Античные руины начали привлекать к себе интерес мастеров искусства и культуры в эпоху Возрождения начиная с XV века. Само слово «руины» происходит от латинского «ruere» — «падать» и подразумевает останки бывшего строения, причем руинами были не только здания, но и фрагменты «антиков» — стел, надгробий, постаментов, скульптур и ваз. Античные руины открывали и, иногда, восстанавливали и реконструировали, позднее появились и воображаемые руины.
Настоящая руиномания — любовь к руинам — й ш началась после выхода в свет знаменитой книги «Гипнеротомахия Полифила, или Борьба сна и любви Полифила», которая приписывается итальянскому гуманисту XV—XVI веков Франческо Колонне. Этот выдающийся памятник типографского искусства всех времен и народов выпущен издательством Альда Мануция в Венеции в 1499 году. Одно из немногих иллюстрированных изданий Альда Мануция включает 171 гравюру на дереве анонимного гравера, известного как «Мастер Полифила», выполненных, предположительно, по рисункам венецианского мастера Джентилле Беллини (1429—1507). Иллюстрации выполнены в очерковой манере, находятся в тесной связи с текстом, представляющим рассказ о сновидениях Полифила, в которых он в поисках своей возлюбленной Полии оказывается в античном мире. Гравюры на дереве изображают древние надгробия, надписи, памятники архитектуры, триумфальные процессии. Среди них множество иллюстраций с изображением античных руин, как зданий, так и ваз, и надгробных памятников. Среди иллюстраций, воспроизводящих «древние надписи» на стелах, постаментах, фрагментах памятников, вазах и других предметах, встречается два типа надписей: первые — довольно грубо гравированные вместе с изображениями фрагментов памятников, ваз, вторые — составленные из типографских литер и включенные в награвированную на дереве рамку или изображение.
Руины античных зданий и монументов есть почти в каждом итальянском городе с давней историей. Все, кто побывали в Риме, не могут не проникнуться красотой, совершенством пропорций и декора руин древней цивилизации, этот музей античности под открытым небом поражает своими размерами, мощностью и смелостью замысла. Уже в иллюстрациях «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя (Нюрнберг, 1493) граверов Михаэля Вольгемута и Вильгельма Плейденвурфа в изображении панорамы Рима показаны руины Колизея, а гравюра с видом Праги включает останки зданий. В гравюрах швейцарского анонимного мастера XV века, известного по монограмме «D. В.», которой он подписывал свои работы, присутствуют ландшафты с фантастическими руинами.
Итальянских художников эпохи Ренессанса вдохновляла идея возрождения величия Древнего Рима. Так, в знаменитом сочинении итальянского зодчего-реформатора Себастьяно Серлио «Архитектура в 5-ти книгах», изданном в Венеции Джованни Батиста и Марко Сесса Фрател- лив1559—1562 годах, в превосходной работы гравюрах на дереве представлены здания и интерьеры эпохи Ренессанса. Подчеркивая античный первоисточник этой архитектуры, изображения руин присутствуют на титульных листах. Особенно интересен титульный лист 3-й книги с изображением руин древнеримского здания, где рядом с полуразрушенным строением изображены раскиданные по земле части ионических колонн и фризов. Гравюра содержит надпись: «ROMA О VAN ТА FVIT IPSA RVIN A DOCET» («ВИД РУИН РИМА»),
О том, что древнеримские руины присутствуют не только в Италии, но и в других городах Западной Европы, свидетельствует книга Маркуса Велзера (Marcus Weiser) «Antiqua monumenta», полное название которой более велеречиво — «Античные монументы, или Древние строения, интерьеры и надписи в городе Аугсбурге». В ней приводится множество изображений — гравюр на дереве — античных памятников немецкого города Аугсбург: фрагменты мозаичных полов, стелы, барельефы, части ионических колонн, на которых видны ущербины — следы веков. Книга была напечатана в Венеции в 1594 году без указания имени печатника, а в 1595 году была сделана ее перепечатка во Франкфурте-на-Майне издателем Эгенольфом-старшим, где тоже есть римские руины. Гравюры скопированы с небольшими изменениями с венецианского издания.
Среди граверов XVI века, которые увлекались изображением руин, были мастер Иероним Кок (Hieronyme Cock, 1510—1570) и родившийся в Антверпене нидерландский художник, происходящий из известной семьи граверов Велленс (Wellens). Путешествие в Италию с 1546 по 1548 год дало И. Коку возможность восхититься монументами Рима. Среди его работ известен альбом гравюр на меди под названием «Praecipua aliquot Romanae antiqui- tatis ruinarum monumenta etc.» («Руины выдающихся древнеримских памятников»), выпущенный в 1551 году, с изображением античных руин Рима.
Также останкам древних зданий посвящена гравюра 1553 года Николо Беатрицета (Niccolo Beatrizet), которая называлась «Speculum Romanae Magnificat» («Зерцало римского великолепия»). Изображения руин появляются в портретной и пейзажной живописи, руины встречаются даже в изображениях новозаветных сюжетов. Так, в гравюре на меди «Отдых на пути в Египет» французского гравера XVII века Себастьяна Бурдона (Sebastian Bourdon) Святое Семейство изображено на фоне пейзажа с величественными руинами.
Джованни Паоло Панини (Giovanni Paolo Panini, 1691—1765) — знаменитый итальянский художник и зодчий, получил известность своими работами в жанре городского пейзажа — «ведуты», в частности изображениями античных зданий Рима. Он считается одним из родоначальников архитектурного, или руинного, пейзажа. Большая часть его работ, в особенности пейзажи с руинами, имеют своеобразную и причудливую атмосферу с нереальной красотой интерьеров и декора. Художник не всегда следовал натуре, но создавал и фантазийные пейзажи, как в картине «Александр посещает могилу Ахилла» или в «Пейзаже с руинами» (ок. 1740 г.), хранящемся в Галерее Уффици. В пейзажах Панини изображал величественные архитектурные сооружения, в которых присутствовали небольшие фигурки людей — стаффажи, такое сопоставление великого прошлого и тривиальности настоящего было одной из любимых тем культуры XVIII века.
Увлекался видами фантазийных руин, включая изображения поросших деревьями пирамид, и итальянский художник Пьетро Лонги (Pietro Longhi, 1702—1785) — о чем свидетельствует его картина (ок. 1755 г.), хранящаяся в Галерее Уффици, хотя в историю искусств он вошел как мастер бытовой живописи, не лишенной легкой сатиричности. Часто включал в свои пейзажи меланхолические виды руин средневековых храмов и монастырей Каспар Давид Фридрих (1774—1840).
В эпоху Просвещения стали ценить не только античные, но также и средневековые руины. Тогда они стали восприниматься как уцелевшие памятники прошлого, имеющие историческое значение. Процесс интерпретации значения, которое предавалось руинам, будил воображение. В XVIII веке появились сады «питореск» (от французского слова «pittoresque», что означает «живописный»), кроме растений, в них помещались и предметы, которые придавали садовому пейзажу поэтическое звучание или особую красоту и живописность, — это руины, урны, мавзолеи, фонтаны, гроты, водопады, обелиски, скульптуры. Настоящая руиномания — почитание эстетики обветшания — наблюдалась в английской парковой культуре в XVIII веке. Парки стали инсценировкой ландшафта — создавалось подобие неухоженной, «естественной» природы с добавлением искусственно созданных руин. Руины стали искусственно устраивать не только в парках, но и изображать на картинах, фресках, помещать в сюжеты ковров. Им стали придавать аллегорическое значение как мистическому символу жизни и смерти.
Джованни Батиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi, 1720—1778) — итальянский архитектор, художник- гравер, мастер архитектурных пейзажей, увлекался так-же и археологией, отсюда и интерес к руинам Рима. Венецианец, переехавший в Рим, он оставил множество гравюр «антиков» — с изображением архитектурных и археологических находок этого города. Пиранези выпустил многотомное издание альбомов с офортами под названием «Римские древности», где представлены изображения архитектурных памятников, капителей колонн, саркофагов, каменных ваз, фрагментов скульптур, плиты для мощения дорог и т. д. Их отличает восхищение древнеримской цивилизацией. Так, гравюра «Арка Тита», пострадавшая от времени и пребывающая в руинах, показана необыкновенно красивой и живописной. Даже гравюра с портретом Пиранези помещена в руины каменной стелы. В этом же духе трактованы сюжеты из книги Пиранези «Камни Капитолия» («Lapides Capitolini»), изданной в Риме в 1762 году, где, как кажется, очень достоверно показаны археологические находки Капитолия. В мире античности Пиранези привлекло не столько созидание, сколько величие разрешения — следы прикосновения руки времени, отсюда и трагический оттенок его работ.
Татьяна АОЛГОДРОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 103 (январь-февраль 2013), стр.