Зародившись со случайного приобретения, коллекция российских железнодорожных жетонов аукционного дома «Знакъ» за несколько лет сформировалась в представительное собрание и продолжает пополняться. Железнодорожные жетоны второй половины XIX — начала XX века — очень специфическая область антиквариата, привлекающая коллекционеров высоким ювелирным мастерством, историческим, географическим и сюжетным разнообразием. Изготовленные чаще всего из золота, порой в мастерских Фаберже, Хлебникова, Бланка, искусно украшенные эмалью и финифтью, железнодорожные жетоны обладают несомненной смысловой и эстетической ценностью, являясь одновременно предметом антикварного искусства и своеобразным историческим документом. Отдельный интерес представляют фамилия и инициалы владельца на предмете, которые часто дают возможность установить его личность и биографию. Точное количество видов железнодорожных жетонов не известно никому. В России конца XIX — начала XX века железные дороги, как частные, так и государственные, составляли одну из самых мощных, динамично развивающихся отраслей экономики, имевшую большую инвестиционную привлекательность и для российского, и для иностранного капитала. Учитывая, что известно немало жетонов отдельных подъездных путей и веток, что многие дороги меняли названия, принимая во внимание также их слияния и разделения, гипотетически можно предположить наличие около 500 разнообразных видов.
2. Жетон в память строительства Московско-Курской железной дороги. Начата 1 июня 1864 г., открыта 5 сентября 1868 г. Выдан Н.В. Клименко. Неизвестная мастерская. Золото, эмаль. Группа «АЗ».
Московско-Курскаяжелезнаядорога— казенная дорога, построенная в 1864— 1868 гг. Проходила по территории Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Общая протяженность линии в 1868 г. составляла 550 км одноколейного пути. В 1893— 1895 гг. произошло ее объединение с Московско-Нижегородской и Муромской железными дорогами.
3. Жетон Охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги. 1897—1901 гт. № 183. Выдан поручику Л.Л. Биллевичу. Неизвестная мастерская. Золото, эмаль. Группа «А5».
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) — магистраль, проходившая по территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии). Ее главная линия соединяла Забайкальскую и Уссурийскую железные дороги Транссибирской магистрали на территории России. Южная линия связывала Карбин с Дальним. Дорога была построена в 1897— 1903 гг. по соглашению между Россией и Китаем. Правление Общества КВЖД находилось в Петербурге, управление дороги — в Харбине. По Портсмутскому миру 1905 г. южная ветка КВЖД от Куаньченцзы до порта Дальний и Порт-Артура перешла к Японии и была названа Южно-Маньчжурской железной дорогой. С 1924 г. КВЖД находилась в совместном управлении СССР и Китая. В 1935 г. дорога была продана властям Маньчжоу-Го. С августа 1945 г. по соглашению между СССР и Китаем дорога находилась в совместном управлении под общим названием Китайская Чаньчунская железная дорога. В 1952 г. была безвозмездно передана Китаю.
4. Жетон в честь 25-летнего юбилея Общества Коломенского машиностроительного завода. 1899—1914 гг. Выдан Парфению Алексеевичу Воробьеву. Мастерская И.П. Хлебникова. Золото, серебро, эмаль. Группа «А4».
Коломенский завод был основан в 1863 г., он возник при постройке железнодорожной магистрали Москва — Саратов. Основателем завода является Аманд Егорович Струве, военный инженер-строителъ, один из первых паровоза строителей России. Коломенский завод в 1903 г. одним из первых в мире освоил производство нового класса тепловых двигателей — дизелей.
5. Жетон Транссибирской железной дорога. 1899—1903 гг. Выдан Дж.Ф. Фельману. Неизвестная мастерская. Золото, серебро, эмаль. Группа «А4».
Транссибирская железная дорога соединяет Москву и крупнейшие восточносибирские и дальневосточные города России, Алина магистрали составляет 9290 км — это самая длинная железная дорога в мире. "Участок от Челябинска до Владивостока (7000 км) был построен в 1891— 1916 гг. Регулярное сообщение между Санкт-Петербургом, Владивостоком и Ащльним было установлено в июле 1903 г., когда Китайско-Восточная железная дорога была принята в постоянную эксплуатацию. В 1916 г. пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту было ознаменовано окончание строительства Транссибирской железной дороги.
6. Жетон в память открытия сети конно-железных дорог в Санкт-Петербурге. 1875 г. Выдан В.В. Сабанину. Неизвестная мастерская. Серебро, позолота, эмаль. Группа «А4».
В 1862 г. в Петербурге было учреждено «Первое товарищество конно-железных дорог», открывшее ряд линий. Регулярное пассажирское движение на городской конно-железной дороге в Петербурге началось в 1864 г. Конка использовалась как грузовой транспорт и для перевозки пассажиров. В 1906 г. сеть конно-железных дорог в Петербурге составляла свыше 150 км. Санкт-Петербургская городская конно-железная дорога использовалась до 1917 г., когда в городе работало 9 коночных маршрутов.
7. Жетон Кавказского района по передвижению войск. 1905—1914 гг. «От офицеров района». Выдан П.С. Стефанович-Стасенко. Неизвестная мастерская. Золото, серебро. Группа «В5».
8. Жетон Варшаво-Бромбергской ветки Варшаво-Венской железной дороги. Выдан графу П.А. Шувалову.
9. Жетон Макинской узкоколейной Восточной железной дороги. Выдан Г.М. Черноверхскому.
10. Жетон Энзели-Тегеранской железной дороги. Выдан П.А. Шувалову.
Этой весной аукционный дом выпустил эксклюзивное подарочное издание под названием «Железнодорожные жетоны из коллекции фирмы «Знакъ», обобщающее информацию о коллекции. В книге приводятся изображения и описания более ста двадцати экземпляров памятных жетонов. Каталог дополнен картами, архивными фотографиями и материалами, а также приложением, систематизирующим коллекцию и позволяющим легче воспринимать информацию. Специально для коллекционеров все предметы разбиты по категории их редкости и уровню ювелирной работы.
Жетоны в коллекции условно разделены на четыре категории по стоимости и степени редкости. К группе «А» отнесены жетоны, изготовленные из золота, сложной ювелирной работы, с красивым дизайном. К группе «В» — золотые жетоны с эмалями, но невыдающейся работы. Группа «С» — безэмальные золотые жетоны, выполненные примитивно, а также эмалевые серебряные. Наконец, группа «О» — серебряные безэмальные жетоны, изготовленные в простой манере. Редкость «5» говорит о том, что данный жетон известен нам в единственном экземпляре, «4» — в 2—3 экземплярах, «3» — в 4—5 экземплярах, «2» — в 6—10 экземплярах, «1» — более чем в 10 экземплярах. Таким образом, в описании каждого предмета присутствуют буква и цифра, например, «В2».
Михаил СЕЛИВАНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 87 (июнь 2011), стр.96