Редко какой серьезный коллекционер бумажных денежных знаков, начав свою коллекцию, как и все, с собирания денег Империи и Советской России, не придет через увлечение деньгами региональных правительств эпохи Гражданской войны к коллекционированию денежных знаков необязательного обращения, или, как говорят на сленге бонистов, «частников». «Частники» — это деньги кооперативов, магазинов, лавок, различных обществ. Выпуск их был обусловлен сначала кризисом мелких разменных денег (поэтому на некоторые из них можно встретить надпись «Вместо сдачи»), а потом и общим их дефицитом ввиду идущей Гражданской войны и оторванностью от центров различных эмиссий.
По праву считается, что собирание «частников» — это высший пилотаж бонистики, требующий от коллекционера высокого уровня исторических знаний, эрудированности, большого специального опыта
В условиях, когда последний (он же и первый) профессиональный каталог (каталог Соколова) был выпущен в 1926 году, когда в среде «стариков»-коллекционеров «частники» считались третьесортным материалом (после «Центра» и «Гражданки»), серьезное коллекционирование такого рода знаков стало вроде
подвижничества, сродни перманентному исследованию: нужно понимать редкость знаков, уметь отличать фалыпаки и фантазии, которых немало именно в этой среде ввиду низкого технологического уровня изготовления, редкости, а зачастую и уникальности бон.
По опросам коллег, то, что привлекает в знаках такого рода, — это ощущение истории, которое охватывает тебя, когда берешь в руки бону какой-нибудь лавки с ручными подписями, печатью, малым номером. История страны как бы персонифицируется, становится более личной. А если ты знаешь что-нибудь из истории этой лавки, то это чувство удваивается.
Ввиду объемности и сложности темы (известно больше 10 000 разного рода знаков), коллекционеров, серьезно собирающих все без исключения необязательные боны России, вплоть до различия в подписях и печатях, практически нет — у разных людей существуют разные предпочтения, преимущественно связанные с любовью к разным регионам. В этой работе я расскажу о частных деньгах одного такого региона нашей родины — города Владивостока.
Почему именно Владивосток? Дело в том, что «частники», помимо прочих вышеуказанных причин былой непопулярности, обладают в большинстве своем еще одним важным недостатком — неказистым внешним видом. Примитивного исполнения, часто напечатанные в одну краску, а иногда и вовсе на печатной машинке, эти знаки отпугивали потенциальных коллекционеров. Так вот, по ряду причин к Владивостоку этот тезис в основном не применим. К общим положительным атрибутам «частников» этого города, самобытности и редкости, добавляется еще один — замечательный дизайн, в котором старались эмитировать свои знаки, словно соревнуясь друг с другом, лавки, рестораны и прочие субъекты экономической жизни города. Конечно, красивые частные боны выпускались в других городах России, но там это было скорее исключение, чем правило.
Основал город как военный пост генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев- Амурский (памятник ему изображен на современной купюре в 5000 рублей). В 1859 году он, обходя в той местности на корабле берега, обратил внимание на бухту, напоминавшую знаменитую Золотой Рог в Константинополе (Стамбул). На берегу бухты, которую назвали так же, как и константинопольскую, по приказу Муравьева в 1860 году начал строиться пост под официальным названием «Владивосток». В 1862 году пост был переименован в порт, а в 1880-м получил статус города.
В 1881 году архитектор Ю. Рего разработал герб Владивостока: на щите зеленого цвета изображение золотого тигра, обращенного в правую сторону, с червлеными глазами и языком. В вольной части справа — герб Приморской области. Щит украшен золотой башенной короной с тремя зубцами, за щитом — два перекрещивающихся золотых якоря, обвитых александровской лентой.
Рассматриваемые в статье деньги находились в обращении в период после революции 1917 года, когда в городе менялись различные власти, вплоть до вхождения в 1922 году города в состав РСФСР. В данной статье не ставится задача рассказать обо всех владивостокских «частниках», а лишь о наиболее красочных и примечательных с точки зрения дизайна и редкости.
Экскурсию по старому Владивостоку начнем, пожалуй, с самых красивых бон — денег Центросоюза потреб-обществ. Это красочная линейка знаков с неповторяющимися сюжетами из пасторальной жизни, и они достойны того, чтобы показать весь номинальный ряд.
А это заведения общепита того времени — рестораны «Старый Шуин», «Аквариум», «Люкс», кафе «Олимпия».
Приморское общество поощрения коннозаводства.
Боны для ипподрома — первый и второй выпуски. Сам ипподром открылся в 1902 году, и надо обязательно отметить, что принадлежал он Русско-Китайскому банку. Так что боны общества опосредованно являются деньгами этого банка.
Развит был в городе и рыболовный промысел. Это бона дальневосточного общества «Рыбак». Правда, эти знаки в обращение так и не попали, в коллекциях они известны только в виде бланков.
Аптека «В. Боргест и К°». Эта аптека находилась на пересечении главных улиц города — Светланской и Алеутской.
Вот бона ресторана «Американ-Гриль» с фотографией самого заведения.
Во Владивостоке квартировались американские солдаты, для этого контингента точка и открылась. Фотографии ресторана и парада американских морпехов сделаны лейтенантом Уильямом Джонсом, служившим, как союзник по Антанте, в 1918—1920 годах в Русском железнодорожном корпусе.
Литературно-художественное общество «Московская верба» — симпатичные красочные знаки.
Образец боны магазина «Кунст и Альберс». Знаменитая фирма, основанная во Владивостоке в 1864 году, практически одновременно с городом, и развившаяся в огромную сеть к началу Первой мировой войны. Сохранилась, несмотря на происки могущественного конкурента — фирмы «Чурин и К°», фактически обвинившей владельцев в шпионаже в пользу Германии. В здании магазина до сих пор находится универмаг.
Именно этот знак редок и как выпуск 1920 года (в основном попадаются 1918 г.), и как образец, что в «частниках» крайне редко случается.
Выпускали свои деньги во Владивостоке и театры. Это боны Китайского театра ХАУ-Ю-УТАЙ и Театра- Иллюзиона М. Урина и Г. Бейлина.
Типографии Владивостока — «Далекая Окраина» и «Свободная Россия» — уж им-то, при их технических возможностях, грех было самим не печатать деньги. В этих типографиях, кстати, печатались некоторые другие знаки Владивостока.
Знак экономического общества служащих Владивостокской крепости и сама крепость — грандиозное фортификационное сооружение города, построенное после русско-японской войны, ныне известная достопримечательность города. Некоторые патриоты Владивостока утверждают, что неприступность крепости стала одной из причин ненападения Японии на СССР во время Второй мировой войны.
Напоследок хочется показать финансовый документ той поры и открытку с фотографией Госбанка. Ордер, в отличие от своих собратьев в других городах, тоже по-своему красив.
Александр КУЗНЕЦОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 100 (октябрь 2012), стр.124