«Памятниками русской золотой чеканки, мало кому известными…»— нарек, так, называемые «аффинажные слитки» (или «пробы», или «монетовидные кружки») И.Г. Спасский в своем монументальном труде «Русская монетная система» (Л.: (ГЭ, 1962). И был недалек, от истины — об этих нумизматических объектах действительно, имеется крайне скудная информация как, в отечественной, таки в зарубежной профильной литературе.
В настоящей публикации будет затронут вопрос, касающийся исключительно одного типа «аффинажек». Речь пойдет о круглых жетонах, на аверсе которых в небольшом медальоне размещен Герб Российской империи, а на реверсе — четырехстрочная надпись: «990» (по дуге); «ПРОБА» (в строку); цифровое обозначение веса — «24»; «1»; «3»; «5»(?); «10» (один из, в строку); наименование единицы веса соответственно — «ДОЛИ»; «ЗОЛОТ- НИКЪ»; «ЗОЛОТНИКА»; «ЗОЛОТНИКОВЪ» (одно из, по дуге).
А начать разговор хотелось бы с терминологии, и именно с вопроса: когда, с чьей «легкой руки» и почему эти предметы были названы «слитками»? Ведь понятие «слиток» довольно четко и однозначно дает понять, что это продукт литья как производственного процесса, а никак не чеканки. Обратимся за справкой к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова (М.: Русский язык, 1987), где коротко и ясно записано: «СЛИТОК, -тка, м. Застывший кусок расплавленного металла...». В нашем же случае аффинажки выполнены способом чеканки.
В свете этого в дальнейшем термин «слиток» авторы будут употреблять лишь при цитировании других работ и ссылках на других авторов. В настоящей же публикации будет использоваться термин «аффинажный монетовидный жетон».
В вышеупомянутой книге И.Г. Спасского «Русская монетная система» учтены четыре таких жетона-слитка: 24 доли (илл. 1); 1 золотник (илл. 2); 3 золотника; 10 золотников (илл. 3). У всех этих жетонов, несмотря на разные номиналы и размеры, на аверсе медальон с двуглавым орлом имеет одинаковый диаметр — 9 мм. Эти же предметы учтены и в книге В.В. Узденикова «Монеты России. 1700-1917» (М., 2004).
Г.М. Северин в своей книге «Серебряные монеты Российской империи. 1801-1917» (кн. II. М.: Профиздат, 2001) упоминает номинал «5», хотя ни иллюстративного, ни какого-либо иного подтверждения его существованию не дает. Вместе с тем, одному из авторов данной публикации известен случай, когда лет 10—15 назад известному донскому коллекционеру В. Купчику принесли подборку аффинажек — 24 д., 1 з., 3 з., 5 з., 10 з. Именно наличие в ней номинала «5», не «заявленного» мэтрами в своих трудах, насторожило последнего и остановило от приобретения данной серии. Коллекционер посчитал, что это какие-то новодельные предметы. И, увы, местонахождение данной подборки на сегодняшний день неизвестно.
Позже В.В. Биткин в своем «Сводном каталоге монет России» (ч. II (1740—1917). Киев: Юнона-Монета, 2003) приводит аналогичную подборку из четырех номиналов (24 д., 1 з., 3 з., 10 з.), но в двух вариантах: с инициалами АД (Александр Добронизский) и НМ (?). Второй вариант в каталоге не проиллюстрирован. Однако авторам удалось найти прохождение некоторое время назад трех золотников НМ в аукционном доме «КАБИНЕТЪ». Помимо отличительного шрифта на реверсе жетона, медальон на аверсе также отличался более крупными размерами — 12 мм в диаметре.
То есть налицо оказались две разные подборки этого типа аффинажных жетонов. То, о чем раньше не говорилось в печати. Невольно возникает вопрос: а все ли это возможные разновидности данных нумизматических предметов? И за ответом далеко ходить не пришлось. Недавно в поле зрения авторов попал аффинажный жетон «3 золотника» (АД) (илл. 4), отличающийся от аналогичных, описанных ИТ. Спасским и В.В. Уздениковым. У данного экземпляра медальон на аверсе был не 9 мм в диаметре, а 12 мм, как у жетонов из серии НМ. Да и шрифты на реверсе были идентичны тем, что имелись на жетонах серии НМ.
Следовательно, можно вести речь еще об одной разновидности в данном типе аффинажек — третьей. Не исключено, что существует и полная подборка серии АД с укрупненным медальоном на аверсе.
Правда, тут возникает вопрос: а каков же тогда должен был быть диаметр самого маленького номинала — «24 доли» в сериях НМ и АД (с укрупненным медальоном), где общий диаметр жетона составлял в обычной серии АД всего 11 мм? Ответа тут может быть всего два: или данный жетон чеканился большего диаметра. Или в этих сериях жетон «24 доли» не чеканился вовсе. Однозначного подтверждения ни первому, ни второму пока, к сожалению, нет.
В любом случае, новые находки в этой области должны привлечь внимание коллекционеров и исследователей к данным нумизматическим объектам, а дальнейшие исследования дать ответы на ряд вопросов, касающихся в первую очередь серийности данного типа аффинажек, а также причин возникновения описанных выше разновидностей.
И еще весьма любопытный аспект. Как указывают Г.М. Северин (в вышеупомянутом труде), а также Ч.Л. Краузе (в «Standart catalog of WORLD COINS») и K.P. Брюс (в «UNUSUAL WORLD COIN S»), эти аффинажные пробы-жетоны имели хождение на территориях части Китая, Монголии и даже Туркестана. И относят сей факт к концу XIX — началу XX века. Памятуя же о том, что на большей части территории Туркестана и в Монголии собственная звонкая монета появилась только в 1920-е годы, надо полагать, что вышеописанные аффинажки могли там использоваться вплоть до этого времени.
Павел БАРАНОВ, Владимир НАЗАРОВ
Фото Александра ЧЕБОТАРЕВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 86 (май 2011), стр.122