В 2010 году исполнилось двести лет со дня рождения московского генерал- губернатора князя (Владимира Андреевича Долгорукова (1810—1891). В честь этого знаменательного события Исторический музей организовал выставку «Хозяин Москвы», на которой было представлено около ста предметов из уникальной «Долгоруковской коллекции».
Князь Владимир Андреевич Долгоруков, представитель одной из самых знатных фамилий в истории России, появился на свет 3 июля 1810 года в Москве, в родовой усадьбе на Пречистенке (дом сохранился, сейчас он входит в комплекс зданий Российской Академии художеств). Как и большинство юношей дворянского происхождения, князь В.А. Долгоруков избрал военную карьеру. В 1829 году он с отличием окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге и был зачислен корнетом в лейб-гвардии Конный полк. В 1830—1831 годах князь принимал участие в подавлении Польского восстания, а в 1836-м участвовал в военных действиях на Кавказе. В 1848 году В.А. Долгоруков был назначен генерал-провиантмейстером Военного министерства и в этой должности отвечал за снабжение армии во время Венгерского похода (1849) и Крымской войны (1853—1856).
30 августа 1865 года император Александр II своим указом назначил князя В.А. Долгорукова на пост московского генерал-губернатора, который он занимал более двадцати пяти лет (до 26 февраля 1891 года). Как показало будущее, венценосный уроженец Москвы не ошибся в своем выборе. За годы правления князя В.А. Долгорукова Москва превратилась из небольшого патриархального города в крупнейший торговый и промышленный центр Российской империи с населением более миллиона человек. Князем были проведены земская и городская реформы, изменено административно-территориальное деление города, улучшено водоснабжение, началось газовое, а с 1880-х годов и электрическое освещение Москвы, было открыто движение по линиям конно-железной дороги (конки).
С первого и до последнего дня своего правления князь ВА. Долгоруков пользовался громадной популярностью во всех без исключения слоях населения города. «Строгая законность его распоряжений, неустанная деятельность, постоянная заботливость о нуждах Москвы и Московской губернии, внимание к трудам и заслугам других, готовность помочь каждому в его нужде, в его просьбе, общедоступность, умение избежать всякого столкновения и умирить и окончить к общему благу столкновения, происшедшие между другими, редкое радушие, приветливость и любезность в обхождении, гостеприимство и истинно русское барское хлебосольство, вот качества, которыми всегда отличался князь В.А. Долгоруков» (Празднование десятилетия московского генерал-губернаторства князя Владимира Андреевича Долгорукова 31-го августа 1875 года. М., 1875). Далеко не каждый чиновник мог похвастаться столь лестной для него характеристикой! Москвичи искренне любили своего «удельного князя», широко праздновали каждую веху его генерал-губернаторства, подносили множество памятных даров.
За более чем четвертьвековое управление городом у В.А. Долгорукова сложилась значительная коллекция подарков, свидетельствующая о его несомненных заслугах перед Москвой. Это уникальное собрание включало почти 680 предметов, поднесенных князю по случаю важных должностных и служебных юбилеев, которые стали этапами формирования коллекции. Большую часть подарков составляли поздравительные адреса, помещенные в роскошно отделанные бархатные или кожаные папки- бювары, от разных московских обществ, учреждений, организаций и частных лиц. В коллекцию также входили подносные блюда и солонки, иконы, альбомы с рисунками и фотографиями, различные настольные композиции, памятные знаки и жетоны, книги с автографами авторов.
Первый юбилей В.А. Долгорукова — десятилетие службы в должности московского генерал-губернатора — Москва отмечала 31 августа 1875 года. «К часу пополудни депутации для поздравления Его Сиятельства наполнили парадные комнаты генерал-губернаторского дома. Такого огромного стечения лиц разных сословий, явившихся поздравить князя, в этих залах нам никогда не случалось видеть: это были только представители разных корпораций, но в лицах их вся Москва и Московская губерния спешили выразить свое единодушное, искреннее поздравление любимому и глубокоуважаемому московскому генерал-губернатору» («Празднование десятилетия...»). Из целого ряда замечательных даров юбиляру выделялась поднесенная Московским дворянством большая серебряная скульптурная группа «Георгий Победоносец на коне, поражающий копьем дракона», исполненная ювелирной фирмой «Овчинниковъ» по модели известного скульптора Е.А. Лансере. От Московского училища живописи, ваяния и зодчества был подарен альбом «События из истории рода Долгоруковых», состоявший из двенадцати рисунков, выполненных преподавателями и учениками училища. Наибольший интерес представлял рисунок В.Г. Перова «Князь Г.Б. Долгоруков при защите Троице-Сергиевой лавры» — один из редких примеров обращения прославленного мастера к историческому жанру. Художественным оформлением отличались дипломы на звания почетного гражданина города Бронницы (с рисунком В.О. Шервуда) и почетного гражданина города Москвы (с рисунком Л.В. Даля), вложенные в роскошные деревянные бювары с серебряными накладками.
Четыре года спустя москвичи праздновали пятидесятилетний юбилей службы князя В.А. Долгорукова в офицерских чинах, пришедшийся на 14 апреля 1879 года. «Большинство участников юбилейного празднования пожелали почтить этот день и сохранить память о нем каким-либо видным знаком или же делом благотворения. Стоявший в парадной гостиной стол представлял к концу приема великолепный вид. На нем помещались вещи, поднесенные князю Владимиру Андреевичу на память этого торжественного дня его жизни, в который он мог удостовериться, как высоко чтит его Москва и каким всеобщим уважением и расположением он пользуется» (Празднование пятидесятилетия службы в офицерских чинах московского генерал-губернатора, генерала от кавалерии, генерал-адъютанта князя Владимира Андреевича Долгорукова 14-го апреля 1879 года. М., 1879). По сравнению с прошлым торжеством, в этот раз подарки были более разнообразны и зачастую носили подчеркнуто мемориальный оттенок. Так, старообрядцы Преображенского богадельного дома поднесли исполненную фирмой «Сазиковъ» по модели Е.А. Лансере серебряную скульптуру офицера лейб-гвардии Конного полка, имеющую портретное сходство с молодым В.А. Долгоруковым; основательница Александро-Мариинского училища В.Е. Чертова подарила письменный прибор работы фирмы «Овчинниковъ» в виде серебряной модели дома на Пречистенке, в котором родился князь и где с 1860-х годов располагалось училище; Бронницкое городское общество презентовало серебряное блюдо работы фирмы «Постниковъ», украшенное эмалевыми портретами императоров Николая I, Александра II и самого князя В.А. Долгорукова; Императорская Академия художеств поднесла мозаичный образ Христа Спасителя в терновом венце работы известного мозаичиста И.А. Лаверецкого. Среди прочих подарков выделялись альбомы с фотографиями от служащих в управлении московского генерал-губернатора (фирма «Овчинниковъ»), от Попечительного совета заведений общественного призрения в Москве (фирма «Хлебниковъ») и от артистов Императорских Московских театров (фирма «Постниковъ»), Изяществом исполнения отличались также бювары от немецкой колонии в Москве и лицея цесаревича Николая, вышедшие из мастерской фирмы «Овчинниковъ». «Роскошь и искусство отделки, разнообразие рисунков, обилие украшений, смесь позолоты с разноцветною эмалью и повсюду заметное присутствие художественной мысли, как бы стремившейся достойнейшими созданиями своего творчества окружить видневшиеся на всех этих вещах вензеля и гербы юбиляра: все это придавало очаровательный вид собранию памятников юбилейного торжества» («Празднование пятидесятилетия...»).
Следующий княжеский юбилей — двадцатилетие службы в должности московского генерал-губернатора — праздновался с 26 октября по 10 ноября 1885 года. «Правительственные и общественные установления, учебные заведения, ученые и благотворительные общества, иностранцы, живущие в Москве, и их официальные представители — все сочли себя обязанными выразить князю Владимиру Андреевичу свою глубокую благодарность за его всестороннюю благотворную двадцатилетнюю деятельность в должности московского генерал-губернатора и пожелать ему еще много и много лет стоять во главе Москвы» (Двадцатилетие генерал-губернаторства в Москве генерал-адъютанта князя Владимира Андреевича Долгорукова 30 августа 1885 года. М., 1886). Как и в предыдущие юбилеи, князю было поднесено множество памятных подарков. Особое внимание гостей привлек исполненный по проекту В.О. Шервуда серебряный письменный прибор с бюстами императоров Александра II, Александра III и самого В.А. Долгорукова, от адъютантов князя, а также подаренный служащими в Московских губернских учреждениях серебряный ларец, крышка которого была украшена большим фамильным гербом князей Долгоруковых (фирма «Хлебниковъ»), Богатством отделки поражали бювар от Императорского Московского скакового общества работы той же фирмы «Хлебниковъ» и альбом от Московского общества любителей птицеводства работы фирмы «Овчинниковъ» с акварельными видами зданий Московского образцового птичника и многих пород птиц. Ярким оформлением выделялся созданный В.О. Шервудом адрес от великобританской колонии в Москве.
14 апреля 1889 года Москва готовилась отметить шестидесятилетний юбилей службы князя В.А. Долгорукова в офицерских чинах. Однако намечавшийся праздник был отменен из-за кончины в Петербурге сестры юбиляра, княгини М.А. Львовой. Несмотря на это, желающих поздравить князя было так много, что 27 апреля он организовал скромный прием в генерал-губернаторском доме, на котором присутствовали только самые близкие ему лица. В связи с траурным оттенком мероприятия подношений было сравнительно немного, и они были скромно оформлены.
Наконец, в 1890 году состоялся самый торжественный юбилей князя — двадцатипятилетие генерал-губернаторства. Как и пятнадцать лет назад, днем празднования было выбрано 31 августа. «Несметные толпы народа пришли в этот день к генерал-губернаторскому дому, чтобы приветствовать князя Владимира Андреевича со славным праздником его жизни и пожелать, как образно выражается русский человек, чтобы эта серебряная свадьба князя с Москвой была преддверием к золотой» (Празднование двадцатипятилетия службы генерал-адъютанта князя Владимира Андреевича Долгорукова в должности московского генерал-губернатора 31 августа 1890 года. М., 1891). Но этим благим пожеланиям не суждено было сбыться. Князю шел уже девятый десяток, и он сам, и все жители города прекрасно понимали, что этот юбилей станет последним для многолетнего «хозяина Москвы». Из более чем трехсот поздравительных адресов и всевозможных памятных даров выделялись богатством декора сработанные фирмой «Овчинниковъ» альбом от Московского купеческого общества и бювары от Московского городского общественного управления и турецкой колонии в Москве. Фирма «Хлебниковъ» исполнила великолепный бювар от Московских судебных установлений с гравированным видом здания Сената в Кремле. Некоторые адреса были оформлены известными архитекторами Ф.О. Шехтелем и АН. Кекушевым. Среди икон привлекала внимание поднесенная от управления храма Христа Спасителя икона «Рождество Христово» с барельефным серебряным изображением храма (фирма «Хлебниковъ»), а также икона-складень «Богоматерь «Утоли моя печали», Св. великомученица Варвара, Св. князь Владимир» от Александровской общины сестер милосердия (фирма «Овчинниковъ»). «В большой Белой зале, освещенной нежным розовым электрическим светом, утопали в зелени и цветах портрет Его Императорского Величества и бюст Императора Александра II, а в Желтой гостиной сгруппированы были все приношения, сделанные князю Владимиру Андреевичу по случаю юбилея. У левой стены, на столе, помещены были поднесенные иконы, а над ними — модель памятника Императору Александру II. <...> В правом углу раскинута была обширная эстрада, задрапированная голубым бархатом в виде княжеской мантии. На эстраде живописно раскинулись роскошные, художественные, изобиловавшие золотом, серебром и драгоценными каменьями вещи и бювары, с адресами, которыми был отмечен день юбилея князя Владимира Андреевича. Собравшиеся гости долго и с большим интересом останавливались перед ними и любовались их художественной работой» («Празднование двадцатипятилетия...»).
Пока князь В.А. Долгоруков стоял во главе Первопрестольной, все его обширное собрание помещалось в приемном зале генерал-губернаторского дома на Тверской улице. Осознавая историческую значимость и немалую художественную ценность коллекции, он заблаговременно распорядился ее судьбой. 6 апреля 1881 года князь уведомил директора Румянцевского музея В.А. Дашкова о пожертвовании музею всех предметов, поднесенных ему в1875и1879 годах. При этом В.А. Долгоруков поставил условие, что все вещи должны оставаться в занимаемом им помещении до тех пор, пока он сам будет находиться в Москве. Получив отставку в 1891 году, князь, помимо ранее пожертвованных предметов, передал в музей и все дары, поднесенные ему в 1885 и 1890 годах, «вместе с дорогими и изящными шкафами красного дерева». В 1892—1893 годах от опекуна над имуществом покойного князя В.А. Долгорукова П.В. Бахметева поступило в музей еще 55 предметов, подаренных князю в бытность его московским генерал-губернатором (см.: Архив РГБ, on. 1, д. 442).
В Румянцевском музее не нашлось отдельной комнаты для хранения такой большой коллекции, и изначально она была размещена в кабинете директора, образовав своеобразный «Долгоруковский зал». В 1899 году «Долгоруковскую коллекцию» соединили с Нумизматическим кабинетом и перевели в особое помещение, доступное для обозрения публики. Шкафы с памятными предметами князя В.А. Долгорукова были расположены по периметру зала, а нумизматическая коллекция помещена на специально изготовленной для этой цели железной галерее.
Сразу после поступления коллекции московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова в музей началась ее научная обработка. В конце 1891 года вышел составленный хранителем Отделения изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея, известным историком искусства И.В. Цветаевым краткий «Указатель предметов Долгоруковского зала». Помимо этого, по распоражению директора музея В.А. Дашкова, И.В. Цветаеву в сотрудничестве с хранителем Кабинета изящных искусств Московского университета КД. Чичаговым была поручена подготовка подробного и систематического описания всех предметов, переданных музею В.А. Долгоруковым.
В 1914 году в связи с реконструкцией некоторых помещений музея пришлось освободить комнату, где находились Нумизматический кабинет и «Долгоруковская коллекция». В течение двух летних месяцев 1914 года коллекция была разобрана, упакована и перенесена на хранение в подвалы музея, где и была «погребена» на целое десятилетие.
В первые послереволюционные годы в Румянцевский музей хлынул поток предметов из национализированных коллекций, у сотрудников не хватало сил и времени на их разбор. В этих условиях о лежащей где-то в подвалах «Долгоруковской коллекции» никто даже и не вспоминал. В начале 1920-х годов было принято решение о ликвидации Румянцевского музея и перераспределении его богатейших фондов между различными учреждениями культуры молодого Советского государства. В музее начала работу художественно-экспертная комиссия, определявшая музейное или немузейное значение предметов. В сентябре 1924 года дошла очередь и до «Долгоруковской коллекции», долгие годы пылившейся в подвалах музея. Представители комиссии во главе с П.П. Шибановым вскрыли ящики и приступили к «отбору»: адреса вынимались из роскошных бюваров, с которых срывались серебряные накладки, изымались драгоценные камни, с альбомов сдирались крышки, иконы вынимались из окладов...
Показателен пример варварства в отношении уникальной Библии XVI века, поднесенной князю в 1879 году Московским еврейским обществом. С ее роскошного переплета были содраны массивная серебряная накладка и выложенная бриллиантами монограмма В.А. Долгорукова («В», «А», «Д»), которые, как четыре отдельных предмета (!), были внесены в опись на реализацию. В то же время пять эмалевых медальонов с переплета были признаны предметами музейного значения и переданы в Музей «Старая Москва», а позже поступили в собрание Исторического музея. Сама же Библия на долгие годы оказалась в специальном хранилище Библиотеки имени В.И. Ленина, как книга «контрреволюционного» содержания.
По итогам своей работы комиссия составила список предметов «Долгоруковской коллекции», не имеющих музейного значения, в который вошло около 150 наименований. В описи оказались почти все иконы, несколько подносных блюд и солонок, более семидесяти бюваров и другие предметы из драгоценных металлов (см.: Архив РГБ, оп. 17, д. 243). Все вещи поступили на временное хранение в Государственный музейный фонд, откуда вскоре были выданы на Центральные склады хозяйственно-эксплуатационного управления (ХОЗЭКСУ) Главнауки для продажи (см.: РГАЛИ, ф. 686, on. 1, д. 54).
Меньше чем за месяц уникальное собрание, ценнейший источник по истории пореформенной Москвы, утратило свою целостность, о которой так радел князь В.А. Долгоруков, передавая его в музей. Вообще, 1924 год стал роковым для «Долгоруковской коллекции». Помимо огромной выдачи в ГМФ, еще около 80 предметов было «забыто» в Румянцевском музее и перешло «по наследству» в Ленинскую библиотеку (ОР РГБ, ф. 553). Большая же часть коллекции, около 500 предметов, 25 сентября 1924 года была передана в Музей «Старая Москва». 2 октября 1924 года состоялось заседание Ученой комиссии, на котором директор музея П.Н. Миллер докладывал о новых поступлениях. На заседании присутствовали художник А.М. Васнецов и искусствовед Н.Н. Соболев, первый из которых заметил, что «в этих папках и альбомах интересно все, так как эти предметы очень характерны для своего времени, так работать теперь никто не может», а второй обратил внимание на то, что «папки являются произведениями московских мастеров, а виды характерны для той эпохи» (ОПИ ГИМ, ф. 402, д. 4, л. 120 об.). В 1930 году все коллекции Музея «Старая Москва» официально вошли в состав Государственного Исторического музея, не стало исключением и собрание В.А. Долгорукова.
Хранящаяся в Историческом музее «Долгоруковская коллекция» не имеет равных среди подобного рода собраний. Ни один крупный чиновник Российской империи за годы службы не удостаивался столь значительного количества памятных даров. Пожалуй, коллекция князя В.А. Долгорукова может быть сопоставима лишь с аналогичными великокняжескими и императорскими собраниями, до нашего времени почти не дошедшими.
Огромная коллекция адресов князя В.А. Долгорукова представляет собой уникальный «определитель автографов» политических, общественных и культурных деятелей России второй половины XIX века. Немаловажно, что помимо известных личностей, таких, как ученые Н.Е. Жуковский и К.А. Тимирязев, хирург Н.В. Склифосовский, историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский, композитор Н.Г. Рубинштейн, театральный деятель К.С. Станиславский, купцы и меценаты С.14. Мамонтов, К.Т. Солдатенков и С.М. Третьяков, свои подписи под поздравительными адресами оставили и многие забытые сейчас герои «долгоруковской» эпохи. Кроме того, входящие в коллекцию альбомы с видовыми фотографиями Москвы и различными портретами представляют бесценный иконографический источник.
Достаточно полно «Долгоруковская коллекция» отражает стилистику изобразительного и прикладного искусства последней четверти XIX века. В собрании много произведений, исполненных крупными отечественными архитекторами, скульпторами и художниками — В.Г. Перовым, Л.В. Далем, А.К. Саврасовым, Е.А. Лансере, 14.М. Прянишниковым, Л.Н. Кекушевым, В.О. Шервудом, Ф.О. Шехтелем, А.А. Авдеевым, П.П. Зыковым, братьями М.Н и Д.Н. Чичаговыми и другими. Многие предметы представляют собой выдающиеся образцы золотого и серебряного дела, свидетельствующие о высочайшем художественном уровне ведущих московских ювелирных фирм «Сазиковъ», «Постниковъ», «Хлебниковъ» и «Овчинниковъ».
Осенью 2010 года в Государственном Историческом музее прошла выставка «Хозяин Москвы», приуроченная к 200-летию со дня рождения московского генерал- губернатора князя В.А. Долгорукова. На ней впервые за долгие годы была представлена широкому кругу зрителей значительная часть «Долгоруковской коллекции». В этой связи хочется надеяться, что выставка, возродившая почти забытое имя князя В.А. Долгорукова, даст новый импульс к изучению уникальной коллекции, чудом дошедшей до нашего времени.
Евгений ЛУКЬЯНОВ
Автор благодарит научных сотрудников ГИМ Ф.А. Петрова и Г.Г. Смо- родинову за предоставленную возможность публикации предметов «Долгоруковской коллекции».
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.76