей и Филипп — 14,0x11,7 см; Застежки — 5,2x2,7 см.
Десять серебряных дробниц 1815 года перенесены на греческое печатное Евангелие 1982 года. Пять чеканных дробниц с евангелистами и «Воскресением» крепятся на нижней стороне Евангелия, остальные пять дробниц с «Распятием» и наугольники с апостолами — на верхней доске.
Первоначально в 1815 году порядок расположения дробниц был иным. На лицевой крышке Евангелия крепились дробницы с изображением «Воскресения Христова» и евангелистов, а на нижней крышке — с «Распятием» и изображением апостолов.
На первом листе печатного Евангелия имеется надпись синими чернилами на греческом языке от 20.07.08.
На всех дробницах имеются клейма XIX века:
а) изображение герба Москвы и года клеймения «1815» в щитке с полукруглым верхом;
б) «И.З» в прямоугольном щитке — клеймо серебряных дел мастера Зайцева Ивана;
в) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
43. Потир. 1830 г. Москва (илл. 26).
Серебро, давление, чеканка, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр чаши — 9,3 см; диаметр поддона — 12,0 см; высота — 23,2 см.
По венцу чаши потира гравирована надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПРИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕСМЕРТНАГО ВКУСИТЕ». На чаше потира в четырех овальных медальонах гравированы Деисус и Голгофский крест. Между медальонами гравированы гирлянды в виде свитых полотенец, на которых подвешены крупные гроздья плодов с листьями. На четырех гранях поддона потира в виде тумбы гравированы поясные изображения евангелистов.
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «НД./183О» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Дубровина Николая Лукича с годом клеймения;
б) «МЛ» в прямоугольном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера Яковлева Михаила;
в) клеймо с изображением герба Москвы;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
44. Икона «Богоматерь Боголюбская». 1837 г. Россия (илл. 27).
Дерево, доска клееная двухслойная, темпера, золочение.
Размеры: 44,8x35,8x3,0 см.
На верхнем золоченом поле имеется надпись: «ОБРАЗЪ БГОЛЮБСК1Я/ПРТЫЯ БЦЫ». На иконе изображена «Богоматерь Боголюбская» на фоне храма с многоярусной колокольней. В верхней части иконы, в облаках, представлен Иисус Христос со свитком и благословляющим жестом. Богоматери предстоят 13 фигур святых: Петр митрополит, Алексий митрополит, Ионна митрополит, неизвестный святой, Св. праведник Иоаким, преп. Алексий человек Божий, преп. Антоний, преп. Сергий Чудотворец, преп. Василий Блаженный, преп. Максим Блаженный. Св. праведная Анна, преп. Мария, Св. царевич Димитрий. На левом боковом поле иконы изображен ангел-хранитель, держащий в правой руке крест, а в левой руке — саблю. На правом боковом поле иконы представлена царица Александра (Римская).
На оборотной стороне иконы, на доске, имеется надпись черной тушью: «№ 170», «На сей доске написать пресветую Богородгцу покровытельною: съ прыпесмы Александру царыцу и ангела хранителя у казака Ивана Еремейва Буравлева 1835-го года месяца». Эта надпись, вероятно, сделана заказчиком иконы — казаком Иваном Еремеевым Буравлевым и предназначена для иконописца. На лицевой стороне иконы, внизу, в овальном клейме — текст молитвы.
45. Потир. 1886 г. Москва (илл. 28).
Серебро, давление, чеканка, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр чаши — 8,3 см; диаметр поддона — 10,3 см; высота — 19,5 см.
По венцу чаши потира гравирована надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО/ПРИМИТЕ ИСТОЧ/НИКА БЕЗСМЕРТНОВО/ВКУ- СИТЕ». На чаше в овальных клеймах гравированы Деисус и Голгофский крест. Поверхность чаши потира между овальными клеймами украшена резным плетеным орнаментом. На поддоне чеканен стилизованный узор и восьмиконечные звезды в кругах.
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «А.К/1886» в прямоугольном щитке — клеймо пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича с годом клеймения;
б) «А.Г» в прямоугольном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера Головина Александра Федоровича;
в) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
46. Дискос. 1880 г. Москва (илл. 29).
Серебро, давление, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр тарели дискоса — 11,6 см; диаметр поддона — 7,3 см; высота — 5,8 см.
На тарели гравировано изображение Евхаристического Агнца и ангела в облаках.
По борту гравировано: «СЕ АГНЕЦЪ БЖ1И ВЗЕМАЯИ ГРЕХИ М1РА».
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «А.К/1880» в прямоугольном щитке — клеймо пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Москвы;
в) «А.Г» в прямоугольном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера Головина Александра Федоровича;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
47. Дискос (сборный). Тарель дискоса — конец XIX — начало XX в. Москва. Поддон — XX в. Греция (илл. 30, 31).
Серебро, давление, чеканка, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр тарели дискоса — 13,4 см; диаметр поддона — 8,6 см; высота — 8,8 см. На тарели гравировано изображение «Богоматерь «Знамение». Вокруг по борту вырезаны надпись: «ДОСТОЙНО/ЕСТЬ/ЯКО/ВОИСТИННУ» и стилизованный орнамент.
На предмете имеются клейма конца XIX — начала XX века:
а) в овальном щитке — изображение женской головы в профиль, «84» — проба серебра, «ИЛ» — клеймо Московского окружного пробирного управления с инициалами управляющего округом Ивана Сергеевича Лебедкина;
б) «П.И» в прямоугольном щитке — клеймо Иванова Павла Ивановича — владельца мастерской серебряных изделий.
48. Тарель дорная. Конец XIX — начало XX в. Москва (илл. 32).
Серебро, давление, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр тарели— 13,3 см; высота — 1,4 см.
На тарели гравировано изображение Голгофского креста. По борту гравированы надпись: «КРЕСТУ/ТВОЕМУ/ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО» и стилизованный орнамент.
На предмете имеются клейма конца XIX — начала XX века
а) в овальном щитке — изображение женской головы в профиль, «84» — проба серебра, «ИЛ» — клеймо Московского окружного пробирного управления с инициалами управляющего округом Ивана Сергеевича Лебедкина;
б) «П.И» в прямоугольном щитке — клеймо Иванова Павла Ивановича, владельца мастерской серебряных изделий.
49. Дискос. XIX в. Россия (илл. 33).
Белый металл, давление, гравировка, золочение.
Размеры: диаметр тарели дискоса — 13,2 см; диаметр поддона — 9,4 см; высота — 6,0 см.
На тарели гравировано изображение Евхаристического Агнца. По борту гравировано: «СЕ АГНЕЦЪ БОЖ1И ВЗЕМЛЯИ ГРЕХИ М1РА». Поддон гладкий.
50. Звездица. 1880 г. Москва (илл. 34).
Серебро, ковка, гравировка, золочение.
Размеры: высота — 6,5 см; ширина — 6,2 см; ширина полосы — 1,7 см.
На гладком медальоне, скрепляющем две полосы звез- дицы, гравировано «Всевидящее око» в сиянии из резных лучей. Полосы звездицы украшены резным стилизованным орнаментом.
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «А.К/1880» в прямоугольном щитке — клеймо пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича с годом клеймения;
б) «84» — проба серебра и «герб Москвы»;
в) «А.Г.» в прямоугольном щитке — клеймо серебряных дел мастера Головина Александра Федоровича.
51. Тарель дорная. XIX в. Россия.
Медный сплав, давление, гравировка. Размеры: диаметр тарели— 10,4 см; высота — 0,6 см. На тарели гравировано изображение Голгофского креста. По борту вырезана надпись: «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО».
52. Чаша потира. XIX в. Россия (илл. 35).
Серебро, давление, гравировка, золочение. Размеры: диаметр чаши — 9,9 см; высота — 7,5 см. Поддон и стоян потира утрачены. По венцу чаши гравирована надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПР1МИТЕ ИСТОЧНИКА БЕСМЕРТНАГО ВКУСИТЕ». На чаше в четырех овальных клеймах гравированы Деисус и Голгофский крест. Между овальными медальонами — резной стилизованный орнамент из переплетающихся стеблей.
53. Звездица. XIX в. Россия.
Медный сплав, серебрение, ковка, гравировка.
Размеры: высота — 6,8 см; ширина — 10,2 см; ширина полосы — 1,7 см.
Наверху, в месте перекрестия двух полос звездицы, — медальон с изображением звезды Давида, в центре — «Всевидящее Око».
54. Митра патриарха Константинопольского Григория V (1797-1798,1806—1808, 1818-1821). Конец XVIII — начало XIX в. (до 1821 г.). Россия (илл. 36, 37).
Серебро, чеканка, финифть, камни, стекла, жемчуг, золочение.
Размеры: диаметр — 25,5 см; диаметр основания — 18,0 см; высота — 25,5 см.
Поверхность митры украшена гладким золоченым серебром и полосами с чеканным растительным орнаментом, расположенными крестообразно. В верхней части митры чеканено «сияние» в виде лучей, а в верху, в центре, крепится крест. На митре на гладкой поверхности крепятся четыре финифтяные овальные дробницы с поясными изображениями евангелистов с надписями: «[...] ИОАННЪ», «С[ВЯТОЙ] ЕВАНГЕЛИСТ] МАТФЕЙ», «С[ВЯТОЙ] ЕВАНГЕЛИСТ] МАРКО». Три дробницы имеют сколы, надпись на медальоне с изображением евангелиста Луки утрачена. Каждая дробница обрамлена жемчужной обнизью и венком из чеканных дубовых веток с желудями. По нижнему краю митра декорирована широкой полосой чеканного растительного орнамента, от которого вверх отходят виноградные листья.
Своеобразие стиля и техники исполнения чеканного раститель
ного орнамента и двуглавого орла, увенчанного императорской короной, указывают на работу столичного, вероятно санкт- петербургского, серебряных дел мастера конца XVIII — начала XIX века (до 1821 г.).
Патриарх Константинопольский Григорий V во время восстания за независимость Греции был повешен турками на вратах патриархии в день Пасхи 1821 года, затем его тело было брошено в море. Греческие моряки доставили тело патриарха на корабле под русским флагом в Одессу. Там в греческой Троицкой церкви тело святителя было погребено 19 июня 1821 года. Из Москвы для мощей священномученика было прислано патриаршее облачение и митра с крестом. В 1871-м мощи святителя из Одессы перенесены в Афины — в Благовещенский кафедральный собор. Канонизирован как священномученик (память 10 апреля). (См.: Соколов И.И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904, т. 1. с. 163—176,456—495; Преображенский А.Ф. Патриарх Григорий V и греческое восстание//Православный собеседник. Казань, 1906, март, с. 340—369; июль/август, с. 337—371).
Комплект литургических воздухов. XIX в. Россия.
Парча, золотные нити, шитье.
55. Воздух. Размер: 56x61 см.
56. Покровец на дискос (крестчатый). Размер: 42 х42 см.
57. Покровец на потир. Размер: 42x42 см.
58. Покровец. Конец XIX в. Россия. Бархат, золотные нити, шитье. Покровец крестчатый с четырьмя херувимами. Размер: 49x48 см.
59. Крест напрестольный. XIX в. Россия (илл. 38).
Металл, штамповка, гравировка, золочение.
Размеры: 23,8x15,0x1,0 см.
На кресте крепятся рельефное «Распятие», а также четыре ромбовидные дробницы с рельефными изображениями Богоматери, Иоанна, Саваофа, главы Адама. На обороте, на средней перекладине, гравированы надпись: «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО» и орнамент из переплетающихся узких лент и восьмиконечных розеток.
60. Копие. Вторая половина XIX в. Россия (илл 39,40).
Серебро (?), сталь, ковка. Размеры: длина — 16,5 см; ширина — 3,3 см.
Рукоять копия гладкая, в виде круглого в сечении стержня, сужающегося к лезвию и закругленного с противоположной стороны. На стальном лезвии копия имеется клеймо фабрики Завьяловых. Фабрика по производству стальных изделий, основанная Иваном Гавриловичем Завьяловым в 1820 году, находилась в деревне Ворсма Нижегородской губернии. (См.: Кулинский А.Н. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800—1917 годов. СПб, 1994, с. 166).
61. Вид русского Андреевского скита на Афонской горе с юго-западной стороны. 1903. Санкт-Петербург.
Хромолитография Е.И. Фесенко в Одессе.
Размер: 34x44 см.
62. Икона «Николай Чудотворец». Украина. Конец XIX в.
Размер: 32,5x27,5 см.
Икона под окладом из фольги в деревянном киоте.
63. Колокол в верхнем ярусе звонницы монастыря. XIX в. Ростов-на-Дону (илл. 41, 42). Бронза, литье. В центре, по окружности, колокол украшен широким пояском с рельефным орнаментом вьющегося стебля виноградной лозы с листьями и гроздьями ягод. В узор включены поясные изображения Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Богоматери в прямоугольных клеймах. В верхней части колокола — повторяющиеся рельефные изображения херувимов. Под орнаментальной полосой с виноградной лозой в овальном клейме — рельефная надпись: «Колокольный завод Алексея Ивановича Бурцева в Ростове-на-Дону».
Церковь Св. Николая, поселок Пиргос
64. Хоругвь «Богоявление Господня», «Богоматерь Владимирская». XIX в. Россия.
Ткань, шитье, дерево.
На прямоугольном полотне хоругви в круглых медальонах с двух сторон представлены изображения: «Богоявление Господня» и «Богоматерь Владимирская».
65. Хоругвь «Николай Чудотворец», «Восстание от гроба». XIX в. Россия. Ткань, шитье, дерево.
На прямоугольном полотне хоругви в круглом медальоне представлено поясное изображение Николая Чудотворца со Спасителем и Богоматерью в облаках. На оборотной стороне — изображено «Восстание от гроба».
Церковь Благовещения, поселок Эмборио
66. Потир. 1849 г. Москва (илл. 43).
Серебро, давление, чеканка, гравировка, золочение. На чаше потира в овальных медальонах гравированы изображения Деисуса и Голгофский крест в окружении резного орнамента вьющихся трав. По венцу чаши вырезана надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПР1ИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕСМЕРТНАГО ВКУСИТЕ». На поддоне чеканен растительный орнамент, здесь же гравированы поясные изображения четырех евангелистов.
На предмете имеются клейма XIX века:
а) «А.К/1849» в прямоугольном щитке — клеймо пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Москвы;
в) «СД» в прямоугольном щитке — клеймо неизвестного московского серебряных дел мастера;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
67. Потир. XIX в. Россия (илл. 44).
Серебро, давление, гравировка, гильоши- ровка, золочение.
На чаше потира в овальных медальонах гравированы изображения Деисуса и Голгофский крест, на поддоне в четырех овальных медальонах — поясные изображения евангелистов. По венцу чаши вырезана надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПР1ИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕССМЕРТНАГО ВКУСИТЕ».
68. Потир. XIX в. Москва.
Серебро, давление, гравировка, гильошировка, золочение
На чаше потира в овальных медальонах гравированы изображения Деисуса и Голгофский крест. На поддоне, украшенном чеканным растительным орнаментом, гравированы четыре поясных изображения евангелистов. По венцу чаши вырезана надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПРИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕССМЕРТНАГО ВКУСИТЕ».
На потире имеются клейма XIX века:
а) «.../...» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Москвы;
в) «...» в прямоугольном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
69. Плащаница «Положение во гроб». XIX в. Россия.
Бархат, шелковые, пряденные и золотные нити, шитье.
На среднике изображен Христос, лежащий во гробе, за ним стоят святые и ангелы. По кайме плащаницы с четырех сторон вышита надпись вязью: «БЛАГООБРАЗНЫЙ ЮСИФЪ СЪ ДРЕВА СНЕМЪ ПРЕЧИСТОЕ/ТЕЛО ТВОЕ ПЛАЩА/НИЦЕЮ ЧИСТОЮ ОБВИВЪ И ВОНЯМИ ВО ГРОБЕ НОВЪ/ПОКРЫВЪ ПОЛОЖИ». По краю каймы изображены орнамент вьющейся виноградной лозы и херувимы.
70. Хоругвь. «Николай Чудотворец». «Восстание от гроба». XIX в. Россия (илл. 45). Дерево, масло, медный сплав, гравировка, золочение. Хоругвь круглой формы с просечным орнаментом. В центре — квадратная двусторонняя икона в окладе «Николай Чудотворец» и «Восстание от гроба». Вверху хоругви утрачен четырехконечный крест.
Церковь Генетиссио в деревне Вофана
71. Икона «Богоматерь Владимирская» в окладе. XIX в. Россия.
Дерево, масло, медный сплав, чеканка, серебрение, золочение.
72. Икона «Николай Чудотворец» в окладе. Конец XIX в. Россия (илл. 46).
Дерево, масло, белый металл, штамп, золочение.
Икона в окладе с рельефным изображением Николая Чудотворца с венцом из лучей с зубчатой кромкой. К иконе приложена серебряная вотивная подвеска 800-й пробы греческой работы XX века с рельефным изображением корабля.
Церковь Богоматери, Глуколуса
73. Потир. 1869 г. (?) Москва (илл. 47).
Серебро, давление, чеканка, гравировка, золочение.
На чаше потира в овальных медальонах гравированы изображения Деисуса и Голгофский крест. На поддоне в четырех круглых медальонах гравированы погрудные изображения евангелистов. По венцу чаши вырезана надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПР1ИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕССМЕРТНАГО ВКУСИТЕ».
На потире имеются клейма XIX века:
а) «АК/1869» (?) в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Москвы;
в) «...» в прямоугольном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
74. Потир. XIX в. Россия.
Серебро (?), давление, гравировка, золочение.
На чаше потира в овальных медальонах гравированы изображения Деисуса и Голгофский крест. На поддоне гравирован орнамент. По венцу чаши вырезана надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПР1ИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕЗ- СМЕРТНАГО ВКУСИТЕ».
75. Дискос. XIX в. Россия.
Медный сплав, давление, гравировка, золочение.
На тарели гравировано изображение Евхаристического Агнца с двумя предстоящими ангелами. По борту имеется надпись: «СЕ АГНЕЦЪ БОЖ1И ВЗЕМЛЯИ ГРЕХИ М1РА». Поддон гладкий.
76. Дискос. 1869 г. Москва (илл. 48).
Серебро, давление, гравировка, золочение. На дне тарели дискоса гравировано изображение Иисуса Христа с крестом, слева — виноградная лоза и потир. По борту вырезана надпись: «СЕ АГНЕЦЪ / БОЖ1И /ВЗЕМЛЯИ/ГРЕХИ М1РА». Поддон гладкий.
На дискосе имеются клейма XIX века:
а) «АК/1869» в прямоугольном щитке — клеймо московского пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича с годом клеймения;
б) «В.П» в прямоугольном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера Попова Василия Ивановича;
в) клеймо с изображением герба Москвы;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
77. Лжица. 1869 г. (?) Москва (илл. 49).
Серебро, штамп, гравировка, золочение. На рукояти лжицы гравирован стилизованный орнамент из переплетающихся ремневидных стеблей. Окончание рукояти — в виде крестика. На лжице имеются клейма XIX века:
а) «АК/1869» (?) в прямоугольном щитке — клеймо пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича с годом клеймения;
б) клеймо с изображением герба Москвы;
в) «...» в прямоугольном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера;
г) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
78. Звездица. XIX в. Москва.
Серебро, гравировка, золочение.
На круглой дробнице, крепящейся на пересечении двух полос звездицы, гравировано изображение Св. Духа в виде голубя в сиянии.
На лжице имеются клейма XIX века:
а) «АМ» в овальном щитке — клеймо владельца московской фабрики серебряных изделий Мухина Александра Алексеевича;
б) «84» в прямоугольном щитке — клеймо, удостоверяющее пробу серебра.
Церковь Успения Богоматери, поселок Пиргос
79. Дарохранительница. 1880-е годы. Москва (илл. 50).
Серебро, чеканка, литье, гравировка, золочение.
Дарохранительница сделана в виде высокого пятиглавого храма на четырех ножках. По четырем стенкам нижнего яруса представлены рельефные изображения сцен из Евангелия: «Моление о Чаше», «Несение креста, «Христос в темнице», «Положение во гроб». На верхнем ярусе дарохранительницы, в центре, возвышается на шатровом основании луковичная главка с восьмиконечным крестом. По сторонам этой главки крепятся четыре миниатюрные главки с крестами, укрепленные на небольших шатровых основаниях.
На дарохранительнице имеются клейма XIX века:
а) «.../188...» в прямоугольном щитке — клеймо пробирного мастера с годом клеймения;
б) «84» — проба серебра и «герб Москвы» в прямоугольном щитке;
в) «НА» в овальном щитке — клеймо московского серебряных дел мастера Алексеева Николая.
80. Потир. XIX в. Россия (илл. 51).
Серебро, давление, литье, чеканка, гравировка, гильошировка, эмаль, золочение.
На чаше потира в овальных медальонах представлены горельефные изображения Деисуса и Голгофский крест, а на поддоне в меньших размеров овальных медальонах — четыре евангелиста. Все медальоны обрамлены эмалевыми рамками. Эмалью украшены также венчики фигур Деисуса и евангелистов. По венцу чаши в четырех дугообразных поясках гравирована надпись: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПР1ИМИТЕ. ИСТОЧНИКА БЕЗ- СМЕРТНАГО ВКУСИТЕ».
Валерий ИГОШЕВ
Фото 1—8, 10—41 выполнены автором статьи, фото 9, 42—51 — Г1. Стаму.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 79 (сентябрь 2010), стр.4