Едва ты ятаган сожмешь в руке своей,
Как делается он тверже и острей.
Неуязвим, суров, бесстрашен.
Летишь ты в бой, туда, где слышен рев слонов,
Где люди падают и где земной покров
Кровавой влагою окрашен.
Виктор Гюго. Поэт — Халифу
Краткий очерк истории Турции
История Османской империи — это череда непрерывных войн и территориальных захватов. Турецкое оружие родилось в этих войнах, и без знания истории Османской империи невозможно глубокое изучение и понимание этого феномена.
На рубеже XIII—XIV веков в Малой Азии на месте распавшегося государства турок-сельджуков начала складываться новая держава — Османская империя. Осман (1281—1324), по имени которого названа династия, был правителем небольшого княжества, образовавшегося в Анатолии после распада Сельджукской державы под ударами монголов в XIII веке. Его сын Орхан-бей (1324— 1350), внук Мурад I (1369—1389), правнук Баязид I (1389—1402) значительно расширили пределы своих владений за счет экспансии на Балканы. В 1389 году в исторической битве на Косовом поле было разбито сербское войско. Начало битвы оказалось неудачным для османов. На поле боя от руки сербского витязя пал султан Мурад I, но его сын Баязид I, принявший командование, сумел воодушевить дрогнувших янычар и переломил ход сражения. Турки разгромили сербов. На глазах умирающего султана янычары растерзали пленного сербского короля Лазаря. Свирепый, высокомерный до безумия, Баязид не знал поражений, умел нападать на врага с быстротою тигра, за что и получил прозвище Молниеносный. Одержав ряд побед в Малой Азии, Баязид в 1394 году осадил Константинополь. Христианский Запад попытался помочь своим братьям по вере. Государи европейских держав — Франции, Италии, Англии, Германии, Испании, Чехии — организовали в 1396 году крестовый поход в защиту Византии. Соединенные силы рыцарей-крестоносцев возглавил венгерский король Сигизмунд, будущий император «Священной Римской империи». Под стенами болгарского города-крепости Никополя Баязид внезапным ударом наголову разбил 100-тысячное войско крестоносцев, захватив множество пленных. Король Сигизмунд едва спасся бегством.
Стремительный захват османами территорий в Малой Азии, поставивший под угрозу само существование Византийской империи, был временно остановлен Тимуром. Опытные и сильные противники — Тимур и Баязид обменивались оскорбительными посланиями и сосредотачивали силы для решающей схватки. 20 июля 1402 года в Чубу- кабадской долине сошлись две армии общей численностью более полумиллиона человек. Это было одно из колоссальных сражений в истории человечества. В этой битве удача отвернулась от османов, бившихся с отчаянной храбростью. Баязид, оставшись лишь с преданной ему гвардией, сражался до глубокой ночи. Отчаянная попытка прорыва не удалась, и султан был пленен вместе со свитой. Он умер в плену в 1403 году, а его дочь прислуживала рабыней в гареме победителя.
В Османской державе началась смута — в течение десяти лет трое сыновей Баязида оспаривали друг у друга право на власть. Занявший престол Мехмед I (1402—1421) отличался миролюбием и старался поддерживать добрые отношения со всеми соседями, включая Византию. Но после того, как на престол взошел воинственный Мурад II, возобновились походы османов за Дунай. Ядро его мощной реорганизованной армии составляла сипахская конница и янычары — новое войско («еничери»), сформированное из пленников — христиан, воспитанных в мусульманских традициях. Обладая хорошим жалованьем, привилегиями, особой одеждой, они являлись своего рода рыцарским орденом и были лучшей в мире пехотой.
Подготовка к окончательному разгрому Византии возобновилась при Мехмеде II Завоевателе (1451—1481). В 1453 году 200-тысячная армия при поддержке мощной осадной артиллерии и галерного флота осадила Константинополь. 23 мая 1453 года, после ожесточенного штурма, силы защитников были сломлены. В схватке погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. Победители трое суток грабили город и убивали его жителей. Собор Святой Софии был превращен в главную мечеть, дворец императора — в резиденцию султана, а город переименовали в Стамбул. Так под ударами османов погибла Восточная Римская империя, пережившая Западную почти на 1000 лет. Мехмед II Завоеватель покорил Боснию, Герцеговину, Сербию, Валахию, Албанию. Овладев черноморскими генуэзскими колониями, османы в 1475 году установили протекторат над Крымом. Молдавский господарь и крымский хан платили дань турецкому султану. В 1514-м турки нанесли поражение иранскому шаху в битве близ города Маку и захватили столицу Ирана Тебриз. Под их властью оказалась Западная Армения и Грузия. Ирак с Багдадом также отошли к Турции. Двумя годами позже была окончательно разгромлена династия мамелюков, правившая Египтом с 1250 года. Под власть турецких султанов отошла Сирия, Палестина, часть Северной Африки, Ирака и Аравии. За годы правления Мехмеда II Османская империя превратилась в обширнейшее и могущественное государство, представлявшееся ему шатром, у порога которого вершатся великие дела. Таким образом, возникло название «Оттоманская Порта» — Османова Дверь или Великий Порог. При Сулеймане II (1520—1560), прозванном европейцами Великолепным, Османская империя достигла наивысшего расцвета. Сулейман II продолжил завоевательную политику своего отца. Он лично принимал участие в тринадцати военных кампаниях, причем десять из них проходили на территории Европы, что говорит о явном изменении направленности османской экспансии. В XVII веке турецкие янычары все еще оставались грозной силой, но миф об их непобедимости был разрушен. В 1683 году польский король Ян Собес- ский разбил турецкие войска, осаждавшие Вену. Вся артиллерия, знамена и богатейшие трофеи достались полякам. Вена осталась тем форпостом христианского мира, который так и не смогли преодолеть турецкие завоеватели.
Восемнадцатый век можно смело назвать веком войн Турции с Россией. Русская армия модернизировалась быстрыми темпами. К руководству войсками и флотом пришли выдающиеся полководцы — Румянцев, Миних, Потемкин, Суворов, Ушаков. Устаревшее вооружение турецкой армии уже не отвечало современным требованиям. Начались поражения. Русские войска одержали блистательные победы у рек Ларга и Кагул, близ Очакова. Суворов разгромил превосходящие силы противника при Фокшанах и Рымнике, стремительным штурмом была взята считавшаяся неприступной крепость Измаил. Война завершилась Ясским договором, по которому некогда непобедимая Порта признала присоединение Крыма к России. Незыблемая мощь Османской империи пошатнулась; теперь она не могла противостоять натиску национально освободительного движения балканских народов и стремительно теряла свое политическое и военное влияние. В результате русско-турецких войн 1827—1828 годов и 1877—1878 годов Турция была вынуждена предоставить независимость Болгарии, Сербии, Черногории и Румынии.
Закончилось пятисотлетнее владычество османов над балканскими славянами.
Оружейное искусство Турции
В национальной культуре народов, населявших Османскую империю, оружие было не только средством защиты и нападения, но и признаком богатства и могущества. Отличительным признаком знатного человека в Турции, как и во всем мире, являлась сабля. Вступление на престол очередного султана сопровождалось сложным церемониалом, который завершался опоясыванием мечом, символизирующим могущество верховной власти. В повседневной жизни, несмотря на целый ряд правительственных ограничений, оружие для подданных империи было вещью привычной. Определенные виды оружия разрешалось носить в мирное время. К ним относились кинжал и пистолет, позднее — ятаган. Янычарам предписывалось сдавать ружья и сабли в арсенал.
Особенно любили оружие воинственные народы империи — курды и албанцы. Без него они не мыслили жизни, наполненной бесконечными военными походами. Посетивший в 1892 году Османскую империю П.А. Стенин отмечал, что «у каждого курда за поясом находится целый арсенал оружия. Он состоит из ружья с серебряными насечками, которым курды умеют отлично владеть как превосходные стрелки, из кинжала, ятагана или кривой сабли, пистолетов, нередко булавы и длинного тростникового копья. Особенно красотой и разнообразием своего оружия могут похвалиться благородные курды. У них еще можно встретить кольчуги, щиты и шлемы».
Описание сокровищ турецкого базара оставил русский дипломат К.М. Базили: «Если хотите видеть картину прежней Турции в ее первобытном азиатском характере, посетите базар оружия. Здесь извилистая сабля Дамаска, клинок которой представляет собой ряд округленных зубцов в виде пилы, и ятаган с лезвием, согнутом внутрь, и кривая сабля, расширенная на конце, и кинжалы всех форм. Старый турок объяснил все свойства кара-хорасана и 20-ти других родов железа, которым славятся оружейные мастера Малой Азии; он с одинаковой легкостью перерубит гвоздь и пуховую подушку саблею, которая в неопытной руке при первом ударе разлетится вдребезги. Здесь вы пленитесь красотой и богатством азиатского оружия: серебро и золото, египетская яшма, кораллы, слоновая кость, изумруд, рубин, алмаз и жемчуг — все драгоценности востока сияют на рукояти и все эти прихотливые украшения подвержены самому разборчивому вкусу. Стихи из Корана и надписи делаются золотом на дорогих клинках. Вот переводы многих их них: «С кем я, тот не боится вражеского булата», «Дарую тебе победу над неверными», «На защиту друзей, на гибель врагов», «Нет бога кроме Аллаха». Есть надписи длинные и замысловатые, которые покрывают, как узоры, верхнюю часть клинка, но никто не мог мне их растолковать, может быть они были персидские, может род письма был неизвестен и купцу моему и переводчику».
Главным центром производства оружия в Османской империи была ее столица Стамбул, но кроме нее своими изделиями прославились армянские и грузинские оружейники на северо-востоке Малой Азии — В Эрзеруме и Трабзоне.
Пятисотлетнее владычество Османов над бескрайними территориями от Индии до Балкан привело к созданию своеобразной культуры, вобравшей в себя самое лучшее из искусства народов, населявших эту империю. Над изготовлением и украшением турецкого оружия трудились оружейники и ювелиры Сирии и Египта, Индии и Ирана, Армении и Азербайджана. Сплав их опыта и вкуса формировал турецкое оружие и его богатую орнаментику. Из китайского искусства турецкие орнаменталисты заимствовали изображение лотоса и облаков. Исламский мир привнес в орнамент изящную арабеску — ислями. Ее основу составляет рисунок бесконечных ритмических завитков виноградной лозы. Растительный мир стран, включенных в Османскую империю, нашел свое отражение в турецкой орнаментике. Изображения тюльпанов, гвоздик, ирисов, гиацинтов были весьма популярны при украшении оружия. Ажурная резьба, чеканка, чернь, филигрань, использование цветных камней, золоченого серебра и другие приемы вошли в творческий арсенал турецких ювелиров и оружейников. Самобытный орнамент, состоящий из листочков, розеток и стеблей, появившийся на турецкой керамике в городе Изник в начале XVI века, прижился на поверхности оружия. Выполненный в технике гравировки и черни, он встречается на серебряной оправе холодного оружия, шлемах-мисюрках, конских уборах и колчанах. В первой половине XVII века турецкие ювелиры привнесли в украшение оружия оригинальный художественный прием — сочетание украшенной резьбой и чернью золоченой поверхности с нефритовыми пластинами, инкрустированными золотыми узорами и драгоценными камнями. Искусством резьбы по камню издревле владели восточные мастера. Совершенства оно достигло в XVII веке в Иране, Индии и Китае. Возможно, из этих стран оно пришло в турецкое искусство. Различие между индийским и турецким стилем украшения оправы из металла и нефритовых пластин заключалось в том, что в Индии бирюза, рубины и алмазы утапливались в поверхность в золотой обноске, а в Турции закреплялись в глухих высоких кастах. Драгоценное оружие и военное снаряжение, украшенное в такой манере, отличалось роскошным видом и предназначалось для посольских даров. В описях Оружейной палаты они записывались как изделия «турского» или «царьградского дела», так как были узнаваемы по своим внешним признакам и месту изготовления.
За сравнительно короткий по историческим меркам отрезок времени в Малой Азии возникла мощная Османская империя, активно включившаяся в большую европейскую политику. По этой причине в культурную жизнь и искусство Турции европеизация проникла быстрее и глубже, чем в другие восточные страны. Доминирующие в Европе XVII—XVIII веков стили барокко и рококо оказали заметное влияние на орнаментику турецкого оружия. Наряду с классическими цветами и растениями на оружии появляется, например, изображение подсолнуха. На серебряных чеканных обкладках ножен ятаганов возникают дворцы, воинские арматуры и парусные корабли. В предметы искусства, изготовленные в Турции и предназначенные на экспорт или в подарок европейским правителям, в привычный восточный растительный узор включались христианские эмблемы и символы. Со второй половины XVII века турецкое искусство все более европеизировалось, утрачивая свои самобытные черты. Ценность произведений искусства определялась не столько художественностью, мастерством исполнения, сколько материальной стоимостью. Стремление создать максимально дорогое изделие за счет перегрузки его драгоценными камнями и золотом сводило на нет его художественное значение. Это становится заметным в оформлении турецкого оружия в XVIII веке. В отделке огнестрельного оружия, особенно ружей султанской гвардии, широко использовались золоченое серебро, драгоценные камни или их имитация, бирюза, кораллы, перламутр и слоновая кость. Кинжалы и сабли трапезундского типа, украшенные сплошным ковром из кораллов и бирюзы, в глазах европейцев выглядят скорее варварски безвкусными, чем изысканными.
С конца XVIII века орнаментика турецкого холодного оружия меняется в сторону упрощения. Вместо сложного декора, занимающего всю поверхность изделия, остаются гладкие, неукрашенные участки.
Турецкое оружие
Турецкое защитное вооружение состояло из щита, шлема, кольчатого доспеха, пластинчатой защиты груди, спины, рук и ног. Основу защитного вооружения составлял кольчатый доспех в его различных вариантах. Это могла быть простая кольчуга, панцирь или байдана, а также их комбинации с пластинами — бахтерец или юшман. Турецкая кольчуга представляла собой рубаху с короткими рукавами и разрезом на груди и подоле. Техника изготовления кольчатых доспехов была всюду одинаковой, что сильно затрудняет их атрибуцию. Некоторые внешние признаки позволяют отличить турецкую кольчугу от кавказских и индоперсидских. Отсутствие декоративных латунных колечек, характерных для индо-персидских кольчуг, и стоячий воротник, в кольца которого вплетены сыромятные ремешки, свидетельствуют о турецком происхождении кольчуги.
Существовал также конский доспех, состоявший из налобника (пластины, выгнутой по форме головы коня, с вырезами для глаз и с подвижными боковыми пластинами) и панциря, закрывавшего шею, круп и весь корпус коня, состоявшего из узких горизонтальных пластин, соединенных кольчужным плетением.
В период с XVI по XIX век в Османском государстве применялись следующие типы холодного и ударного оружия: сабля, ятаган, кинжал, топор, булава. В начале XV века основным видом длинноклинкового оружия на обширных территориях, подвластных Османской империи, становится сабля, эволюционировавшая вместе с оборонительным доспехом. Благодаря тому, что в сражении основное значение приобретает атака легкой кавалерии, классический турецкий доспех утрачивает свое значение и тяжелые клинки, необходимость в которых отпадает, сменяются более легкими и кривыми, появляются две специфических черты турецкой сабли — елмань, массивное расширение верхней трети клинка, и разложистый обух.
Главной отличительной чертой ранних турецких сабель (клих, или карабела, аджем-клих) является слабоизогнутый клинок. Эта особенность вытекает из стремления сочетать в одинаковой мере рубящее (режущее) действие сабли с колющим.
Также в XVII веке на вооружении османских войск стоял тип сабель, называемый «пала» (тур.). Для него характерен довольно тонкий слабоизогнутый клинок с елманью, длиной 60—70 см, прямая рукоять с завершением в форме орлиной головы и крестовина, продольные концы которой (перекрестье) закруглены и опущены вниз.
Среди сабель, датируемых XVIII — первой четвертью XIX века, можно выделить два основных типа — кылыч и шемшир.
Кылыч (килич, килидж; в переводе с турецкого — сабля) — наиболее известный и распространенный тип турецкой сабли, приобрел свой законченный вид к середине — концу XVIII века и сохранился фактически неизменным до конца XIX века. Характерными особенностями кылыча являются искривленный клинок с елманью, прямой в верхней трети, простая гарда с крестовиной и прямая или изогнутая рукоять с круглым, отогнутым в сторону лезвия набалдашником с отверстием для темляка.
Крестовины турецких сабель были длинней, чем у персидских, и заканчивались удлиненными гранеными шишечками. В отличие от плоской крестовины персидского шемшира турецкая имела выраженные грани.
Из-за специфической кривизны клинка ножны турецкой сабли конструктивно отличались от ножен шемшира. В верхней части ножен килиджа имелась прорезь, закрытая подпружиненной пластиной для удобства вынимания клинка. Металлическое устье ножен имело специальные гнезда, в которые входило перекрестье. Это способствовало более плотной фиксации клинка. К обкладке устья ножен примыкала единственная обоймица с двумя симметрично расположенными кольцами.
На Востоке существуют два способа ношения сабли: персидский и турецкий. Персы носят саблю на портупее, ремни которой крепятся к кольцам на двух обоймицах ножен. Острие персидской сабли направлено к земле. Турки носят саблю на шелковой перевязи, которая идет справа налево, и сабля подвешена свободно слева, так что конец ее смотрит вверх. В этом положении она легко выхватывается, что удобно для всадника.
Турецкие оружейники в отличие от персидских предпочитали использовать для изготовления оправы сабель не железо, а цветные металлы — латунь или серебро. В качестве декора предпочтение отдавалось гравировке, а не насечке золотом. Сабельные клинки ковались из простой или булатной стали, уступая качеством булата персидским клинкам.
Помимо кривоклинкового, в Турции XVI—XVII веках бытовало также оружие с прямым клинком — палаш с рукоятью сабельного типа и кончар с прямым длинным четырехгранным клинком.
Шемшир, или иначе аджеми-кылыч, распространился в Турции в XVIII веке. Как правило, клинки ввозились из Ирана, а монтировка рукояти и ножен осуществлялась турецкими оружейниками. Впоследствии местные мастера сами стали делать сабли подобного типа, которые хоть и сохранили привычное название «шемшир», однако приобрели новые, турецкие черты. Это, в первую очередь, более резкий изгиб клинка, что повлекло за собой появление разреза на устье ножен для удобства вынимания клинка. Такого разреза никогда не было на иранских саблях.
Самым оригинальным и самым известным типом турецкого холодного оружия, ставшим для европейцев символом воинственности Османской державы, бесспорно, является ятаган. В некоторых источниках высказывается мнение, что ятаган — это турецкое изобретение, между тем как оружие с двойным изгибом клинка и внутренней заточкой лезвия существовало в глубокой древности и было широко распространено по всему античному миру. Клинок такого типа был у греко-македонского меча — махайра. Махайра являлся сакральным оружием жрецов культа Гефеста. Меч с серповидным клинком и лезвием с внутренней стороны по форме напоминал клык льва. Длина его составляла 50—65 см. Эфес был выполнен в форме когтя. Этот ритуальный меч олицетворял мощь и силу царя — носителя божественной власти и по совместительству главного жреца. Тотемным животным для него был лев. Воин, сразивший его сакральным мечом, тем самым доказывал свое право на верховную власть.
Второе рождение и расцвет оружие с двояко изогнутым клинком пережило в Турции. Само слово «ятаган» в переводе с турецкого языка означает «длинный нож». Массовое производство ятаганов в Турции пришлось на вторую половину XVIII — начало XIX столетия. Возможно, это было связано с запретом на ношение в мирное время сабли. Воинственным, склонным к бунтам янычарам требовалось более серьезное оружие (кроме кинжала и пистолета), на которое не распространялся бы правительственный запрет. Таким оружием стал ятаган. Достаточно длинный клинок — от 50 до 75 см — с необычайно эффективными колюще-режуще-рубящими свойствами имел форму косы. У навершия рукояти ятагана имелись широко расставленные «уши». Возможно, в незапамятные времена в качестве рукояти для ножей хорошо подходила верхняя часть берцовой кости животных. Позже она видоизменилась в руках мастеров и приобрела типичные очертания. Материалом для рукояти ятагана служили моржовая кость, рог или металл. Нижняя часть рукояти укреплялась металлической обоймицей, составляющей единое целое с фигурными накладками на пяте клинка. Схожие между собой по общим очертаниям, клинки ятаганов могли иметь некоторые индивидуальные особенности. Степень изгиба клинка варьировалась в различных пределах — от совершенно прямого или слабо изогнутого до сильно вогнуто-выгнутого, почти серповидного египетского ятагана — тхопеш. Рукояти некоторых типов ятаганов (малоазиатских, стамбульских и балканских) имели крупные, широко расставленные «уши» в отличие от восточноанатолийских — с маленькими, сдвинутыми «ушками». Отличались ятаганы друг от друга и формой обуха — от прямого до сильно разложистого, а также наличием или отсутствием на обухе граней или иных узоров. Под краем обуха мог проходить дол. Чаще всего клинки ятаганов ковались из простой стали, редко — из булатной. Деревянные ножны обтягивались кожей или тканью. Верхняя часть ножен расширена, так как в нее утапливалась нижняя часть рукояти. Ножны могли иметь металлическое устье и наконечник со стилизованной дельфиньей головой. Встречаются ятаганы с полностью металлическими ножнами, украшенными высокорельефным чеканным орнаментом и кораллами.
Изначально ятаган был личным, а не строевым оружием. Наличие имени владельца в надписях, которые украшали клинок, служит тому подтверждением. Статус владельца подчеркивался богатством украшения ятагана. Ни один тип турецкого оружия не украшался так пышно и не имел такого количества надписей, как ятаган. Надписи были выполнены насечкой или инкрустацией золотом или серебром и заключались в картуши. Определяющим моментом в классификации ятаганов является тип клинка, характер и техника исполнения надписей. Форма и украшение рукояти и ножен — лишь косвенные признаки. Клинок оставался неизменным, а его монтировка осуществлялась по прихоти владельца.
В конце первой четверти XIX века военные неудачи янычар вынудили султана Махмуда II приступить к реформам в армии. Это вызвало мятеж в янычарском корпусе, который был жестоко подавлен 15 июня 1826 года. Тысячи янычар пали под ударами регулярных войск и артиллерии, а остальные были сосланы, их подразделения расформированы. Ятаган постепенно утратил свое боевое назначение, превратившись в символ турецкого оружия.
В XVIII веке в Турции получили распространение кинжалы двух видов — прямые и изогнутые. Наибольшей популярностью пользовались кинжалы с изогнутым клинком, ножны и рукояти которых очень часто украшались чеканным серебром либо выполнялись из черного дерева и других материалов. Продолжателями традиций XVII века можно считать кинжалы с обоюдоострым клинком, оба лезвия которого резко сведены к острию, и костяной рукоятью, овальной или круглой формы, несколько втянутой посередине и скругленными головкой и основанием. В этот же период получают распространение кинжалы, форма которых была позаимствована у народов Кавказа.
Топоры и булавы, а также их разновидности (чеканы, перначи, шестоперы), несмотря на свою древнюю историю, играли в вооружении турецких войск XVI—XIX веков второстепенную роль. Для топоров в турецком языке существует два термина — «балта» и «тебер». Топорики «балта» можно разделить на две группы — турецкого и иранского типов. Главной отличительной чертой турецкого типа является сильно опущенное к рукояти лезвие, из-за чего верхняя часть топора не прямая, а закругленная; лезвие же топора иранского типа имеет форму массивного клина. Топоры «тебер» — это секиры, прототипом для которых послужило аналогичное оружие мамлюков XV века.
Турецкие булавы прошли тот же путь развития, что и подобное оружие всего остального мира — от грозного боевого оружия до символа власти, изысканно и богато украшенного. Сказанное в полной мере относится и к перначам.
До распространения огнестрельного оружия главным видом оружия, поражающего противника на расстоянии, были лук со стрелами и метательные дротики (джериды). Джерид представлял собой небольшой, длиной 1—1,5 метра, дротик с древком из твердого дерева и острым стальным наконечником в форме сильно вытянутой пирамиды. Как правило, два или три джерида помещались в одни ножны шириной 9—10 см. Иногда вместе с джеридами в ножны помещался небольшой палаш.
В XVI веке ручное огнестрельное оружие начало постепенно завоевывать свои позиции на поле боя, вытесняя луки и арбалеты. К середине XVII века янычарские полки почти полностью были обеспечены ружьями. Для обозначения огнестрельного оружия появился особый термин — «тюфенк», а мастера, работавшие над изготовлением ружей, стали называться «тюфенкчи».
Огнестрельному оружию в Турции придавалось большое значение. За качеством изготовления ружей строго следили, о чем свидетельствует клеймо «имтихан», что значит «испробовано», часто встречающееся на стволах.
Многочисленные попытки правительства унифицировать производство огнестрельного оружия, а пользование им поставить под государственный контроль (запрет на ношение ружей в мирное время), встречали недовольство в среде янычаров, которые предпочитали заказывать для себя ружья, украшенные серебром, слоновой костью и кораллами. Такие роскошные ружья производились в городе Трапезунд (Трабзон), по названию которого они стали называться трапезундскими.
Ружейные стволы, гладкие или нарезные, изготавливались из узорчатой дамасской стали и украшались золотой насечкой. Наиболее распространенными элементами орнамента были арки, пальметты, арабески. На турецких ружьях XVIII века использовался кремневый замок испаномавританского типа, употреблявшийся также на Балканах и на Кавказе. Прицельные приспособления (целики) имели вид треугольного щитка, отверстия в котором, расположенные вертикально одно над другим, позволяли вести прицельную стрельбу на разные расстояния. Ложи и приклады, как правило, пятиугольной формы, делались из дерева и украшались либо серебряными и медными накладками и вставками, либо пластинами слоновой кости и перламутра. Особо выделяются богатством украшения ружья египетских янычар, из которых в конце XVII — начале XVIII века формировалась султанская гвардия.
В отдельные группы принято выделять ружья балканских провинций турецкого государства — македонские, албанские, черногорские. Общим для них является замок балканского типа, несколько отличающийся от бытовавшего в Турции испано-мавританского. В национальные же группы балканские ружья выделяются по форме и украшению прикладов и лож. Албанские ружья имеют Т-образный приклад или приклад в виде рыбьего хвоста; нижняя часть приклада македонских ружей состоит из чередующихся пластин кости и дерева, иногда — темного и светлого дерева; приклады черногорских ружей — овальные, сплошь выложенные пластинками перламутра.
В отличие от классических турецких ружей, приклады и ложи албанских ружей целиком оправлены в металл. Ружья носили на плечевом ремне.
Пистолеты, использовавшиеся в Османской империи в XVIII—XIX веках, можно подразделить на несколько групп. Производство пистолетов первой группы традиционно связывают с Балканскими провинциями Османского государства, главным образом, с Албанией и Грецией. Наиболее характерными их признаками являются балканский тип замка, полностью окованная металлом ложа, украшенная литьем с дальнейшей резьбой или чеканкой, и вытянутое, заостренное к концу яблоко рукояти.
Вторая группа пистолетов какие-либо детали, чаще всего — стволы, имеет европейского производства, монтировка осуществлялась в Турции.
Третью группу составляют турецко-балканские пистолеты, почти целиком связанные с европейским производством. Основу (ствол, замок, прибор) составляет пистолет европейской работы, и только украшающие его накладки изготовлены на Балканах или в азиатской Турции.
И, наконец, четвертую группу составляют пистолеты, целиком изготовленные в Западной Европе (Италия, Южная Франция, Голландия, Бельгия) и не имеющие никаких восточных украшений. Пистолеты и ятаганы носили заткнутыми за пояс. Такой способ ношения особенно любили на Балканах.
Любовь к восточному оружию в России имеет глубокие исторические корни. Лучшие образцы восточного оружия входили в состав посольских даров русским царям от турецких султанов и иранских шахов. Много турецкого и персидского оружия было взято в качестве трофеев в ходе победоносных русско-турецких компаний в конце XVIII века, а также персидской (1826—1827) и турецкой (1828-1829) войн. Произведения восточного оружейного искусства были в большой моде в России и часто использовались для украшения стен курительных комнат и кабинетов. Подтверждение этому мы находим в произведениях русских писателей. Так, в 1836 году М.Ю. Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская» писал: «Я опишу вам комнату, в которой мы находимся. Она была вместе и кабинет, и гостиная и соединялась коридором с другой частью дома... Против окна стоял письменный стол, покрытый кипою картинок, бумаг, книг, разных видов чернильниц и модных мелочей... На полу под ним разостлан был широкий ковер, разрисованный пестрыми арабесками; другой персидский ковер висел на стене, находящейся против окон, и на нем развешаны были пистолеты, два турецкие ружья, черкесские шашки и кинжалы».
Оружейные композиции в XVIII—XIX веках, существовавшие в некоторых богатых русских домах, еще не были коллекциями. В действительности они всего лишь украшали интерьер. Вспомним приезд Чичикова к Ноздреву в бессмертной поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «Ноздрев повел их в свой кабинет,
в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья, — одно в триста, а другое в восемьсот рублей...
Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «мастер Савелий Сибиряков».
В современной России практически в каждой оружейной коллекции представлено восточное оружие. Пристрастие к нему объясняется не столько доступностью его на внутреннем антикварном рынке, сколько завораживающей красотой и экзотичностью. Старинное восточное оружие в большей мере, чем европейское избежало машинного производства и сохранило необыкновенную ауру, присущую ручной работе, и то, что мы называем магией Востока.
Евгений СКРАЛИВЕЦКИЙ
Выражаю благодарность энтузиасту и специалисту в изучении, коллекционировании и реставрации старинного оружия Сергею Кузнецову, любезно предоставившему предметы из своего собрания.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 100 (октябрь 2012), стр.74