Бельгийское акционерное общество Харьковских конно-железных дорог Societe Anonyme des Tramways de Kharkoff (Russie)
Историческая справка
«Учреждено согласно акту, явленному метру Экторсу, нотариуса Брюсселя, 27-го апреля 1883 года и опубликованному в «Moniteur Beige» от 17-го мая 1883 года. Разрешено действовать в России с 28-го сентября 1888 года. Открыло действия в 1888 году. Основной капитал: 1 500 000 франков (1886-1894), 2 662 500 франков (1895). Состав предприятия: устройство и эксплуатация конно-железных дорог в городе Харькове.
Правление в Брюсселе, агентство в Одессе. Ответственный агент: бельгийский подданный Эмиль Иосифович Камбье (1893), поверенные общества: французский гражданин Вениамин Людвигович Летро и присяжный поверенный Сергей Александрович Козлов. Позже ответственное агентство переведено в Харьков, по адресу: улица Конная, 19. Ответственный агент: Э.Г. Вольтере (1910)».
В начале 1880-х годов Харьков становится заметным промышленным центром юга России и крупным железнодорожным узлом. Растет население города. Если в 1850 году в нем проживало всего 42 тысячи человек, то в 1897-м — в четыре раза больше.
В 1881 году в Харьковскую городскую думу было подано три проекта конной железной дороги: Александровского общества конно-железных дорог (Петербург), предприятия «Толмачев и К°» и строителей Одесской конной железной дороги предпринимателей Э. Отле и П.-К. Бонне.
Первые два городская дума отклонила. В опытности строителей Александровской дороги члены комиссии не сомневались, но требования касательно права собственности на будущую конную железную дорогу и установление дифференцированных тарифов за проезд считали серьезной преградой на пути заключения контракта. Проект j второго конкурсанта вообще был признан непрактичным. Что касается предложения П.-К. Бонне и Э. Отле, то единственным его недостатком комиссия считала слишком длительный срок концессии, однако предложила заключить контракт.
Контракт от 31-го мая 1882 года (извлечения)
«1882 года мая 31 дня, Харьковская Городская Управа на основании 116 и 117 статей Городового положения и постановления Харьковской Городской Думы 27 апреля сего 1882 года, с одной стороны, и Французский Гражданин Петр Клементьевич Бонне, за себя и по доверенности банкира Эдуарда Отле,.., заключили договор в нижеследующем:
§ 1. Для перевозки грузов и пассажиров между различными пунктами г. Харькова Бонне и Отле обязываются устроить конно-железные дороги по указанным...(трем. — А.А.) направлениям. Причем, если Бонне и Отле пожелают, не воспрещается им образовать для исполнения во всем согласно настоящему контракту означенного предприятия компанию, товарищество или другое коммерческое учреждение на общем законном основании. Протяжение всех городских на городской земле уложенных путей, в общей сложности, должно составлять не менее 171/2 верст.
§ 2. Означенные конно-железные дороги предприниматели Бонне и Отле обязаны построить на свой счет и риск, снабдить их подвижным составом и всеми принадлежностями для эксплуатации... По открытии движения предприниматели в течение четырех лет, считая с этого времени, обязаны построить на свой счет и открыть для движения железный мост, взамен ныне существующего деревянного Лопанского моста...
§ 16. ...Скорость движения должна быть не больше 10 верст в час.
Примечание 1. Пассажирское движение должно начинаться не позже 8 часов утра. За опоздание открытия движения утром, происшедшее по вине предпринимателей, они подвергаются штрафу по 10 руб. за каждый просроченный час, кроме случаев снежных заносов, метелей и уважительных законных причин.
§ 17. Плата за перевозку по конно-железным дорогам определяется: а) для пассажиров в черте города за все расстояние по каждой линии не свыше 5 коп. за место, при пересадке же с одной линии на другую предоставляется право брать дополнительный платеж не свыше 2 коп.; б) для грузов от 1 до 1У 2 коп. с пуда.
§ 18. В обеспечение исправного исполнения работ... предприниматели вносят в Харьковскую городскую управу залог в размере 10 000 рублей билетами Государственного банка, Херсонского земельного банка или другими процентными бумагами, принимаемыми в залог по казенным подрядам, по биржевому курсу этих бумаг. Из внесенного 10 ООО залога, по открытии движения на участке общим протяжением путей не менее 3-х верст, предпринимателям возвращается 6 000 рублей, а остальные 4 000 рублей остаются залогом в обеспечение исправного сооружения всей дороги и ее эксплуатации на все время концессионного срока.
Примечание. Проценты по внесенным по § 18 в залог бумагам выдаются предпринимателям ежегодно».
Концессия предоставляла исключительные права устройства конно-железных дорог в городе Харькове сроком на 42 года, то есть до 1924 года. Через 20 лет со времени открытия движения город получал право участия в прибылях в виде 1% с валового дохода, а через 25 лет — 2%. Через 4 года после открытия движения предприниматели обязывались выстроить на свои средства железный мост на реке Лопань. Выполняя это условие, в 1887—1888 годах они построили железный мост на каменных устоях на месте старого деревянного Лопанского моста. Стоимость постройки составила примерно 160 тысяч рублей.
Город сохранил за собой право выкупа дороги по истечении 15 лет. По окончании срока концессии все имущество конно-железной дороги должно было поступить в собственность города.
Особенно оговаривалось, что если бы в течение срока концессии в столицах или больших городах России или Европы был введен другой, более усовершенствованный способ перевозки грузов и пассажиров, то предпринимателям предоставлялось исключительное право с согласия городского управления ввести этот способ по устроенным линиям конно-железных дорог.
В 1883 году, в полном соответствии с предоставленным правом, в Брюсселе было зарегистрировано акционерное общество по бельгийскому законодательству для эксплуатации дороги. Пункты 4 и 5 предусматривали выпуск акций и облигаций. В состав учредителей вошло восемь человек.
«Акт этот составлен и совершен в Брюсселе 1883 года 21 апреля.
Подписали'. Эдуард Отле, Бонне, П. Гаммелърат, Ж. Плясе, Л. Линден, Ван Биллион, И.А. Нейс, де-Мюлъдер и Макс Экторе, нотариус.
Устав
Акционерного Общества Харьковского трамвая, учрежденного актом от 27 апреля 1883 г., совершенным у Нотариуса Экторса в Брюсселе и измененным последующими актами от 1 февраля 1884 г., 10 августа 1893 г., 31 декабря 1893 г., 31 января 1895 г., 15 июня 1895 г., 3 июня 1902 г. и 28 июля 1904 г., официально опубликованным в «Бельгийском Мониторе» 17 мая 1883 г., 15 февраля 1883 г., 28—29 августа 1893 г., 6 января 1895 г., 13 февраля 1895 г., 26 июня 1895 г., 13 июня 1902 г. и 13 августа 1904 г.
Глава 1-я.
Целъ, местопребывание и срок действия Общества
Ст. 1. Учреждается Акционерное Общество, под названием «Акционерное Общество Харьковского трамвая». Место пребывания его находится в Брюсселе.
Оно имеет в России ответственное агентство согласно русским законам. Один или несколько представителей, снабженных полными доверенностями, имеют свое местопребывание в г. Харькове.
Ст. 2. Цель Общества осуществить концессию на трамвай, предоставленную г. Эдуарду Отле и Клеману Бонне городом Харьковом, и дополнительное соглашение от 14—26 Октября 1893 г., а также устройство и эксплуатацию дополнительной сети, как полученной уже в концессию, так и могущей поступить.
Оно принимает на себя все обязательства, без всякого исключения, какие вытекают из существующих договоров с городом Харьковом.
Ст. 3. Деятельность Общества продолжена на 30 лет, считая с 13 января 1905 года, и может быть во всякое время продолжена и дальше или прекратиться на точном основании закона.
Глава 2-я.
Складочный капитал облигаций
Ст. 4. Складочный капитал Общества определяется в 2 662 500 франков, разделенных на 53 250 акций по 50 франков каждая.
Ст. 5. Общество в видах приобретения средств, необходимых для предприятия, уполномочивается выпустить облигации.
Правлению Общества предоставляется право на выпуск этих облигаций и на определение их типа, числа, сроков, цены и условий по его усмотрению.
Платеж по купонам и по вышедшим в тираж облигациям будет производиться в Брюсселе и в Харькове в банкирских учреждениях, какие будут для этого указаны.
Глава 3-я.
Взносы
Ст. 6. Все явившиеся лица вносят вместе, соответственно интересу, который каждый из них имеет в означенных ниже взносах, следующее:
а) все концессии на трамвай и все права на эксплуатацию его, предоставленные гг. Эдуарду Отле и Клеману Бонне в городе Харькове 31 мая 1882 года (по русскому стилю) на срок в сорок два года вместе со всеми договорами, заключенными с названным городом (городским управлением), так что настоящее Общество принимает на себя все права, обязательства и ответственность, вытекающие из вышеупомянутых договоров и признает их своими, как бы оно заключало их от собственного имени;
в) залог в 4 000 рублей, внесенный в кассу городского управления, согласно с 18 ст. контракта;
с) все работы, выполненные и начатые производством на концессионной сети, а также весь подвижный состав, лошадей, фураж, материал и проч., ничего не исключая и ничего не удерживая.
Вследствие этих взносов, настоящее Общество принимает со дня подписания сего акта, вышепоименованные концессии, материал и залог, а равно и все доходы от эксплуатации принадлежат ему.
В возмещение этих взносов передаются всем основателям 30 000 акций, разделяемых между ними по их соглашению.
Сверх того гг. Эдуард Отле и Клеман Бонне предоставляют себе, в течение тридцати дней от настоящего числа, от своего лица принять на себя общее исполнение всех работ и поставок, какие остается сделать для приведения в окончательное годное для эксплуатации состояние всех уступленных в настоящее время линий и притом согласно с условиями и договорами, заключенными с городом Харьковом, за исключением моста, имеющего быть устроенным на реке Лопани, в четырехлетний срок, после открытия линии А.
Это предприятие имеет целью:
Устроить линии с двойным путем, согласно уже установленному типу, везде, где городское управление Харькова это разрешит.
Пополнить подвижный состав 60 вагонами, по образцу вагонов, находящихся уже в движении, в том числе 35 открытых вагонов и 25 закрытых.
Дополнить поставку лошадей, пока их число не дойдет до 225.
Устроить на местах, предоставленных с этой целью концессионерам городом Харьковом, конюшни и сараи для 225 лошадей и 60 вагонов.
Поставить сбрую и весь необходимый мелкий материал.
В уплату и возмещение за это предприятие гг. Эдуард Отле и Клеман Бонне имеют получить, по мере исполнения указанных работ и поставок, 4 500 6-процентных облигаций по 300 франков каждая.
Глава 4-я.
Акции и акционеры
Ст. 7. Вполне оплаченные акции должны быть на предъявителя.
Ст. 8. Уступка акций на предъявителя совершается простой передачей.
Ст. 9. Акционеры отвечают только потерей своих вкладов по акциям.
Ст. 10. Собственником акции признается одно только лицо.
Ст. 11. Права и обязанности, связанные с акцией, переходят к тому, кто имеет акцию в своих руках. Владелец акций обязан подчиняться уставу Общества.
Ст. 12. Наследники или кредиторы акционера не могут под каким бы то ни было предлогом требовать наложения ареста на имущество или ценности Общества.
Для осуществления своих прав они должны обращаться к инвентарям Общества и к постановлениям общих собраний.
Глава 5-я.
Управление
Ст. 13. Общество управляется Советом, состоящим не менее, как из трех членов.
Настоящим уставом устанавливается подсудность русским судебным учреждениям по всем операциям Общества, производимым в России; судебные дела ведутся в русских судах от имени Общества представителем его в России.
Общее собрание может назначить определенное вознаграждение членам Совета.
Ст. 23. Каждый член Совета, назначенный Общим Собранием, должен внести залог 40 акций в обеспечение своего заведывания делами.
Глава 6-я.
Надзор
Ст. 25. Надзор за делами Общества поручается одному или нескольким комиссарам.
Ст. 26. Вознаграждение комиссара не может превышать 1/3 вознаграждения члена Совета.
Ст. 29. Каждый комиссар должен внести в залог 20 акций Общества, как обеспечение своего заведывания делами.
Ст. 30. Залоги Членов Совета и комиссаров не могут быть возвращены или освобождены ранее утверждения отчета и одобрения баланса за период времени их службы.
Глава 7-я.
Общие Собрания
Ст. 31. Общее Собрание, правильно составленное, служит представителем всей совокупности акционеров.
Ст. 39. Каждый акционер имеет столько голосов, сколько у него акций, но так, чтобы число это не превышало пятой части выпущенных акций, и двух пятых акций, по которым подаются голоса.
Ст. 42. Необходимо постановление Общего Собрания, созванного именно с этой целью и состоящего из акционеров, представляющих половину выпущенных акций, чтобы:
A. Увеличить капитал Общества.
B. Получить новые концессии.
C. Слить общество с другими подобными обществами или предприятиями.
D. Закрыть Общество ранее назначенного в уставе срока, или продолжить его существование.
E. Изменить или расширить настоящий устав.
Глава 8-я.
Баланс, распределение прибылей, резервный капитал
Ст. 43. К 31 декабря каждого года, по русскому стилю, книги Общества заканчиваются, и Управление составляет баланс сообразно с законом.
Ст. 46. Прибыль по балансу, за вычетом общих издержек, расходов по облигациям и необходимых погашений, составляет чистую прибыль общества.
Из этой прибыли отчитывается:
5% предназначенного для составления резервного капитала.
Сумма, необходимая на уплату по акциям, под названием первого дивиденда, по 5% на сто от свободного остатка
Остаток прибылей распределяется следующим образом:
A. 8% членам Совета.
B. 2% агентам Общества, которые распределяются Советом в пропорции, какая будет им назначена.
Остаток распределяется между всеми акциями, как второй дивиденд, за исключением, если понадобится известный процент, какой будет назначен для составления капитала на непредвиденные расходы...
Глава 9-я.
Ликвидация
Ст. 50. Все ценности, полученные от ликвидации, должны быть, до распределения между акционерами, употреблены на то, чтобы привести, если нужно, полученные в концессию линии в исправное состояние, в котором их можно было бы сдать кому следует, согласно договорам; закончить погашение облигаций.
Излишек со включением резервов будет распределен между акциями».
За 1882—1883 операционный год конкой было перевезено 2169 921 пассажиров, а за 1883 — 1884 год — 3 006 236. Сбор с билетов в 1882—1883 год дал 108,5 тысячи рублей, а в 1883—1884 год — уже 150 тысяч, что свидетельствовало о высокой рентабельности предприятия.
В 1888 году общество получило Высочайшее разрешение на деятельность в России, что давало не только привилегии, но и обязанность ежегодно публиковать отчетность в отечественных статистических сборниках. На момент официального открытия действия в 1888 году стоимость концессии, земли и строений составляла 2 055 162; пути и подвижного состава — 753 910, лошадей и сбруи — 78 306 франков. Прибыль — 1 386 франков (1888), убыток — 47 526 (1890), прибыль — 40 200(1894).
«Высочайшее повеление
о разрешении Бельгийскому акционерному обществу Харьковских конно-железных дорог производить свои операции в России.
Государь Император, по положению комитета министров, 28 сентября 1888 года, Высочайше соизволил:
Позволить образовавшемуся в Белъгии акционерному обществу Харьковских конно-железных дорог производить свойственные ему операции в России с тем:
1) чтобы, в случае передачи обществу предприятия по эксплуатации Харьковских конно-железных дорог, оно приняло на себя ответственность по уплате всех обязательств прежних предпринимателей, которые, ко времени передачи сего предприятия обществу, останутся неудовлетворенными;
2) чтобы общество подчинялось действующим в Империи законам и постановлениям, относящимся к предмету его деятельности, а также всем существующим постановлениям о пошлинах и сборах, взимаемых с акционерных компаний и, в том числе, Высочайше утвержденным правилам об обложении торговых и промышленных предприятий дополнительным процентным сбором (Сбор. узак. и распор. Правит. 1885 года № 12, ст. 99), равно и тем, какие впоследствии будут изданы;
3) чтобы, для обеспечения удовлетворения могущих быть предъявленных к обществу, в пределах Империи, со стороны казны и частных лиц претензий, оно, при самом открытии своих действий в России, внесло в государственный банк, наличными деньгами или русскими государственными фондами, или правительством гарантированными процентными бумагами, залог в размере, определенном по соглашению министерств внутренних дел и финансов и подлежащем, по усмотрению тех же министерств, увеличению по мере расширения обществом своей деятельности в Империи, с тем, что если произведенные из сего залога выдачи превысят часть оного и залог этот не будет пополнен до истечения трехмесячного со дня производства последней из него выдачи срока, то обществу может быть воспрещена, согласно п. 12 сих условий, дальнейшая деятельность в России;
4) чтобы принадлежавшее обществу в пределах Империи движимое и недвижимое имущество и все следующие в его пользу платежи были обращаемы на преимущественное удовлетворение претензий, возникших из операций его в России;
5) чтобы всякое приобретение обществом в собственность или срочное владение и пользование недвижимых имуществ в России совершалось на основании действующих у нас узаконений и притом исключительно для надобностей предприятия по предварительному удостоверению местным губернским начальством, по соглашению с Харьковским городским общественным управлением, действительной потребности в таком приобретении, и чтобы, за сим, как отчуждение, так и залог приобретенного обществом в России недвижимого имущества были дозволяемы не иначе, как с особого каждый раз разрешения министерства внутренних дел, с воспрещением, вместе с тем, обществу обесценения сего имущества какими бы то ни было способами;
6) чтобы по управлению делами общества было учреждено в России особое ответственное агентство, к которому могли бы обращаться по всем делам, касающимся общества, как правительство, так и частные лица, и действия которого были бы обязательны для общества; причем о месте учреждения подобного агентства обязано уведомить министров внутренних дел и финансов и публиковать во всеобщее сведение в «Правительственном Вестнике», «Вестнике Финансов, Промышленности и Торговли», в ведомостях обеих столиц и местных губернских, с соблюдением установленных правил;
7) чтобы разбор споров, могущих возникнуть с обществом по делам, относящимся к операциям его в России, производился на основании действующих у нас законов и в русских судебных учреждениях;
8) чтобы общество на слияние или соединение с другими подобными обществами испрашивало предварительно разрешение министерств внутренних дел и финансов в России и чтобы о всяком изменении или дополнении своего устава общество немедленно доносило тем же министерствам;
9) чтобы, согласно п. 10 Высочайше утвержденных, 15 января 1885 года, правил об обложении торговых и промышленных предприятий дополнительным процентным сбором, ответственное агентство по управлению делами общества в России: а) в течение одного месяца по утверждении общим собранием акционеров годового отчета общества, предоставляло в 3 экземплярах, как в министерства внутренних дел и финансов, так и в губернское податное присутствие той губернии, где будет находиться агентство, а равно и публиковано во всеобщее сведение в поименованных в п. 6 изданиях, как полный отчет и баланс по всем своим операциям, так и частный отчет и баланс по операциям в России, с показанием в этом частном отчете валового дохода и расхода и чистой прибыли за отчетный год, а также распределения сей последней, с означением размера дивиденда, назначенного к выдаче на каждую акцию, и б) сообщало губернскому податному присутствию могущие быть затребованными дополнения и разъяснения к представленным отчетам и балансам, с ответственностью за неисполнение изъясненных в сем пункте требований на основании п. 26 помянутых выше правил;
10) чтобы о времени и месте общего собрания акционеры были извещаемы посредством публикации, в поименованных в п. 6 изданиях, по крайней мере за месяц до дня собрания, с объяснением при этом в самой публикации предметов, подлежащих рассмотрению общего собрания, и с указанием того банкирского учреждения в России, в которое должны быть представлены акции общества, для получения права участия в общем собрании;
11) чтобы ответственность по выпускаемым обществом облигациям не распространялась на то имущество, которое должно перейти, по истечении срока концессии, в собственность гор. Харькова; условие это должно быть означено на самих облигациях общества;
12) чтобы общество было предварено о том, что русское правительство оставляет за собой право, во всякое время, по усмотрению, взять назад выдаваемое обществу разрешение на производство операций в России и потребовать прекращения оных, без всякого объяснения причин.
Предоставить министерству внутренних дел объявить названному обществу, а равно во всеобщее сведение, что даруемое этой компании разрешение, во 1), отнюдь не касается договорных соглашений по изъясненному предприятию с Харьковским городским общественным управлением, и что все возникшие или могущие возникнуть по этому предмету споры между сторонами подлежат судебному разбирательству на общем основании и, во 2), что разрешение сие относится лишь до деятельности общества по предприятию Харьковских конно-железных дорог и при том на срок, определенный заключенным городской Думой с первоначальными контрагентами на сей предмет договором».
«Обязательные постановления о содержании конно-железных дорог в городе Харькове и о пользовании ими (публикой), издаваемые Харьковской Городской думой на основании пункта 5 ст. 108 городового положения 11 июня 1892 года и изданные на основании ст. 10 того же положения порядком, определенном в ст. 424 т. II св. зак. изд. 1892 г.
Конно-железные дороги в г. Харькове, состоя в ведении городского общественного управления в пределах законом предоставленной ему по сему предмету власти, находятся, согласно контракту 31 мая 1882 года и соглашению 14 октября 1893 года, в пользовании Бельгийского общества Харьковских конно- железных дорог, которое эксплуатирует их».
Несмотря на существующие ограничения в правах собственности на предприятие, контракт с Бонне и Отле оказался для города очень неудачным. Устраивать побочные или поперечные линии или передать право на их устройство другим лицам город не мог, так как исключительное право на устройство и эксплуатацию конки по всем главнейшим направлениям принадлежало предпринимателям.
Однако владельцы не намеревались ее расширять, так и не воспользовавшись своим правом эксплуатации конно-железного движения по всем главным улицам. Двух линий, пересекавших город, явно не хватало для нормального транспортного обеспечения населения.
В 1893 году городская управа и Бельгийское акционерное общество заключили дополнительный контракт. Согласно этому контракту, концессионеры отказались от исключительного права на устройство в Харькове конно-железных дорог и предоставляли городскому управлению, самому или при посредстве других предпринимателей, устраивать новые линии, с тем, однако, чтобы они не были конкурирующими существующим линиям.
Тем не менее существование в Харькове иностранного конно-железнодорожного предприятия, наделенного такими привилегиями, сдерживало развитие городской трамвайной сети. Дело дошло до прямого конфликта представителей бельгийских акционеров с городскими властями. Но если в драки между нанятыми людьми и рабочими, прокладывающими трамвайные линии, достаточно было вмешательства полиции, на высшем уровне потребовалось вмешательство премьера П.А. Столыпина.
Премьер-министр инициировал Высочайшее разрешение для местного самоуправления на выпуск процентных займов для финансирования строительства собственных городских трамвайных линий.
Осуществив последовательно три 5-процентных городских займа (1895 год — на 1,7 миллиона, 1898-й — на 1,3 миллиона и 1903-й — на 1,5 миллиона рублей), Харьковское городское самоуправление 3 (16) июля 1906 года открыло движение электрического трамвая. Последний 5-процентный облигационный заем на сумму 6 199 875 рублей, выручка от размещения которого использовалась «на строительство трамвайных линий, возведение электростанции, водоснабжение, строительство крытого рынка и канализации», был успешно размещен в 1911 году. К 1914 году в городе существовало 6 трамвайных маршрутов и два депо.
Деятельность непосредственно бельгийского предприятия регламентировалась «Обязательным постановлением о содержании конно-железных дорог в городе Харькове», опубликованном в 1893 году. В 1906 году конка имела в своем распоряжении 60 открытых и 38 закрытых (зимних) вагонов, движение которых обеспечивали более 650 лошадей. Конку обслуживали около 300 человек — кучера с подручными, кондукторы, уборщики дорог, столяры, маляры и контролеры. Баланс на 31 декабря 1910 года составлял 6198 849 франков, стоимость имущества — 5120535 франков.
Основной капитал был сформирован выпуском 53250 акций по 50 франков и составлял 2662 500 франков. Капитал погашения: 2224192 франка. Прибыль за 1910 год составила 710621 франк. Дивиденд выплачивался по 5 франков на акцию, что представляло собой 10% на капитал. Доход по выпущенным в 1910 году облигациям был стабильным, но давал только 4,5% прибыли.
«Обязательное постановление» тщательно и подробно регламентировало деятельность служб и персонала. Это обстоятельство гарантировало устойчивую доходность предприятия.
«Кондуктора обязаны:
§ 5. По отправлении вагона приступать к продаже билетов в последовательном порядке, отрывая каждый билет отдельно для каждого пассажира. Отрывать по несколько билетов сразу воспрещается, и в случае появления контролера непроданные оторванные билеты уничтожаются. Сдача пассажирам выдается вместе с вручением билета, и во избежание недоразумений, получая деньги, кондуктор внятно заявляет: «Ваших денег столько-то». Иметь при себе старые билеты строжайше воспрещается.
§ 20. При уплате денег за проезд пассажир получает от кондуктора билет и хранит его при себе во все время проезда для предъявления при проверке. Пассажир, не предъявивший билета кондуктору, обязан немедленно уплатить стоимость проезда. Билеты действительны только те, которые имеют штемпель городского управления и того проезда, на который выданы, и другим лицам не могут быть передаваемы.
§ 26. От уплаты за проезд освобождаются:
А) Лица, предъявившие билет, выданный Управлением на свободный проезд.
Примечание. Кондуктор должен требовать каждый раз предъявления билетов и от лиц, имеющих бесплатные билеты».
Определенные льготы на проезд в конке имели студенты: специальные студенческие билеты, рассчитанные на 100 поездок, стоили 3 рубля 50 копеек. Существовала также практика бесплатных билетов, в частности, для служащих Городской управы и Городской электрической станции, но их количество было незначительным. Так, в 1905 году было выдано 14 подобных билетов.
«§ 30. Выручку кондуктор сдает вечером при приезде на станцию. Выручка сдается полностью и никакой недостачи, по каким бы то ни было причинам не допускается.
Подобная недостача влечет за собой вычет недоданной суммы из залога кондуктора и устраняет его от службы до пополнения залога».
В 1918 году конка была муниципализирована и вынужденно прекратила свою работу в 1919 году, в связи с разрухой и нестабильностью власти периода гражданской войны.
Общество «Трамвай Харьков-Сокольники-Померки»
Историческая справка
«Правление: Харьков.
Состав предприятия: устройство и эксплуатация трамвая от города Харькова до дачи Померки. Сведения о начале деятельности опубликованы, в «Собрании узаконений и распоряжений правительства» №23, 10/IV 1907 года».
Алексей АВЧУХОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 86 (май 2011), стр.124