Вторая половина XIX - начало XX века
Широко известно, что у паломников, отправлявшиеся в XIX — начале XX века в монастыри Русского Севера, большой популярностью пользовались изображения святых основателей и чудотворных икон этик обителей.
Потребность в дешевых иконах небольшого размера значительно увеличилась в пореформенное время, после отмены крепостного права, когда резко возрос поток богомольцев в северные обители. Только Соловки принимали к концу XIX века свыше двадцати тысяч человек в год! Обители, в свою очередь, предлагали широкий круг паломнических товаров1. Живописные, костяные и резные иконы, офорты, литографии, цинкографии — вот далеко не полный перечень материалов и техник, в которых выполняли паломнические реликвии. Частично эти изделия создавали в северных обителях. Иконописная палата издревле существовала в Соловецком монастыре; в начале XX века живописные мастерские созданы в Артемиево-Веркольском, Успенском Холмогорском, Троицком Шенкурском, Сурском и Кылтовском Крестовоздвиженском монастырях2. Обратим внимание, что среди перечисленных обителей — четыре женских. Монастырские живописные мастерские под руководством опытных наставников выполняли заказы на создание иконостасов северных храмов, в них также писали пядничные иконы для «расходнических» лавок. Однако потребности в дешевых иконах были столь велики, что монастыри покупали целыми партиями изделия профессиональных иконописных мастерских и разнообразных литографических производств Центральной России. Иеромонах Полиевкт, исполняющий должность настоятеля поморского Пертоминского монастыря, очень образно повествует об этом, обратившись в 1892 году в Архангельскую Духовную консисторию с рапортом: «Очень многие из благотворителей Пертоминского монастыря желают иметь и просят усердно о высылке изображений преподобных Ъассиана и Ионы Пертоминских чудотворцев... Заказывать иконы живописныя для монастыря тяжело, да и пересылка стоит дорого, а потому, чтобы не охладить усердия благотворителей, почтительнейше прошу /духовную консисторию, не благоволено ли будет разрешить делать заказ на приготовление хромолитографических изображений на бумаге для вкладывания в письма к благотворителям в количестве 10 000 экземпляров, стоющих 300 рублей, так как меньший заказ будет стоить гораздо дороже. В означенном количестве по предположению моему не будет излишка, так как изображения будут раздаваться и странникам и посетителям обители для увеличения числа благотворителей. Этим способом я пользовался при возобновлении Печенгского монастыря».
Типографии В А. Черепанова в Архангельске, И.Е. Фесенко в Одессе, а также фирма «Жако и К0» в Москве специализировались на печатных видовых панорамах и иконах, выполненных в технике хромолитографии на бумаге и жести. Эти группы памятников хорошо известны благодаря своей массовости и наличию атрибутирующих надписей. Несколько сложнее отличить живописные иконы, созданные в северных монастырях в конце XIX — начале XX века, от аналогичных икон, привезенных на продажу в северные обители из других регионов. Рассмотрим данную проблему.
В первую очередь хочется отметить, что создание иконописных учебных мастерских при православных монастырях активизировалось после 1901 года, когда был создан Комитет попечительства о русской иконописи под руководством графа СД. Шереметева. Характер монастырских живописных школ предполагал процесс обучения под руководством опытных наставников. Учащиеся были весьма молодыми, иногда из числа богомольцев. После непродолжительной учебы, длившейся 1—2 года, они часто покидали стены северных обителей. Лишь некоторые из них становились послушниками и монахами, продолжая трудиться при живописных мастерских. Преподавание рисования и живописи вели опытные художники, приглашенные из Архангельска, Москвы и Санкт- Петербурга, ориентированные на классическую школу Академии художеств. Наиболее серьезно процесс обучения был поставлен в Соловецком монастыре, где изучали основы композиции, рисунка, копировали гипсовые античные слепки. Хотя и эта школа подверглась критике художника В.В. Верещагина: «Рисуют иконы без подготовки, без знания рисунка, старательно выписывают и вылизывают, копируя с самых плохих оригиналов...»4. Это не могло не сказаться на характере икон выпускников монастырских школ, которые придерживались в своем творчестве образцов академической церковной живописи 5.
Произведения живописных мастерских разнообразны. Монахини Холмогорского и Кылтовского монастырей кроме икон писали картины с видами своей обители (илл. 5). Наиболее распространенными произведениями Соловецкого монастыря были иконы с изображением Соловецких чудотворцев. Они выполнены преимущественно в технике масляной живописи, отличаются тщательностью и по учебному «выписаны». Особенно популярны среди богомольцев были «семейные» образы, на которых изображали святых — покровителей заказчиков иконы, в предстоянии Соловецким святым. Мы приводим иллюстрации нескольких подписных и датированных произведений, созданных в северных монастырях (илл. 1 —4). Они отличаются индивидуальностью исполнения, знанием основ академического рисунка, отмечены стилем позднего классицизма.
Изделия монастырских живописных мастерских — это лишь один из источников пополнения своих иконных лавок во второй половине XIX — начале XX века. Предложения о продаже икон регулярно поступали на Север от владельцев мастерских церковной утвари и магазинов Санкт-Петербурга и Москвы. Именные иконы можно было приобрести в лавках архангельских торговцев, а также при епархиальном свечном заводе. Традиционный и очень специфический поток дешевых икон приходил на Север из иконописных сел Владимирской губернии: в первую очередь из мастерских Метеры и Холуя. В условиях развития капитализма в России кустари-одиночки уже не могли выдерживать рыночную конкуренцию. Отказываясь от единоличных хозяйств, владимирские иконописцы были вынуждены объединяться в крупные мастерские, которые создавали массовую дешевую продукцию. В том числе выполняли заказы монастырей.
«...Здесь пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник и то потому, что сделался мельником; ремесел помимо главного (иконописи) не знают никаких: нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника» — так писатель-этнограф С. Максимов охарактеризовал в 1860 году состояние иконописных сел Владимирской губернии6. В 1814 году в Холуе было 700, а в Палехе — 600 крестьян; все, без исключения, занимались иконописью7. Лучшими по качеству считались работы мастеров Палеха. Они же способствовали и проникновению в русскую живопись XIX века новых направлений и техник иконописи, в то время как «Метера больше фабриковала копии с образцов XVII в., а Холуй производил иконы для простого народа»8. На рубеже XIX—XX веков в селах Владимирской губернии занимались иконописью 1632 мужчин и 125 женщин. Если в начале XIX века и до 1860-х годов этот промысел преобладал в Холуе, то к концу века ведущие позиции стали занимать иконописцы Метеры.
Центром производства дешевой иконы был Холуй, который держал пальму первенства и по количеству производимых икон. Так, в 1859 году туда было привезено 528 тысяч (!) досок для иконописания. Некоторые холуйские мастера-доличники писали за неделю до 600 икон размером в 8 вершков. При этом сотня таких икон стоила мастеру лишь два рубля. По статистике районы I сбыта икон были в основном вне пределов уезда: 93,8 процента от общего числа производимой во Владимирской губернии продукции продавали на юге России, в Сибири (преимущественно — Западной), а также на Русском Севере 9.
Трудно дифференцировать иконописное искусство владимирских сел. К тому же Холуй в XIX веке был крупным торговым центром, где проходило до пяти ярмарок в год10, на которых сосредоточена иконописная продукция окрестных иконописных сел: Палеха, Метеры, Южи, Вязников и др. Перспективным, на наш взгляд, является поиск круга произведений ведущих иконописных мастерских, которые сформировали свои живописные традиции, технологии, образцы, ассортимент икон и манеру письма. Сегодня уже известно творчество знаменитых выходцев из Владимирской губернии: семьи Пешехоновых11, И.С. Чирикова12. Письменные источники убедительно сообщают о многочисленных владельцах иконописных мастерских, о творчестве которых пока мало известно13.
Документы утверждают, что многие северные обители в XIX — начале XX века имели связи с иконописными мастерскими Владимирской губернии. В 1891 году мастерская И.А. Панкрышева в слободе Метере предложила северным принтам приобретать у них иконы14. В 1915 году Соловецкий монастырь приобрел партию икон на кипарисовых и липовых досках в мастерской Владимира Михайловича Блинничева в Холуе15. Одна из старейших мастерских Метеры, насчитывавшая 200 лет своей истории и принадлежавшая Петру Ивановичу Мумрикову16, выполнила для той же обители более дорогие иконы, с чеканкой на полях. Транспортировку грузов на север осуществляли купцы. В 1871 году «провоз икон из слободы Холуй» взял на себя архангельский купец А.И. Жильцов, за что получил сорок два рубля девяносто копеек17. Ассортимент икон, привезенных на Соловки, был широк: «иконы фольговые», «иконы кипарисовые с чеканкой и без чеканки», «в серебряных ризах», «в медных ризах», «образки никелевые». В 1863 году через архангельского купца Я.Т. Закусева поступили иконы на кипарисовых досках с изображением Зосимы и Савватия Соловецких и Елеазара Анзерского на сумму восемьдесят рублей. Любопытен их перечень: «30 икон 6 верш. 4-х препод, и 2-х; 200 икон 2-х препод.; 10 икон одна вторая верш. 2-х препод.; 40 икон 3 верш. Елиазара18»19. В большинстве своем это были дешевые иконки небольшого размера, легкие, удобные в перевозке. Они до сих пор бытуют на Севере. Каждый северный монастырь имел свои «раздаточные образа». На них изображали святых чудотворцев, чьи мощи хранились в обители. Такие иконы дарили, продавали, ими благословляли богомольцев. Особым почитанием на Севере пользовались местные «подвижники благочестия»: преподобные, основатели северных монастырей: Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, Антоний Сийский, Трифон Печенгский; и праведники — Артемий Веркольский и Прокопий Устьянский.
Сохранившиеся в архивах счета, выставленные владельцами Владимирских иконописных мастерских северным обителям, помогают определить круг этих произведений. К счастью, в денежных документах есть перечень с краткой характеристикой отправленных образов. Попробуем расшифровать и соотнести с конкретными произведениями некоторые из них.
В 1915 году из иконописной мастерской П.И. Мумрикова в Соловецкую обитель отправлены:
«25 икон 6 верш(ков) кипарисовых) Зосимы и Савватия |
|||
25 икон 5 верш. |
кипар. |
Зосимы и Савватия |
|
40 икон 4 верш. |
Зосимы и Савватия |
||
25 икон 5 верш. |
лип(овых) |
Чекан(ка) |
|
100 икон 4 верш. |
кипар. |
Прос(тых) |
|
320 икон 4 верш. |
Лип. |
Прос. |
|
300 икон 3 верш. |
Лип. |
Прос.»20. |
|
Итого — 835 образов монастырь купил только в одной мастерской слободы Метеры! На всех иконах изображены самые чтимые из Соловецких святых, преподобные Зосима и Савватий. Если принять во внимание, что вершок составляет 4,45 см, то наиболее популярные партии икон имели высоту 13 или 18 см. Они выполнены из кипариса или липы (в Поморье, естественно, не произрастают). Среди заказанных икон отмечены «простые» и «с чеканкой». Описание в документе составлено достаточно лаконично, но, поскольку эти иконы являлись хоть и рукодельной, но все же тиражной массовой продукцией, их можно атрибутировать, выделив в самостоятельную стилистическую группу (илл 6—8).
В первую очередь обратим внимание на иконы, написанные на тоненьких кипарисовых дощечках, высотой 13 или 18 см, без ковчегов. Тонкий слой левкаса, темперная живопись. Преподобные Зосима и Савватий изображены в рост, в монашеских одеждах, в развороте к центру. У преподобного Зосимы — развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо брапйя». Между святыми — обетный крест и фрагмент монастыря с Преображенским собором. Над ними, в сегменте неба изображена Богоматерь Знамение. Продолжая эту линию маленьких кипарисовых икон, хочется отметить, что аналогичные серии заказывали и другие северные обители. Известны образы святых Елеазара Анзерского, Артемия Веркольского и Антония Сийского, выполненные в той же традиции (илл. 9—13). Веркольский монастырь усложнил задачу, заказав ряд сцен жития прав. Артемия, например, «Явление прав. Артемия старцу Игнатию» (илл. 11). Одни и те же сюжеты известны на кипарисовых и липовых досках. На обороте икон иногда поставлена цена: несколько десятков копеек. «Образки» выглядят очень простыми и незамысловатыми, скорописными; выполнены на потоке. Цветовая гамма их небогата.
Более дорогими считались иконы Владимирских мастерских, украшенные чеканкой по левкасу. Нам известна только одна живописная мастерская в Архангельске, принадлежавшая потомственным иконописцам Катиновым, которая работала в этой технике. Однако нет фактов выполнения этой мастерской каких-либо крупных заказов на иконы, украшенные чеканкой, для северных монастырей. Эту нишу заполнили на Севере иконописцы Владимирской губернии, у которых мастерство чеканщиков и позолотчиков достигло высокого искусства.
В начале XX века от В.М. Блинничева из села Холуй в Соловецкий монастырь были отправлены:
«30 на кипарисе по золоту с чеканкой шести Солов. Чудотворцев...
50 на кипарисе без чеканки Соловецких чудотворцев 4 святых 1р. Юк.
300 хлебныя Божия матери21 на липе
200 шт. хлебныя Божия Матери 25 коп.»22.
Как видим, и эта мастерская предоставила широкий ассортимент икон. «Шесть чудотворцев» — это преподобные Зосима, Савватий, Герман, Иринарх Соловецкие, Елеазар Анзерский и Филипп, митрополит Московский (илл. 20). Такие иконы встречаются редко. И не только потому, что были дороже прочих («чеканка по золоту»), но и ввиду широкой популярности у богомольцев литографии с аналогичной композицией, печатавшейся в Соловецкой обители. Иконы, написанные на кипарисовых досках и украшенные чеканными орнаментированными полями, заказывали и другие северные обители.
В Печенгском монастыре продавали и дарили иконы святого Трифона Печенгского, в Пертоминском — преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, а в Сийском — преподобного Антония Сийского (илл. 14—19). Подчас они имеют идентичную орнаментацию полей и фона, что наводит на мысль о происхождении из одной мастерской Владимирской губернии. К сожалению, даты или авторские подписи пока не встретились. Очень заманчиво было бы, опираясь на письменные источники, отнести характерную группу самых дешевых кипарисовых иконок к творчеству одной мастерской, например, П.И. Мумрикова. Однако похожие типовые иконы вполне могли выполнить и в других мстерских или холуйских мастерских. Пока мы можем лишь утверждать, что значительные однотипные группы пядничных икон поступали на северные ярмарки и в монастыри из Владимирских иконописных центров. Они отличались от тех живописных произведений, которые создавали на Русском Севере в конце XIX — начале XX века, поэтому их нельзя приписывать к кругу произведений северных обителей. Думается, что аналогичные тенденции были свойственны и многим другим территориям России.
Татьяна КОЛЬЦОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 89 (сентябрь 2011), стр.40