В.О. Ключевский писал о долговой политике в период реформ Петра I: «Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив, завещал преемникам обильный запас средств, которым оно долго пробавлялось, ничего не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего».
Предприимчивые португальцы и испанцы открыли в конце XV века Новый Свет, Америку (1492 г.), и морской путь в Индию (1498 г.). Хлынувший из Америки поток драгоценного металла, в конечном счете, погубил Испанию. Падение цены на драгоценный металл привело к резкому подъему цен в стране на продукты первой необходимости, а затем к повышению заработной платы. Испанским купцам, которые торговали с новыми колониями, оказалось выгоднее продавать туда товары английского и голландского, но не своего, испанского, производства. В Испании буржуазия потеряла интерес к развитию отечественной промышленности, и страна в экономическом отношении стала скатываться назад, к временам XIV века.
До XV века Англия была небольшим государством, в котором проживало 3,5—4 миллиона человек, находилась вдали от центров торговли, практически не использовала выгод своего островного положения. Активной торговли она не вела, пользовалась услугами ганзейских и итальянских купцов. Начавшийся в XV веке экспорт английского сукна был первым шагом к освобождению от иностранного посредничества. Вывозом занялась английская компания Merchant Adventurers («Торговцы-предприниматели»). В стране начинают издаваться законы, покровительствовавшие собственному судоходству и кораблестроению. Их целью было создание национального торгового флота.
Но коренным образом положение изменилось только во второй половине XVI века. В стране был расцвет не только музыки и литературы, активно развивалось и кораблестроение. Англия становилась морской державой, которая больше не желала мириться с разделом мира между Португалией и Испанией. Впрочем, ожесточенную борьбу с Испанией вели не столько короли Англии и английское правительство, сколько английские корсары, купцы и дипломаты. А правительство часто лишь санкционировало то, что делал в частном порядке тот или иной из подданных. Из страны исчезли итальянские банкиры и венецианские галеры. Англичане стали покупать сами восточные товары в Лиссабоне и Антверпене, а за товарами Малой Азии и Персии посылать свои суда в Средиземное море.
Стремясь «опалить бороду испанскому королю», капитаны английских каперов — прежде всего Фрэнсис Дрейк - успешно атаковали испанские корабли, перевозившие на родину золото и серебро из Нового Света. Но Англия хотела иметь и свои колонии, подобные тем, что приносили; такие богатства Испании. И она стала конкурентом Испании и Португалии в борьбе за колонии, стараясь найти j северный путь в Индию. Для открытия пути в Китай и Индию через северные страны восточного полушария была создана компания Mystery, которая купила три корабля. Начальником экспедиции стал Хуго Уиллоуби, а штурманом — Ричард Ченслер. В мае 1553 года эскадра отправилась в полярные страны.
Сильный шторм разлучил корабль «Бонавентуре» («Добрая удача») с остальными кораблями экспедиции. Была заранее предусмотрена встреча кораблей после бури в норвежской крепости Вардегауз. Прошла неделя напрасных ожиданий, и далее «Бонавентуре», которым командовал Ченслер, продолжал плавание в одиночестве. Северный путь в Индию найден не был, но зато англичане установили торговые отношения с Россией. В августе 1553 года j Архангельска еще не существовало, но близ Холмогор стояли деревни. На английском корабле были товары: грубое сукно, башмаки из кожи, мыло, восковые свечи. Поморы встретили англичан хорошо, но торговать без указа Москвы отказывались.
У Ченслера была грамота Эдуарда VI, в которой он просил покровительства для своих мореплавателей. С этой грамотой англичанин поехал в Москву, самозвано представившись послом Россия в те времена была в торговой и политической изоляции: юг перекрывали кордоны крымских татар, а древние ганзейские пути Балтики стерегли ливонцы и шведы. Поэтому прибывшего на корабле к Холмогорам посла встретили доброжелательно. На родине англичан ждали перемены: Эдуард VI умер, на престол взошла Мария Тюдор. Она подписала в феврале 1555 года королевскую хартию об образовании Московской компании, которую возглавил известный картограф и мореплаватель Себастьян Кабот.
В XVI веке средневековые гильдии купцов превращались в «регулируемые компании». Для торговли с каждой страной существовала только одна компания. Например, в Московскую компанию должен был войти каждый английский купец, желавший торговать с Россией. Члены компании вели свои дела самостоятельно, также группы купцов могли соединяться в товарищества и торговать совместно. Постепенно эти отдельные товарищества объединялись и трансформировались в акционерную компанию. В 1553—1680 годах для торговли с различными странами в Англии было учреждено 49 компаний.
В России английская Московская компания с середины XVI века пользовалась большими правами в торговле. Она имела право беспошлинно торговать в самой стране и через нее с Востоком, право устраивать в России конторы и фактории, разрешалось обращение английских монет в Москве, Новгороде и Пскове. Кроме того, англичане получили право пользоваться в своих поездках ямскими лошадьми, они продолжали в России жить по английским законам их, например, нельзя было посадить в тюрьму за долги.
После смерти Ивана IV права англичан несколько сузили. По указу 1587 года им было запрещено торговать в розницу и разрешалось иметь фактории лишь в некоторых городах. В начале правления династии Романовых англичане вернули большинство своих привилегий, но уже не могли контролировать торговлю России с Западом. В 70-х годах XVI века в России появились голландские купцы. Они в начале XVII века успешно вели посредническую торговлю между различными странами Европы. Например, в 1618 году из 43 судов, прибывших в Архангельск, — 30 были голландскими. В 1649 году англичане были лишены прежних привилегий, уступив первенство в торговле с Россией голландцам.
В XVII веке Россия начинает активно интересоваться внутренними делами иностранных держав, причем уже тогда берет на себя роль блюстителя монархических начал в Европе. Так, правительство Алексея Михайловича порвало торговые сношения с Англией, за то, что англичане «всею землею учинили злое дело, государя своего Карлуса короля убили до смерти», и отказывалось признавать и Английскую республику. Царь Алексей не забывал постоянно осведомляться о здоровье вдовы Карла I и оказывал денежную помощь ее сыну, претенденту на английский престол, будущему Карлу II.
В 1658 году из 80 судов, прибывших в Архангельск, только 4 было английских. В 1673 году Томас Гебдон оказался единственным английским купцом на Архангельской ярмарке. Только во второй половине 70-х годов XVII века торговля между Россией и Англией постепенно начинает увеличиваться. К 1689 году общий тоннаж арендованных членами Московской компании судов составил 2392 тонны для Лондона и 335 тонн для Ливорно. Средние размеры кораблей также увеличились с 200—250 тонн в 1670-х до 300—350 тонн в 1680-х годах.
В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая давала простор дальнейшему развитию капитализма. Господствующий класс ясно сознавал свои цели и научился подбирать средства к их достижению — например, создавалось общественное мнение, с которым правительство вынуждено было считаться. Число членов Московской компании неуклонно уменьшалось: с 400 человек в 1565-м до 31 человека в 1681 году. Этот фактор сильно ограничивал ее ресурсы. В 1695 году в Англии вышла брошюра «Доводы в пользу более легкого вступления в Русскую компанию», недвусмысленно объяснявшая упадок торговли с Россией близорукой политикой компании, чрезвычайно затруднявшей прием в свои ряды новых членов. В 1698 году количественный состав Московской компании сократился до 20 человек. Из них только 12—14 купцов вели активную торговлю. В 1699 году парламент принял «Акт расширения торговли с Россией». На собрании компании, состоявшемся 14 апреля 1699 года, было принято 73 новых члена, 26 апреля — еще 15. Затем на каждом собрании в 1699—1700 годах осуществлялся прием трех-четырех новых купцов. Это значительно увеличило ресурсы компании. Осуществленные в Англии на переломе столетий реформы преобразовали Московскую компанию из маленького кружка купцов, какой она была, в сильную и динамичную организацию, рвавшуюся на русский рынок. В 1701 году обновленная компания отправила в Архангельск 30 судов.
Начало XVIII века — время радикальных перемен в экономике России. Они связаны с именем Петра I. Царь- реформатор приложил максимум усилий в своей государственной деятельности, направленной на строительство отечественного морского торгового флота как связующего звена между национальной экономикой и внешним миром. В 1693 году в устье Северной Двины, на острове Соломбала, у самого Архангельска, по велению Петра I были заложены государственная верфь и адмиралтейство. В следующем году здесь спустили на воду первый торговый корабль. Но все же создание торгового флота в России происходило куда более медленными темпами, чем военного. В первой половине XVIII века основная масса товаров российского экспорта и импорта перевозилась на западноевропейских судах.
До начала XVIII века внешняя торговля России велась через Архангельск. В 1713 году основным торговым портом был объявлен Петербург. Царь стремился превратить столицу империи в торговый и финансовый центр. Он переселял купцов в Петербург из других городов России, открыл в столице биржу, на которой купцы в установленное время должны были совершать торговые сделки. В 1717 году с целью активизации балтийской торговли Петр I приказал ввозить в Петербург две трети иноземных товаров, а все остальные товары доставлять через Архангельск и другие порты. В 1719 году Петербургский порт принял 33 судна, в 1722-м — 119, в 1724-м — 240.
Напомню, что на протяжении двух первых десятилетий XVIII века, с 1700 по 1721 год, Россия вела тяжелую северную войну со Швецией. Однако шведы, потерпев поражение в Гангутском сражении в 1714 году, от наступательных, активных действий перешли к обороне. Инициативой на море завладели русские моряки. Когда стал очевиден исход Северной войны, в торгово-промышленной политике Петра I стали происходить значительные изменения. Раньше государство ограничивало свободную внешнюю торговлю, введя монополию на продажу за рубеж ходовых товаров. Оно само торговало ими. Но с 1717 года от такой политики к выгоде торговых людей — как российских, так и иноземных — начали отходить. Монополия на внешнюю торговлю была отменена.
Северная война, перекинувшись на территорию Германии, принимала все более широкие размеры. Ввод русских войск в Померанию и проект десанта в Швецию через Данию встревожили Англию, которая, по выражению Маркса, «должна была явиться главной опорой или главной помехой планам Петра Великого». До сведения русского царя было доведено, что Англия не допустит разгрома Швеции. При натянутых отношениях с Англией Петр I, естественно, стал искать союза с враждебной ей Францией.
Петр I крепко держал в своих руках все нити русской дипломатии. Он лично участвовал во всех переговорах, выполняя функции и посла, и министра иностранных дел, дважды ездил за границу с дипломатическими целями и лично заключал важные для России договоры. Предварительные переговоры о заключении русско-французского союза велись с октября 1716 года. Петр I стремился заручиться посредничеством крупных держав при заключении мира со Швецией на условии сохранения Россией завоеванных в Прибалтике территорий. Подготовка договора шла при посредничестве Пруссии, которая решила присоединиться к данному союзу. Интересен и такой факт: Амстердамским договором 1717 года было предусмотрено подписание трактата о торговле и мореплавании с Францией и Пруссией. Тем самым еще раз декларировалась заинтересованность обновленной России в налаживании торговых связей с остальной Европой.
В начале XVIII века Швеция поставляла в Англию до 85% общего ее объема ввоза железа. В 1716 году Англия получила 2,2 тысячи пудов железа из России. В.В. Данилевский в книге «Русская техника» пишет: «Петр I привел русский народ к великим победам не только под Полтавой и Гангу том в открытой войне, со славой завершенной Ништадтским миром в 1721 году, Петр круто повернул дело так, что и русские металлурги одержали в XVIII веке великую победу над шведами. И Россия стала основным поставщиком железа в Англию в один из самых важных моментов мировой истории. Событие всемирно-исторического значения — промышленная революция XVIII века в Англии — основана в значительной мере на использовании труда русских людей, добывавших руду, выплавлявших чугун и ковавших на Урале звонкое железо, отправлявшееся в Англию».
Навигационный акт Кромвеля, принятый англичанами в 1651 году, стал причиной нескольких войн между Англией и Голландией. Англо-голландские войны, как колониальные, так и торговые, закончились поражением Голландии. С этого времени начался быстрый рост английского торгового флота, который стал опорой экономического могущества Англии. Англия вытеснила с рынков посреднической торговли Голландию, потерявшую свою гегемонию в мировой торговле. Такие страны, как Франция, Италия, Испания, получали русские товары только через английских купцов. Но Голландия сохранила роль мирового кредитора. Амстердам был центром международных финансовых операций. Амстердамский банк, созданный в 1609 году, располагал огромными капиталами и с большим размахом вел кредитные операции. Он и предоставил заем английским купцам, содействуя этой операцией дальнейшему экономическому подъему Англии.
В апреле 1717 года Петр I ездил в Амстердам с дипломатическими целями. Купцы Московской купеческой компании хотели торговать с Россией, но натянутые отношения России с Англией, не желавшей разгрома Швеции в Северной войне, вынуждали их искать личной встречи с царем-реформатором. Амстердамские долговые обязательства Московской купеческой компании — результат этих договоренностей. В зависимости от их номера они датируются 22 или 24 апреля 1717 года.
Вячеслав КУРИННОЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 111 (ноябрь 2013), стр.136