(Средний Урал, коней XIX - начало XX века)
Одним из известных видов уральского прикладного искусства было литье из чугуна. Этот Материал использовался Местными жителями еще до появления в этик Местах. крупных промышленные предприятий. В XVlII веке наряду со своей основной продукцией из чугуна Заводы выпускали и художественные изделия: вазы, камины, статуи, половые и Мемориальные плиты, решетку и npoчee. Кроме того, уже в начале этого столетия был налажен выпуск предметов домашнего обихода: горшков, котлов, заслонок. К. печам. В. де Геннин писал,чmo в 1730 году с заводов было отправлено 364 пуда чугунной посуды.
Одним из центров чугунного литья на Урале был Ревдинский завод. Он был основан в 1734 году Акинфием Демидовым. На предприятии был налажен выпуск разнообразной продукции. Однако после отмены крепостного права завод постепенно пришел в упадок. В 1870 году при его описании в специальной литературе отмечалась крайняя изношенность («ветхость») заводского оборудования.
В это время, то есть после отмены крепостного права, в Ревдинском заводе появилось несколько частных чугунолитейных мастерских. Причины их возникновения раскрыты Р. Поповым. Он писал, что с крестьянской реформой по времени совпал кризис горнозаводской промышленности, который отразился сокращением заводского производства. Масса населения лишилась возможности прилагать свой труд к горной промышленности. Кроме того, преобразования системы горнозаводского хозяйства, а также само свойство свободного труда, обладающего большею продуктивною силой, способствовало значительному сокращению спроса на заводской труд. В итоге люди «были лишены обычного источника существования». Исследователи подсчитали, что после реформы приблизительно 62 тысячи мастеровых, непременных и урочных работников прекратили работу на заводах и занялись ремеслами, предпринимательством, сельским хозяйством. В это число вошел и мастер А.А. Белоглазов.
Кроме перечисленных социальных причин в распространении вагранок сыграли роль экономические факторы. В.Д. Виленский считал, что из всех чугуноплавильных приборов вагранка «по степени полезного действия и удобству практического применения» занимает первое место. К тому же она «дает возможность вести плавку непрерывно, совмещая при этом быстроту плавки с экономичностью траты горючего материала».
Чугунолитейные мастерские сыграли значительную роль в художественной и экономической жизни региона. На рубеже XIX—XX веков этот промысел стал одним из самых крупных в Екатеринбургском уезде. В Ревдинском заводе было известно несколько больших частных чугунолитейных заведений.
Материал литейщиками обычно закупался в Невьянске, Екатеринбурге или на заводе. Е.И. Красноперов писал о том, что мастера подбирают «чугуно-литейный хлам» и делают из него вещи «многоразличного хозяйственного назначения». Готовые изделия («...разная посуда, чаши и доски») сбывались по большей части там же. Особенностью заведений было преобладание наемных рабочих над семейными. По словам исследователей кустарной промышленности XIX века, это делало их более близкими капиталистическим предприятиям, чем кустарной промышленности.
Мастерская Белоглазова была одной из самых крупных. Как кажется, перед рассмотрением истории мастерской необходимо назвать некоторые вехи биографии ее хозяина. Архип Акимович (Екимович) Белоглазов родился в Бисертском заводе в 1853 году. Он был сыном Акима Никифоровича и Ксении Ивановны Белоглазовых. В 1855 году был вместе с родителями переведен в Ревдинский завод. По вероисповеданию Архип Белоглазов принадлежал к одному из старообрядческих согласий. После службы в армии он возвратился в чине отставного унтер- офицера Ташкентского пехотного полка и активно принялся за коммерческую деятельность. Первую вагранку купил в 1897 году у Тимофея Васильевича Винокурова, который построил ее двумя годами ранее. В ней работали 12 рабочих. Затем Архип Акимович расширил производство: поставил вторую печь и открыл механическую мастерскую. В 1913 году он уже владел чугуномеднолитейным заведением. Во время Гражданской войны мастер ушел с Белой армией. В августе 1919 года все его имущество было реквизировано комиссией «по изъятию имущества бежавших с Белой армией». В 1925 году на базе белогла- зовского заведения была организована артель «Литейщик» (организация рабочих артелей на основе частных заведений была характерна в то время и для других уральских промыслов). Однако вскоре Белоглазов был вынужден вернуться в Ревду. В 1931 году он был репрессирован. Возвратился из лагеря больным стариком, последние годы жил у дочери (за предоставленные сведения выражаю глубокую признательность Сергею Григорьевичу Новикову, старшему научному сотруднику ревдинского музейного комплекса «Демидов-центр»),
Итак, заведение Архипа Екимовича Белоглазова существовало с 1897 по 1919 год. Оно было расположено в Деревушке (ул. К. Краснова). Мастерская производила чаши азиатские, чугунные плиты и фурнитуру, печные горшки, рукомойники, чайники и прочее. На изделиях ставилось два клейма: «АБРЗ» (Архип Белоглазов, Ревдинский завод) и «БЪЛОГЛАЗОВЪ» (илл. 3). Материал закупался крупными партиями в Невьянске. Продукция заведения была широко известна, хозяин имел торговые лавки в Рев- динском заводе и в Екатеринбурге.
В настоящее время известно несколько изделий этой мастерской. В коллекции отдела народного искусства Русского музея, среди прочей металлической хозяйственной и домашней утвари, находятся четыре вещи из чугуна. Это кумган, рукомойник, чайник и котелок (инв. №№ М-83, М-84, М-82, М-81 соответственно). Последний имеет клеймо «БЪЛОГЛАЗОВЪ». На других изделиях читаемых клейм нет (обнаружены только их мало удавшиеся фрагменты), но единство их стиля и материала определенно указывает на ту же мастерскую.
Вещи поступили из Кустарного музея в 1938 году. В инвентарных книгах местом их производства назван Ревдинский завод Пермской губернии, также известна фамилия мастера. Однако изделия не датированы, имя и отчество Белоглазова не указаны.
Формы названных изделий относятся к самым распространенным на Урале. Такие вещи производились не только из чугуна, но и, например, из латуни и меди. Материал диктовал свои условия относительно форм и средств орнаментации. На рассматриваемых вещах литейщик использовал самые простые мотивы: рельефные пояски, «ложки». Большое внимание он уделил форме изделий, их силуэту. Немногочисленные орнаментальные мотивы служили именно для подчеркивания красоты формы вещей.
Художественные достоинства изделий, подобие их внешнего облика, а также наличие клейма на одном из них (котелке), делающего известным фамилию мастера, заставили обратить на них пристальное внимание. Заведение Белоглазова участвовало во Всероссийской кустарнопромышленной выставке, проходившей в 1902 году в Петербурге. В ее каталоге на страницах 177—178 оно упоминается среди других уральских чугунолитейных мастерских. Имя и отчество хозяина заведения указано как «Архип Ефимович», а не «Архип Акимович (Екимович)». Там же приводятся сведения, касающиеся масштабов производства: «изделий вырабатывает до 7000 рублей и рабочих имеет от 10 до 20 человек». Заведение экспонировало среди прочей своей продукции четыре предмета. Это чугунные кумган, рукомойник, чайник и котелок.
Тулово кумгана имеет грушевидную форму (илл. 1). Сверху прикреплена куполообразная крышка, украшенная тонкими полосами. Они же видны на основании носика. Его изогнутая форма соответствует форме ручки. Несколько валиков делят тулово на три части, украшают основания крышки и завершение носика. Немногочисленные орнаментальные мотивы оживляют внешний вид вещи. О кумгане в каталоге читаем под буквой «г»: «кунган азиатский, вес 6 Vs фунт., цена 37 коп.». На наклейке, обнаруженной на музейном изделии, указана его цена — «37 копеек». Вес также совпадает.
Как говорилось выше, эти четыре вещи мастерской Белоглазова отличаются внешним сходством. Орнаментальные мотивы, встреченные нами на кумгане, видны и на рукомойнике (илл. 2). Валики также делят тулово изделия на три части, полоски украшают крышку и основание носика. Под буквой «д» читаем о рукомойнике в каталоге: «вес 4 фунта, цена 22 коп.». Указанные вес и цена, совпадают с изделием из музейного собрания. На оборотной стороне крышки обнаружена крестообразная фигура. Возможно, это часть первого клейма Белоглазова, «с перечеркнутыми кругами».
Будет уже лишним указывать, что украшение следующей вещи — чайника (илл. 4) — подобно вышеописанным. Он имеет приплюснутое тулово, литую ручку. Крышка отсутствует. Исходя из общего подобия стиля продукции Белоглазова, с достаточной степенью достоверности можно восстановить внешний вид недостающей детали. Вероятно, она была идентична крышке рукомойника. Рассматриваемое изделие в каталоге охарактеризовано под буквой «е» как «чайник, вес 6’/г фунта, цена 39 копеек». Вес и цена, указанные в каталоге, совпадают с весом и ценой изделия из коллекции отдела народного искусства (на наклейке, обнаруженной на музейной вещи, указано: «39 копеек»).
И, наконец, под буквой «ж» значится: «котелок для воды, вес 4 фунта, цена 16 копеек» (илл. 5). Ее вес совпадает с весом изделия из Русского музея. К тому же на последнем обнаружена бирка, подвешенная к одной из ручек. На ней изображена буква «ж». Как уже указывалось выше, именно котелок имеет клеймо «БЪЛОГЛАЗОВЪ». Оно — кроме фамилии мастера — состоит из полукругов, внутри которых находится по два небольших креста. Помимо того, на его поверхности обнаружено другое, плохо удавшееся мастеру клеймо. Оно имеет форму прямоугольника с несколькими буквами. Вероятнее всего, это второе клеймо заведения, встречающееся на других чугунных изделиях — «АБРЗ».
Тем самым в коллекции отдела народного искусства находится четыре предмета, изготовленных в мастерской Архипа Белоглазова. Кумган и чайник, в отличие от рукомойника и котелка, не имеют даже плохо вылитых клейм. Скорее всего, они поначалу делались мастером исключительно для своего домашнего пользования, то есть не предназначались для отправки на петербургскую выставку.
Экспонирование четырех рассмотренных изделий на петербургской выставке дает возможность определить «верхнюю границу» периода времени, в который они могли быть созданы, — до 1902 года. Кроме того, известно (и об этом говорилось выше), что чугунолитейная мастерская А.А. Белоглазова появилась в 1897 году. Таким образом, хронологические рамки создания четырех изделий определяются следующим образом: после 1897 года — до 1902 года. Аналогии из уральских музейных коллекций и частного собрания жителя поселка Суксун (Пермский край) подтверждают предложенную датировку.
Пути попадания вещей в Кустарный музей могут быть различными. Например, через известное сельскохозяйственное комиссионерство «Работник». Оно появилось сразу после отмены крепостного права, в 1864 году. Деятельность комиссионерства была тесно связана с Кустарным музеем. Сотрудники «Работника» могли приобрести четыре названные вещи с петербургской выставки (реклама комиссионерства постоянно встречается в каталогах крупных выставок) или до нее у самого Белоглазова.
Кроме рассмотренных вещей из Русского музея известны еще несколько изделий рассматриваемой мастерской. Это крышка от гусятницы, две печные дверцы, пепельница. Все вещи, кроме первой, находятся в различных частных собраниях. Крышка от гусятницы — в коллекции музейного комплекса «Демидов-центр» (Ревда). Она имеет клеймо, помогающее уточнить внешний вид подобных клейм на изделиях из Русского музея. Они должны были состоять, кроме фамилии мастера, из двух кругов, разделенных на четыре четверти. Вероятнее всего, они плохо удались Белоглазову и его литейщикам.
Крышка гусятницы овальной формы, в ее декорировании видны те же самые тонкие полоски, которые уже были отмечены при рассмотрении других вещей мастерской. Изделие вполне стандартно по форме, оно имеет близкие аналогии среди продукции других уральских заводов. Как уже было отмечено, чугунная бытовая утварь рассматриваемого заведения едина по стилю. Схожие орнаментальные мотивы использованы почти на каждой из рассмотренных вещей.
Другим видам изделий не свойственно подобное единообразие. Как уже говорилось, в частных собраниях Ревды находятся две печные дверцы заведения Белоглазова. Одна из них имеет клеймо «АБРЗ», на другой клейма нет, но известно, что она бытовала в семье наследников Архипа Акимовича. На первой изображен всадник в окружении растительного орнамента, на второй — только растительный орнамент, но он более рельефен и динамичен, чем на вещи «с всадником». Это объясняется различием ролей, которые они играли в декорировании изделий. На одной растительный орнамент имеет второстепенное значение по отношению к сюжетному изображению, на другой — заполняет всю поверхность дверцы.
Надо отметить, что такой вид изделий выпускала не только мастерская А.А. Белоглазова, но и другие вагранки, расположенные в Ревдинском заводе. Для примера назовем печную дверцу заведения Д.И. Богомолова (Казанцева), хранящуюся в музейном комплексе «Демидов-центр» (Ревда). Она имеет клеймо «ДБРЗ» (Дмитрий Богомолов, Ревдинский завод). Композиции изделий Белоглазова и Богомолова идентичны: в сегменте, расположенном среди густого растительного орнамента, представлены различные сюжетные сцены. У первого — это всадник, у второго — юноша, катающий девушку в санях.
Также в частном собрании находится пепельница в виде трех листов, положенных друг на друга. Клейма она не имеет, но известно, что бытовала в семье внучки Белоглазова. Изделие отличается особенно высоким качеством исполнения. Мастер следил за репутацией своей мастерской. Необходимо отметить, что такие же пепельницы делали в мастерских Каслинского завода.
В качестве заключения можно подвести некоторые итоги. Мастерская А.А. Белоглазова предстает относительно крупным по масштабам производства предприятием, обслуживавшим местный рынок (Среднюю Азию в этом смысле монополизировали предприятия наследников Расторгуева). Период деятельности заведения ограничивается двумя датами: 1897—1919.
Вещи, изготовленные Архипом Белоглазовым и его литейщиками, внешне похожи друг на друга. Скорее всего, другие изделия были подобны рассмотренным. Однако, на наш взгляд, говорить о стиле, присущем конкретно рассматриваемой мастерской, на данный момент не приходится. Вещи имели традиционные для Урала формы, такая чугунная продукция изготовлялась и на других заводах (аналогии находятся в музейных собраниях не только Екатеринбурга, но и, например, Невьянска). Литейщик следовал художественным и техническим нормам, принятым на Урале при создании рассмотренных видов продукции. Белоглазов использовал простейшие орнаментальные мотивы. Рельефные пояски подчеркивали изящество формы изделий и делали ее более ясной, облегчая зрителю ее восприятие. Однако в других вещах мастер прибегал к более богатой орнаментации. Это говорит не только о его техническом мастерстве, но и понимании особенностей различных видов изделий.
Данное сообщение является началом работы над темой. Обнаружение других изделий ревдинской мастерской может прояснить некоторые аспекты ее деятельности, а также роль в истории прикладного искусства Урала.
Глеб ПУДОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 87 (июнь 2011), стр.88