Монеты Римской империи пользуются особым вниманием специалистов и коллекционеров на протяжении многих веков. В Вологодском государственном Музее-заповеднике хранится нумизматическия коллекция преосвященного Евгения (Болховитинова), которая была пожертвована им в библиотеку Вологодской духовной семинарии. С 28 ноября 1924 года коллекция хранится в Вологодском государственном Музее1.
Болховитинов Евфимий Алексеевич, в монашестве Евгений (1767—1837) — митрополит Киевский и Галицкий; известный в XIX веке историк, археограф и библиограф. В период с 24 января 1808-го по 29 июня 1813 года управлял Вологодской епархией, «оставив по себе здесь ...память архипастыря доброго и неусыпно- | ревностного о благе пасомых, примерно-точного исполнителя своих обязанностей, строгого, но без всякой жестокости, блюстителя правосудия и неутомимого труженика науки» 2
Отсутствие информации «из первоисточника» оставляет открытым вопрос о происхождении античных монет в коллекции: были ли они найдены на территории Вологодского края или привезены Болховитинову из других мест. Известно, что в течение долгих лет преосвященный Евгений занимался собиранием нумизматических древностей и пользовался в среде нумизматов заслуженным авторитетом. Он был членом «румянцевского кружка», объединившего вокруг графа Н.П. Румянцева известных археографов и историков (А.Х. Востокова, К.Ф. Калайдовича, П.М. Строева, Х.Д. Френа, Ф.И. Круга, Г.К. Келлера), занимавшихся изучением русской истории и отечественных i древностей. Следовательно, Болховитинов мог получать античные монеты от своих корреспондентов из самых разных мест. Однако краевед Н.И. Суворов писал, что во время пребывания преосвященного Евгения в Вологде в архиерейский дом из всех концов епархии доставлялись в значительном количестве ценные архивные материалы3, | вместе с которыми могли быть привезены и другие исторические древности, в том числе и монеты. К тому же i историк XIX века М.П. Погодин свидетельствовал, что Болховитинов «с собою не брал ...ни откуда ничего. Где что собрал, там то и оставил, приведя в порядок...»4.
До недавнего времени о находках памятников античности на территории Вологодской области известно не было. Единичные находки римских монет были зафиксированы в Ленинградской, Тверской, Ярославской областях, Новгороде, Москве, Старорязанском городище близ города Спас- ска5. В 2005 году список случайных находок пополнила Вологодчина. На отмели реки Вологды была найдена римская спинтрия6 с портретом императора7. А в 2008 году в Ленинградской области, в районе села Копорье, обнаружены два денежно-вещевых клада с античными монетами I—II веков н. э.8. Таким образом, находки последних лет позволяют сделать предположение о том, что если не все, то какая- то часть римских монет из коллекции преосвященного Евгения (Болховитинова) все-таки могла быть найдена на территории Вологодского края.
В 1867 году вологодский краевед Н.И. Суворов в статье, посвященной столетнему юбилею со дня рождения Болховитинова, писал, что коллекция была передана преосвященным Евгением в библиотеку Вологодской духовной семинарии 22 мая 1812 года. Коллекция состояла из 39 античных монет, а также монет и медалей «новейших европейских и частию азиатских государств (всего 8 5 номеров; некоторые в дубликатах и более)»9. Ограничившись форматом примечания, Николай Иванович перечислил | лишь некоторые из древнеримских монет, называя среди них самую древнюю и самую младшую монеты — императора Траяна 98 года н. э. и императора Виктора 383 года н. э.
Более полную информацию о коллекции дает Систематический каталог книг фундаментальной библиотеки Вологодской духовной семинарии10, относящийся к концу XIX — началу XX века, в котором есть также перечень монет и медалей семинарского минц-кабинета. Из 39 античных монет в каталоге были «определены» и описаны 33, а 6 числились «безымянными» (вероятно, по причине плохой сохранности). Текст описания «определенных» монет был краток и ограничивался воспроизведением на латинском языке титулов римских императоров, скопированных с аверсов монет.
На сегодняшний день описаны все 39 монет данной коллекции, в том числе и отнесенные к «безымянным» в каталоге семинарского нумизматического кабинета. Как показало исследование, из тридцати девяти античных монет в коллекции — одна византийская. Это медная монета достоинством 40 нуммиев (ил. 1). Основываясь на состоянии сохранности, ее предположительно можно датировать временем правления императора Ираклия I (610—641 гг.). (Здесь и далее в тексте в скобках даны даты правления императоров, чьи монеты представлены в коллекции. — И. С.) Остальные монеты римские, медные. Медные монеты играли важную роль в римской монетной системе. Кроме того, они по размерам были крупнее монет из драгоценных металлов, что позволяло резчикам штемпелей поместить на поле более сложные композиции и надписи, представляющие материал для исследователей.
Наиболее ранней из датированных монет является квадранс11 императора Клавдия I (41—54 гг.). Хотя Н.И. Суворов предполагал, что в коллекции находится монета императора Клавдия II «по присутствию здесь монет брата его Квинтилла»12, все же можно с уверенностью определить данную монету временем правления Клавдия I (ил. 2). Легенда на аверсе воспроизводит имя императора: «ТЕ CLAVDIVS CAESAR AVG.» («ТИБЕРИЙ КЛАВДИИ ЦЕЗАРЬ АВГУСТ»), что является именем Клавдия I. Тогда как полное имя Клавдия II — Marcus Aurelius Valerius Claudius (Марк Аврелий Валерий Клавдий). Монета выпущена в конце 41 года н. э., так как на реверсе есть надпись: «PON. М. TR. Р. IMP. COS. DES. IT» («ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК НАРОДНЫЙ ТРИБУН ИМПЕРАТОР НАЗНАЧЕН КОНСУЛОМ НА ВТОРОЙ СРОК»), Асе13 императора Траяна (98—117 гг.), который Н.И. Суворов называл самой древней монетой в коллекции Болховитинова, благодаря легенде «IMP. CAES. NERVA TRAIAN. AVG. GERM. P. M.»//«TR. POT. COS. Ill P. Р.» («ИМПЕРАТОР ЦЕЗАРЬ НЕРВА ТРАЯН АВГУСТ ГЕРМАНСКИЙ ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК»//«НАРОДНЫЙ ТРИБУН ТРИЖДЫ консул ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА») может быть датирован 100 годом н. э. (ил. 3).
Наибольшей аттрактивностью в коллекции отличаются сестерции — монеты из аурихалка, так в античности называли латунь. Аурихалк получил свое название от цвета сплава меди с цинком, похожего на золото (лат. aurichalcum — «золотая медь»)14. В коллекции Болховитинова есть несколько экземпляров сестерциев, относящихся ко II — первой половине III века н. э. Самая ранняя монета этого номинала — сестерций императора Антонина Пия (138—161 гг.). Монета очень хорошо сохранилась. По монетной легенде «ANTON IN VS AVG. Pl VS PP. TR. P. XVI» («АНТОНИН АВГУСТ ПИЙ ВЕЛИКИЙ ПОНТИФИК НАРОДНЫЙ ТРИБУН 16 РАЗ») ее можно датировать 152—153 годами (ил. 4). На реверсе — изображение Салюты (лат. salus — «здоровье, благо, благополучие») — древнеримской богини здоровья, благополучия, процветания, кормящей из жертвенной чаши змею, обвившуюся вокруг алтаря, и надпись: «SALVS AVG. COS. III!» («БЛАГОПОЛУЧИЕ АВГУСТА ЧЕТЫРЕЖДЫ КОНСУЛА»), Изображения богов и богинь на монетах в Римской империи не были случайными, монеты являлись реальным средством пропаганды, отражая политические взгляды и идеалы того или иного правителя. Правление Антонина Пия для римлян было временем спокойствия, ста
бильности, процветания, поэтому пожелания благополучия и здоровья августу на монетах звучали одновременно и пожеланиями благополучия и здоровья всей империи. Как писал Юлий Капитолин: «Все восхваляли его благочестие, милосердие, природные дарования, безупречность.
Он — едва ли не единственный из всех государей —
прожил, не проливая, насколько это от него зависело, ни крови граждан, ни крови врагов, и его справедливо сравнивают с Нумой15, чье счастье, благочестие, мирная жизнь и священнодействия были и его постоянным достоянием»16.
Следующий экземпляр в коллекции — сестерций императора Каракаллы (211—217 гг.). Каракалла — сын Септимия Севера и его второй жены Юлии
Домны. Современники оставили очень нелестные отзывы о нем как о человеке и правителе, обвиняя в высокомерии, сумасбродности и особой жестокости. Но это не мешало Каракалле мечтать о славе великого полководца. «Александр Великий и его деяния все время были у него на устах»17. В 213 году, после войны в Галлии с германскими племенами алеманнов он присоединил к своему имени титул «Германский». Монета из музейного собрания (ил. 5) относится именно к этому периоду, о чем свидетельствует легенда на аверсе монеты «М. AVRELIVS ANTONINVS PIVS AVG. GERM.» («МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН ПИЙ АВГУСТ ГЕРМАНСКИЙ»). Сюжет на реверсе монеты — гимн победителю — император в доспехах с крылатой богиней Викторией на правой руке.
Третье столетие в истории Рима было временем очень беспокойным и насыщенным военными действиями. Многие специалисты называют его «кризисом третьего века»18. В этот период значительно возрастает роль армии как гаранта политической стабильности государства, выдвинувшей из своей среды целый ряд правителей. Среди них — Филипп I Араб (244—249 гг.), который сделал военную карьеру во времена императора Гордиана III, сменив его на престоле. По словам Эдварда Гиббона, «его восхождение от ничтожества к высшим ступеням имперской иерархии само по себе свидетельствовало, что этот человек отличался отвагой и недюжинными организаторскими ' способностями. Но отвага подтолкнула его к узурпации трона, а недюжинные способности пущены были в ход ради того, чтобы лишить власти своего не в меру доверчивого покровителя, вместо того, чтобы служить ему»19. Во время правления Филиппа Араба в 248 году Римская империя отмечала тысячелетие своего существования. В Риме укоренилась традиция каждый раз отмечать завершение столетнего цикла римской истории проведением Сакральных игр. Эти игры изначально возникли как религиозный праздник, символизировавший собой конец старого века. Со времен Октавиана Августа Игры стали рассматривать как очищение перед наступлением новой, счастливой жизни, нового «золотого века». Столетние игры | Филиппа Араба были увековечены специальной серией монет, на одной из которых портрет императора сопровождает изображение храма богини Ромы, олицетворения города Рима (ил. 6). Легенда провозглашает наступление Нового века («SAECVLVM NOWM»)20. Изображенный на монете храм — один из самых больших и красивых храмов античного Рима, построенный императором Адрианом. Он был посвящен сразу двум богиням — Венере и Роме. Римская империя занимала огромные территории, населенные самыми разными народами, жившими под властью Рима. Храм демонстрировал главенство Рима, представленного богиней Ромой, и силу римского народа, i отождествляемую с богиней Венерой21.
В коллекции Болховитинова находятся монеты других i солдатских императоров: сестерции Волузиана и Требониана Галла, антониан Галлиена Антонианы III—IV веков составляют отдельную группу монет. Их визуальным отличием является наличие на голове римских правителей лучистой короны. Как уже отмечалось выше, с расширением границ империи постепенно возрастает роль армии в жизни римского государства. Это отражается и на монетной чеканке. Все чаще изображения на монетах носят военный характер22. Императоры пропагандируют свои военные успехи, а реверсы монет украшают изображения богов-покровителей военного дела (dii militares). Круг «военных богов» очень широк. На монетах из коллекции Болховитинова мы встречаем изображения Виктории, Марса, Геркулеса, Фидес.
«Виктория фигурирует на монетах республиканского и императорского периодов весьма часто и составляет тип ; триумфальных монет в чеканке практически всех императоров — от Августа до правителей Византии. Она изображается как самостоятельный тип или в компании императора»23. Выше мы рассматривали монеты императоров Траяна и Каракаллы, где Виктория в первом случае изображена как самостоятельный тип, во втором — вместе с императором. На антониане императора Мария (268 г.) также представлена Виктория-победительница, изображение богини сопровождает надпись: «VICTORIA AVG.» i («ПОБЕДА АВГУСТА») (ил. 7). Сохранилось мало сведений об этом императоре, правившем согласно легенде всего два-три дня. Но большое количество монет с портретом Мария, дошедших до нас, дает основание предполагать, что его правление было более длительным24.
Марс — бог войны, один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон. В эпоху империи его изображение получило широкое распространение в монетной чеканке. На монете императора Проба (276—282 гг.) Марс представлен в виде могучего обнаженного мужчины в шлеме, идущего вправо. В правой руке Марс держит копье, на левом плече — трофеи. По кругу надпись: «MARS VICTOR» («МАРС ПОБЕДИТЕЛЬ») (ил. 8).
Культ Геракла/Геркулеса был популярен в римской армии. Его изображения появляются на монетах со времен Антонина Пия. При изучении монет особенно бросается в глаза исключительное внимание, которое уделял Геркулесу Постум (260—268 гг.) — первый император Галльской империи, возникшей в III веке на территории римской Галлии во время кризиса из-за крайней слабости центральной власти. На монетах Постума Геркулес предстает как символ героя-императора, спасителя и восстановителя мира — с дубинкой в левой руке и оливковой ветвью в правой (ил. 9). Изображение сопровождает легенда «HERC. PACIFERO» («ГЕРКУЛЕС ПРИМИРИТЕЛЬ»), Так Постум хотел показать, что его успешные военные действия на берегах Рейна способствуют возрождению страны. Действительно, Постум сумел оградить Италию и Рим от опустошительных грабежей, превратив Галльскую империю в буферную зону между германскими племенами и Римом, что позволило Риму обратить внимание на персов, доставляющих не меньшее беспокойство. При этом галльский император взял на службу наемников из германских племен (алеманнов и франков), и это сразу же благоприятно отразилось на рейнской границе, нападения на которую со стороны германцев почти прекратились. О том, насколько почитался культ Геркулеса императором Максимианом (286—310 гг.), говорит взятое им прозвище «Геркулий». При Максимиане монетные дворы выпустили целую серию монет, прославляющих двенадцать мифических подвигов Геракла/Геркулеса. Один из них — борьба с немейским львом сопровождала надпись «VIRTVTI AVGG.» («ДОБЛЕСТЬ АВГУСТОВ»), недвусмысленно намекающая на личные героические качества императора Максимиана, отождествляя его с Геркулесом (ил. 10).
Военная Фидес (лат. fides militum) — персонификация верности в виде женской фигуры встречается на монетах почти всех солдатских императоров и различных узурпаторов власти. Выдвинутые армией, они стремились заручиться поддержкой своих легионов, связав их военной клятвой верности (fides)25. Так на антониане Квинтилла (270 г.), провозглашенного августом легионерами и сенатом, мы находим изображение Фидес, держащей копье в левой руке и военный штандарт — в правой. По кругу надпись: «F[IDES] [M]ILITVM» («ВЕРНОСТЬ АРМИИ») (ил. И).
В 284 году к власти пришел император Диоклетиан (284—305 гг.). При нем произошло окончательное превращение римского государства в неограниченную монархию. Император перестал быть принцепсом — первым человеком в государстве и сенате, совмещающим высшие республиканские государственные должности, а превратился в господина для своих подданных (dominus), единолично управлявшим страной через своих чиновников, о чем свидетельствуют и надписи на монетах поздней империи.
Для разрешения кризиса в империи Диоклетиан в 286 году сделал своим полноправным соправителем (августом) Максимиана (286—310 гг.). Диоклетиан управлял восточной половиной империи, а Максимиан — западной. В 293 году, посчитав, что военные и гражданские проблемы требуют большего контроля, Диоклетиан с согласия Максимиана назначил двух цезарей в помощники августам: Гале- рия и Констанция Хлора. Так была создана тетрархия — система управления государством, в которой власть разделена между четырьмя правителями (тетрархами). В коллекции Болховитинова присутствуют антонианы императоров Диоклетиана и Максимиана. Данные монеты отражают сразу несколько процессов, происходящих в римском государстве и обществе в конце III века. Во-первых, антонианы этого времени уже не монеты с пониженным содержанием серебра, как они выпускались изначально, а медные монеты с тончайшим серебряным покрытием, о чем свидетельствуют остатки серебрения на монетах. Во-вторых, надписи на монетах говорят о постепенном внедрении в сознание римлян нового статуса императора как господина. Если на обеих монетах Диоклетиана и двух из трех монетах Максимиана в коллекции еще присутствуют традиционные для периода принципата надписи: «1МР.С. С. VAL. DIOCLETIANVS Р. F. AVG.» («ИМПЕРАТОР ЦЕЗАРЬ ГАЙ ВАЛЕРИЙ ДИОКЛЕТИАН БЛАГОЧЕСТИВЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ АВГУСТ») и ««IMP. MAXIMIANVS Р. F. AVG.» («ИМПЕРАТОР МАКСИМИАН БЛАГОЧЕСТИВЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ АВГУСТ»), то на фол- лисе26 — третьей монете Максимиана в коллекции — фигурирует новая для римской истории надпись: «D. N. MAXIMIANO FELICISSIMO. SEN. AVG.» («ГОСПОДИН НАШ МАКСИМИАН НАИСЧАСТЛИВЕЙШИЙ СТАРШИЙ АВГУСТ»), Реверс украшает изображение двух женских фигур, обращенных друг к другу и олицетворяющих собой провидение и покой, и надпись: «PROVIDENTIA DEORVM QVIES AVGG.» («БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ, ДОСТАВЛЯЮЩЕЕ ПОКОЙ АВГУСТАМ») (ил. 12). Известен аналогичный тип фоллисов Диоклетиана27. Данные монеты были выпущены в память события, произошедшего 1 мая 305 года, когда состоялось добровольное отречение обоих императоров от престола28.
В-третьих, в целях поддержания римских традиций и сакрализации высшей государственной власти Диоклетиан поощрял культ бога Юпитера, единообразный для всей империи. Поэтому вполне объяснимо, что на монетах тетрархов и их преемников мы встречаем изображение | главного божества римского пантеона и покровителя императоров, сопровождаемое надписями: «IOVI CONSERVATORI» («ЮПИТЕРУ ХРАНИТЕЛЮ») либо «IOVI CONSERVATORI AVGG.» («ЮПИТЕРУ ХРАНИТЕЛЮ АВГУСТОВ»), Однако сами изображения главного божества не были неизменными. Если на монетах Диоклетиана и Максимиана Юпитер держит в руках скипетр и | пучок стрел (ил. 13, 14), то на монетах Лициния I (308— 323 гг.) и Константина Великого (307—337 гг.) Юпитер по-прежнему изображен в полный рост, но в руках у него вместо стрел громовержца — крылатая богиня победы Виктория, а у его ног — главный символ бога — орел, держащий в клюве венок (ил. 15,16).
Сложная по композиции военная сцена представлена на монете Констанция Галла (351—354 гг.), бывшего в ранге цезаря соправителем своего двоюродного брата Констанция II на востоке в Антиохии. На аверсе — бюст Констанция Галла, сопровождаемый надписью: «D. N. CONSTANTIVS NOB. CAES.» («ГОСПОДИН НАШ КОНСТАНЦИЙ НАСЛЕДНИК ЦЕЗАРЯ»), на реверсе - сцена сражения, в которой солдат поражает копьем упавшего с j коня всадника. По кругу — надпись: «FEL. ТЕ[МР. REPA] ТЮ» («СЧАСТЛИВЫЕ ВРЕМЕНА ВОЗВРАЩАЮТСЯ») (ил. 17). Однако мало кто был счастлив в правление Констанция Галла, государство было потрясено его злодеяниями. «В этой громаде злодейств не искали даже обвинителей, хотя бы подставных, чтобы, пусть для вида, предъявлять обвинения, согласно определениям закона» 29, людей судили по приказу цезаря на основании совершенно призрачных подозрений. Масштабы этого произвола были таковы, что антиохийцы «стали бояться даже стен, единственных свидетелей чего-либо тайного» 30.
Военную тематику продолжает монета Флавия Виктора (383/384—388 гг.), которую Н.И. Суворов назвал самой младшей монетой в коллекции (ил. 18). На аверсе — портрет императора и надпись: «D. N. FL. VICTOR. Р. F. AVG.» («ГОСПОДИН НАШ ФЛАВИЙ ВИКТОР БЛАГОЧЕСТИВЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ АВГУСТ»), на реверсе - изображение крепостной стены с воротами и башнями. Флавий Виктор был сыном узурпатора западной части империи Магна Максима, который назначил его своим полноправным соправителем, о чем свидетельствует монетная легенда, в которой Виктор Флавий имеет титул августа.
Возможно, что в коллекции Болховитинова на место самой младшей может претендовать еще одна монета. Она принадлежит императору Валентининану II (375— 392 гг.), сыну Валентиниана I и его второй жены Юстины. Валентининан II был провозглашен императором в 4-летнем возрасте, но самостоятельно в силу младенчества не правил. Сначала соправителем был его старший брат Грациан, а затем, после смерти брата и захвата Италии Магном Максимом и его сыном Флавием Виктором, Валентиниан искал поддержки У императора восточной части | империи Феодосия I. На монете имеется надпись: «D. N. VALENTINIANVS IVN. Р. F. AVG.» («ГОСПОДИН НАШ ВАЛЕНТИНИАН МЛАДШИЙ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ АВГУСТ»). На реверсе монеты изображение императора в полный рост, поднимающего с колен женскую фигуру (персонификация римской республики), на левой руке императора — богиня победы Виктория. Изображение сопровождает надпись: «REPARATIO REIPVB.» («ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ») (ил. 19). Известно, что монеты данного типа связаны не только с именем Валентиниана II. Аналогичные монеты с портретами императоров Грациана и Феодосия I чеканились с 378/379 по 383 год31, а в период с 383 по 388 год — с именем Магна Максима32. Можно предположить, что присутствие в легенде обращения «младший» может свидетельствовать о том времени, когда Валентиниан был соправителем своего старшего брата Грациана, погибшего в 383 году. Однако в источниках подобные монеты Валентиниана II датируются общим временем его правления — 375—392 годами.
Наиболее часто монеты Римской империи украшали портреты императоров. Но первые века христианской эры представляют нам целый ряд выпусков монет с именами и портретами женщин — членов правящих династий. В коллекции Болховитинова находятся четыре медные монеты II и IV веков н. э. с изображениями римских императриц Юлии Домны, жены Септимия Севера и матери Каракаллы, Валерии, дочери императора Диоклетиана и жены императора Галерия Максимиана, Елены, матери императора Константина Великого, и Элии Флациллы, первой жены императора I Феодосия I (ил 20—23). Имена женщин Римской империи не столь известны, как имена римских императоров и полководцев, но, тем не менее, многие из них играли заметную роль в истории Рима. Разделяя власть со своими супругами и сыновьями, они всегда оставались прежде всего женами и матерями императоров. Об этом свидетельствуют и типы реверсов их монет, акцент сделан на темы семьи, деторождения, материнства33. Поэтому на монетах в коллекции мы видим изображения богинь: святости семейной жизни (Весты), плодородия и деторождения (Венеры).
Лишь одна монета в коллекции вызывает определенные сомнения и осталась не датированной. Монета медная, вес — 2,72 г, диаметр — около 15 мм. Она отличается от других монет тем, что выполнена в технике литья, что было характерно для ранних римских монет. На аверсе монеты изображена богиня Минерва в коринфском шлеме, а на реверсе — оливковое дерево (ил. 24). Римляне посвящали оливковое дерево богине Минерве, унаследовавшей греческий культ Афины Паллады, богини войны, права, искусства, мудрости, земледелия, мастерства 34> преподнесшей афинянам оливковое дерево. Поэтому изображение Минервы в шлеме в паре с оливковым деревом | вполне естественно для римской традиции. Однако изображение оливы сопровождают буквы «SC» — это означает, что монета выпущена с одобрения сената, а подобная надпись появляется на монетах со времен Октавиана Августа, когда монеты уже не отливали, а чеканили. Сомнения вызваны еще и тем, что не удалось разыскать прямых аналогов данной монеты, а подобный тип изображения обнаружен лишь на чеканном квадрансе (вес — 2,92 г) императора Домициана (81—96 гг.)35.
Коллекция преосвященного Евгения (Болховитинова) — самая ранняя датированная нумизматическая коллекция в собрании Вологодского государственного музея- заповедника. Она является примером того, как развивалось коллекционирование в России в первой половине XIX века. Попавшая в музей волей случая, коллекция Болховитинова предоставляет необычайно интересный материал для анализа и изучения. А ее корпус античных монет дает редкую возможность через памятники нумизматики реально прикоснуться к истории античного Рима и судьбам конкретных людей.
Ирина СОКОЛОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 107 (июнь 2013), стр.136