Инструкторы Генри Форда предложили первый опытный образец трактора с двигателем внутреннего сгорания в 1907 году. Однако эта конструкция оказалась невостребованной, Форд вернулся к тракторной теме в 1915 году, выставив опытный образец на Мичиганской выставке. Но акционеры Ford Motor Company выступили против отвлечения средств на эксперименты с тракторами, поэтому в 1916-с Генри Форд и его сын Эдсел организовали независимую компанию Henry dord and Son. Её продукция имела торговую марку — Fordson. В Советской Рoccuu это название трансформировалось в «Фордзон».
Форд сделал ставку на единственную, на массовую, дешевую модель. Трактор имел компоновку, которая впоследствии стала классической для колесных тракторов: два задних колеса увеличенного диаметра — ведущие, а два передних — направляющие. Первый крупный заказ компания Henry Ford and Son получила в мае 1917 года, еще до развертывания производства. Правительство Великобритании, озабоченное продовольственным кризисом военного времени, организовало распашку пустошей и договорилось с Фордом о поставке 5000 тракторов по цене, превышавшей себестоимость их изготовления всего на 50 долларов. В 1918 году Fordson стоил 880 долларов, в 1921-м — 625 долларов, а в 1922-м — 395 долларов. В первой половине 1919-го Форд выкупил доли других компаньонов, и тракторное производство получило доступ ко всем ресурсам Ford Motor Company. Трактора стали продаваться через автомобильную сбытовую сеть Форда.
В.И. Ленин видел в тракторе рычаг для перестройки сельского хозяйства на социалистический лад. «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдив их бензином и машинистами, то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию!»
Встреча представителей Советской России с Фордом состоялась весной 1919 года в Детройте. Форд, ничего не потерявший при национализации в РСФСР, был не против поставок своей продукции в Россию. Но сделка сорвалась из-за высылки советских представителей властями США.
В дореволюционной России больших успехов в строительстве тракторов добился Яков Васильевич Мамин. Он установил на колесный трактор двигатель собственной конструкции, работавший на сырой нефти. В 1911-м «русский трактор», так называл его изобретатель, был запущен в производство на Балаковском заводе. Известно, что Ленин встретился с Маминым и дал ему добро на изготовление небольших колесных тракторов, в которых очень нуждалась деревня. Изобретатель создал трактор «Гном».
На основе этого трактора заводы страны уже в начале 20-х годов развернули полукустарное производство минитракторов. В частности, на заводе в Кичкассе (недалеко от Запорожья) выпускался трактор «Запорожец», который имел только одну передачу вперед и развивал скорость 3,6 км/ч. Собрав первый трактор, рабочие завода отправили Ленину телеграмму: «С большой торжественностью шлем трудовой дар — крестьянский трактор первого выпуска. Счастливы зачислить вас почетным слесарем 9-го разряда с отчислением заработка рабочим Рура».
В 1923 году была создана комиссия ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства), которая провела совместные испытания «Запорожца» и американского трактора «Фордзон». Результаты испытаний были не в пользу американца. Например, вспашку десятины земли отечественный первенец заканчивал на 25 минут раньше, а съедал при этом 1 пуд и 4 фунта нефти против 2 пудов и 10 фунтов керосина, которые расходовал «Фордзон». Однако комиссия решила начать массовое производство «Фордзонов», установив при этом, что стране требуется 220 тысяч тракторов мощностью 20 лошадиных сил.
«Фордзон» имел все необходимые механизмы, в том числе трехступенчатую коробку передач, чего не было у «Запорожца» (в этом тракторе в погоне за экономией вообще не предусмотрели ни одну педаль — ни газа, ни сцепления, ни тормоза). Американский трактор мог не только пахать, но и сеять, культивировать, убирать урожай.
Установленный на тракторе ременной шкив позволял использовать машину при работе на току с молотилкой, а также в качестве привода мельницы, насоса, механической пилы, электрического генератора и др. Кроме того, поставив на производство эту технологичную в изготовлении сельскохозяйственную машину, страна приобретала опыт в налаживании массового производства тракторов.
Для производства колесных тракторов было решено привлечь следующие заводы: Путиловский, Коломенский, «Красный Аксай» в Ростове, «Красный прогресс» на Украине и «Возрождение» в Саратовской области. Но при более детальном обследовании этих заводов комиссия пришла к выводу, что массовое производство тракторов можно наладить только на Путиловском заводе.
Наша страна через Джулиуса Хаммера, который с 1922 года представлял интересы Советской России в США, закупила у Форда несколько тракторов. Шесть закупленных как образцы новых тракторов были разобраны до последнего винтика и тщательно обмерены. Затем каждую деталь испытали на твердость и провели их металлографический и химический анализы. После этого подобрали соответствующие отечественные материалы и технологию изготовления для каждой детали. 1 мая 1924 года по Дворцовой площади города на Неве прошли два светло-серых трактора с красными колесами и буквами «Ф-П» на радиаторе. А 1 октября 1924 года с конвейера завода сошел первый серийный «Фордзон-Путиловец». В 1924-м было изготовлено 74 трактора, а в 1925-м - 422.
Стране, имевшей огромную территорию, были необходимы десятки тысяч «Фордзонов». В декабре 1925 года СССР закупил у Форда партию в 12 тысяч тракторов. В 1926-м состоялись двусторонние визиты — представители Форда исследовали условия работы тракторов на российских полях, советские стажеры — производство тракторов на заводах в Детройте.
В начале 30-х годов XX века была в основном завершена коллективизация крестьянских хозяйств в важнейших зерновых районах страны. Деревня стала колхозной. Всего на заводе «Красный Путиловец» в 1924—1932 годах было изготовлено 36100 тракторов «Фордзон-Путиловец». Трактор «Фордзон-Путиловец» был символом коллективизации сельского хозяйства СССР. Он изображался на открытках, марках, плакатах, агитационном фарфоре.
Первая почтовая марка СССР с изображением трактора «Фордзон» была выпущена в августе 1923 года. Это одна из четырех марок, посвященных I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Но более наглядно и масштабно пропаганда социалистического перерождения деревни на основе ленинского плана кооперации и механизации сельского хозяйства осуществлялась на рекламных открытках начала 30-х годов прошлого века.
Вячеслав КУРИННОЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 86 (май 2011), стр.134