Сегодня предметы художественной мебели стиля ар-деко французского Мастера Жюля Лёлё получили всеобщее признание как антиквариат высокого уровня. Они встречаются на антикварном рынке Москвы и широко представлены на антикварном рынке Парижа.
Хронология развития Дома Лёлё в 1920-1940-е годы. Жюль Лёлё **
Жюль Лёлё (Jules Leleu, 1883—1961) родился в многодетной семье в районе города Булонь-сюр-Мер (Boulogne- sur-Mer), что на севере Франции. Его отец Шарль-Эмиль Лёлё (Charles-Emile) и мать Амели Лёлё (Amelie) за год до этого события организовали собственный швейный бизнес. На полученные от бизнеса средства Жюль получил образование в Школе изящных искусств, а затем в Школе прикладного искусства в Брюсселе.
В 1909 году Жюль Лёлё вместе с братом Марселем (Marcel) берут семейный бизнес в свои руки и впервые осваивают мебельное производство. В 1910-м братья организуют фирму «Лёлё Фрер» (LeLeu Freres), а в 1912-м открывают розничный магазин по продаже мебели.
К сожалению, в 1914 году, в самый разгар собственного дела, начинается Первая мировая, и оба брата уходят на войну, где Жюль Лёлё оказывается в составе войск авиации.
Страсть к полетам за штурвалом самолета останется с ним до конца его жизни. Дважды раненный, он попадет в плен к войскам противника, где будет думать о будущих своих творениях. Именно находясь в плену, Жюль заведет новые полезные знакомства с влиятельными людьми мира искусства и культуры, которые, после своего освобождения, окажут большое содействие в развитии бизнеса Лёлё, связанного с дизайном и производством мебели.
В 1918 году, вернувшись с войны, Жюль вплотную занялся проектированием мебели. В это время производимая им мебель еще не несет в себе отпечаток каких-либо индивидуальных особенностей.
В 1921 году он начинает участвовать в различных дизайнерских салонах, проводимых в столице. Именно благодаря этому его мастерская приобретает известность. Жюль Лёлё уделяет большое внимание профессионализму своих сотрудников, связанных с производством мебели.
В 1923 году Лёлё экспонирует свои работы в салоне Artistes Decorateurs: кровать из черного дерева с инкрустацией из слоновой кости, комод и трехчастное трюмо. Все эти предметы купит богатая семья Шенар (Chenard), которая в то время относилась к элите французского общества. А письменный стол и книжный шкаф, также представленные мастером, приобретут представители французского правительства для своих резиденций. С этого момента семья Шенар и французское правительство станут постоянными клиентами Жюля Лёлё.
В 1925 году работы Лёлё представлены на Международной выставке декоративного искусства. О нем пишут критики: «Жюль Лёлё является одним из самых авторитетных мастеров мебели в настоящее время». Среди выставленных предметов — комод, окруженный двумя стульями с прокручивающимися сиденьями (сейчас они находятся в Метрополитен-музее, Нью-Йорк). В этом же году Лёлё украшает одну из спален резиденции принца Монако Пьера (Pierre), фото которой публикуются в июле 1927 года в журнале Echos de Industries art: мебель из черного макассара, инкрустированная слоновой костью.
* В качестве объектов исследования автор данной статьи использовала ранее атрибутированные предметы мебели мастера Жюля Лёлё, представленные в разных каталогах зарубежных изданий и в шоуруме Pransatlantique.
** Франсуаз Сириекс (Franyoise Siriex) в своей книге «Лёлё. Классический французский стиль для современного мира, 1920—1973» («Leleu. Classic French Style for a Modem World, 1920—1973». Hudson Hills Press Manchester and New York), изданной на французском языке, очень подробно описывает основные даты развития Лрлш Лёлё, что позволила автору выбрать наиболее важные из них и указать в данной статье.
Именно в это время он занимает первое место в списках дизайнеров для компании «Женераль Трансатлантик» (Generale Transatlantique), где полностью оборудует для судна «Иль де Франс» (Не de France) читальные залы. Благодаря этому работы, связанные с дизайном Жюля Лёлё, видит большое количество состоятельных клиентов.
В 1928 году он выставляет на экспозицию в салоне де Марсан (de Marsan) дамский стол А на Осеннем салоне в этом же году выставляет комод, который будет пользоваться большим успехом у клиентов. Получает заказ от компании «Южная Атлантика» (Sud Atlantique) для парохода «Атлантик» (Atlantique). Оформление этого корабля и станет эталоном стиля Лёлё. К сожалению, на этом судне случится пожар, который полностью уничтожит его в 1933 году.
В 1929 года Лёлё делает несколько заказов для оформления квартиры графа де Риво (Rivaud), а также работает над проектом по созданию мебели для апартаментов брата императора Японии.
В 1933 году префект Сены господин Реанар (Reanard) становится постоянным клиентом Жюля Лёлё. Он останется лояльным и будет давать Жюлю заказы на производство мебели на протяжении долгого времени.
В 1934 году Лёлё создает дизайн кабинета для военной организации и некоторую мебель для мистера Веджи (Vergie), владельца ликерного бизнеса. В этом же году он оформляет несколько кают на пароходе «Нормандия» (N ormandie).
Еще одно имя будет вписано в базу клиентов Жюля Лёлё — Лига Наций в Женеве. Созданный мастером дизайн апартаментов для этой организации будет являться символом стиля Лёлё 1930-х годов.
В 1937 году Лёлё привлекает к работе своих детей — Поль (Paule) и Андре (Andre). Андре разрабатывает и поддерживает работу, связанную с техническими вопросами, а Поль возглавляет департамент дизайна ковров в организации своего отца. Все работы этого года отражают наиболее яркий период существования Дома Лёлё. Известный в то время тематический журнал Mobilier et decoration пишет: «Лёлё стал одним из самых известных декораторов интерьеров, чьи усилия представляют собой современные тенденции». В этом же году он начинает сотрудничать с известным художником гобеленов по имени Пикар Лё Ду (Picard Le Doux).
В 1938 году Жюль Лёлё создает дизайн предметов интерьера для приватного ресторана «Пастух» (Pasteur), где разрабатывает мебель с регулируемой высотой. Он также получает заказ на создание мебели для ректора Сорбонны. От префекта Парижа поступает заказ на внутренний дизайн помещений медицинских учреждений города.
В 1939 году для Международной выставки в Нью- Йорке Лёлё разрабатывает стол и шкаф округлой формы, напоминающий стиль Людовика XV. Для французского посольства в Анкаре в этом же году мастер создает дизайн стола из бразильского дерева.
В 1940 году Жюлю исполняется пятьдесят лет, но он продолжает непрерывно заниматься дизайном и созданием предметов интерьера.
С начала Второй мировой войны его сыновья Андре и Жан будут призваны в армию. В это время все задачи семейного бизнеса ложатся на плечи женщин Дома Лёлё. Его сестра Габриель занимается административной работой, а жена Жюльен в это время является соавтором идей по дизайну. Дочь Поль оказывает консультации и помощь сотрудникам компании по различным производственным вопросам. Их совместные усилия будут иметь положительный результат. Бизнес Жюля Лёлё выживет в годы войны.
Во время войны Лёлё часто встречается со своими друзьями-декораторами, такими как Андре Арбус, Домин, известный как Доминик. Это способствует совместным проектам в последующее время.
В 1941 году директор Углеводородного перерабатывающего завода обращается к Лёлё с просьбой декорировать его офисы в Сен-Дени (Saint-Denis). А в городе Булонь- сюр-Сен (Boulogne-sur-Seine) Жюль участвует в дизайне и строительстве детских центров.
В 1942 году его клиентом становится знаменитая семья Лардила (Lardillat), скорняки по профессии. Для них Лёлё создает шкаф со встроенным баром, который после еще не раз будет повторяться с некоторыми изменениями.
В 1943 году госпожа Мария Сюбес (Maria Subes) делает Лёлё многочисленные заказы. Господин Обан (Aubant), владелец нескольких кинокомпаний, заказывает ему интерьер для своих киносалонов на улице Кастильоне (Castiglione). Для своих верных клиентов Робертс (Roberts) Лёлё создает стол и комод, декорированные в технике маркетри узором «фейерверк».
1944-й — год освобождения Парижа. Жюль Лёлё ведет свой бизнес вместе с женой и дочерью. Также нельзя не сказать и о других важных персонах Дома Лёлё этого времени: дизайнере Анри Агессе (Henri Aguesse), который пришел к Лёлё в 1937 году, Марселин Велар (Marceline Velard) — дизайнере интерьеров пароходов, Анне Гратпэн (Annie Grattepain) — дизайнере текстиля.
В 1945 году возвращается с войны первый сын Лёлё — Андре, а вслед за ним и второй — Жан. С этого года компания стала называться «Societe J. LELEU et Cie».
А с 1946 года начинается пора яркого успеха семейного бизнеса, благодаря состоятельным клиентам, желающим окружить себя роскошными и эксклюзивными предметами и подчеркнуть таким образом свое финансовое благополучие. Даже если предметы, созданные для них, уже существовали у других заказчиков, выражение индивидуальности предмета мебели было подкреплено неповторимой инкрустацией из перламутра, вставками из слоновой кости, жемчуга, разнообразными бронзовыми элементами.
Из всей представленной хронологии необходимо выделить сотрудничество Жюля Лёлё с пароходной компанией Generale Translatlantique. Начиная с 1926-го и по 1964 год совместная деятельность будет вестись очень плотно. Руководители пароходной компании будут называть Лёлё одним из самых уважаемых художников периода стиля ар-деко. Благодаря той роскоши, которую он демонстрировал в своих работах, состоятельным пассажирам лайнеров обеспечивался комфорт и роскошная обстановка на протяжении долгих путешествий.
«Иль де Франс» начал курсировать через 20 месяцев после знаменитой выставки в Париже 1925 года. Именно дизайн этого лайнера произвел настоящую революцию в истории интерьера. Он ходил по Атлантике и соединял Францию и Америку, что и позволило стилю ар-деко прославиться на другом континенте. Как уже говорилось ранее, здесь Жюль полностью создал дизайн читательского зала.
В последующее время бизнес не только сохранится, но и будет развиваться. Создав прочную основу, Лёлё передаст свой опыт и связи своим членам семьи. Благодаря этому Дом Лёлё просуществует до 1973 года.
В 1961 году Жюль Лёлё погибает в автокатастрофе.
Несмотря на это, ориентация фирмы на потребности своих заказчиков останется стабильной. В 1962-м руководить компанией будет Андре Лёлё (сын Жюля Лёлё) вплоть до закрытия Дома в 1973 году.
Дизайнерские и стилистические изменения в произведениях Жюля Лёлё в период с 1920 по 1940 год
Первые произведения мастера Жюля Лёлё были достаточно эклектичны. Это не говорит о том, что в голове мастера не было новых идей. Идеи были, но рынок мебели диктовал свои условия. Эклектичные вещи пользовались спросом гораздо большим, чем предметы мебели современного дизайна. Лёлё производил именно такие предметы мебели, какие требовал рынок. Если рассматривать интерьер магазина Жюля Лёлё, открытого в 1909 году, то это была мебель в стиле Людовика XV и стиле Людовика XVI, восточные ковры, китайские вазы. Само помещение имело колонны из искусственного мрамора, отделанные позолотой. На самом деле Жюль Лёлё никогда не разделял привязанность французского общества к «старым стилям»1. Позже он станет одним из самых резких критиков этой привязанности и будет объяснять отношение своих предметов мебели к стилю Людовика XV и стилю Людовика XVI лишь тем, что желание совершить продажу для него является первичным. Следовательно, можно утверждать, что мебель, находившаяся в салоне Лёлё в 1912 году, была не отражением его личного вкуса, а лишь некоторой уступкой существующему рынку мебели.
Безусловно, Первая мировая война, в которой Лёлё принимал участие, несколько задержала его творческий путь, но именно она помогла ему сконцентрировать свои мысли на желаемых результатах.
С 1920 года Жюль полностью переходит к современному стилю дизайна мебели. Он арендует большое помещение на улице 31—33 Гранде-Роу и меняет интерьер. Укомплектовывает штат своей компании профессиональными краснодеревщиками, управляющими и мастерами по отделке.
В это же время политика французского правительства, ранее направленная на поддержание «старого стиля», резко изменилась, и уже планировались выставки современных моделей мебели, исключающие «старый стиль». К 1922 году Жюль Лёлё был приглашен к участию в трех экспозициях. До сих пор остается загадкой, какие шаги предпринял для этого Лёлё, ведь заявка предполагала участие молодых дизайнеров, а нашему мастеру на тот момент было уже 40 лет.
Таким образом, на Салоне весной 1922 года Жюль Лёлё представил стол со смягченным классическим силуэтом и золочеными бронзовыми вставками в форме валют по углам (ил. 1), стул из черного дерева с сетчатой обивкой и бронзовыми деталями на спинке и на концах передних ножек (ил. 2) и шкаф. Эти изделия получат широкое признание критиков. О нем напишут: «Господин Лёлё доказывает, что современная мебель может быть богатой без излишеств». После этого впервые его мебель будет представлена в современных каталогах, и первые предметы приобретет семья молодого южноафриканского дипломата.
Для Осеннего салона этого же года Жюль Лёлё создает столовый гарнитур, покрытый шпоном из капа амбойны2 и украшенный вставками, стилизованными под виноградную лозу (ил. 3). Никто из критиков не возразил по поводу того, что гексагональные медальоны3 с мотивами лозы и бронзовыми кластерами4 винограда являются элементами периода 1900-х годов. Описанные предметы мебели критики отнесли к «стилю 1925 года».
Кресло «Лотос» (ил. 4), представленное на салоне французских дизайнеров в 1922 году, полностью соответствовало духу времени, которое вскоре приобрел господин Залдумбиде (Zaldumbide), посол Эквадора в Париже.
Чуть позже в этом же году Лёлё предлагает комод из розового дерева, со слегка изогнутыми дверцами и инкрустацией из слоновой кости в мотиве закрытого букета. Его приобрело французское правительство для собственных резиденций.
После этих событий у Лёлё не осталось сомнений, какое направление в дизайнерском решении производимой мебели выбрать для себя. Мастер решил создавать предметы интерьера высокой стоимости для требовательных и состоятельных клиентов. В связи с этим он решил окончательно перебраться в Париж в 1924 году.
1924 год для Жюля Лёлё был чрезвычайно активным. Он арендовал помещение под магазин на 65-й авеню, в бывшем доме принца де Жуанвиля, недалеко от улицы Фобур Сент-Оноре, где располагались его коллеги по декоративному искусству, такие как Сью, Морей, Элин Грей и Доминик. Договор аренды был подписан с компанией «Жюль и Марсель Лёлё», так как два родных брата начиная с 1910 года были соединены контрактом на 20 лет. И все предметы мебели этого периода будут сопровождаться товарным знаком «J & М LeLeu», хотя дизайнер, как мы понимаем, был Жюль Лёлё. Сам Жюль переехал в скромную квартиру на третьем этаже этого же здания. Производство мебели по-прежнему оставалось в Булонь-сюр- Мер (Boulogne-sur-Mer), так как именно там жили его профессиональные краснодеревщики.
В этом же году он представил на второй выставке декоративно-прикладного искусства в павильоне де Мар- сан дамский столик и стул прекрасного дизайна, в форме курульного, наподобие тех, что использовались в Древнем
Риме в 100-х годах до н. э. В изготовлении этих предметов был использован шпон из капа амбойны (ил. 5).
На 15-м салоне Artistes Decorateurs Жюль Лёлё представил столовую, выполненную в абсолютно новом современном стиле из черного макассара5, четких форм, с красивыми панелями на различных частях предметов. Стол из этой коллекции (ил. 6) представляет круглое основание, перпендикулярно к которому присоединены четыре ножки рифленой формы. Сам стол тоже круглой формы, края основания и самого стола смягчены полосой рифленого декора. Поверхность стола выложена шпоном, создающим рисунок солнечных лучей из центра. Такая особенность декора шпоновых покрытий будет характерна для Дома Лёлё до 1962 года.
В одном из каталогов представлен стол-четырехлистник, изготовленный Лёлё в 1924 году (ил. 7), из частной коллекции. Он состоит из двух горизонтальных оснований, где нижнее основание круглой формы обрамлено декором из овальных медальонов с углублением, и верхнее, чуть большее по размеру, чем нижнее, состоит из четырех частей, в совокупности представляющих четырехлистник. Между собой два основания соединены четырьмя изогнутыми деревянными прутками, которые образуют закругления небольшого диаметра по обеим сторонам. Нижние закругления служат ножками, а в верхние вставлены кольца из слоновой кости.
Таким образом, можно выделить несколько стилистических особенностей предметов мебели Жюля Лёлё в период до 1925 года:
классические прямые формы мебели с чуть округлыми углами;
чаще всего использовался шпон из капа амбойны, палисандр либо макассар;
фанеровка выложена по подобию солнечных лучей;
мелкие детали из слоновой кости, очень ограниченное использование;
как правило, ножки рифленые, могут быть заужены книзу, с каблучками, выделенные позолоченной краской, слоновой костью либо из бронзы;
возможны бронзовые вставки, выраженные в растительном орнаменте;
ближе к 1925 году начинает встречаться орнамент в виде полосы овальных медальонов с углублением.
К всемирной парижской выставке 1925 года Жюль Лёлё готовился 15 лет. Французским правительством была заявлена первая дата проведения выставки — 1907 год, но из-за Первой мировой войны она долгое время откладывалась. Лёлё потратил большие средства на изготовление и экспонирование своих предметов мебели. На выставке были представлены роскошные кресла с округлой спинкой, по верху которых стилизованы два рога изобилия, где, ближе к основанию, струится цветочный орнамент, выполненный в низком рельефе. Передние ножки украшены канелюрами, расширяются кверху, создавая чуть закрученную форму. По периметру деревянного основания проходит декор в форме перекрестных лент и стилизованных бутонов цветов. Все детали покрыты тонким слоем позолоты. Прямоугольные в сечении задние ножки имеют саблевидную форму. Обивка однотонной окраски, с выступающими мягкими подлокотниками в виде валиков. Обивка проходит по внешней и внутренней сторонам задней и боковых частей кресла (ил. 8). Такая стилистическая особенность ранее была не свойственна предметам мебели Лёлё, таким образом, был сломан его сдержанный стиль предыдущего периода.
Также по заказу французского посольства Лёлё разработал интерьер музыкальной комнаты, комплект мебели в которой состоял из стульев, стола и рояля (ил. 9). Гарнитур был представлен в 1926 году на выставке Exposition des arts decoratifs. Ножки стола выполнены в виде флейты, с внешним изгибом в верхней части, на которые опирается столешница четкой геометрической формы. Рояль с плоскими ножками овальной формы с рифлением и излюбленной Жюлем Лёлё рифленой каймой по верхней части корпуса. Стул простой формы: изогнутая спинка украшена формами, повторяющими ножки рояля.
Критики отметили этот мебельный комплект как «искусство, достигшее наивысшего мастерства в области дизайна мебели».
Но основной работой парижской выставки 1925 года была, конечно, представленная столовая, изготовленная Жюлем Лёлё из черного макассара. Стены экспозиционного компартимента были покрыты тканью серого цвета, на полу размещался ковер бежевого цвета с темным греческим орнаментом. На этом фоне гарнитур выглядел еще более изысканно. Стол прямоугольной формы с округлыми углами поддерживали две ножки рифленой формы, увеличивающиеся в диаметре ближе к столешнице. Буфет (ил. 10) с рифлеными стояками по передним углам, боковыми дверями и рядом ящиков по центру. Замочные скважины и ручки инкрустированы слоновой костью. Сам буфет сделан из капа амбойны. За этот предмет Жюль Лёлё получает Гран-при на выставке 1925 года.
С 1926 года стиль Лёлё несколько видоизменяется. Консоль (ил. 11) уже держится на скобообразных ножках, соединенных внизу перекладиной. В то же время мастер очень редко стал использовать инкрустацию слоновой костью и совсем отказался от маркетри. Примером является и спальный комплект мебели, что он создал для мистера Винбена (Winbum) (ил. 12). Это продлится все следующее десятилетие, вплоть до 1935 года.
Также Жюль в этот период расширяет линейку производимой мебели. Появляются секретер, стол-пьедестал, кушетка, ширма. К тому же мебель становится более технологичной.
Появляются встроенные механизмы для большего удобства пользователя — небольшой письменный стол-бюро с убирающейся крышкой, шкаф с боковыми отсеками и выдвижным зеркалом, двухместный элегантный диван-шкаф.
Анализируя стилистические особенности предметов Жюля Лёлё, можно выделить следующие моменты периода с 1925 по 1929 год:
расширение линейки предметов мебели;
избегание прямых углов, стремление к волнообразным линиям в основных формах, стремление к архитектурному совершенству;
использование дорогих материалов: макассар, шагрень, красное дерево, орех, лак, редко — позолота;
отсутствие маркетри;
отсутствие инкрустации;
скобообразные формы деталей предметов;
использование плоских, литых, рифленых в длину деталей, в мотиве морской раковины;
орнамент в виде полосы овальных медальонов с углублением;
обильное использование лака.
С 1928 года Жюль добавляет новые детали в свои произведения. Так, создавая дамский кабинет для жены американского бизнесмена мистера Винбена (ил. 13), были выбраны необычно высокие ножки-шпиндели на каблучках из позолоченной латуни, расчлененные гранями из слоновой кости. Кресло имеет изогнутую спинку, которая плавно переходит в подлокотники, заканчивающиеся в форме валют.
С 1930-х годов многие дизайнеры стиля ар-деко в своих работах начинают использовать новые материалы, такие, например, как пластмасса, и переходят к упрощению форм. Лёлё остается верен своей традиции использовать дорогие материалы, но и у него присутствуют некоторые изменения. Во-первых, он тоже упрощает форму, почти отказывается от изогнутого силуэта, и, во-вторых, начинает использовать отделку из металла в виде тонкой полосы по периметру оснований некоторых предметов мебели, что придавало облегченность его произведениям.
Его работы становятся больше классическими по форме. Он начинает использовать много лака и больше светлого шпона из ореха. Применяет новую опору для обеденных столов в виде четырех перегородок, поставленных вертикально от центра (ил. 14). Излюбленная форма комода остается прежней, но полностью исчезает изогнутость линий, пропадает кайма по краю из мелких овальных элементов, и теперь опорой служат утонченные ножки в металлических каблучках (ил. 15).
В начале 1934 года Лёлё заключает контракт на изготовление мебели для санатория, принадлежащего военно- воздушным силам Франции. Всю мебель изготавливают из листового металла и трубок, которые покрыты краской в коричневых тонах. Самый простой дизайн четких линий, без какого-либо декора.
Таким образом, к 1935 году под руководством Жюля Лёлё уже существовало два вида производства: массовое — для среднего класса и мебель класса люкс.
Отказавшись в конце 1920-х — начале 1930-х годов от маркетри и слоновой кости, Лёлё полностью направил свои усилия на форму, чистоту дизайна, сбалансированность пропорций, линий относительно форм. В прессе о нем писали: «Лёлё является истинным творцом и одним из создателей современной мебели с простыми и гибкими линиями. Он тот, кто понял, что роскошь заключается не в избытке, и он достиг высокой степени элегантности через передачу красоты материалов».
Верным признаком модельного ряда произведений Лёлё является закономерное улучшение качества предметов. Ему это удавалось с помощью постоянного личного контроля над своим производством. Нужно учесть, что он был не только декоратором, но еще скульптором и художником.
Над вопросами цветовой гаммы предметов мебели в мастерской Лёлё работал художник-колорист из его команды, который в большинстве случаев использовал тепло-коричневые тона. В этот период изменяются стилистические особенности предметов мебели Жюля Лёлё. Появляются новые связи с производителями гобеленов, мастерами техник гравировки и тонировки, профессионалами по покрытию лаком древесины.
С 1930 года начинает появляться обивка мебели из гобелена с разным цветочным декором, разработкой которого занимается Поль-Эли Гернэ (Paul-Elie Gemez) (ил. 16). Чуть позже Лёлё создает мебель с использованием материалов и тканей локальных цветов, таких как красный и зеленый, в различных оттеночных вариациях.
В каталогах представлена подставка на ножке (ил. 17) из частной коллекции, датируемая 1935 годом. Столешница создана из цветного стекла и декором в центре в виде бабочек и цветов, который выполнен пластинами из слоновой кости в технике эгломизе. По периметру столешницы проходит металлическая лента. Квадратная в сечении ножка сделана из сикомора, опорой для которой служит круглое основание. Эта подставка была выставлена на аукционе в городе Рубе (Франция) в 2002 году. Также в каталоге представлен стол на ножке (ил. 18), который в настоящее время находится в Музее 30-х годов в Булонь- Биланкуре (Boulogne-Billancourt, musee des Annees, 30, inv. 2006.26.1). Стол круглый на удлиненной, округлой в сечении ножке, опорой для которой является элемент в форме трех прямоугольных частей, исходящих от центра. На концах внешних сторон присутствуют металлические накладки. Подстолье образует конструкцию из двух геометрических фигур — полукруга и квадрата.
Исходя из сказанного выше, можем выделить следующие особенности деталей и форм изделий Жюля Лёлё в период с 1929 по 1935 год:
прямые формы изделий, практически отсутствуют изгибы;
новые формы ножек у стола в виде четырех прямоугольных радиусов либо стол на удлиненной ножке с круглой или трехчастной опорой;
на длинных ножках с гранением появляется инкрустация слоновой костью — тонкая полоса по ребру;
чаще применяются светлые тона шпона и основного дерева;
используется минимальное количество лака;
цветная обивка мягкой мебели, цветочный декор с сюжетными сценами.
С 1935 года в предметах мебели Жюля Лёлё декор носит более сдержанный характер, но наблюдаются элементы инкрустации перламутром и черным жемчугом (ил. 19). Появляется изогнутая ножка, прямые и изогнутые линии контура выделяются полосой бронзы или металла, накладные детали на ребрах ножек. Также начинают встречаться новые материалы. Стекло используется для изготовления дверей, поверхности столов. Часто в качестве одной из составных частей мебели применяется зеркало. Появляется сочетание дерева и стекла, а также маркетри, фанеровка, выложенные геометрическим узором (ил. 20). Остаются позолоченные металлические каблучки на ножках. Также упоминается в декоре новый элемент — позолоченный бронзовый медальон, который будет являться признаком мебели Жюля Лёлё 1940-х годов и позднее.
Можно выделить следующие формально-стилистические особенности периода с 1936 по 1940 год предметов интерьера мастера Жюля Лёлё:
наряду с четкими геометрическими формами появляются изогнутые линии;
использование таких материалов, как макассар, орех, палисандр, черное дерево, черный жемчуг, перламутр, позолоченная латунь, стекло, зеркало;
техника инкрустации слоновой костью не применяется;
возвращение к декору, инкрустация на передних панелях, главным мотивом которой являются цветы;
маркетри геометрических линий и переплетений;
накладки в форме тонкой полосы по изогнутым краям и ребрам ножек из позолоченной латуни;
ножки являются спрямленной версией гнутых.
Таким образом, мы можем наблюдать изменения в формах и материалах, технике и составляющих элементах в изделиях изучаемого мастера на протяжении 1920— 1940 годов и позднее. Сделанные временные акценты по этим изменениям могут быть использованы при художественно-стилистическом методе атрибуции предметов мебели Жюля Лёлё.
Методология атрибутирования предметов мебели мастера Жюля Лёлё
На основе существующих методологий атрибуции предметов искусства, предложенных В.Н. Лазаревым6, ВЛ. Сычевым7 и Максом Фридлендером8, можно выработать более узкую, касающуюся непосредственно мебели в стиле ар-деко, и в нашем случае мебели мастера Жюля Лёлё. Безусловно, мебель, как предмет антикварного рынка, имеет свои особенности и сложности в атрибуции, прежде всего связанные с конкретными факторами:
габаритами, сложностями в транспортировке;
отсутствием экспертов в России по мебели стиля французского ар-деко узкой направленности (по конкретному мастеру), что связано, прежде всего, с неразвитым рынком в данной области;
отсутствием научной искусствоведческой литературы на русском языке, что не позволяет без знания языка получить информацию о художественно-стилистических особенностях предметов мебели и творчестве конкретных мастеров;
отсутствием аналогов в музеях России, что увеличивает время и расходы по атрибуции предметов мебели, поскольку предполагается изучение музейных коллекций европейских стран и Америки.
Проанализировав деятельность мастера мебели стиля французского ар-деко Жюля Лёлё, хронологию событий в его творческом пути, художественно-стилистические особенности его предметов во временном контексте, автор статьи предлагает собственную методологию атрибутирования аналогичных предметов:
1) Определение времени и места производства, имя мастера.
В нашем случае соответствие предмета времени и стилю ар-деко будут определять следующие элементы:
— предмет мебели всегда рассматривается как часть интерьера;
— прямые линии, классицистические, геометрические, кубические либо округлые формы мебели;
— использование в изготовлении мебели двух и более материалов;
— использование дорогих, часто экзотических, пород древесины;
— выполнение в единичных экземплярах под заказ;
— функциональность совместно с эстетикой формы предмета;
— геометрические и цветочные узоры на тканях;
— геометрические и цветочные узоры в технике маркетри;
— применение техники эгломизе;
— покрытие лаком, иногда многослойно;
— фанеровка геометрическим узором;
— использование декоративного стекла;
— резьба в низком рельефе;
— вставки и мелкие детали из слоновой кости;
— накладки из бронзы с изображением мифологических героев либо с изображением экзотических животных.
Основная особенность французского стиля ар-деко в отличие от американского заключается в том, что это, как правило, роскошные вещи из дорогих материалов, зачастую в единичных экземплярах. Тогда как в американском ар-деко предметы мебели в основной своей массе серийные.
Поскольку продолжительность стиля французского ар-деко составляет всего 20 лет, а некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что «чистым» стиль можно назвать только с 1919 по 1930 год, то относить предмет мебели к стилю ар-деко будет правильно, основываясь на художественно-стилистических особенностях этого предмета. При определении же мастера, эксперту необходимо обладать таким качеством, как знаточество. Поскольку всех мастеров досконально знать невозможно и знаток, как правило, глубоко изучает одного, двух либо определенную школу, здесь можно действовать методом исключения, предоставляя предмет для атрибуции экспертам по мастерам мебели стиля ар-деко. Данный метод сложно использовать в России, поскольку, как уже писалось выше, нет экспертов мебели узкой направленности (по конкретному мастеру) стиля французского ар-деко. В таком случае приходится обращаться к французским специалистам или использовать информацию, полученную от продавца и подтвержденную подписью либо провенансом предмета.
Нужно понимать, что мастер в предметах мебели определяется не всегда, поскольку было серийное производство и не все имена нам известны.
2) Изучение источников, подтверждающих время и место производства предмета мебели, имя мастера.
Здесь имеются в виду любые источники информации: справочники, каталоги, архивы, счета на оплату от продавца, заключения экспертов, статьи в средствах массовой информации, аналоги мебели в музейных собраниях, частных коллекциях, галереях — все, что каким-либо образом касается творчества этого мастера, хронологии творческого пути, заказчиков, истории развития производства и самих предметов.
Например, представленная в первой главе хронология развития Дома Лёлё позволяет нам видеть и сравнивать возможный и указанный провенанс при покупке. В хронологии указано, что Жюль Лёлё начал сотрудничать с пароходной компанией Generale Translatlantique начиная с 1926 года, и это сотрудничество продолжилось вплоть до 1964 года. Стул (ил. 21) датирован 1937 годом, также он опубликован в книге Фредерика Оливье (Frederic Ollivier) «А bord des paquebots» 9, что является фактом подтверждения датировки.
Еще одним источником информации могут служить специализированные сайты, где выставлены на продажу предметы мебели ар-деко. Одним из таких сайтов является Artnet auction10. Если отобрать предметы «по мастеру» I Жюлю Лёлё, то можно обнаружить стол, датированный I 1933 годом, который аналогичен по художественностилистическим особенностям столу из палисандра (ил. 18). Датировки, близкие 1933 и 1930 годам. Соответственно, мы получаем подтверждение правильной атрибуции.
Любое подтверждение сделанной атрибуции по времени, месту и мастеру будет служить дополнительным плюсом, так же как и возникшие расхождения должны привести к возникновению дополнительных вопросов. Выявление несоответствий является шагом в сторону «ложности» существующей атрибуции.
3) Проверка соответствия деталей и подтверждение времени исполнения по деталям.
На этом этапе происходит корректировка атрибуции по дате изготовления в пределах пятидесяти лет, основываясь на стилистических особенностях мастера того или иного времени.
Проведя описание предметов мебели Жюля Лёлё, необходимо отметить, что у этого мастера, так же как и у других, мы видим изменения авторского стиля во времени. И для более точной датировки необходимо выделить стилистические особенности четырех периодов: до 1925 года, с 1925 по 1929 год, с 1929 по 1935 год и после 1935 года.
Прежде всего нужно указать, что до 1925 года предметы мебели Жюля Лёлё составляли традиционную линейку: I стол, стул, буфет, кресло, но уже с 1925 года каждое его произведение становится деталью интерьера и линейка предметов значительно расширяется. Появляются ширмы, рояль, кровати, бары и т. д.
Формы его произведений подвержены изменениям во все эти периоды. Если первоначально мы видим больше классицистического, прямые линии (ил 1) с чуть округлыми углами, которые всего лишь смягчают контур мебели, то с 1925 года он практически уходит от прямых углов, давая волю овальным плоскостям (ил 11), имеющим, как правило, рифленые поверхности. С 1929 года начинается возврат к прямым линиям, мастер практически отказывается от изогнутости (ил. 15). В последний период (с 193 5 г.) в своих предметах мебели он применяет практически все ранее использованные формы, но в то же время они имеют более рациональную эстетику — например, прямые классицистические формы и спрямленную версию гнутых ножек (ил 19).
Затрагивая вопрос об используемых материалах основной древесины, на которую накладывался шпон, можно сделать вывод, что до 1925 года мастер больше использовал шпон амбойны, хотя и макассар, и палисандр был в употреблении. С 1925 по 1929 год уже макассар и орех становятся «фаворитами» мастера. Указанный период был ограничен в плане используемых дополнительных материалов, но это восполняло применение дорогой древесины с многослойным покрытием лака. С 1929 года возобновилось использование практически всех пород деревьев, но применение лака было ограничено. Если рассматривать цветовую гамму древесины, то выделяется период с 1929 по 1935 год, где в основном мы видим светлые тона шпона.
Следующей важной составляющей атрибуции в разрезе датировки является использование дополнительных материалов в декоре предметов мебели. Детали из слоновой кости либо, например, инкрустацию мы можем заметить на предметах до 1925 года (очень мало), с 1925 года она исчезает полностью, затем возвращается в 1929 году в виде полосы по ребру частей предметов мебели (ил. 13) и опять исчезает с 1935 года. Что касается бронзы, то периоды ее применения до 1925 года — в форме накладных деталей, после 1929 года — в основном с позолоченной латунью в форме каблучков на ножках, замочных скважин и полосок, подчеркивающих форму деталей. Также характерной особенностью после 1935 года является появление таких материалов, как стекло, зеркало, перламутр, жемчуг.
Что касается используемых техник, то первоначально до 1925 года Жюль Лёлё применял инкрустацию из слоновой кости, вставки из бронзы в ограниченном количестве, с 1925 по 1929 год он полностью отказывается и от инкрустации, и от маркетри. Ближе к концу 1935 года появляется техника эгломизе, используемая в изготовлении столешниц (ил. 17). Период после 1935 года выражен тем, что здесь уже применяются все техники, используемые ранее, но в наиболее ярко выраженном авторском стиле. Например, маркетри и инкрустация на передних панелях либо дверцах предметов, фанеровка в виде переплетенных лент. Также на протяжении всего периода своей деятельности Жюль Лёлё использует фанеровку в форме солнечных лучей, которая является не только особенностью этого автора, но и многих других мастеров стиля французского ар-деко.
Особенности используемого декора также являются важным атрибутирующим фактором в датировке предмета. К примеру, до 1925 года используются бронзовые вставки в виде цветочного и лиственного орнамента, после 1929 года по краю фриза предметов мебели проходит окантовка из позолоченной бронзы либо латуни, выделяя изогнутость формы (ил. 19) и инкрустацию полосы из слоновой кости по ребрам удлиненных ножек. После 1935 года эта полоса становится бронзовой либо латунной. До 1929 года почти на всех произведениях присутствует декор в виде полосы, состоящей из овальных медальонов вогнутой формы. Цветочный декор в технике маркетри и инкрустации в черно-белых тонах является характерной особенностью от 1935 года (ил. 22). Практически всегда присутствовали каблучки на ножках предметов, за исключением периода с 1925 по 1929 год. А начиная с 1935 года характерной чертой декора становятся бронзовые либо латунные прямоугольные накладки на основу ножек.
Особенность форм частей мебели, таких, например, как ножки, также является немаловажным фактором при атрибуции. До 1925 года в изделиях использовались рифленые ножки, зауженные книзу. Начиная с 1925 года и во все последующие периоды применялись скобообразные ножки (характерная черта!). С 1929 года при изготовлении столов используются ножки в форме четырех прямоугольных перекладин, а также очень характерные для предметов, появляющихся на рынке, ножки с крестообразной опорой либо опорой, состоящей из трех секций (ил. 18). Также в этот период в предметах используется больше текстиля — это, как правило, гобелен с цветочным рисунком либо ткань яркого однотонного цвета.
Сопоставляя данные признаки разных периодов, можно указать наиболее точную датировку по формальностилистическим признакам предмета мебели.
4) Анализ подлинности предмета.
Вопрос о подлинности того или иного предмета в атрибуции не может иметь ответа, верного на все 100 процентов, а в атрибуции мебели тем более. Приходится говорить о критериях, которые приближают нас к наибольшей вероятности.
Лучше начинать с провенанса предмета. История движения предмета от момента его изготовления по настоящее время, подтвержденная фотографиями, архивными данными, частными записями, является важной составляющей подтверждения того, что перед нами именно тот предмет. Но получить такую информации достаточно сложно прежде всего потому, что последний продавец ограничивается ссылкой на каталоги, где он опубликован, и редко указывает на источник поступления предмета. Этому могут способствовать разные причины: неизвестность провенанса и, конечно, «копия» — как факт, относящийся к предмету атрибуции.
Разумеется, подпись мастера (ил. 23), значительно приближает нас к признанию оригинала, но необходимо понимать, что часто она сбивает с толку. Здесь нужно обращать внимание на изображение самой подписи: она не может повторяться один в один в нескольких случаях, она должна нести индивидуальность написания. В случае ее полного соответствия становится очевидным факт подде л - ки. Ситуация с Жюлем Лёлё абсолютно аналогична. Как правило, он ставил подписи на своих предметах, но были и исключения. И в данном случае имеет больше информации тот, кто имеет больше подписанных предметов для проведения аналогий.
В период ар-деко технологии производства мебели мастера Жюля Лёлё практически не отличались от других дизайнеров традиционной школы. Применяемый метод соединения частей предметов мебели — встык «ласточкой» (ил. 24) — тоже может быть использован при подтверждении датировки.
Размеры предметов также могут быть свидетелями | подлинности. Как правило, оригинальные вещи имеют не только небольшие изъяны, которые можно заметить невооруженным глазом, но и их размеры не подгоняются под ровные числа.
Конечно, свою роль играет и искусственная «состаренность» предмета. В настоящее время этого легко добиться многими способами, поэтому на этот факт стоит обратить I внимание, но полностью полагаться нельзя.
Используемые в период ар-деко материалы доступны в настоящее время и были доступны в 1960-е годы, когда было изготовлено много реплик предметов известных дизайнеров. Поэтому критерием подлинности это тоже являться не может, но обращать внимание необходимо, | лучше при реставрации, когда доступны материалы под шпоном и боковые срезы.
Соответствие всех вышеперечисленных показателей и подтверждение формально-стилистическими особенностями предмета значительно увеличивает вероятность подлинности и приближает нас к 100-процентной уверенности.
5) Определение состояния сохранности.
Можно ли предмет мебели вообще отнести к антикварной, если более 80 процентов подверглось реставрации? Во Франции пограничным является условие 50 на 50 процентов. Поэтому этот момент так же важен, как все предыдущие. В мебели элементы реставрации определить достаточно просто невооруженным взглядом. Как правило, произведения периода ар-деко сейчас находятся в хорошем состоянии, поскольку использовались материалы высокого качества и прошел не такой уж большой срок с момента изготовления. Единственное, что может подвергаться замене, — это элементы накладного декора, фурнитура. Также часто перекладывается шпон, для придания поверхности однородности, и покрывается лаком. Качество реставрации прямо отражается на передаче стиля эпохи через предполагаемый предмет мебели.
6) Формирование цены.
Если говорить об атрибуции предметов мебели на антикварном рынке, формирование цены является заключительной составляющей. Безусловно, она формируется исходя из результатов всех критериев, приведенных выше, и той ценности, которой обладает аналогичный предмет в товарно-денежном аспекте.
Что касается ценообразования на предметы мебели стиля французского ар-деко, то диапазон на европейских аукционах варьируется в пределах десятков тысяч евро за предмет. Особенно важными для формирования цены являются следующие критерии (в порядке убывания):
подтвержденное провенансом известное имя мастера, присутствие в каталогах;
используемые материалы и техника;
единичность предмета, доступность;
сохранность.
Предметы Жюля Лёлё периода ар-деко именно 1920—1940-х годов встречаются не так часто, как более поздние предметы, в период руководства Домом Лёлё его сыном Андре в 1950—1970-х годах. В зависимости от предмета, цены на такую мебель варьируются в диапазоне от 10 000 до 35 000 евро. В Москве такие предметы с транспортировкой и произведенной реставрацией стоят на 50—100 процентов больше. Сегмент покупателей в России предметов мебели именно этого стиля на сегодняшний день очень узок. Это связано не только с высокой ценой, но и в большей степени с тем, что у российского покупателя нет понимания ценности в антикварной мебели из-за ограниченных познаний в области искусства и антиквариата.
Олеся АХМЕТШИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 107 (июнь 2013), стр. 9