Поистине важным событием и великолепным подарком для филокартистов (в Америке — дельтиологистов) мира стал выпуск и распространение в конце XIX — начале XX века почтовых открыток посвященных морским перевозкам пассажиров с видами кораблей. Одновременно это была настоящая находка для владельцев судоходных компаний и океанских лайнеров.
Сначала 1890 года преобладающим и прибыльным маршрутом перевозки пассажиров стала Северная Атлантика. Быстрое развитие американской промышленности в таких городах, как Питсбург, Детройт и Чикаго, требовало притока дешевой рабочей силы, кроме того, американская нация стремилась освоить и Средний Запад страны. Пассажирские лайнеры из Европы перевозили тысячи эмигрантов, спешивших за океан получить работу, и в то же самое время в обратном направлении они доставляли богатых американцев, надеявшихся отыскать свои корни в Старом Свете или просто желающих путешествовать по Европе.
Почтовая открытка с видами океанских судов, таким образом, становится важным средством передачи информации. Почти каждый путешествующий на океанских лайнерах мог выбрать из множества предлагаемых открыток наиболее понравившуюся, написать на ней несколько строк домой и отправить на перевозивших тогда всю почту кораблях. Открытка с изображением того или иного океанского лайнера использовалась также корабельными компаниями для передачи сообщений своим клиентам и коллегам, в рекламных целях. Издательства тесно сотрудничали с корабельными компаниями и производили целые серии почтовых открыток. Английские издатели, такие, например, как А. Рейд из Ньюкасла-на Тине, Ф.Г. Стюарт из Саутгемптона, скоро стали лидерами в этом бизнесе. Господствующее положение по выпуску особой серии почтовых открыток с видами океанских лайнеров в то время занимает Р. Так, его продукция особо ценилась среди коллекционеров. Большим спросом пользовались открытки Американской линии и линии С. Кунарда под названием «Рукопожатие через море».
Вообще, использование почтовой открытки как средства передачи информации датируется 1870 годом, хотя первая открытка с рисунком появилась в Англии намного раньше. Почта Британии 1 октября 1894 года первой дала разрешение на отправку почтовой открытки. Для получения представления об океанском лайнере — его размерах, скорости — издатели открыток отказались от их фотографирования. Фотоснимки кораблей в движении из-за несовершенства фотокамер того времени получались серыми и размытыми, да и трудно было размещать и наводить в лодке или катере громоздкую фотоаппаратуру, следуя рядом с океанским лайнером при волнении на море. Издатели обращались к художникам-маринистам, которые обычно работали в основных портах, где их навыки использовали судовладельцы для постеров и рекламы.
Часто художники принимали заказы от офицеров и членов экипажа для изображения ими обслуживаемого корабля. Такие картины пользовались огромным спросом, они украшали каюты лайнеров больших компаний. Некоторые из них, к счастью, сохранились до наших дней. Талантливые английские художники, работавшие над созданием красочных открыток — настоящих произведений искусства, жили в Ливерпуле. Самые известные среди них — Сэм Д.М. Браун, Д.С. Мэн, Один Розенвинж, Кеннет Шоесмит, Вальтер Томас. Чарльз Диксон был лондонцем. Все они родились между 1880—1894 годами. Розенвинж рисовал лайнеры компании С. Кунарда, Ч. Диксон и В. Томас, поддерживаемые М. Блэком, создавали превосходные открытки для «Уайт стар лайн», начинавшей свою деятельность с Ливерпуля, а после 1907 года перебравшейся в Саутгемптон.
Почтовые открытки на морскую тематику были популярны вплоть до 20-х годов
прошлого века (несколько снизился их тираж лишь во время Первой мировой войны, ввиду ограничения бумажных запасов). В 1924 году, когда США установили иммиграционный контроль, число прибывающих из Европы на судах компаний значительно уменьшилось, и это, естественно, привело к снижению покупательского спроса на почтовые открытки.
Отразилось на их выпуске и распространении изобретение телеграфа и телефона. Затем Вторая мировая война положила конец выпуску этих открыток. После войны развитие фотографии, особенно цветной, улучшило качество вновь выпускаемых открыток на морскую тему. Однако такие художники, как Деррик Смузи и Джон Николсон, продолжали рисовать для корабельных компаний. Другие послевоенные художники, включая Ч. Тернера, в 40-е и даже 50-е годы XX века создали превосходные серии открыток для компании С. Кунарда. Над созданием открыток для корабельных компаний, помимо своего основного творчества, также плодотворно работали художники Чарльз Диксон и Вильям Вилье. Сегодня их работы среди коллекционеров оцениваются во многие тысячи фунтов. Они были настоящими мастерами постеров. Замечательные, точные эскизы океанских лайнеров сразу приобретались в портах, многие из них и сейчас можно встретить в музеях и художественных галереях Ливерпуля и других приморских городов Англии.
Рассматривая красочные открытки английских художников, можно проследить, как развивался океанский пассажирский флот крупнейших английских и американских компаний, получить информацию о названии судна, его водоизмещении, мощности двигательных установок, словом, окунуться в прошлое. Почтовые открытки с изображением океанских лайнеров — хороший источник информации для каронимики, которая изучает названия кораблей и их историю, развитие кораблестроения. Весь долгий путь создания крупных судов для перевозки пассажиров — это непрерывное их совершенствование, внедрение новых изобретений (разработка в Англии парового двигателя инженером Исамбардом Кингдомом Брунелем, гребного винта Йозефом Ресселем, паровой турбины Чарльзом Парсоном и др.), непрекращающееся соперничество судоходных компаний в погоне за прибылью, скоростью перевозки пассажиров и престижем (разыгрывалась настоящая битва за обладание приза «Голубая лента Атлантики» — скорейшее преодоление трассы, к примеру, Куинстаун — Нью-Йорк общей протяженностью 2700 морских миль, или 5157 км).
Первые океанские пассажирские корабли — это некий симбиоз парусно-паровых судов, использовавших как силу ветра, так и пара, причем долго на них устанавливались огромные колеса, приводившие суда в движение. Впервые обладателем «Голубой ленты Атлантики» становится пароход «Сириус», совершивший в апреле 1838 года первый переход через океан из Европы в Америку с пассажирами на борту. В 1840 году американец Сэм Кунард основывает крупную компанию «Кунард». Для нее были построены первые почтовые пароходы «Британия» (Голубая лента), «Акадия», «Каледония» и «Колумбия», первое цельнометаллическое судно «Персия» (Голубая лента). Американская компания «Коллинз лайн» приобретает плоскодонные суда «Арктик», «Атлантик» (Голубая лента), «Балтик» и «Пасифик». В 1850 году в Ливерпуле образовалась компания «Инмэн лайн». Английский изобретатель И. Брунель работает над созданием самого большого по тем временам судна-гиганта — «Грейт Истерн», которое отправляется в плавание в 1860 году. Большим событием для дальнейшего развития океанского пассажирского флота становится приобретение английским предпринимателем Томасом Генри Немеем компании «Уилсон энд Чемберс», обслуживающую линию Европа — Австралия, и на ее основе создание своей собственной под названием «Оушеник стим навигатион», позднее превратившуюся в знаменитую «Уайт стар лайн». Так как пароходы приобретенной компании ходили под флагом с изображением белой пятиконечной звезды на красном фоне, то этот символ переходит к судам «Уайт стар лайн». Новые корабли «Уайт стар лайн» строились на самой лучшей по тем временам ирландской верфи «Харленд энд Вольф», заложившей винтовой пароход «Оушеник». Стремление выйти на лидирующие позиции заставило компанию С. Ку- нарда заложить первые высококлассные суда: «Кампанию» (оборудована радиотелеграфом), «Ауканию» (Голубая лента), «Иверию», «Саксонию», а позднее, в 1905 году, — турбинные «Карманию» и «Саксонию». Серьезную конкуренцию англичанам и американцам составили немецкие судостроители, их корабли — «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (оснащен радиотелеграфом, Голубая лента), «Дойчланд», «Кронпринц Вильгельм» (Голубая лента) и «Кайзер Вильгельм II» (Голубая лента) по праву показали свою высокую скорость и надежность на океанских просторах, а «Кайзер Вильгельм II» считался самым быстрым по тем временам судном.
На рубеже столетий трансатлантическое судоходство оказалось в кризисе, но положение на этот раз спас американский финансист Дж. Пирпонт Морган, предложивший создать гигантский трест, контролирующий крупные судовые компании. В начале 1902 года трест Моргана «Интер- нейшнл меркантайл марин» (IMM) сделал предложение компании «Кунард». Английское Адмиралтейство было против американского влияния в бизнесе и подписало соглашение с «Кунард», что привело, в свою очередь, к строительству огромных судов — «Лузитания» и «Мавритания». Оба стали обладателями «Голубой ленты Атлантики», а «Мавритания» удерживала ее более 20 лет, с 1907 по 1929 год, уступив лишь «Бремену». Недаром этим кораблям дали прозвище «борзые моря». Зато «Уайт стар лайн» вошла в IMM в 1902 году, а в 1927 — вышла из него. Ее соглашение с уже упоминавшейся верфью «Харленд энд Вольф» подписывалось с целью противостояния компании «Кунард», делая ставку на строительство серии знаменитых супергигантов — «Олимпика», «Титаника», «Британика», «Адриатика» и «Карпатии». Печальная судьба большинства из них — известна. Трагедии предрешили участь компании «Уайт стар лайн». В 1947 году компания «Кунард» завладела всем пакетом акций, ив 1950 году «Уайт стар лайн» перестала существовать. Так, рассматривая старые почтовые открытки с изображением океанских лайнеров, мы перевернули лишь одну из многих страниц истории развития океанских пассажирских перевозок, прогресса технической мысли в крупном судостроении, драматической борьбы судоходных компаний за выживание.
Вячеслав ПРЫТКОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 100 (октябрь 2012), стр.140