Термин «ормолу», облагающий «позолотная бронза», исторически происходит от описания металлических украшений, позолоченных по ртутному методу. Исходным было французское выражение «d’оrиrе d’or moulu», то есть «золочение размолотым золотом». При ртутном золочении используется амальгама — смесь ртути и золота, имеющая консистенцию пасты. Слово «ормолу» означает также и процесс золочения, и позолоченные таким способом изделия.
Сейчас этот термин относится преимущественно к декоративным изделиям периода от второй половины XVII до XIX века и включает в себя обширный набор самых разнообразных предметов, куда входит мебельная фурнитура, дверные ручки, декоративные сосуды, например вазы, а также всевозможные подсвечники, канделябры, часы и каминные украшения.
Сплавы, служившие основой для этих изделий, имели разный состав, но в основном были аналогичны латуни, имея высокий процент меди с добавлением меньших количеств цинка и иногда олова. Отличительной особенностью всех предметов в технике ормолу была прочная и довольно толстая позолота — техника ее нанесения называлась ртутным, или «огневым», золочением. Эта техника использовалась для нанесения на поверхность серебра и других металлов слоя золота вплоть до изобретения гальванического метода золочения в XIX веке.
Для приготовления амальгамы ковш или тигель покрывался тонким слоем известкового раствора, чтобы исключить прилипание к нему ртути и металла. Затем в него вливали ртуть и нагревали до кипения, то есть до 357,25° С. Золото, обычно в виде тонких пластин, разогревалось и опускалось в ртуть, которая сразу же растворяла металл, образуя амальгаму. Амальгаму вливали в холодную воду и после этого процеживали через кожаный мешок для удаления излишка ртути.
Поверхность изделия, предназначенного для золочения, тщательно зачищалась абразивом или протравливалась кислотой, чтобы обеспечить прочное соединение его с золотом; иногда для обработки поверхности использовали ртуть, растворенную в азотной кислоте. На разогретое изделие мокрой проволочной щеткой наносилось нужное количество золотой амальгамы. Затем изделие нагревалось для испарения ртути, а выделившееся из амальгамы золото прочно приставало к поверхности изделия. После этого слой позолоты полировался гладилкой из агата или гематита или обрабатывался мягким абразивом.
Основу для предметов, предназначенных для золочения, обычно отливали по методу выплавления воска, после чего их поверхность обрабатывалась чеканами или штихелями. При необходимости предмету придавали нужную форму молотком, а на его поверхность наносили текстуру, обрабатывая ее различными инструментами. На изделиях высшего качества могли быть матовые участки, контрастирующие с яркой позолотой, — для этого на них перед золочением наносили мелкую насечку.
Производство изделий в технике ормолу в большинстве случаев связано с Францией, где эта техника была доведена до совершенства в середине XVII века. Их изготовление считалось особым ремеслом, и им занимались члены цеха литейщиков и цеха позолотчиков.
Некоторые из самых знаменитых мастеров ормолу, например Шарль Крессан, были по образованию скульпторами, и тесная связь между скульпторами и мастерами, золотившими бронзу, существовала всегда.
Помимо изготовления мебельной фурнитуры, в том числе и довольно крупных деталей мебели, мастера ормолу делали золоченые оправы и отделку для кабинетных часов, изделий из фарфора и лаковых предметов. Такая оправа обычно представляла собой изящную раму или каркас из нескольких частей, скреплявшихся на предмете винтами или болтами. Несмотря на тяжесть исходного материала, искусные мастера часто создавали необычайно легкие и изящные предметы, а самые знаменитые из них, такие как Пьер-Филипп Томир и Пьер Гутьер, работали для французского королевского двора.
Почти такую же известность приобрел Мартин Боултон, создававший изделия ормолу высочайшего уровня в своей мастерской в Бирмингеме. Большая часть его продукции представляла собой золоченые оправы для изделий из мрамора и плавикового шпата, добывавшегося в этой части Англии, и часов, украшенных фигурами из позолоченной бронзы.
С середины XIX века ртутный процесс стал вытесняться гальваническим золочением. Тем не менее изделия, позолоченные по старому методу, отличаются от современных в лучшую сторону и цветом позолоты, и ее прочностью, и эти отличия очевидны.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 86 (май 2011), стр.90