Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
З. М. Торопчина
Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия на протяжении столетий, связанный с творчеством и духовной культурой различных слоев общества. Бисер использовался для отделки дворцов, помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Важная особенность и ценность изделий из бисера — это их замечательная сохранность.
Бисер — красивый и прочный материал, который не меняется за долгие годы своего существования.
Объективно возникшая необходимость в обучении техникам и приемам плетения изделий из бисера, умении разбираться в схемах плетения, выборе материалов, сочетаний цвета, их гармонии обусловила необходимость обращения к истокам бисероплетения.
Работы из бисера хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии, Государственном Русском музее, краеведческих музеях, в коллекциях любителей прикладного искусства, ими украшают выставки, они изучаются, им посвящают альбомы (см., напр., [1—2]).
Бисер находят во всем мире и во всех культурах. История бисера многовековая и неразрывно связана с возникновением и развитием технологии изготовления стекла, уходящим в далекое прошлое. Существует легенда о возникновении стекла, в которой говорится о том, что примерно 6000 лет назад финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.
Возникло стеклоделие, появились стеклянные бусы разных форм и размеров, и в дальнейшем, благодаря совершенствованию технологии изготовления, бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с i отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла «фальшивого жемчуга», который по-арабски назывался «буера» или «бусер».
В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Франции, Испании, 5 Португалии, Германии. После падения Римской империи центр стеклоделия в конце V века переносится в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В X—XII веках здесь изготовляли вещи бытового назначения и бусы, но после падения Византии, с XIII века, начинает процветать стекольная промышленность Венеции. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII векам, а в XVIII веке наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.
В 1221 году был издан указ о перенесении, из санитарных соображений и для обеспечения противопожарной безопасности, всех крупных стекольных мастерских из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море, в 2 км от Венеции. С 1275 года под угрозой | конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV века стеклоделы причисляются к привилегированным слоям общества. А в 1316 году был издан указ, согласно которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев, и их дети признавались патрициями. В XV веке жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и право чеканить свою монету. В 1445 году острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.
Но, несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии, в Германии, Франции возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. Для сохранения монополии в 1490 году сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем выдвигается требование возвращения стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц, и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами- стеклоделами продолжалась до XVIII века.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадные объемы бисера сбывались в Европе, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты — мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства.
Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII века. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. В первой четверти XIX века, благодаря соперничеству Венеции и Чехии, мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. В этот период началось изготовление бус и бисера в Германии. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку.
Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.
Во второй половине XIX века были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком рукоделий, бытовавших во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.
Родиной бисера из золота, серебра, стали и других металлов является Париж, но шлифовали его в Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер использовался значительно реже.
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Находки археологами стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды всюду на огромных просторах бывшего Киевского государства говорят о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX веке в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных эмалей.
Стеклянные бусы отличались большим разнообразием по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных основаниями.
Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI веке началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. В 1635 году заработал первый русский стекольный завод в селе Духанино под Москвой, на котором трудились и украинские мастера-гутники.
В 1668 году строится второй, Измайловский, завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь немецкие, русские и венецианские мастера изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670—1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских ребят за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти Петра I этот завод был переведен в Петербург и со временем стал Императорским.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
С развитием бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 году — уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.
Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства этих материалов. В 1752 году М.В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме, крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку. В 1765 году, после смерти М.В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.
В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносов писал:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах...
В конце XVIII — начале XIX века, в расцвет бисерного рукоделия, во многих странах мира и в России наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц. В это время появляются I первые стеклярусные и бисерные панно. В XVIII столетии появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками предметы повседневного обихода (подстаканники, шкатулочки и т. д.).
В первой половине XIX века возросшие материальные возможности дворянства приводят к моде на благоустройство имений. Появляется спрос на предметы декоративного убранства интерьеров и изделий прикладного искусства. Наряду с изделиями из фарфора, коврами, создавалось огромное количество небольших украшений: подсвечников, настольных принадлежностей, дополнительных украшений к женским и мужским туалетам в виде сумочек, кошельков, бумажников, аксессуаров для карточных игр (например, щеточка для стряхивания мела с ломберного стола), зонтов и прочих вещиц, украшенных бисером.
Светские дамы и почтенные купчихи, горожанки и крестьянки побогаче — все, кто имел возможность приобрести красивый, не боящийся времени материал, пробовали свои силы в новых приемах работы с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц и мастериц монастырей. Вообще, наряду со светскими сюжетами, встречаются и вышивки религиозного содержания. Хотя в православной традиции еще более раннего периода значительное место занимали не столько вышитые изображения, сколько богато расшитые оклады к иконам, писанным на досках. Для этого использовалась смешанная техника с использованием жемчуга, стекляруса, бисера, драгоценных и полудрагоценных камней и их I имитаций. Кроме окладов, бисером украшали митры, покровцы, поручи и т. п.
В музейных коллекциях сохранились оклады икон, выполненные из стекляруса, который выложен в разных направлениях. Хорошо сохранились и дошли до нас подставки для свечей с изображением гирлянд цветов; нашивные кресты, выполненные прекрасным золотым бисером; пасхальные яйца, обвязанные мельчайшим бисером; под- лампадники, сделанные из проволоки, унизанной бисером, стеклярусом и бусами.
Орнаменты изделий формировались под воздействием господствовавших художественно-стилистических направлений. Последовательно отразились особенности классицизма, черты сентиментализма и романтизма, новые формы «второго рококо» и стиля модерн.
Сам выбор подходящего рисунка уже являлся непростой задачей. Зачастую он должен был быть не только красивым, но и нести определенный смысл.
Для изделий начала XIX века характерны орнаменты в виде меандра, пальметок, розеток, грифонов и сфинксов, цветочные мотивы, которые быстро обогащаются другими узорами и сюжетами. Особенно красивыми становятся композиции из цветов в 1830-е годы. За счет уменьшения размера бисеринок и расширения цветовой гаммы достигается точность изображения цветов и растений, бисерная флористика обретает натуралистический характер. Поражает и разнообразие цветочных орнаментов, изображаются всевозможные пейзажи, бытовые сценки.
Форма, размер и цвет бисера в разные периоды имеют свои отличительные особенности. В XVIII веке употреблялся бисер неровной, неправильной формы. Существовало большое различие в размерах бус. В одном и том же предмете мы находим и бисер диаметром 0,5 мм, и крупные бусины, диаметр которых достигает 4 мм. Встречаются изделия, выполненные в самом конце XVIII столетия из очень мелких сортов бисера, но также неровной формы. Обычно бисеринка XVIII века представляла собой цилиндр с закругленными, оплавленными краями.
Так же, как и бисер, стеклярус XVIII столетия отличался большим разнообразием размеров бусин и по длине, и по диаметру. Он вырабатывался в виде цилиндрических трубочек без огранки.
XVIII столетие дает ограниченное количество красок — 15—16 цветов. Стекло бус было глухим или прозрачным. Интересно, что в это время не пользовались бисером красного цвета, имелся лишь прозрачный малиновый и глухой кирпичный, а черный заменялся темно-фиолетовым. Встречался и необычный молочный с розовыми полосками бисер. Одни и те же по цвету и размеру бусы нередко повторялись на разных вещах. Стеклярус XVIII века в основном повторяет цвета бисера. Очевидно, и те и другие бусы выделывались из одной и той же стеклянной массы и в тех же мастерских, но в стеклярусе найдено не более 12 расцветок.
В первой половине XIX столетия бисер становится настолько разнообразным по своим оттенкам, что их трудно перечислить. Кроме того, в 1820-е годы в работы вводится небольшое количество металлического бисера граненой и круглой формы — медного, позолоченного и стального. С середины XIX века, когда размеры бисера увеличиваются, число расцветок сокращается, но на рубеже XIX—XX столетий, когда вновь появляется спрос на мелкие сорта бус, количество поступающего из-за границы мелкого цветного бисера довольно велико. Орнаментика этого времени удовлетворяется небольшим набором расцветок. К излюбленным относятся черные граненые бисер и стеклярус, а также мелкий стальной бисер.
Во второй половине XIX столетия кустарная промышленность России выпускает крупные бусы как из цветного, так и из бесцветного стекла с последующей окраской, крупный и мелкий бисер из бесцветного стекла с окраской «золотом» и «серебром» внутренней части бусины — отверстия для нитки.
После революции и Гражданской войны 1917—1922 годов перестали существовать рукодельные мастерские и школы бисерщиц. Прекратились закупки зарубежного бисера. Изменился уклад жизни, женское рукоделие потеряло былое признание в официальных сферах. Однако сохранилась любовь к бисерным украшениям и умение их создавать.
В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия, в последнее время производство бисера налажено также в Японии и на Тайване, менее качественный бисер производится в Турции и Китае. В конце XX века бисерное рукоделие стало возрождаться, с начала 90-х годов повсеместно возникают мастерские, объединения, кружки, школы бисероплетения.
Нашим современницам, уставшим от повседневной суеты и засилья автоматики, так не хватает теплых тихих вечеров, посвященных рукоделию. Это своего рода медитация — нанизывать бисеринку к бисеринке, постепенно получая какой-либо сюжет — собственное творение. Конечно, работа над созданием картины из бисера требует концентрации и внимания, усидчивости, не говоря уже о творческой составляющей.
Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.
Таким образом, бисероплетение — развивающаяся отрасль декоративно-прикладного творчества и искусства. Технологии современного
бисероплетения сочетают веками сложившиеся приемы и новые оригинальные техники плетения. Их применение позволит создавать новые виды изделий, расширять области применения, развивать собственное, российское производство украшений.
Эмма ЗАМЕ ГА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 102 (декабрь 2012), стр.88