Всегда большая удача, когда попадает в руки качественная авторская работа известного художника, особенно никогда ранее не публиковавшаяся. Недавно такая удача улыбнулась и мне — в моем доме появилось замечательное произведение знаменитого скульптора Марии Петровны Холодной. На обороте барельефа — выцветшая наклейка: «Художественный фонд СССР. Москва, Смоленская-Сенная, доМ27. Автор: Холодная М.П. Наименование: «Мальчик за книгой». Размер: 45x40 мм. Дата зачисления в выставочный фонд: 19/... (месяц неясен) 1947 года».
На барельефе «Мальчик за книгой» изображена жанровая сцена: спиной к кафельной печи, за столом, застеленном клетчатой скатертью, сидит мальчик, внимательно читающий книгу; окошко занавешено шторой с причудливым узором, на столе стоит глобус. Взглянув на барельеф, я сразу вспомнила работу Марии Петровны «Уроки музыки» (она была опубликована в наборе открыток «Произведения женщин-художников Москвы» 1976 г. и в каталоге «Керамика М.П. Холодной» 1965 г.). Точно такой же шторой занавешено окно около девочки, музицирующей на пианино. Размеры панно, схожесть сюжетов, одинаковый ритмичный декор по периметру барельефов и цветочный орнамент снизу — все это говорит о том, что панно проникнуты одним творческим настроением и создавались в одно время.
Девочка сосредоточена на звуках льющейся из-под пальцев музыки, мальчик полностью погружен в захватывающее чтение... Перед нашим взором предстает безмятежная картина уютного дома, счастливого детства. Напомню, что работы эти были созданы вскоре после окончания Великой Отечественной войны, тяжелой, кровавой войны, отнявшей у многих такое понятие, как «семья».
В композиции много воздуха, пространство панно можно легко расширить в своем воображении и представить атмосферу комнаты, тепло кафельной печки, увлеченных своими занятиями детей. Гармонию счастливого детства усиливает цветочный декор, расположенный внизу каждого панно и служащий своеобразной аллегорией мирной жизни.
Я стала искать упоминание о барельефе в литературе и пытаться прояснить историю создания этой парной композиции. Ответ нашелся в каталоге, изданном Государственной Третьяковской галереей к выставке, приуроченной к 90-летию со дня рождения Марии Петровны Холодной. Среди экспонатов выставки я нашла описание барельефов: «Таля за пианино», 1947 г., 45x45, фаянс, роспись подглазурная; «Митя читает книгу», 1947 г., 43x43, фаянс, роспись подглазурная». Указанные в описании выставки названия барельефов дали искомый ответ: на барельефах изображены родившиеся еще до войны дети- близнецы Марии Петровны и Исидора Григорьевича, Галя и Митя.
В своих воспоминаниях Мария Петровна описывает тяжкую дорогу в эвакуацию из осажденной Москвы с маленькими детьми. Долгие мытарства в ожидании поезда сначала на Казанском вокзале, потом на Курском, приезд в Горький, затем спешный переезд на теплоходе в Чувашию, в Мариинский Посад, затем в Казань, Куйбышев, Арысь, и, наконец, прибытие в город Фрунзе. Дети мужественно перенесли этот длительный путь, невзирая на голод, грязь и холод. В спешных сборах маленькая Галя успела взять с собой в эвакуацию только одну куклу-негритенка. К концу поездки от куклы осталось только туловище, все остальное было потеряно в диких давках при посадках на поезда, очередях за кипятком и ночевках на полу теплохода.
После эвакуации и возвращения в родной дом особенно остро чувствуется радость от встречи с родными и привычными вещами, теплом семейного очага. Становятся понятными мотивы создания скульптором этих замечательных лиричных композиций. Муж Марии Холодной, известный скульптор Исидор Фрих-Хар, любил работать с панно («Перед Ленским расстрелом», «Праздник в азербайджанском колхозе», «Стахановка хлопковых полей», «Праздник победы» и др.) — может быть, именно его творчество подсказало скульптору форму подачи образов домашнего уюта и любимых детей?
Я очень люблю работы Марии Петровны Холодной, особенно с изображениями ее детей. Дети в творчестве М Холодной занимают особое место, и мне видится, что причина этого кроется в детстве скульптора. «Детство мое было ласковое, теплое, радостное», — вспоминала она.
Мария Петровна родилась в Киеве в дружной семье известного педагога, директора коммерческого училища, Холодного Петра Ивановича. В семье было пятеро детей: два брата и три сестры. Несмотря на постоянную занятость общественными и служебными делами, отец Марии Петровны каждый день с шести до девяти утра стоял перед мольбертом и писал, он всегда выходил из дома с маленьким этюдником или альбомом для зарисовок. Семейное предание хранит рассказ бабушки, матери Петра Ивановича, в котором рассказывается, как юный художник, не имея кисточек, выстригал мех из бабушкиной шубы, а краски делал из ягод и глины. В семье культивировалась творческая атмосфера: мать получила прекрасное музыкальное образование и любила играть на пианино, отец вместе с детьми дома занимался живописью. Мария Петровна вспоминает, как отец смешивал краски на палитре, потом мастихином снимал эту смесь на бумажку и давал ею детям рисовать. Впоследствии трое (Петр, Татьяна и Мария) из пятерых детей выбрали себе профессии, связанные с искусством.
Тяготение к искусству было столь сильным, что Мария Холодная в 17 лет поступает в Киевскую Академию художеств на живописный факультет к Михаилу Львовичу Бойчуку. Студенты рисовали по репродукциям старых мастеров, равеннских мозаик, икон древнерусского письма. Такая рутинная методика преподавания, отсутствие натурных занятий и тяга к реалистическому искусству заставили Марию Петровну перейти на скульптурное отделение академии, чтобы «избавиться от какого-то плоскостного канона».
К принятию этого решения подтолкнула работа в художественном керамическом техникуме в Межигорье, где студенты вместе с преподавателями по заказу Внешторга производили декоративную скульптуру и посуду. Мария Петровна работала в гончарной мастерской, выполняла различную техническую работу, связанную с заготовкой глины, рисовала, лепила. Там же произошла ее встреча с Евгеном Сагайдачным, живописцем, собирателем народного украинского искусства. Молодые люди поженились и поселились в межигорском музее, в котором и родился первенец, Петр («Петюнок») Сагайдачный. Семейная жизнь не сложилась, но на учебе это никак не отразилось. В январе 1928 года Мария Холодная защищает дипломную работу «Материнство» и «Портрет Татлина». С Владимиром Евграфовичем Татлиным, родоначальником русского авангарда, преподававшим в институте на факультете театра и кино, Мария Петровна знакомится во время учебы.
«Жажда новых решений, новых понятий, современных и жизненных, была огромной», — вспоминает скульптор. Татлина приглашают на работу в московский ВХУТЕИН, вслед за ним в Москву переезжает с сыном и Мария Холодная. Материальные проблемы не мешали жить молодым творческим людям интересно и содержательно. Желание учиться не пропадало, и она стала работать с моделью в мастерской Сарры Лебедевой, с которой ее познакомил Татлин.
Все попытки Марии Петровны найти творческую и интересную работу закончились неудачно. Сначала Мария Петровна подрабатывала шрифтами, затем последовала работа в мастерской при музее керамики, где она должна была делать образцы для кустарных производств Подмосковья, потом последовал заказ создать подставку под лампу на тему «Комсомол» в ИЗОГИЗе. Начальству не понравились ни рисунки, ни эскизы художницы.
Перелом в творчестве Марии Холодной наступил в Конаково, куда она приехала работать в художественную лабораторию вместе со своим мужем, Исидором Григорьевичем Фрих-Харом.
История создания этой лаборатории началась с визита Исидора Фрих-Хара к Валериану Куйбышеву, своему старому приятелю по революционной борьбе в Самаре. Жена Куйбышева подала кофе в дулевских чашках с надписью: «Даешь нефть!» (в те времена к посуде предъявлялись не просто художественные, но и идеологические требования). Фрих-Хар возмутился нелепости революционного лозунга: «Вы пригласили меня пить кофе или нефть?» Куйбышев предложил инициативному художнику основать экспериментальную художественную лабораторию на базе Конаковского фаянсового завода. В конаковской лаборатории собралось много талантливых скульпторов: С. Лебедева, И. Слоним, А. Зеленский, И. Чайков, В. Фаворский, Г. Кепи- нов, В. Беспестова.
Подобные творческие лаборатории были созданы также на Дулевском и Дмитровском заводах.
Мария Петровна работала в непростое время, когда от художника требовалась четкая политическая ангажированность. Может быть, поэтому целая плеяда талантливейших скульпторов, таких, как Сотников, Горлов, Ефимов, Воробьев, стали работать в жанре анималистики, не желая исполнять социальный заказ. Ее ранние работы, выполненные в Конаково — «Телятница» и «Женщина со снопом», — несут поэтику колхозного труда. Знаменитый Роден говорил: «Великий мастер — тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания явлениях». Скульптуры не перенасыщены пафосом, они реалистичны и органичны.
Фаянс очень теплый материал, академичный фарфор не сумел бы передать ту нежную прелесть, которой светятся все скульптуры детей Марии Холодной, созданные в послевоенные годы: «Ветерок», «Девочка с кошкой», «Друзья птиц», «Мальчик со снежком»... Каждая из этих скульптур — маленькая камерная зарисовка из жизни. Девчушка с озорными глазами, сдерживающая порывы легкого теплого ветерка, срывающего с ее головки косынку. Девочка с ласково прижавшейся к ней кошкой. Два раскрасневшихся на морозе мальчика, увлеченно смотрящие ввысь на полет птиц. Мальчуган, с азартом играющий в снежки. Все эти персонажи узнаваемы и любимы по нашим воспоминаниям, по нашему детству, незамысловатость сюжета придает скульптурам тонкую лиричность, позы детей не статичны, а выразительны и динамичны. Как-то Фрих-Харчик (так любовно называли Исидора Григорьевича в семье) взял кусок пластилина и решил слепить кролика. Кролик никак не получался, и тогда Мария Петровна, видя мучения мужа, предложила ему слепить собаку. «По заказу не работаю!» — вполне серьезно обиделся художник. «По заказу» не работала и Холодная, ее скульптуры наполнены светом искренней любви к детям.
«Катись, яблочко, катись, вокруг блюдца обернись, покажи города и луга, леса и моря, горы и степи, всю землю родную», — склонилась над блюдечком Марьюшка, и «вдруг все вокруг ярким светом озарилось, катится яблочко по блюдечку, и на нем вся земля русская видна — красотища неписанная». Глядя на скульптуру Марии Холодной, можно долго любоваться красавицей Марьюшкой, ее кокошником, бусами, длинной косой, нарядным сарафаном. По внимательным глазам, румянцу взволнованной девушки чувствуется интрига повествования. Интересно, что и в сказочных персонажах Мария Холодная изображала скорее чуть повзрослевших детей, нежели взрослых женщин. Ее Снегурочка очень юна, она торжественно несет свою красоту, свой нарядный убор.
В начале 50-х годов скульптор создала несколько конфетниц с одинаковым сюжетом: девочка в национальном костюме (киргизском, украинском, узбекском) любуется на вышитый ковер. Национальный колорит, тщательная проработка деталей, полифония росписи придают им красочность и композиционную завершенность. Может быть, идея создания этих декоративных конфетниц связана с детскими воспоминаниями скульптора, когда она с удовольствием ездила на ярмарку и любовалась вышивками по домотканому полотну — «выризування, мережки, соловьиные очи», убором на головах девушек — «виночок», к которым сзади прикреплялись «стрички» самых разнообразных цветов?
Великолепное образование, прекрасное владение материалом, удивительный творческий союз с великим соратником-мужем — все это позволило создать Марии Холодной множество прекрасных скульптур, лиричных, добрых, любимых многими коллекционерами.
Марина САФОНОВА
Журнал выражает благодарность Ганне Исидоровне Фрих-Хар за помошъ в подготовке материала и предоставленные фотографии.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 82 (декабрь 2010), стр.52