Зa 33 коллекционных года в моих руках побывало свыше 70 000 единиц древнерусской живописи.
Практически во всех без исключения крупных российских коллекциях имеются спасенные мною иконы, иконы из Вологодчины. Своими руками принимал шедевры XIV века. Шел по болотам, сгибаясь под тяжестью 12(!) чиновых икон долгие 37 километров. Выхватывал из рук истопника дома культуры ручной работы «Апокалипсис» с цветными картинками. Строил дом, чтобы поменять его на икону одной старушки, по-другому она не соглашалась уступить. В общем, рассказов, и смешных, и драматических, наберется не одна тысяча. Но самые мрачные страницы моих повествований, начиная с 1978 года, это те, где рассказывается о находках древнерусской живописи, что называется, в «плачевном состоянии». Нет, речь идет не об осыпавшихся полях на древних святынях, не о потере лицевого красочного слоя и не о повреждениях слоев олифы... Любой реставратор знает, что все вышеперечисленные иконные «невзгоды» — это ужасные, но вполне обычные болезни произведений живописи, которым не одна сотня лет. Речь о другом.
Как можно было так быстро отбить у верующих людей уважение к святым образам, на которые они не только молились, украшали дорогими окладами, но и разговаривали, советовались с ними, делились бедами, как с живыми людьми?.. Чем иным, как не унижением и осквернением можно назвать мои страшные находки на просторах Вологодчины: житийная икона Николая Можайского XVIII века — вместо двери в кладовку, Деисус XVII века, выполняющий роль полки для инструментов, круглая икона с изображением евангелиста Марка — в качестве крышки для бочки с капустой. Использование икон «не по назначению» в те годы многие нынешние священнослужители объясняют двумя причинами. Первая — попытка верующих в годы гонений «замаскировать» икону, чтобы сохранить ее любой ценой. Вторая — кощунственное превращение святынь в полезный предмет быта. Никакого желания соглашаться с первой версией у меня нет. Закрасить зеленой краской в три слоя икону «Георгий Победоносец» и пользоваться ею исключительно как опечником — это что, метод маскировки? Вторая причина более реальна. Да, конечно, любая «доска» в хозяйстве пригодится и «полезных» вещей из нее можно сделать немало. Но разве в нашем «деревянном» краю, 95 процентов которого всегда занимал лес, не было других пиломатериалов?
Икона подвергалась крупномасштабному надругательству как в пределах вологодских земель, так и на территории всей России. Известно, что в 20-е годы прошлого века создавались специальные общества и союзы безбожников. Это были далеко не безобидные курсы слушателей лекций по антирелигиозной пропаганде. Там собирались такие мракобесы и там соревновались в глумлении над святыми образами. Один, некто Кузнецов Михаил, в своем отчете писал (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены. — М.С.): «Сегодня собрал 14 икон, варил в кипятке да соли добавил да потом керосину. Сварил». Другой хвастался, как просверливал ручным (!) сверлом глаза на храмовой иконе: «...делал оборотником вручную более ста дырок чтоб не глазели». Только на Ходынском поле в Москве 26 апреля 1926 года было собрано и сожжено 12 тысяч икон. Куратор из ЧК посоветовал им таким образом добывать золото из сусального покрытия икон. К сожалению, об этих обществах мало что написано до сих пор. В основном — все публикации, которые мне удалось прочитать, носят ернический или шутливый характер. Многих страниц своей истории, мы, по-прежнему, боимся, сторонимся, стыдимся. Всего же, по моим сведениям, подкрепленным рядом архивных данных, в лихие годы борьбы с Богом в стране было уничтожено свыше 340 миллионов значимых предметов древнерусского искусства. И это без учета искалеченных, обрезанных, опиленных и обезглавленных православных святынь...
Страшные находки в Вологодской области носят регулярный характер. Последняя — от 19 апреля сего года. Ларь для комбикормов был изготовлен из шести огромных икон пророческого и апостольского ряда. Хозяева (просвещенные, между прочим, люди — Интернетом пользуются) ларь не отдавали, сказали — «самим нужон». Хранили там до последнего часа корма для свиней. Пришлось сколачивать им в соседней деревне такой же, из сухого сосняка. Ну что тут скажешь? Времена меняются, а невежество порой остается прежним. И отношение многих русских людей к русским же святыням — тоже. К большому сожалению и огорчению.
| Михаил СУРОВ |
Подготовил к публикации Михаил ЧЕРНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 89 (сентябрь 2011), стр.146