Как я любил Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы.
М.Ю. Лермонтов
Есть страны, которым одно лишь географическое положение на карте мира и связанная с ним полная событий многовековая история предназначили стать перекрестком мировых цивилизаций и культур. Таким перекрестком является Кавказ. Цепи хребтов и ущелий Кавказских гор подобно мосту соединяют Восточную Европу и Ближний Восток. С запада их подножие омывается Черным морем, с востока — Каспийским. Северным соседом Кавказа является Россия, южные соседи — Иран и Турция. Это важнейший мировой стратегический регион, геополитическое значение которого было оценено еще в античное время. Часть Великого шелкового пути проходила через Кавказские горы. Великие полководцы прошлого хорошо понимали, что тот, кто владеет Кавказом, владеет и Черным морем, простирает свое влияние вплоть до Средиземноморья.
История Кавказа — это непрекращающаяся череда военных конфликтов. На протяжении двух тысячелетий эти земли много раз подвергались захвату и жесточайшему разграблению. Народы Кавказа выдержали натиск могущественной Ассирии в IX—VIII веках до н. э., а в VI веке н. э. — персидской державы Ахеменидов. Горные вершины Кавказа видели войска Александра Македонского и римские легионы. За господство над Кавказом Византия боролась с сасанидским Ираном в IV—VI веках н. э. На смену одним завоевателям приходили другие. В VII веке н. э. на Кавказ обрушились арабы. Но самым страшным бедствием для кавказских народов было нашествие турок- сельджуков, которое по жестокости превосходило все бедствия, испытанные ранее. После набегов сельджуков на месте цветущих городов и селений оставалась выжженная пустыня. Двенадцатое столетие было периодом относительной стабильности кавказской государственности. Грузинский царь Давид IV Строитель освободил Грузию и Армению от сельджуков и объединил их в одно государство. Наибольшего расцвета оно достигло при правнучке Давида Строителя царице Тамаре (1184—1213). К сожалению, время экономического и культурного расцвета страны было недолгим. В начале XIII века Кавказ и Закавказье подверглись опустошительному нашествию монголов. Вновь были разрушены и разграблены города и аулы. Плодородные земли превратились в пастбища для диких кочевников. Столетие шла непрерывная война с монгольскими завоевателями, которая завершилась в середине XIV века объединением грузинских земель в единое государство. Но и эта передышка оказалась недолгой. В конце XIV века на Закавказье обрушился Тимур. В 1386 году он вторгся в Армению и Грузию, а на следующий год — в Восточное Закавказье. Страна вновь превратилась в пепелище. В XV веке кочевые туркменские племена создали в Закавказье два своих государства, которые вскоре пали под ударами пришедшего к власти тюркского рода Сефевидов — основателей новой иранской династии.
В XVI веке за господство над Кавказом столкнулись две могущественные державы того времени — Турция и Иран. В течение трех веков весь Кавказ был ареной военного противостояния, окончательно подорвавшего экономику и культуру Грузии и Армении. В XVIII веке активную роль на Востоке начинает играть Россия. Успешный исход войн с Ираном и Турцией в первой четверти XIX века позволил России утвердиться на Кавказе и Черноморском побережье, и в последующие годы еще больше расширить свое территориальное и политическое присутствие в Закавказье. Об итогах пятидесятилетней кровопролитной кавказской войны, которая закончилась в 1864 году, свидетельствуют награды — медали за покорение Западного Кавказа и за усмирение Чечни и Дагестана. Сначала огнем и мечом, а позднее и с помощью административно-политического управления Россия утвердилась на Кавказе, защищая его население и земли от посягательств Ирана и Турции.
Оружейное искусство народов Кавказа
Несмотря на столетия господства завоевателей, кавказские народы не утратили своей самобытности и преумножили национальную культуру. В пламени военных конфликтов сформировался и закалился характер кавказских горцев, упорных в труде, талантливых в искусстве, гостеприимных и доброжелательных к друзьям, беспощадных к врагам. Все мужское население считало себя воинами и даже в мирное время не расставалось с оружием, ставшим частью национального костюма.
Война вошла в плоть и кровь горцев и породила особую культуру их отношения к оружию и искусство его изготовления. Оружие не является сиюминутным изобретением какого-либо талантливого оружейника. Это коллективный труд поколений мастеров, создававших его на протяжении столетий. На его уникальную форму влияло множество самых разных факторов. Исторические корни многих видов оружия лежат в глубокой древности. Форма клинка и рукояти шлифовалась под воздействием национальных боевых искусств, военной техники, религиозных и бытовых традиций, особенностей национального костюма и даже характера местности.
Территорию Кавказа принято подразделять на три больших региона — Северо-Западный Кавказ, Дагестан и Закавказье. Главенствующую роль при определении оружия из тех или иных областей Кавказа играет орнамент, не являющийся, однако, чем-то специфическим, исключительно «оружейным», — он встречается на тканях, украшениях, деревянной утвари, других предметах домашнего обихода.
Основными признаками черкесского (северо- западного) орнамента является крупный и редкий рисунок, при котором остается много свободного фона. Чаще всего встречаются сильно стилизованные изображения бараньего рога — это один из древнейших адыгейских орнаментов — «тамга» (знак собственности). Такими знаками когда-то клеймили скот, а также завитки в форме запятой, замкнутые круги и овалы, многолепестковые розетки и многое другое.
Наиболее распространенными типами дагестанского (кубачинского) орнамента были композиции «тутта», (т. е. ветка или дерево), и «мархарай» (заросль). Тутта — один из самых древних орнаментов. Он встречается на очень старых могильных плитах и представляет собой ветвь, от которой в разные стороны симметрично отходят другие ветки с листьями и цветами. Вертикальное построение этого орнамента делит украшаемую поверхность на две равные половины. Композиция же мархарай, наоборот, отрицает симметрию: от одной спиралевидной ветви в разные стороны отходят другие, не подчиненные первой, а равные ей, пересекающиеся друт с другом. Преимущество мархарая заключается в возможности заполнения любого уголка гравируемой вещи — он необычайно гибок.
Орнамент, используемый лакскими мастерами, во многом перекликается с кубачинским. В его основе лежат два типа — «курадар» и «мурх». Курадар состоит из стеблей, закрученных спиралью и переплетающихся между собой. Лепестки и листья, отходящие от стеблей, обращены внутрь спиралей. Мурх — симметричный орнамент, основой которого является вертикальный стержень с небольшими розетками или бутонами, выполненными чернью с белым фоном внутри. По обе стороны от стержня отходят спирально закрученные стебли с обращенными вовнутрь листьями.
Обратная сторона прибора кавказского холодного оружия гладкая, украшена черневым орнаментом — московнакыш. Его мотивы, по мнению известного исследователя ЕМ Шиллинга, являются русскими по происхождению. Он выглядит как несимметричная изящная ветка, усыпанная мелкими цветами
Для Закавказья характерен плотный растительный орнамент, выполнявшийся, как правило, золотой насечкой.
Наиболее распространенными техниками украшения оружия на всем Кавказе являются гравировка, чернь и насечка. В более поздний период (с середины XIX в.) получают широкое распространение техники «скань» и «зернь».
История сохранила много имен мастеров-оружейников Кавказа: Расул Алиханов и Гаджиабдулла Ибрагимов из Кубачи, дед и внук с одинаковым именем Базалай. Владельцами крупных владикавказских оружейных мастерских были Осман Омаров, Гузунов, Мудунов. Клейма с их именами часто встречаются на клинках шашек и кинжалов. Среди тбилисских оружейных мастеров самыми известными были Геурк Элиазаров (Элиазарашвили, Элиа- ров) и Иосиф Попов (Осип Папов, Овсеп Папян). Первый из них работал в Тифлисе в 20—50-е годы XIX века и являлся поставщиком русского императорского двора. Его имя упоминается М.Ю. Лермонтовым в одном из вариантов стихотворения «Поэт». Для работ оружейника Геурка характерно сочетание темного матового фона металла с роскошной золотой инкрустацией.
Осип Папов работал в Тифлисе в период между 1842 и 1889 годами. Участник и лауреат многих международных выставок, в 1862 году он получил право ставить на своих изделиях российский государственный герб. В творчестве Папова преобладает стремление к созданию нарядных, богато декорированных предметов вооружения.
Искусство оружейников Кавказа всегда вызывало восхищение других народов. Создавая свое национальное оружие, кавказские мастера не могли не испытывать воздействия со стороны оружейных культур Ирана и Турции. В свою очередь, в этих сопредельных государствах чувствуется заметное влияние Кавказа. Так, например, в XVIII веке, в Турции, обретя некоторые местные черты, получает широкое распространение кинжал «кама», а исключительно кавказское изобретение — шашка — сначала появляется у казаков (середина XVIII в.), затем в частях российской армии, дислоцировавшихся на Кавказе, а с 1881 года вытесняет саблю, становясь уставным оружием кавалерии. Кавказский тип кинжала «бебут» в 1907 году тоже официально был принят на вооружение в российской армии. Рядовые пулеметных и артиллерийских расчетов были вооружены бебутами и прямыми кинжалами типа камы. Холодное оружие терских и кубанских казаков было кавказского типа. Также, говоря о взаимовлиянии оружейного искусства, и шире, военной культуры, народов Кавказа и сопредельных стран, нельзя не упомянуть о лейб-гвардии Горском эскадроне, существовавшем в России с 1828 по 1882 год и входившем в состав Собственного Его Императорского Величества конвоя. В нем служили представители чеченской и кабардинской аристократии, вооруженные кавказским оружием и снаряжением.
Оружие народов Кавказа
Черкес оружием обвешан;
Он им гордится, им утешен:
На нем броня, пищаль, колчан, Кубанский лук, кинжал, аркан И шашка, вечная подруга Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет: пеший, конный. Все тот же он; все тот же вид Непобедимый, непреклонный.
А.С. Пушкин
Основная масса дошедшего до нас кавказского оружия датируется второй половиной XVIII — началом XX века. Объясняется это тем, что оружие продолжало использоваться до полного изнашивания и из-за недостатка сырья переделывалось в новое изделие. В музейные же собрания предметы вооружения попадали в качестве подарков, трофеев либо специальных закупок. Так, например, в Царскосельский арсенал предметы кавказского оружия стали поступать только в середине XIX века, то есть с началом покорения Кавказа.
Для кавказского доспеха был характерен общий для Ближнего Востока комплект — кольчуга, шлем, наручи. Защитный доспех, сплетенный из стальных колец, был широко распространен на Кавказе до середины XIX века, несмотря на использование огнестрельного оружия.
Всадники Его Величества Императорского конвоя были облачены в полный защитный доспех, включавший кольчугу, наручи и шлем.
На Северном Кавказе наиболее известным центром производства кольчуг было селение Кубачи. С ним, возможно, связано встречающееся в арабских рукописях IX века название «зирихгеран» (в пер. с перс. — «изготовители кольчуг, «кольчужники»), В XVI веке возникло турецкое название «кубачи», или «кубечи», равнозначное по смыслу персидскому «делатели кольчуг».
По технологии производства кольчатые доспехи отличались друг от друга способом крепления кольца: в кольчуге — «на гвоздь», в панцире — «на шип». Подспорьем в атрибуции могут являться второстепенные детали, например: форма воротника или застежки, особенности кроя или наличие бляшек (мишеней) с надписями. Характерный тип застежки на груди с помощью стального крючка, кольца, скрепленные «на шип», и воротник, не усиленный кожаными ремешками, позволяют отнести кольчатый доспех к кавказским панцирям. В Закавказье он был особенно востребован воинственными хевсурами, жившими в постоянных схватках с соседями и друг с другом из-за кровной мести. В музейных и частных собраниях сохранилось не так много кольчуг. К сожалению, их век недолог. Выйдя из употребления, они без должного ухода быстро ржавели и гибли. В 1930 году, путешествуя по Кавказу, Виктор Шкловский писал: «Я видел здесь кольчуги, уже никому не нужные. Они лежали на грудах кизяка, как хлам». Нередко можно было увидеть ржавую, изодранную кольчугу прибитой к порогу хевсурского дома.
Кавказские шлемы можно разделить на три группы. К первой относятся высокие конические шлемы, склепанные из двух половин (таш или танж). К вершине конуса крепилось кольцо, в котором закреплялся флажок из красного сафьяна, обшитый галуном (яловец), к ободу крепилась кольчужная сетка (бармица). Вторую категорию составляют относительно невысокие полусферические шлемы, украшенные накладными серебряными пластинами, к нижнему краю которых крепится бармица. В третью группу входят шлемы-мисюрки, состоящие из вогнутого стального или железного диска, иногда обтянутого серебряным листом с гравировкой и чернью, с бармицей.
Наиболее распространенным видом длинноклинкового оружия на Кавказе было оружие с изогнутым клинком — сабли и шашки. Время появления сабель у кавказских народов по археологическому материалу датируется VIII веком н. э. Археологический материал до этого времени дает только длинные (около 1 м) прямые обоюдоострые мечи. Такой тип клинкового оружия для Кавказа в целом не характерен, исключение составляют грузинские и хевсурские палаши XVIII—XIX веков. Кавказская сабля испытала на себе большое влияние иранского оружия. Кавказское происхождение выдает материал: они сделаны не из булатной, а из простой стали. Долы, отсутствующие, как правило, на иранских клинках, встречаются на кавказских. Картуши, орнаменты и почерк надписей имеют не иранское начертание. Техника инкрустации золотом также отличается от иранской — она выпуклая, а не заглаженная заподлицо. Клинок кавказской сабли малоизогнутый, со сложно проработанной долами поверхностью. Эфес отличается от иранского массивностью и расширением к крестовине. Головка эфеса часто выполнена в зверином стиле. В отличие от иранских сабель, имеющих ножны с тремя обязательными деталями прибора — устьем с обоймицей, второй обоймицей и наконечником, к кавказским ножнам к обязательным деталям добавляются пластины, образующие сплошной металлический футляр.
Шашка вошла в арсенал мирового холодного оружия как яркий и весьма эффективный образец творчества оружейников Кавказа. Имея многие общие черты с саблей, она все же считается самостоятельным видом длинноклинкового оружия. Можно без преувеличения сказать, что шашка — это вершина его эволюции. Этот тип оружия имеет черкесское происхождение, самые ранние образцы могут быть отнесены к XII—XIII векам (археологический материал). Название происходит от адыгского слова «саш’хо», что можно перевести как «длинный нож». В письменных источниках слово «шашка» впервые встречается в 1626 году. Монах доминиканского ордена Джованни де Лука при описании оружия черкесов писал, что «...они ловко действуют шашкой». Существуя наряду с саблей, шашка со временем стала основным видом клинкового оружия на Кавказе. По мере все более широкого распространения огнестрельного оружия уменьшилось значение оборонительного доспеха и основного его соперника — тяжелой сабли с острым концом, способной пробить или разрубить кольчугу. Появилась потребность в легком оружии, каковым и стала шашка. Она имеет однолезвийный клинок малого изгиба длиной в среднем 72—76 см и шириной 3 см. Основное достоинство — легкий клинок. Как гласит старая кабардинская пословица, «шашка должна быть легкой, как перо, упругой, как лоза, острой, как бритва Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение».
Несмотря на мало изогнутый клинок, шашка не предназначалась для нанесения колющего удара. На это указывает прямое, а не наклонное к лезвию расположение рукояти и отсутствие заточки обуха в конце клинка Основное отличие шашки от сабли — в оригинальной форме эфеса, не имеющего крестовины для защиты руки, и способе ношения. Саблю носили на поясной портупее лезвием вниз. Кольца для нее крепились с вогнутой стороны ножен. Шашка носилась на плечевой портупее. На ее ножнах с выгнутой стороны располагались одно или два кольца для ремней. Второе кольцо иногда заменялось скобой, прикрепленной к задней стороне устья. Такой способ ношения шашки позволял бойцу в одном движении сочетать вынос клинка из ножен и удар прямо перед собой, не отводя руку вправо и вверх, как при ударе саблей.
Рукоять шашки проста и удобна Черен рукояти узкий, прямой, круглого сечения. Ее навершие массивное, круглой или овальной формы, отогнуто в сторону лезвия. Основание черена может быть равным ширине клинка или больше ее. Таким образом, рука зажата между двумя выступами и прочно удерживает оружие.
Головка рукояти сверху имеет клинообразный вырез и разделена им на две половины — «уши». Глубина и ширина выреза у шашки из различных регионов Кавказа имеет свои особенности. У черкесских и дагестанских шашек головка рукояти крупная (5—6 см), слегка вытянутая вверх и закруглена. Вырез узкий, вследствие чего уши сближены. Головка грузинской шашки небольшая (3—4 см), клиновидный вырез неглубок и широк. Уши сильно расставлены.
По способу вхождения в ножны рукояти шашки делятся на два типа — кавказский и азиатский. Если рукоять входит в расширенное устье ножен по самую головку, то она относится к кавказскому типу.
Основание черена рукояти шашки азиатского типа шире клинка, нависает над ним, особенно с боков, и соединяется с устьем ножен встык, слегка находя на него.
Материалом для клинков служила сталь. Иногда поверхность клинка протравливалась для получения узора Сам клинок, как правило, отделывался долами — канавками, шедшими вдоль клинка, которые не только уменьшают вес клинка при сохранении прочности, но и придают ему известную декоративность. Частым явлением на Кавказе являлось использование привозных, в первую очередь европейских клинков. Их популярность была столь высока, что местные мастера стали подражать форме европейских клинков и ставить на свои изделия клейма, скопированные с европейских образцов. Наиболее популярным при этом были клейма: «волчок», происходившее от клейм оружейников немецких городов Пассау и Золинген; «гурда», представляющее собой две серповидные зубчатые линии со словом «GENOA» между ними; «трансильванский узел», изображающее узел с тремя кистями, и другие. Правда, в интерпретации кавказских оружейников европейские клейма теряли свой первоначальный вид и смысловую нагрузку, становясь дополнительным способом декорировки клинка.
Отделкой золотой блистает мой кинжал, Клинок надежный, без порока
Булат его хранит таинственный закал — Наследье бранного Востока.
Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.
М.Ю. Лермонтов
Оружием с коротким клинком традиционно являлся кинжал, гораздо менее были распространены ножи. Кинжалы использовались и как оружие, и как предмет домашнего обихода. Кинжалы носились мужчинами постоянно, начиная с подросткового возраста. Кавказские кинжалы имеют свои характерные черты. Это, как правило, прямой двулезвийный клинок, поверхность которого разделена долами, числом от одного до четырех, заканчивающийся вытянутым 4-гранным острием, и прямая рукоять с небольшой головкой в форме колпачка, выполненная из кости, рога, железа или серебра. Самым известным и распространенным типом кавказского кинжала является «кама». Кинжалы этого типа имеют плоский прямой обоюдоострый клинок с долами вдоль каждой его стороны и суженной в середине рукоятью. Такая форма кавказских кинжалов очень стара, она почти точно повторяет форму бронзовых кинжалов кобанской культуры (северокавказская археологическая культура бронзового — железного века, XII— IV вв. до н. э.).
Кинжальные ножны в основном бывают двух типов. Наиболее распространены ножны, изготовленные из двух дощечек, обтянутых кожей, с серебряным или железным прибором (устье и наконечник). Кинжал подвешивался к поясу на кожаной петле, крепившейся к узкой, впаянной в устье обоймице. Прибор украшался золотой и серебряной насечкой или гравировкой и чернью. Второй тип ножен представляет собой железный или серебряный футляр, украшенный гравировкой или насечкой, со впаянной в него обоймицей.
Наибольшей известностью среди кавказских кинжалов пользуются кинжалы, происходящие из дагестанского селения Кубачи, одного из крупнейших центров производства оружия на Кавказе. Неподалеку от него находится селение Амузги, знаменитое своими кузнецами. В Амузги делали клинки, в Кубачи — рукояти, ножны, украшения.
Кубачинские кинжалы считаются лучшими на Кавказе и высоко ценятся как по изяществу самой конструкции, так и по выдающемуся мастерству художественного исполнения. Не менее широко известны и кинжалы грузинского, в большинстве своем тифлисского, производства.
Кавказский кинжал — легко узнаваемое оружие. Трудности начинаются при попытках дифференцировать закавказские камы от иранских или турецких, а также при определении принадлежности атрибутируемого предмета к тому или иному региону или народности внутри Кавказа. Атрибуцию облегчает знание особенностей орнаментики оружия этих стран.
Производство огнестрельного оружия в различных регионах Кавказа зародилось, возможно, во второй половине XVII века. Ранние кавказские ружья были фитильными, лишь в XVIII веке на смену им приходят ружья с кремневым замком. Сходство кавказских ружей первой четверти XVIII века с современными им турецкими позволяет сделать вывод о том, что кремневый замок пришел на Кавказ именно из Турции. Ко второй половине XVIII — началу XIX века кавказские ружья обретают те характерные черты, которые позволяют говорить о сложившемся оригинальном «кавказском» типе. Основными признаками этого типа являются длинный круглый или граненый ствол, украшенный золотой, реже серебряной, насечкой у дульного среза и в казенной части, замок, украшенный золотым растительным орнаментом, спуск в виде кнопки, отсутствие спусковой скобы. Ложа у кавказского ружья тонкая, с длинным узким прикладом, заканчивающимся костяной пятой. Серебряные накладки и обоймицы украшены гравировкой и чернью, наиболее популярными были растительный и геометрический орнаменты. Кавказским ружьям свойственны легкость и относительно небольшие размеры, их длина колеблется в пределах 150—170 см, хотя бывают и исключения. Столь же лаконичными формами, что и ружья, характеризуются и пистолеты.
Среди принадлежностей к огнестрельному оружию, кроме пороховниц, обязательно следует упомянуть о газырях — трубочках-футлярах для хранения заранее отмеренных зарядов пороха. Материалом для них служили кость, рог, дерево, серебро. Для удобства использования их носили на верхней одежде в специальных нагрудных гнездах, по несколько штук с каждой стороны.
Своего высшего развития кавказское огнестрельное оружие достигло в период Кавказской войны. Ружья и пистолеты горцев были востребованы среди русского офицерства и славились своими достоинствами.
Оценивая их качество и эффективность, историк Г.Н. Прозрителев писал: «Нельзя не отметить, что кавказская винтовка отличалась большими достоинствами; прежде всего, она была очень легка...».
С появлением многозарядных скорострельных винтовок производство архаичного кавказского оружия пришло в упадок. Богато украшенные кремневые ружья и пистолеты сохранились как дань национальным традициям, являясь высокохудожественными произведениями оружейного искусства.
Евгений СКРАЛИВЕЦКИЙ
Выражаю благодарность коллекционеру старинного оружия Сергею Кузнецову, предоставившему предметы из своего собрания.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 108 (июль-август 2013), стр. 92