Зарождение колонии на Вятской земле летописцы относят к 1174 году, но в одном случае утверждают, что новгородские жители самостоятельно решили отправиться в путь и отделились от Великого Новгорода, а в другом, что они сделали это с согласия Великого Новгорода.
Вероятней первое, потому что эта колония не признавала власти Новгорода и неоднократно проявляла враждебность к Великому Новгороду. 11 сентября (по ст. ст.) 1780 года императрица Екатерина II дала сенату именной Указ «Об учреждении Вятского Наместничества из 13 уездов». В нем она повелевала генерал-губернатору нижегородскому, костромскому и вятскому генерал-поручику А.А. Ступишину образовать в декабре 1780 года Вятское наместничество из Вятского, Слободского, Кайгородского, Котельнического, Уржумского, Орловского на Вятке, Яранского, Царевосанчурского, Глазовского, Елабужского, Малмыжского, Сарапульского и Нолинского уездов. Вследствие этого все перечисленные населенные пункты становились уездными городами, а город Хлынов, обретя новое имя — Вятка, стал губернским центром. До учреждения наместничества Вятская провинция состояла из трех уездов — Хлыновского, Слободского и Котельнического и была приписана к Казанской губернии.
Камско-Воткинский — молотовый (передельный), основанный в 1758 году, имел 16 действующих молотов и 5 запасных. Рабочих и мастеровых — 441 человек.
Ижевский — молотовый, основанный в 1760 году, имел 16 действующих молотов и 6 запасных. Рабочих и мастеровых — 358 человек.
Оба завода не имели собственных рудников, поэтому чугун на переделку доставляли с Гороблаго датских заводов Урала. К Камско-Боткинскому и Ижевскому заводам было приписано 18006 душ крестьян.
Кирсинский — доменный и молотовый, основанный в 1733 году. Он принадлежал заводчику Курочкину. Здесь была одна доменная печь, четыре действующих молота и один запасной. Мастеровых и рабочих людей — 48 человек. В 1781 году завод выплавил 23 158 пудов чугуна и уплатил налогов в казну по 4 копейки с каждого пуда.
Песковский — доменный и молотовый, основанный в 1772 году, тоже принадлежал Курочкину, имел одну доменную печь и два действующих молота.
При этих заводах был 81 рудник, лес же использовали с лесных дач при заводах.
Пудемский — доменный и молотовый завод, основанный в 1759 году, принадлежал Ивану Осокину, имел одну доменную печь и два действующих молота. Руду доставляли из 38 имевшихся при заводе рудников, а лес приобретался по договору у владельцев.
Олсутнинский — доменный и молотовый завод, основанный в 1775 году, принадлежал Ивану Осокину, имел одну доменную печь и шесть действующих молотов, 290 рудников, лес использовался с заводских дач. В 1781 году было выплавлено 42 943 пуда чугуна.
На этих двух заводах И. Осокина приписных крестьян не было, все заводские работы выполняли вольнонаемные рабочие.
Климковский — доменный и молотовый.
Холуницкий — молотовый.
Оба завода принадлежали коллежскому асессору Савве Яковлеву. Первый из них был основан в 1761 году, второй — в 1764-м. На Климковском заводе было две доменные печи — действующая и запасная и два действующих молота. Руду добывали на 77 заводских рудниках, работали на заводе купленные заводовладельцем крестьяне, а также крестьяне, переведенные с Невьянских заводов Яковлева. В 1781 году завод выплавил 135 712 пудов чугуна. На Холуницком заводе действовало двенадцать молотов и три оставались в запасе. Чугун для переработки поставлялся с Климковского завода. Лес на оба завода рубили из дач, приписанных к заводу на 60 лет.
Залазнинский — доменный и молотовый, основанный в 1772 году, принадлежал Антипу Молосову. На нем действовали одна доменная печь и три молота, руду добывали на ПО рудниках, принадлежавших заводу. В 1781 году было выплавлено 75 266 пудов чугуна.
Шурминский — медеплавильный, молотовый.
Буйский — молотовый.
Оба завода принадлежали А. Молосову. Первый из них был основан в 1732 году (переоборудован в железоделательный в 1772-м), второй — в 1768 году, из-за истощения рудников в 1781 году оба бездействовали. Все три завода А. Молосова собственных лесных дач не имели.
Пыжманский — медеплавильный завод.
Бемышевский — медеплавильный завод.
Барзино-Алексеевский — медеплавильный завод.
Каринский — медеплавильный завод.
В 1784 году при Вятской казенной палате была учреждена горная экспедиция для управления горными заводами, расположенными в губернии. В ноябре 1796 года упраздненная ранее Берг-коллегия была восстановлена, поэтому все горные заводы, находившиеся в ведении казенной палаты Вятской губернии, перешли в ее ведение.
Дальнейшее развитие горнозаводская промышленность Вятской губернии получила в XIX веке.
Камско-Воткинский (Воткинский) железоделательный завод был основан на месте слияния рек Вотка, Шаркай и Березовка, которые, чтобы создать заводской пруд, запрудили плотиной. Название заводу дала река Вотка (с угро-финского вата — застоявшаяся вода).
Завод этот в 1758 году для графа П.И. Шувалова, владельца Гороблагодатских заводов, построили государственные крестьяне. Непосредственно строительством занимался А.С.Москвин. Вотка впадает в реку Сива, Сива вливается в Каму, на которой была принадлежавшая заводу Устьречинская пристань. Руды поблизости не было, поэтому есть предположение, что это место для завода было выбрано и из-за изобилия лесов, и потому, что речки Вотка, Шаркан и Березовка служили надежной энергетической базой, а Чусовая и Кама позволяли доставлять чугун с других заводов.
В 1763 году Воткинский завод у П.И. Шувалова за долги отобрали в казну. В дореволюционной России казенные заводы, государственные промышленные предприятия находились в ведении различных ведомств (военного, морского, горного и др.). Главным назначением заводов было удовлетворять потребности империи (в первую очередь военные), вследствие чего большинство из них являлись военными и металлургическими предприятиями. Казенные заводы являлись одновременно центрами распространения технических новшеств, а также своеобразными школами для рабочих и мастеров частных заводов. Воткинский завод становится одним из крупнейших уральских заводов по производству кричного, листового и сортового железа.
В 1780 году он поступил в распоряжение Вятской казенной палаты. Предполагалось, что с передачей заводов из центрального управления (Берг-коллегии) в местное Воткинский завод будет развиваться, но за 16 лет подчинения Вятской палате он пришел в полный упадок. С восстановлением Берг-коллегии завод вновь ожил, встал на ноги и постепенно повысил качество продукции. В 1782 году по заказу Адмиралтейства он произвел первые якоря для Балтийского и Черноморского флотов, которым по качеству не было равных. Якорное производство просуществовало здесь 140 лет.
По официальному описанию 1797 года на заводе действовало 19 молотов и 26 горнов. Мастеровых насчитывалось 590 человек, приписных крестьян — 16 344 душ, жили они в 21 селении, расположенных от самого завода на расстоянии от 5 до 40 верст. Чугун вольнонаемные рабочие с Баранчинского и Кушвинского заводов доставляли сплавом по рекам Чусовая и Кама до Устьречинской пристани, а оттуда — сухим путем.
В марте 1837 года начальником Камско-Воткинского горного округа был назначен И.П. Чайковский.
Илья Петрович ЧАЙКОВСКИЙ (1795—1880) родился в городе Слободской Вятской губернии в семье городничего. Дворянин, подполковник Корпуса горных инженеров. Вся его деятельность — образец беззаветного служения Отечеству, свидетельство его исключительного трудолюбия и принципиальности, больших организаторских способностей, неуклонного стремления и умения внедрять передовые научно-технические идеи. С 1825 года в «Горном журнале» начали появляться его на- I учные статьи, с 1826 по 1831 год он был членом Ученого комитета по горной и соляной части. В Камско-Воткинском горном округе Илья Петрович прослужил одиннадцать лет. Это было время наивысшего расцвета его деловых качеств. Приобретенный на Воткинском заводе опыт реорганизации железоделательного производства он впоследствии с успехом использовал на Алапаевских заводах под Екатеринбургом. В 1852 году И.П. Чайковский вышел в отставку и до конца своих дней жил в Петербурге. В 1858 году он на пять лет принял назначение на пост директора Технологического института.
25 апреля (по ст. ст.) 1840 года в селении при Воткинском заводе Вятской губернии в семье Чайковских родился сын, названный в честь деда Петром, — будущий великий русский композитор.
К середине XIX века техническое хозяйство завода достигло значительных успехов, повысилась производительность труда рабочих. В 1867 году посетивший уральские заводы академик В. Безобразов свидетельствовал о том, что техника на Воткинском и Камском заводах доведена до совершенства.
Однако два неблагоприятных обстоятельства тяжело сказывались на заводском хозяйстве: недостаток горючего и отсутствие собственной руды, ставившее предприятие в зависимость от чугуноплавильных Гороблаго датских заводов. Именно из-за этого Воткинский завод вынужден был отказаться от производства железнодорожных рельсов, которым он занялся в начале 70-х годов XIX века. Во второй половине XIX столетия он стал выпускать машины и оборудование (с 1847 года здесь строили железные суда, в 1868—1885 годах — паровозы) и представлял собой два предприятия, действовавших самостоятельно, — железоделательный завод и механический.
Что касается количественных показателей роста металлургического производства в России, то тут Воткинский завод не сыграл заметной роли, но в усовершенствовании металлургических процессов его значение, по общему признанию, бесспорно.
Воткинское художественное чугунное литье — особая, малоизученная страница декоративного искусства. Среди сохранившихся образцов — чугунная садовая мебель, дверные ручки, печные заслонки, юбилейные блюда, пепельницы, подсвечники, чернильные приборы. Самые ранние сведения о Воткинском литье относятся к 1830-м годам.
В отличие от каслинского Воткинское литье не шло на российский рынок, а производилось для близлежащих регионов, что ни в коей мере не влияло на качество литья и его художественное исполнение.
На заводе изготавливали пепельницы в виде голов домашних животных, рамки для фотографий с изображениями местных пейзажей, подсвечники в форме якоря, дверные ручки в виде фигуры льва, печные дверцы с изображением символа завода — Николаевской башни. Моделями зачастую служили отливки других предприятий. На изделиях редко ставили заводское клеймо или имя мастера.
Особый интерес представляет юбилейное блюдо, экспонировавшееся на Сибирско-Уральской промышленной выставке 1887 года в Екатеринбурге. Фактически это огромная литая чугунная памятная «медаль» диаметром 45 см, посвященная 125-летию перехода завода от графа П.И. Шувалова в казну. В центре блюда изображены построенный в 1832 году Николаевский корпус с башней — главный въезд на завод и его символ, медали, полученные им на всемирных выставках в Лондоне и Филадельфии, герб Российской империи и герб Вятской губернии, по горизонтальной оси блюда спешат навстречу друг другу паровоз и пароход. По краю блюда, в овальных медальонах, изображены образцы продукции завода. Если это изделие — плод творчества мастеровых Воткинского завода, то другое блюдо, диаметром 39 см, — копия с отливки немецких мастеров. Сюжет посвящен образованию Австро-Венгерской империи.
Художественное литье Воткинского завода в отличие от Кусинского и Каслинского не было коммерческим. В первую очередь оно отражало степень развития металлургических процессов на заводе, во вторую — удовлетворяло нужды региона в бытовом и кабинетном литье.
В 1771 году владелец Кирсинского железоделательного завода Иван Яковлевич Курочкин получил разрешение построить на берегу речки Песковка завод по производству чугуна на древесном угле. Для этого были все предпосылки: большие залежи железной руды, огромные лесные массивы, дешевая гидроэнергия, практически бесплатная рабочая сила из собственных крепостных крестьян.
Для получения гидроэнергии в устье Песковки в 1771 году возвели плотину длиной 550 метров, в результате чего образовалось водохранилище, или так называемый «Верхний пруд», с зеркальной площадью воды до 1,5 кв. километра, глубиной в русле реки от 3 до 7 метров.
Первым техническим сооружением на заводе стала доменная печь № 1 «Абрамовская» производительностью до 7 тонн чугуна в сутки, которая работала на холодном дутье. Воздуходувные мехи приводили в действие через систему труб водонапорной башни и водонапорного колеса с железными лопастями на нем. Вся же остальная система дерева, сырье — руду, известь и древесный уголь — на колошниковую площадку домны доставляли на лошадях по деревянному мосту, проложенному со стороны плотины.
До конца XVIII века завод не особенно развивался. Со времени своего основания и вплоть до 1918 года он несколько раз переходил из рук в руки. В зависимости от деловитости и предприимчивости владельцев переживал разные времена — успехов и застоя, подъема и спада производства. В период казенного управления по указанию Уральского горного управления в 1876 году здесь, в корпусе доменных печей № 2 и 3, соорудили древесноугольную ваграночную печь для отливки торговых гирь и мелких хозяйственных предметов. В этом же корпусе, но несколько позднее, смонтировали вторую ваграночную печь. Ассортимент продукции включал метрические гири, посуду различных объемов и наименований, печное литье. Готовые изделия на баржах отправляли по реке Вятка и далее до Нижнего Новгорода на ярмарку, где они пользовались устойчивым спросом. Гири эти продавали по всей стране, даже при Советской власти Лесковский завод был основным производителем метрических гирь.
Расцвет Лесковского завода начался с 1885 года, когда его владельцем стал Н.П. Пастухов. Увеличилась добыча руды, возросли объемы выплавки чугуна. Если в 1860—1865 годах его производили от 1500 до 2500 тонн в год, то в 1913 году — 9500 тонн. В Первую мировую войну завод кроме основной продукции отливал ручные гранаты системы «Мильс», на производстве которых было занято более 50 человек. В конце 1918 года по решению Высшего Совета Народного хозяйства страны Лесковский завод был национализирован.
Причины возникновения чугунного художественного литья на Лесковском заводе весьма прозаичны и будничны, а именно — необходимость удовлетворить самые насущные потребности промышленности Вятской губернии и местного населения. Поначалу в художественном литье преобладали крупные формы: узорные плиты для пола, решетки для оград и ворот. Первый опыт Лесковский завод получил, выполняя губернский заказ по поставке чугунных плит для полов зданий присутственных мест и Кафедрального собора в Вятке. Среди первых чугунных изделий завода были и предметы домашнего обихода, печные заслонки.
Постепенно мастерство работников совершенствовалось, вырабатывались чувство формы, ювелирная точность, что создавало предпосылки для производства более сложного художественного литья. Даже для таких, казалось бы, обычных хозяйственных вещей, как чугунные ступки, были найдены оригинальные художественные решения, и обычная ступка выглядела уже как ваза.
В то же время чугунное литье практически никогда не было единственным, чем занимался завод, оно было лишь малой частью основной продукции и не определяло его промышленно-экономического профиля. Тем, наверное, и интересны находки изделий художественного чугунного литья Лесковского завода. Известны три вида ажурных тарелок, хранящихся в фондах Кировского областного краеведческого музея. За основу в них взята ажурная глубокая тарелка работы К.Ф. Шинкеля, на которой добавленное по обрезу поле содержит дарственный текст. Это уже не плоское рельефное литье, здесь потребовалось гораздо больше опыта и мастерства литейщика, да и технических возможностей завода.
Еще один образец кабинетного художественного литья Лесковского завода конца XIX века — четырехугольная шкатулка на ножках, с рельефом на крышке — «Танцы».
Художественное литье на Лесковском заводе не получило промышленного масштаба только из-за того, что его владельцы ставили перед ним совсем другие задачи.
Начало строительству железоделательных и чугунолитейных заводов в Слободском уезде Вятской губернии положил указ государственной Берг-коллегии от 21 марта (по ст. ст.) 1761 года. Этот указ появился вследствие того, что секретарь главной межевой канцелярии Л.А.Челбышев обнаружил в Слободском уезде на казенных пустопорожних, принадлежавших Вятскому архиерею, землях признаки железных руд, которые были признаны пригодными для производства чугуна. В Берг-коллегию от генерал-кригскомиссара Александра Ивановича Глебова поступило прошение о том, чтобы разрешили строительство на речке Климковке железоделательного завода с одной или двумя доменными печами и необходимым числом фабрик для производства железа.
Получив добро, А.И. Глебов в 1762 году построил Климковский завод с одной доменной печью и четырьмя кричными молотами. Однако вскоре оказалось, что в Климковском пруду недостаточно воды для полноценной работы завода. С разрешения Берг-коллегии в 1764 году в
30 верстах, на реке Холуница, Глебов построил завод с девятью кричными горнами, а для производства листового железа были построены пять станов и пять досчатых молотов с печами. На Климковском заводе, взамен перенесенных на Холуницкий завод кричных молотов, была построена вторая доменная печь — запасная. Позже А. Глебов начал строительство на реке Черная Холуница Чернохолуницкого железоделательного и чугунолитейного завода. В связи с возведением Чернохолуницкого завода Холуницкий стал называться сначала Главно-Холуницким, а затем Белохолуницким заводом и центром Холуницкого горного округа. Однако из-за жалоб заводчика А. Молосова, которому принадлежали соседние Залазнинский, Шурминский и Буйский заводы, и из-за того, что Берг-коллегия не давала разрешения на окончание строительства Чернохолуницкого завода, генерал А. Тлебов в 1769 году продал построенные им заводы, в том числе и Чернохолуницкий, коллежскому асессору Савве Яковлевичу Яковлеву. В 1800 году с разрешения Берг-коллегии одну из доменных печей Климковского завода из-за недостатка воды в Климковском пруду перенесли на реку Боровка, на полторы версты от завода. Во вновь основанном Боровском заводе построили два кричных горна с двумя молотами. После смерти И.С. Яковлева и раздела имущества между его сыновьями Холуницкие заводы в 1806 году отошли во владение надворного советника Александра Ивановича Яковлева. С разрешения Пермского горного правления в 1810 году завершилось строительство Чернохолуницкого завода с двумя доменными печами и шестью кричными молотами. В 1814 году пленными французами был построен Богородский молотовый завод, в 1815 году — Нижнетроицкий молотовый завод, который из-за нерентабельности бездействовал с 1827 года, а в 1839 году был уничтожен. В непосредственном владении Д.И. Лковлева Климковский завод находился до 1828 года. После десятилетнего управления, вначале казенного, затем переданного представителям кредиторов Яковлева, Холуницкие заводы — Климковский, Белохолуницкий, Боровский, Чернохолуницкий, Богородский, Нижнетроицкий — продали с торгов 10 апреля (по ст. ст.) 1838 года надворному советнику Дмитрию Дмитриевичу Пономареву. При нем дела на Холуницких заводах пошли гораздо лучше. После его смерти в 1844 году заводы по завещанию перешли к его жене, Анастасии Петровне Пономаревой. При ней на заводах был введен контуазский способ выделки кричного железа, почти за 135 лет существования Холуницких заводов был достигнут самый высокий объем производства (1851, 1852 года) — выплавлено около 500 000 пудов чугуна, произведено 300 000 пудов железа.
Образцом бытового художественного литья Холуницких заводов того периода может служить большая печная дверка из моей коллекции, отлитая в 1846 году на Климковском заводе. Различные рельефные изображения, украшающие поля печной дверки, позволяют отнести это изделие к виду декоративно-прикладного искусства, в создании которого участвовал не только мастер-модельщик, но и формовщик, и литейщик. Как правило, дверки делали парными — большую и поддувальную, или полудверку. По типу они делились на герметические (с наружным засовом-коромыслом) и простые (внутренняя щеколда закрывалась и открывалась снаружи ручкой-вертушкой). Исключительный декоративный эффект рисунка достигнут за счет различных типов орнамента — растительного и геометрического. Дверку с орнаментальной композицией в виде розеток, веток и цветов, простых линеек кантов хочется долго рассматривать, любоваться ею как настоящим произведением искусства. Даже не верится, что эта массивная утилитарная вещь — чугунная дверка для печи, сделанная неизвестным мастером 160 лет назад.
В 1859 году, после смерти А. Пономаревой, по праву наследования Холуницкие заводы перешли к ее сыну, полковнику Алексею Дмитриевичу Пономареву. Снижение производительности заводов почти в два раза, отсутствие капитала, безрасчетное управление, накопившиеся казенные долги вынудили правительство в 1865 году взять заводы в казенный присмотр. Но и это не дало желаемого результата — долги, как частные, так и казенные, увеличились вдвое против тех, что были до того. 4 октября (по ст. ст.) 1868 года последовало Высочайшее Его Императорского Величества разрешение продать Холуницкие заводы с публичных торгов. Однако они не состоялись, потому что заводы были переданы подданному Великобритании, барону Вильгельму Рекстер-Вагстафу, с рассрочкой платежа казенных долгов на 37 лет. Незнание местных условий, а главное — отсутствие оборотного капитала заставили В.Рекстер-Вагстафа продать заводы в 1873 году коллежскому советнику Альфонсу Фомичу Поклевскому-Козелл и надворному советнику Николаю Ивановичу Севастьянову.
В декабре 1874 года А.Ф.Поклевский-Козелл становится единоличным владельцем Холуницких заводов, выкупив другую половину у совладельца Н.И. Севастьянова. В 1886 году он приобрел и присоединил к Холуницкому горному округу Залазнинские заводы — Верхне-Залазнинский чугунолитейный, Белорецкий чугунолитейный, Нижне-Залаз- нинский железоделательный, бездействовавшие последние 20 лет. Было создано Главное управление Холуницкими и Залазнинскими горными заводами в Белохолуницком заводе.
Альфонс Фомич ПОКЛЕВСКИЙ-КОЗЕЛЛ (1811— 1890), крупный предприниматель, происходил из старинного польско-литовского дворянского рода. С начала 40-х годов XIX века был чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе Западной Сибири. Став после отставки предпринимателем, он активно вторгался в различные отрасли урало-сибирской промышленности, владел стекольными, лесопильными, конными заводами, мукомольными мельницами, в том числе Холуницкими и Залазнинскими горными заводами в Вятской губернии. Будучи крупнейшим уральским горнозаводчиком, вел жесткую конкурентную борьбу, на своих предприятиях широко использовал достижения технического прогресса, привлекая лучших специалистов. Являлся одним из создателей Сибирского торгового банка, был крупным меценатом.
Это говорит о том, что в 1874 году Холуницкому горному округу в очередной раз повезло, горнозаводская промышленность округа оказалась в крепких руках. За 1874 — 1899 годы, пока Холуницкие заводы принадлежали сначала А.Ф. Поклевскому-Козелл, а после его смерти в 1890 году — торговому дому «Наследники А.Ф. Поклевского- Козелл», благодаря крупным инвестициям в модернизацию и реконструкцию заводов их производительность возросла почти в два раза. Так, на Климковском заводе после реконструкции основной доменной печи и постройки новой домны объем производства в 1873 — 1898 годы вырос в 2,5 раза, а выплавка чугуна — в 1,5 раза. В период реконструкции завода и постройки новой домны управляющим Климковским заводом был М.А. Павлов.
Михаил Александрович ПАВЛОВ (1863—1958), советский металлург, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, в 1885 году окончил Петербургский горный институт. Работал сначала инженером на Кирсинском заводе Вятской губернии, затем на различных должностях на Холуницких заводах. В 1894 году в «Горном журнале» опубликовал научный труд «Исследование плавильного процесса доменных печей» — это было первое в России теоретическое исследование теплового баланса доменных печей, работавших на древесном угле. Трудясь на Сулинском заводе (1896—1900), освоил и усовершенствовал доменную плавку на антраците. В 1900 году начал преподавать в Екатеринославском высшем горном училище, в 1904—1941 годах — он уже профессор Петербургского политехнического института; одновременно в 1921—1930 годах — профессор Московской горной академии, в 1930—1941 годах — Московского института стали.
С 1882 по 1901 год управляющим Холуницким горнозаводским округом был горный инженер, статский советник Андрей Андреевич фон Зигель. При нем не только было полностью обновлено оборудование на заводах округа, но и построены семь зданий для школ и мастерских, открыты две публичные библиотеки, зрительный зал (народный дом), учреждена заводская касса, из которой выплачивали пенсии престарелым и мастеровым, получившим увечья на работе. В 1898 году была открыта школа кружевниц, в которой девочки из семей заводских рабочих и крестьян ближних деревень получали эту редкую специальность. Уже в 1900 году холуницкие кружева были отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. На российских кустарно-промышленных выставках они получили две серебряные и одну бронзовую медали. Холуницкие кружева поставляли для императорского двора. Кроме школы кружевниц в центре округа, ее филиалы были открыты при Климковском и Чернохолуницком заводах.
Благодарное население Холуницкого Горного округа сделало настоящую надпись для сохранения в памяти потомства на вечные времена сей великой милости».
Плиту поместили в конторе Главного управления Холуницкими и Залазнинскими горными заводами. Но, увы, это «вливание» не спасло, а только отсрочило закрытие заводов. Ухудшавшееся материальное положение рабочих привело к росту недовольства, забастовкам и революционным выступлениям 1905—1907 годов. Осенью 1909 года управляющий Холуницким горнозаводским округом объявил о закрытии заводов. Мастеровые, кто мог, разъехались на Урал, в Сибирь, на Северный Кавказ, в Вятку и другие места. В поселках остались, как говорится, старые да малые и домохозяйки, влачившие жалкое полунищенское существование. Вятское губернское земство, взяв заводы в аренду в 1916 году, опять вдохнуло в них жизнь. Так, под руководством известного специалиста сельскохозяйственного машиностроения инженера Александра Николаевича Иконникова (1860 — 1928) на Белохолуницком заводе было организовано производство сначала конных плугов, позднее — конных окучников, а еще позже — другого сельхозинвентаря (веялок, льнотрепалок, сотенных весов и др.).
Своим возникновением и дальнейшим развитием художественное чугунное литье Холуницких заводов обязано в первую очередь росту городского строительства в Вятской губернии и потребности населения заводских поселков в бытовом литье.
Навес дома управляющего Холуницким горнозаводским округом — выдающийся для вятского региона памятник конца XIX века. Его торжественная и парадная композиция выполнена в духе классицизма, литой декор — в стиле барокко. Двускатная, четырехколонная, из спаренных на постаментах колонн, конструкция установлена на высоком, с чугунными ступенями, кирпичном крыльце. Фризы покрыты декором растительного характера, объединены в спиралевидные композиции с центром по оси фронтона. Фронтон украшает родовой герб Поклевских- Козелл — три вертикальных пера на поле «польского» щита, увенчанного изящной пальметтой и расходящимися крупными завитками.
К сожалению, имена мастеров-литейщиков Белой Холуницы, Климковки, Черной Холуницы не известны. Но все-таки два имени назвал академик М.А. Павлов в своей книге «Воспоминания металлурга», впервые вышедшей в СССР в 1943 году. Это столяр-модельщик Алпатов и формощик-литейщик М.А. Юсупов. М.А. Павлов вообще очень тепло отзывался о рабочих вятских заводов, на которых ему довелось служить, — Кирсинского, Белохолуницкого, Климковского. Он писал: «Люди особенные: таких встретишь не везде... дружелюбное отношение к человеку... это совершенно особый тип людей, простых и хороших, смелых и работящих. Они говорят вам «ты», держатся с достоинством, хотя, зарабатывая мало, живут бедно; они не заискивают и не грубят».
Параллельно с художественным архитектурным чугунным литьем развивалась и камерная интерьерная пластика. В конце XIX века в быту широко распространились пепельницы. Желание покупателей иметь недорогие, но «видом богатые» вещи привело к тому, что эта категория художественной продукции пользовалась устойчивым спросом как в поселке, так и за его пределами.
Модельный ряд изделий сходен с продукцией ведущих заводов Урала. В декоре предметов особой виртуозностью выделяются точность литья и качество литейной формы. Детали тонко и четко прорисованы. На сегодня мне известны пять образцов рельефно-плоскостного художественного литья Холуницких заводов с заводской маркировкой в виде клейма. Эти клейма можно условно разделить на два типа: первый тип клейма ставили вручную при формовке изделия в опоке, второй — находился на самой модели и формовался вместе с ней. Возможно, это говорит о том, что в первом случае моделью могли служить изделия других заводов, во втором случае — модели изготавливали на Холуницких заводах. Так, очень высокий уровень мастерства и сложность изготовления отличают пепельницу «Лапоть Вятский, праздничный».
Рельеф сплошь покрывает объем изделия, создавая рисунок клеток плетения из лыка. Обращают на себя внимание точность литья и высокое качество подготовки модели и формы тонкого рисунка плетеных ремней лаптя и фактуры. Этот образец изделий Холуницких заводов может претендовать на первенство в качестве литья среди ведущих заводов Урала. На сегодня остается открытым вопрос о том, где впервые была изготовлена модель, а также кто первый выпустил это изделие. Прейскурант кабинетного художественного литья Кусинского казенного завода такое же изделие предлагает под названием «Лапоть с оборками, малый». Л.П. Байнов в своей книге «Художественный чугун Кусы» утверждает, что такое изделие выпускал только или первоначально Кусинский завод, а дата первой отливки этого изделия — 1890 год. Судя по качеству готового изделия Холуницких заводов, типу клейма, времени изготовления и более точному соответствию модели своему названию, с уверенностью можно утверждать обратное, а именно: Холуницкие заводы были первыми, но не единственными, кто его выпускал. Заводское клеймо есть также на пепельницах «Мальчик с собакой», «Полумесяц», «Карась»; на низком подсвечнике «Звездочка с узорами».
К огромному сожалению, секреты мастерства художественного литья на Холуницких заводах утрачены. Последними отголосками были отливки, сделанные — после закрытия заводов в 1909 году — в частных мини-вагранках, так называемых «домницах», которые складывали из дикого колотого камня на растворе глины с песком. Высота такой «домницы» была в рост человека, а толщина — в три обхвата. В заводском поселке их называли «закрытое горно». Для улучшения плавления чугун разбивали на куски величиной с яйцо и мельче. На полу домницы разжигали трут, от него разгорался древесный уголь, а на нем расплавлялся чугун. Для формовки использовали глину — «пантылку». Когда плавка была готова («сварена»), выбивали каменьлетку и через отверстие сливали жидкий чугун в формы.
Подобную мини-вагранку в заречной части поселка Белая Холуница, видимо, имел Георгий Киселев. В 90-е годы XX века сотрудники районного музея в подполе его дома нашли инструменты, использовавшиеся при литье, и многочисленные готовые литые кабинетные вещи или их полуфабрикаты, ныне хранящиеся в фондах районного краеведческого музея.
Сейчас в быту жителей Кировской области и на антикварном рынке можно встретить художественное чугунное литье, которое приписывают заводам Вятской губернии. Но только по каким-то косвенным признакам можно утверждать, что это их изделия. Даже Устав промышленности фабричной и заводской (1879 г.) в разделе «О клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов» не требует обязательного клеймения продукции, как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Отсутствие на изделиях клейм не позволяет точно определить завод-изготовитель. Поэтому краеведы, коллекционеры и искусствоведы еще долго будут спорить о подлинности, времени и месте изготовления многих художественных отливок из чугуна.