Эмалирование — техника декорирования металлических изделий, включающая нанесение на их поверхность окрашенного прозрачного или непрозрачного стекловидного вещества и приплавление его к изделию путем нагрева. Подобная же техника используется для украшения стекла и керамики. Эмаль прочно соединяется с поверхностью металла, расплавляясь в процессе обжига при умеренной температуре (обжиг при слишком высокой температуре может привести к короблению или расплавлению изделия). Изделие может украшаться эмалями разных цветов; при этом, чтобы предотвратить смешивание эмалей при их наложении друг на друга, применяется многократный обжиг с последовательным нанесением эмалей, имеющих более низкую температуру плавления по сравнению с предыдущим слоем. Так, некоторые виды розовых и бирюзовых эмалей имеют довольно низкую температуру плавления, поэтому они накладываются, как правило, в последнюю очередь.
О составе старых эмалей известно очень мало. Одно из самых ранних описаний изготовления непрозрачной белой эмали было сделано Антонио Нери в 1612 году в трактате «Искусство стекла» (L'Arte Vetraria). Судя по его описанию, для этого смешивались примерно в равных пропорциях олово и свинец; они прокаливались, а полученные окислы очищались и смешивались с таким же количеством прокаленной кристаллической соды и небольшой долей винного камня — для снижения температуры плавления. Затем смесь прокаливалась в печи в тигле, глазурованном белым стеклом, в течение десяти часов, чтобы она очистилась от примесей. После охлаждения и размельчения эмаль была готова к употреблению. Цветные эмали получались путем добавления металлических окислов к порошку белой эмали; при этом смесь несколько раз последовательно плавили, после каждого расплавления охлаждали, выливая в воду, и растирали в порошок.
К XIX веку в Европе декоративные эмали в большинстве своем изготовлялись на основе прозрачного и бесцветного свинцово-боросиликатного стекла, которое мастера-эмальеры называли между собой «флюсом» (хотя основное и общеупотребительное значение этого слова совсем иное). Состав этого «флюса» мог меняться в зависимости от того, какая температура плавления требовалась для конкретной эмали; тугоплавкая эмаль для работы на золоте обычно содержала двуокись кремния, свинцовой сурик, селитру и буру в пропорции 3:2:2 V2:0, а для получения мягкой легкоплавкой эмали эти же вещества брались в другой пропорции — 10:15:4:1. Эмаль для работы на серебре и меди получалась добавлением к этой смеси большего количества буры. Массово производились для продажи ремесленникам-эмальерам готовые «флюсы» пяти разных степеней тугоплавкости для изготовления эмалей, но многие мастера предпочитали готовить собственные «флюсы». Непрозрачный «флюс» изготовлялся путем добавления в него оксида олова или сурьмы либо фосфата кальция; затем он окрашивался таким же образом, как и твердые (тугоплавкие) эмали: эмалевая смесь расплавлялась, охлаждалась, дробилась и тонко растиралась с водой в агатовой ступке. Порошкообразная эмаль тщательно промывалась в проточной воде и хранилась в воде в закрытом сосуде.
Эмаль обычно накладывалась на изделие в виде сырой пасты и подсушивалась возле печи. Для обжига использовалась муфельная печь, которая защищала изделие от прямого контакта с огнем. Расплавление эмали в печи занимало лишь несколько минут, за ним следовало бережное охлаждение, и этот процесс мог повторяться несколько раз, чтобы видоизменить рисунок или исправить дефекты нанесения эмали.
Процесс эмалирования всегда был в значительной степени экспериментом с неизвестным результатом, так как эмаль очень чувствительна к условиям обжига. От малейших изменений она может вспучиться, треснуть или не пристать к поверхности изделия. Лучше всего эмаль пристает к стеклу, глазурованному фарфору и чистому золоту. Присутствие меди в сплавах золота приводит к образованию нагара на поверхности металла, к которому эмаль не пристает, поэтому поверхность таких сплавов перед нанесением эмали приходится тщательно очищать химическим способом или абразивами. Такие же проблемы возникают и при работе с серебром; с бронзой, однако, их нет. Для улучшения соединения эмали с основой можно «загрубить» поверхность изделия, обработав ее каким-либо острым инструментом — например, нанести на нее частые, неглубокие царапины. Тонкий или листовой металл иногда покрывается эмалью с обеих сторон (как, например, при изготовлении так называемой лиможской эмали); в этом случае нижний слой эмали называется «контрэмалью». Наличие двух слоев эмали препятствует деформации изделия из-за расширения и сжатия металла в процессе нагревания и охлаждения и таким образом предохраняет эмаль от растрескивания.
В самых ранних формах эмали рисунок создавался заливкой эмалей разных цветов в отдельные ячейки, образованные перегородками из металлической проволоки или тонких полос металла, как правило, припаянных к основе, согласно предварительно размеченному или процарапанному на металле эскизу. Такие перегородки назывались по-французски cloison, а сама техника получила название cloisonne — перегородчатая эмаль. После того, как все ячейки были заполнены несколькими слоями эмали и обожжены, поверхность изделия выравнивалась шлифовкой и полировалась. Выходившие на поверхность изделия торцы металлических перегородок, образующих ячейки с эмалью, часто покрывались позолотой, что придавало готовому изделию особую нарядность и блеск.
Основой самых ранних из дошедших до нас эмалей служило золото, а также сплав золота с серебром (электрум) и бронза — металлы, которые менее всего страдают от воздействия времени. Микенские ремесленники разработали технику перегородчатой эмали еще в XIII или XIV веке до н. э., а в III веке до н. э. она появилась и в Западной Европе, где признанными мастерами художественной эмали стали кельты.
Важнейший период в истории европейской перегородчатой эмали связан с государственным покровительством религии в Византийской империи в IX—XII веках. Об этом золотом веке эмали свидетельствуют украшения в соборе Св. Марка в Венеции — например, алтарь, установленный там в 1105 году и известный под названием Paia d'Oro. В современном своем виде он украшен 137 эмалями разных эпох и стилей. На более ранних эмалях алтаря ячеек относительно немного, они грубее очерчены и
залиты глубокими, яркими эмалями. Поздние добавления и замены характеризуются более тонким рисунком, меньшим размером ячеек и частым применением эмалей бледных, менее насыщенных тонов.
Вариантом техники cloisonne была филигранная эмаль, в которой перегородки делались из скрученной проволоки. В этом случае перегородки уже не запиливались вровень с поверхностью эмали, а оставались приподнятыми над ней, то есть поверхность эмали не была гладкой. Такая техника была особенно популярна в древней Греции, а начиная с эпохи Возрождения — в Венгрии и России.
В технике выемчатой эмали (champleve ) эмаль также заливалась в специально подготовленные ячейки на поверхности изделия, но в этом случае они вырезались в металлической основе. Внешне изделия, выполненные в этой технике, иногда можно отличить от cloisonne по неровной толщине перегородок между ячейками. Для такой техники требовалась большая толщина металла, чем для перегородчатой эмали, поэтому основой для эмали обычно служили простые металлы. Углубления для эмали могли формироваться еще на стадии отливки заготовки, вырезаться резцом либо, позднее, вытравливаться кислотой. Эмалированные в этой технике бронзовые медальоны и броши делали еще в римский период, а в XII веке эта техника возродилась в Лиможе (Франция) и в районе реки Маас. Популярность лиможских эмалей была так велика, что в XIV—XVIII веках эмалированные изделия назывались в Европе лимозинами.
Развитие техники прозрачной эмали привело к появлению варианта выемчатой эмали, известного как рельефная эмаль (в Европе принят французский термин basse-taille). В этой технике рисунок глубоко гравировался на металлической основе и был виден сквозь прозрачную эмаль, так что, варьируя глубину гравировки, можно было с особой выразительностью передать, например, складки на одежде изображенной фигуры. Свет падал сквозь эмаль на золотую или серебряную основу, и эмаль сверкала ослепительным блеском. Эта техника появилась в XIII веке в Италии, а потом распространилась в Испании, Германии, Франции и Англии.
Заметно отличалась от перечисленных техник ажурная, или оконная эмаль (в Европе принято французское название plique-a-jour — букв, «открытый свету»). Технологически это было развитие эмали cloisonne, только перегородки припаивались не к основе, а друг к другу. Временной основой служили пластины слюды или шамота или металл, к которому эмаль не приставала. После застывания эмали временная основа удалялась, и эмаль оставалась полностью открытой с обеих сторон.
Использование прозрачных эмалей для создания в миниатюре эффекта витража началось с конца XIV века, но получило особо широкое распространение в XIX веке в ювелирном деле, особенно в работах Рене Лалика, дизайнера Фернана Тесмара и семьи Фализ во Франции, Фортунато Рио Кастеллани и Карло Джулиано в Италии и ювелирной фирмы Маркуса в Нью-Йорке.
Эмаль на объемных предметах получила название инкрустированной эмали. Эта техника была разработана в конце средних веков во Франции и затем распространилась в других странах Европы. Ее применяли при изготовлении ювелирных изделий, фигур и других скульптурных деталей на раках для мощей и при украшении алтарей.
Изобретение в XV веке многоцветных эмалей без металлических перегородок, в которых эмали разных цветов накладывались рядом, приписывают мастерам Лиможа, хотя известны и подобные изделия
бургундской и венецианской работы. Эмали такого типа, обычно выполненные на слегка выпуклых серебряных или медных пластинах, изображали, как правило, религиозные сцены.
Техника, получившая название «гризайль» (grisaille), обыгрывала эффект, возникавший при наложении слоя белой эмали на темную или окрашенную основу. В зависимости от толщины слоя белой эмали менялись оттенки цвета основы, просвечивавшей через эмаль. Этот эффект мог быть усилен резьбой или повторным обжигом.
В XVIII веке в Европе вошла в моду роспись многоцветной эмалью подсвечников, табакерок и других предметов быта. Важнейшими центрами изготовления таких эмалей были Бэттерси (район в Лондоне), Бирмингем и Билстон в Англии, Аугсбург и Берлин в Германии. Парижские эмальеры тоже создавали прекрасные работы. Превосходными эмалевыми изделиями прославился Жан Петито и другие эмальеры из Женевы.
Начиная с середины XVIII века даже продукция массового производства украшалась переводными рисунками, нанесенными на эмалевую основу (сходная техника применялась и для керамических изделий). Переведенный печатный узор часто затем подкрашивался вручную.
Технологически родственна эмалированию чернь. Она заключается в приплавлении к металлической основе сплава серебра, меди, свинца и серы, предварительно растертого в порошок. Для нанесения черни узор вырезался на поверхности изделия, и полученные углубления заполнялись расплавленным черным сплавом. В другом случае чернью покрывалась основа (фон узора), а сам рисунок создавался оставшимися серебряными участками, которые часто покрывались позолотой.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 81 (ноябрь 2010), стр.80