Коллекционирование почтовых марок вызвало их пристальное изучение, что оказалось невозможным без двух вещей — добротных каталогов и специализированных филателистических журналов, оперативно информирующих о новостях из мира марок. И то и другое увидело свет, как, впрочем, и сама почтовая марка, в Англии. И уже в 60-е годы XIX века Туманный Альбион стал родиной первых в мире каталогов и первых в мире филателистических журналов. Вначале они были достаточно скромными, но со временем и с ростом количества почтовых эмиссий и те и другие издания разрастались, становились объемными и весьма солидными.
К началу XX века в мире насчитывалось уже более десятка универсальных каталогов «марок всего мира», а также более сотни различных журналов, многие из которых сегодня стали библиографической редкостью и стоят на аукционах приличных денег. А уже к середине прошлого века возникла острая необходимость в организации специализированного союза журналистов-филателистов. Родился он в 1962 году в Праге в виде Международной ассоциации журналистов-филателистов. Четвертью века позже в Сан-Марино появилась еще одна уважаемая структура — АСКАТ — Международная ассоциация издателей каталогов и филателистической литературы. Обе они сегодня объединяют представителей более полусотни как универсальных, так и наиболее авторитетных национальных каталогов и почти три сотни журналов всех континентов.
Считается, что первый в мире филателистический журнал «The Monthly Advertiser» появился в 1862 году в Ливерпуле, хотя жители Бирмингема и утверждают, что аналогичное издание их города, «Тhe Monthly Intelligencer», увидело свет на несколько месяцев раньше ливерпульского журнала, в том же 1862 году. Оба издания были скромными восьмистраничными брошюрками, большую часть которых занимали объявления коллекционеров и торговцев о купле-продаже марок. Но начало было положено...
На следующий год появилось еще одно английское издание для филателистов — «The Stamp Collector's Magazine», которое уже было журналом в сегодняшнем понимании, выгодно отличаясь от рекламных брошюр, чьи страницы занимали случайные объявления, а маленькие заметки оказывались столь сухими и косноязычными, что их никто не читал.
Журнал редактировался двумя старейшими членами Королевского филателистического общества — К. Винером и Г. Тэйлором, обращавшими внимание не только на его содержание, но и на литературность языка, без чего периодическое издание не может долго существовать. Журнал выходил, в отличие от двух предшественников, закрывшихся уже на второй год, целых двенадцать лет, да и закрылся он лишь потому, что его основатель и первый главный редактор К. Винер с 1866 года возглавил новый журнал — «The
Philatelist», издающийся в Англии по сей день. Другой старейший английский филателистический журнал — «Лондонский филателист», принадлежащий Королевскому филателистическому обществу, также выходит по сию пору, причем каждый член этого общества ежемесячно получает его очередной экземпляр.
Следует упомянуть еще одного из основателей филателистической журналистики — Э. Пэмбертона, который, несмотря на то что был в числе учредителей Лондонского (будущего Королевского) общества, возглавил другой журнал — «Philatelical journal», который впервые стал помещать на своих страницах цветные репродукции почтовых марок. Его главный редактор полагал, и не без оснований, что таким образом сможет привлечь к коллекционированию новичков. Когда Э. Пэмбертон скончался, то в память о популярном редакторе и издателе был даже учрежден специальный филателистический журнал «The Philatelic Record», издававшийся в течение тридцати шести лет благодаря умелой издательской политике его шефа — еще одного известного филателиста, Эдуарда Нанкивелла, вошедшего в историю в качестве редактора сразу трех филателистических изданий, включая и знаменитый «Gibbons Stamp Weekly», в котором сотрудничал один из самых известных филателистов Соединенного Королевства — Фредерик Джон Мелвилл.
Прославился он в первую очередь тем, что вывел филателистическую журналистику на «большую дорогу», убедительно доказав, что коллекционирование марок — это не детское увлечение, а серьезное и интересное занятие для интеллектуальных людей. Более двадцати лет Мелвилл вел филателистическую рубрику в газете «Дейли телеграф». А поскольку сам он происходил из журналистской семьи с хорошими традициями, то и появившаяся в 1910 году «колонка Мелвилла» неизменно привлекала не только филателистов, но и самую широкую публику.
Кстати, это обстоятельство не прошло мимо внимания других серьезных изданий. И знаменитая «Таймс» на протяжении многих лет держала постоянного филателистического обозревателя.
Сходным образом развивалась ситуация и в континентальной Европе, где уже в 1863 году во Франции стали выпускать собственный филателистический журнал. Затем издания для коллекционеров появились в Бельгии, Германии, Италии и, наконец, в России. Правда, произошло это со значительным опозданием по сравнению с другими европейскими странами, в самом конце XIX века. Зато и развитие отечественных филателистических изданий пошло быстро. На рубеже XIX—XX веков в России, в Санкт- Петербурге, Киеве и Москве, стали появляться все новые и новые филателистические издания. Наибольшей популярностью пользовался журнал «Марки», выходивший в столице империи. На его страницах выступали крупнейшие и наиболее авторитетнейшие филателисты страны — Ф. Брейтфус, К. Шмидт, А. Фаберже.
События 1917 года в России и последовавшая в скором времени гражданская война серьезно подорвали не только бурно развивавшуюся отечественную филателистическую журналистику, но и вообще саму филателию. Ведь в соответствии с насаждавшейся большевистской идеологией коллекционирование марок рассматривалось как буржуазный пережиток. В этой связи интересно вспомнить, что возрождению как самой филателии в Советской России, так и филателистической журналистики коллекционеры обязаны в равной степени М. Горькому и Ф. Нансену.
Знаменитый полярный исследователь, потрясенный трагедией голодающих Поволжья в России, выступил с инициативой сбора средств в европейских странах для жертв гуманитарной катастрофы, а затем написал М. Горькому, который с искренней симпатией относился к коллекционированию марок, как разумному времяпрепровождению, духовно обогащающему человека, обстоятельное письмо с предложением не только выпустить почтово-благотворительные марки, сбор средств от продажи которых пойдет в фонд помощи голодающим, но и наладить в России на государственном уровне сбор гашеных марок с последующим их экспортом в Европу, где филателисты не имели реальной возможности получать почтовые новинки из Страны Советов.
Озвученное пролетарским писателем предложение полярника нашло понимание в правительственных кругах, и в скором времени был учрежден пост «уполномоченного комиссара по бонам и филателии», в функции которого входило создание новой «советской филателии».
Однако филателии в стране Советов не повезло еще раз. В годы сталинских чисток филателисты одними из первых попали на конвейер репрессий, естественно, за то, к чему призывал «Филинтерн» — за связь с зарубежными коллекционерами.
Лишь в связи с подготовкой к принятию Москвой в 1957 году VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов о филателии опять вспомнили на государственном уровне. В незабываемые фестивальные дни в здании Ленинской библиотеки в Москве была открыта международная филателистическая выставка, было учреждено Московское городское общество коллекционеров. Но до возрождения отечественной филателистической журналистики еще пришлось ждать почти десять лет. Лишь в 1966 году по решению Центрального Комитета КПСС в стране стал выходить единственный журнал для коллекционеров — «Филателия СССР», утративший с распадом страны в 1991 году и смысл названия. Кстати, в том же 1991 году увидел свет первый номер негосударственного (еще советского) журнала «Мир марок», просуществовавшего до 2009 года, когда на смену ему пришло издание российской Национальной академии филателии — журнал «Мир марок и монет».
Но вернемся в советские «филателистически безжурнальные» годы, а точнее, в 1962-й — год проведения I Всемирной филателистической выставки в Праге, в дни работы которой была образована Международная ассоциация журналистов-филателистов — AIJP, полувековой юбилей которой придется на следующий год.
Стоит отметить, что многие ранее издававшиеся филателистические журналы сегодня стали реальной библиографической редкостью, а издания XIX века периодически выставляются на самых престижных аукционах, уходя за приличные деньги. Именно это обстоятельство стало причиной того, что в 1977 году в Сан-Марино группой ведущих европейских филателистических издательств была создана организация ASCAT — Международная ассоциация издателей каталогов и филателистической литературы. Основными мотивами ее учреждения стала не только необходимость координации международной филателистической издательской деятельности, но и стремление, используя современные информационные технологии, сделать доступными издательские филателистические раритеты для широкого круга коллекционеров.
Андрей СТРЫГИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 86 (май 2011), стр.138