Натурные изображения на монетах — это стилизованные изображения. Геральдика, а вместе с нею и нумизматика, избегает передавать изображения животные (или предметов) в их реальном виде.
Геральдическое изображение всегда условно, соблюдает особую стилизацию животного, растения, предмета, при которой отбрасывается все несущественное, детальное, к тому же оно легко узнается и резко отличается от натурального. Делается это для усиления типичных черт животного, растения, предмета, выделения его характерных особенностей. Так зритель подходит к мысли, что это не просто животное, растение, предмет, а определенная идея (например, на сибирских монетах — изображения соболей).
(Изображения двуглавого орла, крылатого змея и крылатого дракона здесь не рассматриваются как образы существ мифологических.)
* * *
Растения на монетах — элементы декоративного оформления, использовавшиеся во время императорской чеканки. Чаще это были лавровая, пальмовая и дубовая ветви, акантовый лист, реже — гвоздика, роза, оливковая ветвь.
Акант (гр. akantha — трава) (бот.) — род травянистых растений семейства акантовых («медвежья лапа») с большими резными листьями; распространены в теплом поясе Азии, Африки и Средиземноморья; некоторые виды разводят во внетропических областях как декоративные.
Акантовые листья изображены на части копеек, денег и полушек 1713—1718 (по бокам, соответственно, от КО, ДЕ и ПО) Кадашевского и Набережного дворов. Акантовые ветви есть на оборотной стороне денег и полушек 1730— 1754.
Василек — однолетник из семейства астровых. У древних египтян синий василек — символ жизни и изобилия. Известен и как символ нежности, преданности и надежности, а также власти и величественности. Изображен, как и гвоздика, на оборотной стороне (вверху) денег и полушек 10-рублевой стопы.
Гвоздика в Западной Европе символизирует любовь, помолвку, брак; розовая гвоздика — материнство, белая — чистую любовь, желтая — пренебрежение или отказ.
Дубовая ветвь символизирует мощь (государства). Изображена на многих общегосударственных, 1810—1917, и русско-финских монетах.
Кедр (гр. kedros) — «царь деревьев», вечнозеленое хвойное дерево, обладающее прочной древесиной, практически не подверженной гниению и порче насекомыми. В библейской символике — знатность, сила, долголетие. Кедровая ветвь — на оборотной стороне сузунских 5-копеечников 1781—1796.
Лавр — символ славы, представлен на многих монетах 1700—1917:
1) венок — у Петра I, Петра II, Иоанна III, Екатерины II и Александра 1;
2) ветвь — возле картуша (см. увеличенный фрагмент к иллюстрации денги 1738 из раздела «василек») или вензеля.
Лилия (бот., гер.) — луковичное растение с крупными красивыми (белыми, желтыми, красными) цветами, обращавшее на себя внимание с древнейших времен. В Библии — символ взаимной приятности жениха и невесты. С эпохи Возрождения была в искусстве символом благой вести. (Тройная лилия представляла Троицу.) Крутовой ободок из лилий на лицевой и оборотной сторонах гривенника и десяти денег 1702. Лилия в руках Психеи на «свадебном» рублевике 1841. Означает мужское начало в противоположность розе.
Оливковая ветвь — эмблема мира. Помещена только на монетах для Грузии 1804—1833. В.В. Уздеников считал, что «в сочетании с пальмовой ветвью она может обозначать заслуженно обретенный мир». Тем не менее в это время идут почти беспрерывные войны на Кавказе и в Закавказье: в 1804—1813 — с Персией, 1806—1812 — сТурцией, 1817— 1864 — в Чечне и Дагестане, 1826—1828 — с Персией, 1828—1829 — с Турцией (кроме того, одновременно и в Европе: в 1805—1807,1812,1813 и 1814 — с Францией, 1808—1809 — со Швецией).
Пальмовая ветвь (лат. palma) (гер.) — символ долговечности и одна из эмблем мира очень давнего происхождения из Древнего Египта и Месопотамии. Заимствована в Древней Элладе. Победителям Олимпийских игр вместе с венком из ветвей оливы вручали и пальмовую ветвь, что означало пожелание здоровья и долголетия победителю. Обычно подразумевалась ветвь только финиковой пальмы, точнее, ее лист длиной один-два метра Позже в Древней Греции и Риме возобладало значение пальмовой ветви как символа мира — этот смысл перенесли на нее с оливковой ветви, поскольку их вручали вместе. Но укреплялось и значение пальмы как награды за победу, а начальный смысл в качестве символа долговечности постепенно угас.
В средние века, в период крестовых походов на Ближний Восток, древний смысл пальмовой ветви как символа долговечности стал возрождаться, но уже в эпоху Возрождения восстановилась античная традиция считать пальмовую ветвь эмблемой мира Это же значение пальмовая ветвь имела и в эпоху классицизма, особенно в конце XVIII — начале XIX века Это была светская эмблема мира (церковный же символ мира — голубь).
На общегосударственных монетах она впервые появилась около 1713 на медных копейках, затем на части 2-рублевиков 1720, рублевиков и полтин 1721—1723 (на одежде императора), видимо, в связи с завершением Северной войны. С начала царствования Анны — на оборотной стороне денги и полушки (под годом), в правление Елизаветы, с 1757, — на оборотной стороне медных монет справа от вензеля императрицы (хотя незадолго до того Россия вступила в Семилетнюю войну).
Этот символ мира изображался на всех медных монетах (на пятаке с 1758) почти сорок лет. Мотивация не вполне понятна, именно в «век золотой Екатерины» шли длительные войны: в 1756—1763 — с Пруссией, 1768— 1772 и 1794 - с Польшей, 1768-1774 и 1787-1791 - с Турцией, 1788—1790 — со Швецией.
Роза (бот., гер., хр., спец.) — кустарниковое растение с i пышными цветами, из-за красоты и приятнейшего запаха с раннего Средневековья использовавшееся в религиозных ритуалах, литературе, искусстве, эмблематике (эмблема весны, красоты, любви; бутон розы — символ девственности, увядшая роза — символ кратковременности земных благ), медицине, косметике, торжественных церемониях.
Использована в российской монетной геральдике. Вначале — на денге Анны. В 1755—1796 и 1802—1805 — на 10- и 5-рублевиках в гербовой композиции между территориальными гербами. В 1773 гирлянды роз украшают гербы княжеств у демонстрационных, в серебре и бронзе, образцов для Молдовы и Валахии 2 ПАРА/3 КОПЪЕЕКЪЕ и ПАРА/3 ДЕНГИ. Венок из роз и на голове Великой княгини Марии Александровны (см. илл. «свадебного»).
(Вместе с тем, по мнению писателя В.В. Похлебкина, «в Россию роза до конца XVII в. не проникала ни как растение, ни как символ по двум очень веским причинам: во-первых, в силу русских суровых природных условий, а во-вторых, уже как сложившийся католический символ она не допускалась русской православной церковью».)
Трилистник (гр. trifullos, нем. dreipass — клевер; клеверный лист) (бот., гер.) — одна из древнейших эмблем единства и гармонии. Символ Святой Троицы. В средневековой Европе — также элемент орнамента. Вместе с другими декоративными деталями использован при оформлении медных монет Петра I, Анны, Иоанна III и Елизаветы. На оборотной стороне у большинства алтынников 1711 — 1712 и у алтына 1712 помещено шесть трилистников, но не ясно, декор это или дубляж словесного обозначения номинала (алтын = 6 денег). Упоминание о трилистнике и его местоположении на поле монеты обязательно при словесной характеристике монеты, способствует индивидуализации описания, а в дальнейшем — и идентификации конкретной монеты по представленному описанию.
* * *
Животные на монетах — составная часть композиции многих монет XVIII—XX веков (обычно в составе территориальных гербов). Бык (голова быка), гусь, лев, лошадь, медведь, орел, «птица», рыба и соболь — чаще со стилизацией. У большинства — конкретное символическое значение.
Бык (лат. bos, греч. tauros) — противоречивейший символический образ, символ плодородия, воплощение упрямства и упорства, настойчивости и терпения, ярости, самый распространенный символ сексуальной силы. Эмблема скотоводства. Образ быка (тельца) пришел в символику сравнительно поздно из мифологии Древнего Востока (Древнего Египта и древнейших государств Двуречья — Шумера, Аккада, Вавилона).
Позже у населения римской провинции Дакии, валахов и молдаван, где весь период Средневековья скотоводство было ведущим видом хозяйствования, бык становится также отличительным племенным, а затем и национальным изображением, и уже в XIV—XVI веках его эмблема переходит в разряд национального и государственного герба валашских и молдавских господарей. Эмблема быка (голова) — в качестве герба княжества Молдовы на медных и бронзовых монетах для Молдовы и Валахии 1771—1774.
Гусь (rep.) — эмблема первичной субстанции, из которой созданы миры (в мистериях Вселенная уподоблялась яйцу, отложенному в пространстве Космическим Гусем). В составе одного из гербов — на шлезвиг-голыптейнском альбертовом талере 1753.
Лев (англ, lion, ит. leone) — в классической европейской геральдике символ гордости, мужества, храбрости. В государственных гербах коронованный лев — символ власти над подданными. В Библии символика льва противоречива: олицетворяет и тиранов, самого дьявола (жестокость, когти, рев), и Иисуса Христа (лев Иудеи). В гербах разных стран изображен с разными атрибутами, чаще с оружием, и в разных позах. Несколько львов, растянувшихся горизонтально и в профиль — львята, если тонкие и худые — лъвенки.
Голова льва в воротах — на гербе Риги, три львенка на гербе Ревеля (Таллина) — у монет для прибалтийских провинций 1756—1757. Лежащий у ног Марса лев, символ побежденной Швеции, — на пробном 5-копеечнике 1723 (вместе с тем, это изображение смирившегося льва последовало за успешным окончанием войны с Персией (лев у нее в гербе). Коронованный лев с мечом на задних лапах — у монет для Финляндии 1864—1917.
Лошадь изображена в составе двухфигурной композиции на петровских медных копейках под всадником- царем, но на большинстве общегосударственных монет — в составе трехфигурной композиции под св. Георгием, поражающим змия.
Медведь (гер.) — животное местного распространения, изображение которого никогда не обладало каким- либо символическим значением в мировой геральдике. Эмблемой был лишь в германской и славянской геральдике, но не как государственная эмблема, а как местная, территориальная. К медведю относились с уважением и почетом: самый сильный зверь северных лесов, у северных народов — царь зверей. Изображение медведя (а так-же рыбы — см. ниже) — в составе территориального герба Великого Княжества Новгородского на правом (левом от зрителя) крыле гербового орла у многих общегосударственных монет 1849—1858 и у «рейхелевских монет» 1845.
Орел — символ могущества государства. Если двуглавый орел, традиционный геральдический элемент, — на многих монетах 1700—1917, то достаточно реалистичное изображение одноглавого орла — лишь на монетах Елизаветы, пятачках 1755—1761 и копейках 1755—1757.
Птица — изображена на территориальном гербе Валахии у монет для Молдовы и Валахии 1771—1774 (держит в клюве шестиконечный патриарший крест).
Рыба — геральдическая фигура, символизировавшая
в целом безгласие, не служила образцом более ярких
качеств, как пернатые и звери. В русской геральдике рыба как эмблема обычна в гербах городов, расположенных на
крупных реках, обозначала рыболовство или рыбное изобилие. Изображение рыб — в составе территориального герба Великого Княжества Новгородского вначале на «рейхелевских» монетах 1845, в 1849—1917 — на многих монетах массового выпуска (см. илл в разделе «медведь»).
Соболь — символ пушных богатств Сибири. Два соболя, держащие щит с обозначением достоинств и датой, помещены на оборотной стороне всех (кроме полушки) номиналов монет специального выпуска для Сибири, чеканившихся в 1766—1781 на Сузунском дворе, а также демонстрационных образцов, отчеканенных в Санкт- Петербурге в 1763—1764.
Не исключено, что перечень пополнится. На гривенниках 1741—1757 соединение двух ветвей (наподобие банта?) под датой выглядит иногда как голова барана или фавна (а то и как усобородая голова). Уточнить пока не удается: изображение мелкое и не всегда четкое из-за качества гравировки штемпелей и невысокой сохранности многих монет.
Натурные изображения подробно перечислены в книге В.В. Узденикова «Геральдическое оформление российских монет 1700—1917».
Владимир РЗАЕВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №91 (№11 ноябрь 2011) стр. 128