Те, кто увлекается меднолитой пластикой, хорошо знают икону «Спас Вседержитель (Пантократор)», у которой на оборотной стороне имеется рельефная литая надпись на кириллице: чmo означает «1694 год».
Внавершии этой иконы — «Спас Нерукотворный». В ее центре представлен Спас с благословляющим
S жестом правой руки и закрытым Евангелием в левой руке. На полях имеется рельефный текст: «ПРЕЮБРА31СЯ НА ГОРЭ ХР[ИСТ]Е Б [О] ЖЕ ПОКАЗА/ ОУЧЕНИКОМЪ СЛАВУ СВОЮ ЯКОЖЕ МОЖААХУ / ДА BOCHZETb НАМЪ ГРЭШ/НЫМЪ СВЭТЬ ТВОИ ПРСНО- СУЩН[ЫЙ]».
Несмотря на то, что икона широко распространена и цена на рынке на нее невысокая, она имеется во многих I достойных коллекциях страны. Эта икона всегда восхищала собирателей своим объемным литьем и загадочной датой. Подобные иконы встречались и на территории Кемеровской области во время экспедиций, проводимых мной и искусствоведом АА. Панченко. Их фотографии представлены в книге «Иконы и кресты Кузнецкого края» [1]. Эта дата имеется и на кресте, когда-то обнаруженном мной в одной старообрядческой семье [2].
К сожалению, сегодня большинство старообрядческих предметов утратили свои истории и легенды. Таков печальный результат вековых гонений и советского атеизма — люди не помнят порой не только своей веры, но и своего родства.
На вопрос, что означает дата на этих двух памятниках старообрядческого медного литья, нет четкого ответа. Ясно, что она не является датой отливки данных предметов, о чем говорится в большинстве научных работ и каталогах, где они датируются второй половиной XIX века [1]. Сегодня существует несколько версий трактовки этой даты.
Первая версия: «...очевидно, воспроизведенная в медных отливках деревянная икона была исполнена иноземным мастером из числа работавших при дворе. Плоскость широкого обрамления заполняет вязь — текст тропаря Преображению — с эпиграфическими признаками конца XVI века. Обычай украшать оборонными текстами обрамления рельефных икон появляется в Московской Руси в середине XV века. Медная икона воспроизводит деревянный рельеф, заключенный в металлическую оправу, в которой посредством шарнира соединено оглавие с образом Нерукотворного Спаса. Все эти наблюдения говорят о том, что на медные воспроизведения заботливо перенесена датировка оригинала иконы..» [3] Если следовать данной версии — это отливка-копия с иконы XVI века. Однако вполне логичен в таком случае вопрос: где оригинальные иконы того времени?
Вторая версия изложена в книге В.Н. Перетц: «...то объяснение производителей этих имитаций, будто предметы эти отливаются доселе в старинных датированных формах и что здесь поэтому нет фальсификации, не заслуживает вероятия, ибо в старину формы не датировались <...> надписи этого рода встречаются на крестах поддельных, рассчитанных на хороший сбыт в Москве и Нижегородской ярмарке в среде старообрядцев... »[4]. Согласно данному утверждению изделия с датой отливались в XIX веке специально для увеличения сбыта. Вот такой маркетинговый ход! Есть утверждение, что существует каталог XIX века меднолитой пластики, куда вошли изделия с фальшивыми датами. Среди прочих в этом каталоге есть и упомянутая нами икона «Спас Вседержитель (Пантократор)». Но даже если принять эту версию, возникает вопрос: почему фантазия предприимчивых торговцев распространилась только на данный крест и именно на эту икону? А чем обосновывается выбор даты? Почему подобные даты не встречаются на других меднолитых изделиях? Или их сбыт был лучше? А теперь представим, что в XIX веке покупатель данных датированных предметов интересуется у торговца, что эта дата означает. Торговцу логичнее придумать более разумную и правдоподобную легенду, связанную с этой датой.
Кроме того, есть мнения научных сотрудников, что эта дата (1594 г.) связана с текстом обрамления. Тогда чем объяснить эту же дату на распятии и складне с праздниками (этот складень имеется в московском собрании), где текст тропаря Преображению отсутствует?
Можно выдвинуть и совершенно иную версию. Предположим, что эти вещи отлиты в более позднее время в ознаменование какой-либо даты, связанной с историей старообрядчества. Допустим, предметы были отлиты в 1794 году в честь двухсотлетия какого-нибудь события. Я начал искать похожую дату. В ряду прочих 1594 год оказался годом основания города Тары, куда после разгрома старообрядцев на реке Керженец в 1594 году переместился центр старообрядчества из Тобольска и просуществовал там вплоть до XX века.
В этот год были и другие интересные события в духовной жизни Руси. Например, в 1594 году в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии на берегу Синичьего озера старцем Евфросином был основан мужской монастырь — Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. В данную обитель делались вклады знатными людьми государства, в том числе царем Алексеем Михайловичем, царским духовником протопопом Меркурием Гавриловичем. В числе вкладов — иконы, колокола, богослужебные книги и утварь, имущество разного рода... Но каких бы то ни было документальных подтверждений данной гипотезы, связывающих дату 1594 год и одно из исторических событий мною пока не найдены.
Существование всех этих версий лишний раз подчеркивает, что в истории старообрядцев и духовной жизни Руси еще много загадок и неясностей. Видимо, многие открытия еще впереди. Причем открытия могут ждать нас в любом месте и в любое время. Так, в ходе экспедиций по изучению меднолитой пластики Кузнецкого края, которые велись мной и искусствоведом Анатолием Панченко в 2007—2009 годах, из бесед с представителями староверов удалось выяснить, что на территории Кузбасса в одной семье хранится принадлежавшее протопопу Аввакуму распятие, так называемый «Крест Аввакума». Он отлит из медного сплава и имеет размеры 16,5x10 см На его оборотной стороне имеются две надписи на кириллице: «лит в 1612 году» и (по легенде, более поздняя) «Распятие Господне бе у страстотерпца Аввакума протопопа в заточении, по сожжении же святаго взято бе стрельцом, иже и храни и[его] честно. Аз же смиренный Андрей Аио- нисиев сын Ъторушин, сущу ми на Москве, стяжах и за мало нечто у сына стрельца того и принесох и во обитель нашу (Выговское общежительство) на вечное поклонение в лето 7222 (1714 г. по новому стилю)». Что означает: «...после сожжения протопопа Аввакума в Пустозер- ском остроге это распятие взял себе один из стрельцов, позже крест перешел по наследству к его сыну, жившему в Москве. В то время на Севере России возник крупнейший духовный центр староверия — Выгорецкая обитель. Руководители, заботясь о процветании монастыря, старались приобретать старые иконы, книги и другие предметы, необходимые для церковной жизни. Киновиарх Выгорец- кого монастыря Андрей Дионисиевич, пребывая по делам обители в Москве, выкупил этот крест у стрелецкого сына и привез его в Выгорецкую обитель на вечное поклонение в 1714 году, о чем и была сделана надпись на оборотной стороне...» [1, 5, 6].
Конечно, вопрос о том, что это распятие отлито в 1612 году, является спорным. По мнению исследователей меднолитой пластики, этот предмет отлит в XIX веке. Верующие и его хранители утверждают обратное. Для меня, как исследователя, интересен следующий момент. Таких «крестов Аввакума» сегодня известно два — один в Москве, другой в Кузбассе.
И этот факт, что данный крест с надписью и датой «отлит в 1612 году» очень редкий, уже подвергает сомнению версию, что дата «1594 год» отливалась «для увеличения сбыта». Тема датировки меднолитых икон затрагивалась мной в статье «Клейма мастеров и мастерских на меднолитых иконах, распятиях и складнях» [7]. А в этом материале я опять вернулся к вопросу датировки, из которого следует, что не все даты, отлитые/выбитые на меднолитых изделиях, соответствуют времени изготовления данного предмета. Так и в вышеназванной статье я поставил под сомнение дату на кириллице «ЗТОГ» (7373 г. от Сотворения мира, соответствующая 1864/65 году от Рождества Христова), которая часто встречается на различных сюжетах и сопровождается загадочными инициалами «М.А.П.». Здесь я все же склоняюсь к тому, что эта дата отражает какое-то знаменательное событие для старообрядцев. Если обратиться к истории, то в 1864 году император Александр II утвердил «Правила» о старообрядцах. Старообрядческим толкам, лояльным к светской власти, дозволялось свободно отправлять богослужение, открывать школы, занимать общественные должности, выезжать за границу. По существу, произошла легализация «раскола» и прекратились гонения на старообрядцев, происходившие при императоре Николае I [8].
Вот более подробное содержание этого факта.
Впервые вопрос о легализации раскола официально был поставлен в специальной записке министра внутренних дел С.С. Ланского Александру II в 1858 году, но лишь в 1864 году был создан комитет по «раскольническим делам» для пересмотра законодательства о расколе. Выработанные им и утвержденные царем в том же году (то есть в 1864 г., 16 августа) «Правила» легализовали значительную часть старообрядческих толков и согласий, которым предоставлялось право свободно отправлять свое богослужение, а также выезжать за границу. Были признаны имеющими юридическую силу старообрядческие метрические записи (крещений, венчаний, отпеваний). Старообрядцам дозволялось заниматься иконописанием (для своих нужд), учреждать свои школы грамоты, занимать некоторые общественные должности. Но эти права не распространялись на считавшиеся «вредными» старообрядческие согласия (такие, как хлысты, скопцы, бегуны или странники), не признававшие не только церковную, но и светскую власть. Тут я хочу акцентировать внимание, что именно в этом году старообрядцам разрешили свободно заниматься иконописанием, а в нашем случае это означает, что литейная мастерская именно с этого времени (с 1864 г.) могла работать на законном основании, а потому совершенно легально. Вполне логично, что инициалы «М.А.П.», которые встречаются ТОЛЬКО с этой датой, как-то соотносятся с этим событием. Думаю, что читатели теперь со мной согласятся, что если на изделии выбита эта дата — «ЗТОГ», то это не означает год отливки, да и про само изготовление предмета можно сказать, что оно отлито не ранее 1864 года, а может, и в конце XIX или даже в первой четверти XX века!
В качестве примера приведу еще одну дату, встречающуюся на распятиях XIX века. Не раз мне встречался крест с более конкретной на нем датой — 14 августа 1876 года. Поскольку указана столь точная дата, думаю, она имеет более значимый смысл, чем дата отливки. Согласитесь, с помощью одной модели могли отлить не одну сотню распятий, и не только 14 августа, но и 15 августа, и 25-го. Поэтому и в данном случае разумнее связывать данную дату с каким-то важным событием в истории старообрядцев.
Тот, кто мало-мальски знаком со старообрядчеством и его строгими правилами и незыблемыми законами, согласится со мной, что «пустых» дат староверы не отливали на своих иконах, распятиях и складнях. Каждая дата несет смысловую нагрузку и что-то означает. В вышеназванной статье [4] тот же В.Н. Перетц
упоминает и другие датированные предметы, но у них даты имеют какой-то смысл: «...здъланъ в лето...», «...куплено сей крестъ рабом б[о] жшмъ Иваном Емеевимъ в храм преображения го [спо ] дня 1767 году...» и т. п. У того же «Креста Аввакума» 1612-й — год, когда он отлит (возможно, и эта дата выбрана не случайно), а 1714-й — год его передачи в Выгорецкую обитель. Может, в 1594 году тоже что-то куда-то передали? Конечно, в XXI веке какие-то важные события для верующих того времени забыты в свете многовековых гонений, и говорить сегодня, что дата «1594 год» ничего не значит, рано. Думаю, что время рассудит и кто-то докажет, что она означает, и в этом вопросе поставит точку.
Евгений КРЮКОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 108 (июль-август 2013), стр. 88