Жизнь не стоит на месте, и многие материалы, высоко пенившиеся в далеком прошлом, значительно обесценены неумолимым развитием технологии промышленного производства. Таким материалом в полной мере является стекло. С момента изобретения, вплоть до средневековья, оно легко конкурировало с драгоценными камнями в золотых ювелирных украшениях самого высокого уровня. Именно стеклу в сочетании с золотом и посвящается эта статья.
Совместное использование стекла и золота представляется необычайно выразительным художественным решением, так как содержащийся в нем колоссальный потенциал получил развитие в декоративно-прикладном искусстве всех исторических этапов. На основе их сочетания ювелиры древности и античности создавали замечательные произведения и разрабатывали методы художественной обработки материалов, которые заложили основу художественных решений и технологических приемов будущего.
Золото всегда привлекало человека как металл, имеющий приятный желтый — солнечный цвет, не тускнеющий под воздействием процесса окисления в окружающей среде и допускающий обработку всеми возможными для металла технологическими приемами. Приобретя, благодаря этим качествам, сакральное значение, золото повсеместно становилось символом высшей власти и могущества. Недаром на санскрите, прародителе всех европейских языков, слова «золото» и «солнце» имеют одно звучание.
Золото широко использовалось для создания предметов культа, украшения жрецов и владык. Золотые украшения посвящались богам. Их нередко находят уже в дольменах и возле культовых камней эпохи позднего Каменного века.
С давних времен золото как благородный металл сочеталось с природными драгоценными и полудрагоценными камнями. Встречающиеся в природе минералы разнообразны, но использование их в ювелирном искусстве нередко осложняется возможностями обработки. Натуральный камень — это готовый продукт природного происхождения, поэтому его размер, форма, неоднородность (инородные включения), цвет являются своего рода факторами ограничения в создании декоративного объекта. Хороший поделочный камень всегда был дефицитным и дорогим предметом международной торговли.
Возможность использовать цветные камни нередко зависела от политической обстановки в определенном регионе древнего мира. В Греции, например, до походов Александра Македонского в ювелирном деле почти не применялись цветные камни, по причине сложности торговли с Востоком. В этот трудный период греческих мастеров спасало умение работать со стеклом, особенно в виде эмали (на греческом языке — «фингитис», что в переводе означает «светлый, блестящий камень»).
Уже в глубокой древности был найден материал, позволивший в значительной степени раскрывать творческий потенциал в художественной сфере. Таковым стало стекло. Оно было получено человеком в результате многочисленных опытов и является, по сути, первым синтезированным материалом. Эксперименты древних мастеров позволили получить твердую, прочную, устойчивую к внешним воздействиям окружающей среды, выразительную по цвету массу с доступной технологией обработки.
По данным археологов, выработка стекла зародилась на Востоке — в Месопотамии и Египте не позже IV тысячелетия до н. э. Работа со стеклом в это время сводилась к глазурованию натуральных камней и обожженных глин. Самые ранние, точно датированные предметы из стекла относятся к правлению фараона Тутмоса III (время правления по классической хронологии — 1504—1450 гг. до н. э, по другим версиям — 1479—1425 гг. или 1490—1436 гг.). Это несколько чаш и сосудов, которые сейчас хранятся в разных музеях мира. Для нас весьма примечательно, что большая часть этих предметов была обрамлена золотом (ил. 1—3).
Интересны упоминания о плитках и кусках «искусственного лазурита из Вавилона», которые присылались властителями городов Ашшура и Шинара Тутмосу III в знак своего расположения. Они указывают на то, что стекло на раннем этапе своего существования рассматривалось как материал драгоценный, а не просто заменитель природного камня. Такой слиток темно-синего стекла был найден при обследовании затонувшего корабля XIV века до н. э. у побережья современной Турции.
Военные походы Александра Великого сблизили цивилизации Запада и Востока, в результате чего наступило бурное развитие всех отраслей производства. В эпоху эллинизма имитирование стеклом природных минералов достигает своего совершенства.
В римское время изготовление стекла испытывает революционные преобразования. Значительно усовершенствуются конструкции печей. Открываются широкие возможности работы со стеклом, и прежде всего создание форм методом выдувания. Римские стеклоделы изготавливают как полностью бесцветное прозрачное, так и прозрачное ярко окрашенное стекло. Владея методом выдувания, они продолжают использовать методы отливки, формования на сердечник, прессования.
В рамках данной статьи рассмотрим предметы искусства, созданные на основе сочетания золота и стекла при их безтемпературном совмещении. Под понятием «без- температурные» совмещения подразумеваются методы, в которых золото и стекло сочетаются в «холодную», то есть температурный режим не влияет на их природные свойства, но использование температур для работы с органическими клеевыми массами допускалось. Основными техническими приемами являются:
- фиксация стекла с помощью клеевой массы;
- фиксация стекла за счет пластичности золота, обжимающего его.
Во все времена люди стремились украсить себя яркими, привлекающими внимание предметами. Среди украшений одним из самых распространенных является ожерелье. Нанизывание на одну нитку золотых и стеклянных бусин является простейшим и популярным сочетанием этих материалов. К прекрасным памятникам древних украшений относится ожерелье (ил. 4), составленное из пятнадцати золотых и десяти непрозрачных зеленых, красно-коричневых и синих стеклянных бус, нанизанных поочередно. В центре этого украшения находится подвеска в форме желудя из сердолика в золотой оправке- шляпке. Золотые и стеклянные бусины были созданы одновременно, о чем свидетельствует технология их изготовления. Ожерелье было обнаружено во время раскопок в непотревоженной гробнице, что подтверждает время его изготовления.
Гораздо шире простого сочетания элементов было распространено склеивание, которое использовали для закрепления стеклянных вставок. Любопытно, что стекло сочетали как с золотой основой, так и с материалами (дерево или кость), покрытыми тонким слоем золота. Украшенные стеклянными вставками предметы, предназначенные либо для жилого интерьера, либо для погребения, были широко распространены в древности. К сожалению, эти памятники почти не сохранились.
Как упоминалось выше, начало самостоятельного изготовления стекла связывают с именем египетского фараона Тутмоса III (1479—1425 гг. до н. э.). В гробницах его иноплеменных жен было обнаружено несколько прекрасных стеклянных сосудов. Три из них имеют золотые оправки. Здесь использована технология фиксации стекла в золоте при обычной температуре за счет пластичности металла.
Один из сосудов, предназначенных для питья, мог быть изготовлен как в Египте, так и в Сирии (ил. 1). Он выполнен из пяти разноокрашенных глухих стекломасс белого, красно-коричневого, светло-коричневого, синего и голубого цветов в мозаичной технике. По его верхнему краю наложен золотой ободок, который укреплен безо всякой основы, только за счет пластических свойств золота. Ножка сосуда погружена в золотую основу и, возможно, закреплена на клеевой массе.
Раннее египетское стекло, оправленное в металл, представляет собой хорошо проваренную однородную глушеную массу, окрашенную, преимущественно, в голубой цвет. Известно, что египтяне умели варить прозрачное стекло, но его качества не были оценены. Рассматривая стеклянную массу как материал, позволяющий имитировать лазурит и бирюзу, его окрашивали в голубой цвет разных оттенков. Стекло, напоминающее цветом любимый полудрагоценный камень, заменяло природный аналог, поэтому широко использовалось в ювелирном деле.
Наиболее яркие памятники древнеегипетского ювелирного искусства относятся ко времени правления фараона Тутанхамона (1333—1323 гг. до н. э.). Сохранившееся нетронутым захоронение молодого царя дало обширный круг памятников. К ним относится превосходный золотой трон (ил. 5), подлокотники и спинка которого украшены полихромными композициями, сделанными из стекла и полудрагоценных камней, что уравнивает эти материалы по значимости. Деревянная основа трона покрыта золотым листом. Возможно, полихромные стеклянные вставки в этом случае закреплены на клеевой массе. Они имеют трехмерный объем и демонстрируют прекрасное умение древних мастеров производить предметы сложной формы и конфигурации, облагораживая их полировкой. Практически во всех золотых предметах этого комплекса в качестве декоративного элемента используется стекло. Поэтому оно, без сомнения, наравне с драгоценным камнем, достойно украшало жизнь и смерть фараона.
По своей сути стекло рассматривалось египтянами как искусственный камень, который, в соответствии со своими технологическими возможностями, мог быть отформован согласно художественным решениям ювелира. Стекло обладало красочностью, блеском, податливостью в обработке больше, чем природный камень. Поэтому египетские мастера, работая со стеклом, использовали многие технологические приемы обработки камня, постепенно расширяя диапазон художественных приемов за счет уникальных свойств стекла.
К достаточно древним памятникам относится также золотое кольцо времен XIX династии, в котором в качестве полихромных элементов использованы мелкие вставки из красного и синего глушеного стекла, закрепленные с помощью клея (ил. 6).
Прекрасным образцом сочетания стекла и золота является маска с изображением генерала Унджебауенджеда (ил. 7), захороненного в одной гробнице с фараоном XXI династии Псусеннесом I (1040—992 гг. до н. э.). Она выполнена из толстого золотого листа, а брови и глаза с типично египетским «разрезом» сделаны из стеклянной пасты. Стеклянные глаза оживляли лицо, делали взгляд выразительным и одновременно создавали декоративный контраст темного стекла и блестящего золота. Этот памятник свидетельствует о совершенном владении техникой обработки драгоценного металла египетскими мастерами, а также демонстрирует традиции использования стеклянных вставок, восходящих к середине II тысячелетия до н. э.
Большой интерес представляет использование стекла с металлом в утилитарных предметах, например таких, как маленькая булавка, найденная на территории Украины (ил 8). В круглых ячейках, которые представляют своего рода блок, находятся четыре небольших стеклянных вставки из яркого голубого стекла. При их укреплении в качестве наполнителя клеевой основы был использован перетертый фаянс. Золотая булавка найдена у киммерийцев, но вставки, скорее всего, являются финикийскими.
К поздним египетским образцам относится крупный скарабей (ил. 9), изготовленный из глу- шеного высококачественного стекла насыщенного синего цвета. По внешнему эффекту стекло имитирует лазурит, а покрытая золотой фольгой деревянная дощечка, на которой он укреплен, имитирует золотую пластину. В данном случае использование клея как связующей массы очевидно, потому что другие способы соединения стекла и основы невозможны. Этот предмет, находящийся в прекрасном состоянии, является великолепным образцом изделий, сочетающих золото и стекло с применением деревянной основы.
Художественно-технологические приемы, использованные мастерами Древнего Египта, явились базисом для дальнейшего развития и совершенствования ювелирного дела последующих эпох. Простое сочетание материалов, склеивание и безтемпературная фиксация за счет пластичности золота, получают широкое распространение в эпоху ранней античности.
К самому популярному типу памятников относятся фибулы (лат. fibula, скоба — металлическая застежка для одежды, одновременно служащая украшением), найденные при раскопках этрусских погребений (ил. 10). Они представляют собой округлое стеклянное полукольцо, кончики которого оправлены в металл. Из сохранившихся памятников известна только одна пара фибул этого типа, оправленная в золото, другие подобные формы сочетаются с бронзой. Темный корпус стеклянных фибул декорирован полосками молочного стекла в технике прочесывания. Возможно, эти фибулы являются первыми ювелирными украшениями, созданными из разноцветной стеклянной массы. Для архаической Италии стекло является редким и дорогим продуктом, поэтому его сочетание с благородным металлом является закономерным. В этот период производство стекла сосредоточено преимущественно в Финикии. К великолепным образцам ювелирных украшений VII—VI веков до н. э. относится финикийское золотое ожерелье со стеклянной подвеской (ил. 11) в виде головы барана. Фигурная подвеска изготовлена из так называемого цветного стеклянного теста (густой пластичной массы) методом ручного формования. Подобные стеклянные головки со стеклянными ушками для подвешивания встречаются довольно часто, но в этом ожерелье подвеска укреплена в золотой каст. Золотые бусины ожерелья и золотое крепление стеклянной подвески выполнены по одинаковой технологии в одном временном периоде. Эти стеклянные амулеты не имеют стеклянного ушка, они созданы специально под оправу.
Из датированного VI веком до н. э. так называемого «Лидийского сокровища» происходит великолепное золотое ожерелье (ил. 13), состоящее из восемнадцати золотых гладких и двадцати золотых шаровидных бусин, украшенных сканью и зернью. К гладким бусинкам прикреплены миниатюрные желуди с золотыми шляпками, которые огранены мелкими пирамидальными элементами. Десять желудей выполнены из тонкого листового золота, заполненного стекловидной массой. Два желудочка изготовлены из синего глухого стекла, а три остальных — из краснотерракотового. Мастер использовал редкое для этого времени красно-коричневое стекло, которое получит распространение только в эпоху эллинизма, хотя подобная стеклянная масса встретилась нам в инкрустации трона Тутанхамона. Более широко сочетание золота и стекла применяется в эпоху эллинизма. Оно используется в самых разнообразных украшениях — браслетах, кольцах, пряжках, диадемах, фибулах. К этому периоду относятся парные браслеты греческой работы с навершиями в виде головок львов (ил. 14). Резные стеклянные дужки браслетов, имитирующие витой резной стержень, изготовлены из синего стекла. К сожалению, стекло браслетов сильно коррозировано, но можно представить, какой особенный эффект производило сочетание ярко-синего стекла и благородного металла. Золотые головки на браслетах выполнены по всем правилам ювелирного искусства. Декоративный эффект наряду с узорной чеканкой усиливается использованием белой и темной эмалей в глазах, синей и зеленой — в растительном орнаменте. Львиная пасть, уши и часть лепестков орнамента на втулках подцвечены киноварью, что свидетельствует об отсутствии технологии изготовления красной эмали. Браслеты, имитирующие витой стержень, изготавливались также из металла и камня. Браслет, в котором сочетается золото с витым стеклом, представляет собой уникальное явление, свидетельствующее, что камень, золото и стекло выступают на равных и обладают высокой художественной ценностью. Глубокую традицию имитации драгоценных камней стеклом, восходящую к египетской древности, продолжают греческие ювелиры. Примером тому является крупный стеклянный кабошон, по окраске напоминающий оникс, вставленный в массивную золотую оправу кольца, которая декорирована чеканным узором и мелкими полудрагоценными камнями в квадратных кастах (ил. 15). Этот памятник еще раз подтверждает художественную значимость стекла как драгоценного материала. При раскопках Артюховского кургана на территории нынешней Украины была обнаружена золотая булавка (ил. 16). Она завершается каскадом бубенчиков, часть которых выполнена из стекла, часть — из природного граната. Особый интерес для нас представляет розетка, к которой прикреплены бубенчики. В углублении круглого золотого медальона находится стеклянная микромозаика. Ячейки узора образованы тонкими золотыми перегородками, достаточно глубоко внедренными в форму предмета. Для этого времени подобная мозаичная техника является редкой. Стенки золотых перегородок не утолщены сверху, что позволяет нам предположить фиксацию вставок стекла на клеевой основе. С развитием в стеклоделии монолитной мозаичной техники (стеклянные мурины), названной впоследствии «миллефиори» («тысяча цветов»), стекло стало превосходить по эффектности натуральные материалы. Научившись совмещать стекла разных цветов в цельный блок, мастера вышли за рамки имитации камня. Мурины выделились в самостоятельные произведения искусства. Высокого расцвета эта техника достигла в римское время и была широко распространена. Она всегда привлекала к себе особое внимание и в настоящее время достаточно хорошо изучена. Принципиальная сложность техники миллефиори заключается в совмещении коэффициентов расширения при изменении температуры у цветных стекол. Добавленные в одно и то же стекло различные красители по-разному изменяют его. Если коэффициенты расширения отличаются, то после остывания собранный воедино блок разрушается от возникающего внутреннего напряжения. Освоение мозаичной техники говорит о серьезном знании материалов и высокой организации труда мастеров-стеклоделов. Пара прекрасных золотых браслетов, найденных в Фессалии (ил. 17), создана с применением прозрачных цветных натуральных полудрагоценных камней и стекла, а также миниатюрных мозаичных вставок. Вероятно, эти вставки являлись серийными стеклянными элементами, которые изготавливались в стеклодельных мастерских специально для инкрустации различных материалов. Замечательным примером этой технологии является крупный кабошон из двухцветного мозаичного стекла, укрепленный в золотой фибуле-броши (ил. 19). Стекло кабошона, напоминающее оникс, создано из чередующихся разноцветных полос: широких — полупрозрачных, медово-коричневых и узких — глушеных, белых, в виде прожилок. Мастера поздней античности применяют стекло не только в виде гладких бус и вставок различной формы, но и в виде инталий и камей. В подобном случае они часто обращаются к стеклу прозрачному, окрашенному в массе. Например, в Эрмитаже хранится один из классических вариантов греко-римского золотого перстня, в котором находится стеклянная инталия с изображением царя Понта и Боспора Митридата VI Евпатора (ил. 20), созданного на рубеже II—I веков до н. э. Царственный профиль вырезан на прозрачном, пурпурно-фиолетовом стекле, имитирующем аметист. Со II века до н. э. широко бытуют небольшие золотые ожерелья, в которых в качестве декоративного элемента используются и стекло, и полудрагоценные камни, зачастую совместно. Центральная композиция этих украшений чаще всего представляет собой оправленные в золото разнообразные декоративные элементы из стекла или камня. С двух сторон прикреплялись довольно короткие и толстые плетеные золотые цепочки, завершенные небольшими колечками. Главной чертой этих ожерелий является своеобразный «петельный» тип соединения элементов и нередко отсутствие застежки. Один из наиболее ранних памятников этой группы хранится в собрании Уолтер Арт Галлери (Walter Art Gallery) (ил. 18) и относится к концу II — началу I века до н. э. В нем стекло чередуется с натуральным аметистом, халцедоном, изумрудом, горным хрусталем и жемчугом. Золотые оправы украшены филигранью и зернью, что необычно для ожерелий данного типа. В его композицию включены разнообразные подвески в виде капель и «бабочки», а также интересный декоративный элемент в виде головки рыси. Оригинальный вариант украшений этого типа был найден на территории некрополя «Сладковский» Ростовской области (ил. 21). Его композиция представляет собой сочетание прямоугольного стеклянного кабошона, расположенного в центре, с фигурками грифонов. Корпус фантастических существ состоит из трех бирюзовых фрагментов (натуральный камень), оправленных в золото, тогда как стекло центрального кабошона имитирует бирюзу. В целом художественное решение этого украшения свидетельствует о влиянии Востока. Классическим примером имитации камня стеклом служат трапециевидные золотые подвески со стеклянной вставкой, названной «Ивовый лист», изготовленные из прозрачного насыщенного стекла пурпурного цвета (ил. 22). Подобная форма вставки довольно часто встречается в ювелирных золотых украшениях с III века до н. э. по I век н. э. Нередко ее делали из альмандина. Камень в виде листа ивы можно встретить практически во всех типах украшений — это фибулы-броши (ил, 23), серьги (ил. 24), ожерелья (ил. 25). К сожалению, подвески — это единственный памятник, и аналогов ему не найдено. Интересно, что дополнительные стеклянные вставки круглой формы меньшего размера, вероятно, являются обточенными бусинами. Подвески датируются концом I века до н. э. — началом I века н. э. В I веке до н. э. стали производить значительное количество стеклянных камей из двух- или трехцветных слоев, имитирующих резьбу из сардоникса. Иконография стеклянных камей совершенно приравнивает их к камеям из натурального камня. Следует отметить, что камеи из натурального камня нередко уступают по качеству исполнения камеям из стекла.Самой крупной по размеру двухслойной античной «камеей» можно считать круглую столешницу (ил. 26) первой половины I века н. э, найденную неподалеку от Неаполя. К сожалению, этот памятник сохранился фрагментарно, но величина целого предмета была не менее 1 (!) метра в диаметре. Сегодня подавляющее большинство стеклянных камей, равно как античных гемм, не сохранили своих металлических обрамлений. Небольшая камея с изображением Эроса (ил. 27) из коллекции Ростовского областного музея краеведения имеет родную золотую оправу. На ней вверху и внизу закреплены два довольно потертых ушка, позволяющих предположить, что этот ювелирный памятник использовали как элемент в наборном украшении. Не меньший интерес представляет трехцветная камея с профильным портретом императора Августа (ил. 28). Несмотря на миниатюрный характер резьбы, мастеру удалось выделить венок на челе императора желто-зеленым тоном стекла. Эта камея также закреплена в родном золотом кольце. К замечательным памятникам II века н. э. относится прямоугольная золотая фибула, найденная в погребении на территории города Лоо, которая хранится в Музее истории города Сочи (ил. 29). В верхней части фибулы находятся стилизованные фигурки птиц, типичные для северно-причерноморской работы. По углам прямоугольного поля фибулы помещены в золотых кастах, по типу крепления названных «волчий зуб», четыре каплевидных стеклянных кабошона. Некоторые элементы в декоре фибулы, из которых впоследствии произошли броши, подцвечены синей эмалью. Центр украшен стеклянной камеей молочного стекла с изображением женского профиля, помещенного на темном фоне. Обычно стеклянные камеи имеют овальную форму, тогда как камея на фибуле — круглая, что является исключением. Еще одну интересную группу стеклянных вставок времени расцвета римского периода (I в. до н. э. — I в. н. э.) составляют стеклянные инталии, имитирующие полосчатый агат. К этой группе относится интересная находка (ил. 30) из захоронения Бактрийского некрополя Тилля-тепе в Афганистане, богатейший комплекс памятников которого известен как «Золото Бактрии». Она представляет собой инталию с сюжетом из трагедии Еврипида «Гераклиды», вложенную в золотую оправу. Возможно, это ювелирное украшение использовалось как пронизь (с тыльной стороны припаяна золотая трубочка), либо украшение было щитком перстня. Стекло с контррельефом сильно коррозировано, возможно, оно имело синюю окраску, но белый цвет накладной полосы остался прежним. Комплекс Тилля-тепе — место погребения знатных людей, изобилует роскошными золотыми украшениями и предметами только лучшего качества. Находка в этом месте стеклянной инталии свидетельствует о высоком статусе этого материала. К выдающимся памятникам ювелирного искусства I века н. э. относятся парные сарматские височные фалары (греч. — металлические бляхи) (ил. 31), найденные во время раскопок на могильнике «Дачи» (Краснодарский край). В декоративной композиции этих предметов наряду со стеклом использованы агат, бирюза, альмандин и коралл. В центре фаларов находится крупный натуральный камень, обрамленный фигуративной оправой в виде лежащих львов, наделенных архаичной варварской красотой. Азиатское происхождение имеет также массивная золотая гривна (ил. 32), найденная в одном из крымских курганов при раскопках 1974 года. Захоронение принадлежит женщине из сарматской знати. По манере исполнения можно предположить, что это шейное украшение относится к Центрально-Азиатскому региону. «Золотобирюзовая» гривна орнаментирована в зверином стиле, но вместо бирюзы использованы вставки глухого синего стекла. Замечательным памятником, также относящимся к Азиатскому региону, является браслет (ил. 33), украшенный золотым фигуративным изображением архаров, выполненных в технике высокого рельефа. Они также в качестве декора имеют вставки, имитирующие прозрачные камни и бирюзу. Браслеты популярной в Риме конструкции, где центральная «коробочка» с геммой на шарнирах крепилась либо к цельной, либо к размыкающейся посередине дужке, зачастую декорировались вставкой из стекла. На одном из таких браслетов (ил. 34) находится необычный по окраске стеклянный кабошон — на глухое белое основание наложен прозрачный пурпурный слой. Он так покрывает основу, что оставляет небольшое белое обрамление по краю овала вставки. В роскошных золотых украшениях поздней античности зеленое прозрачное стекло, имитирующее изумруд, всегда успешно соперничало с природным камнем. Примером служит небольшая пара серег, по форме относящаяся к популярному в Римской империи типу украшений (ил. 35), в которых сочетаются прозрачное зеленое стекло, напоминающее изумруд, натуральный жемчуг и золото. В Британском музее находится портрет молодой женщины (I в. н. э.), в ушах которой можно увидеть подобные украшения (ил. 36). В некоторых случаях при совместном использовании настоящих изумрудов и зеленого стекла имитационный материал закрепляли в центральной композиции, а натуральные камни выполняли второстепенную роль. Так, в парных великолепных золотых серьгах прямоугольной формы (ил. 37) доминируют стеклянные овальные вставки, имитирующие изумруд. В подвесках мастер использовал мелкие натуральные изумруды и альмандины. Подобный композиционный прием демонстрирует прекрасный золотой браслет (ил. 38), созданный в особо популярной в эпоху поздней античности ювелирной технике просечки, названной «диатрета» (от др.-греч. diatreton — прорезать, пробивать насквозь, лат. opus interrasile). В его декоративную композицию включены натуральные изумруды и стеклянные имитации сапфиров. В пустующих ныне кастах когда-то находился натуральный жемчуг, который, к сожалению, не сохранился. К шедеврам позднеантичного ювелирного искусства принадлежит браслет, также созданный в подобной технике (ил. 39). Его золотой корпус изготовлен в технике просечки с включением декоративного щитка, в центре которого круглый кабошон из синего прозрачного стекла имитирует сапфир. С четырех сторон кабошон окружают прямоугольные касты с включением стеклянной имитации изумруда (из них сохранились две). По углам щитка располагались четыре жемчужины, закрепленные в оправу через сквозные отверстия (сохранились две). Свободное сочетание золота, жемчуга и стекла еще раз демонстрирует статусное значение имитационного материала. Трудоемкая техника просечки сохраняла популярность до VII века н. э., о чем свидетельствует золотая подвеска в форме овального медальона (ил. 40), в центре которого расположена двухцветная стеклянная камея с изображением Афродиты и Эроса. По технологии изготовления камея аналогична своим предшественникам эллинистического времени, но надо отметить, что художественное качество изображения намного ниже. Вокруг камеи в просечном золотом орнаменте закреплены восемь натуральных изумрудов. В частной коллекции Джорджа Ортиза (США) представлен крупный фрагмент золотого ожерелья, датированный V—VII веками н. э. (ил. 41). Судя по композиции, ожерелье является типичным украшением позднего римского периода. Его основу составляют золотые квадратики с имитацией изумруда. К каждому из них прикреплены три соединенных петельками элемента в виде плоских овала и капли, завершенных грушевидными аметистами в сочетании с мелким жемчугом. Плоские овал и капля имеют вставки стекла с эффектом опала. В поздний римский период распространяются пластины, фибулы, разнообразные накладки, в декоре которых применяется техника инкрустации, близкая к клуазоне (вид перегородчатой эмали). Основу орнаментального узора создавали тонкие золотые перегородки, которые соединялись между собой, а затем накладывались на заданную поверхность и укреплялись только по периметру. Далее каждую образовавшуюся ячейку заполняли пластинками из альмандина и стекла. Для закрепления цветных вставок золотые перегородки прокатывали, закрепляя тем самым цветные пластинки. Несмотря на чрезвычайную хрупкость этой техники, она получила широкое распространение в ювелирном деле. Примером этой техники служит памятник из Национального музея истории Румынии, представляющий собой пластину в виде орла (ил. 42). Мастер при ее создании использовал альмандин и плоские фрагменты прозрачного зеленого стекла. Кроме описанного выше, стоит сказать еще об одном методе в ювелирном деле поздней античности — инкрустации золотом по стеклу, которая встречается очень редко. Для соединения золотых узорных фрагментов со стеклянной основой требовалось сделать углубление соответствующей формы. Инкрустация осуществляется холодным способом. Сложность состоит в том, что золото, несмотря на свою мягкость, требует определенных физических усилий для разгонки (впрессовывания) в стеклянные углубления. Эти усилия хрупкое стекло не всегда выдерживает. В завершение нашего знакомства с безтемпературным сочетанием золота и стекла в древности, хотелось бы упомянуть о еще одном возможном варианте сочетания — выдувания стеклянного сосуда в резную металлическую «оболочку». Хотя в римских источниках сохранились упоминания о золотых сосудах с «дырочками», до наших дней дошел только один подобный предмет, в котором стекло выдуто в серебряный каркас (ил. 44). Серебряная чаша имеет прорезные овальные ячейки. При выдувании стекла внутрь чаши оно рельефно выступает из ячеек, имитируя своего рода кабошоны. Подводя итоги нашему экскурсу в мир далекого прошлого в истории ювелирного искусства, можно с уверенностью сказать о широком применении элементов, выполненных из стекла в сочетании с золотом — самым привлекательным и дорогим металлом. Благодаря уникальным свойствам стекла, ювелирные украшения с использованием этого сочетания зачастую производили максимально возможный эффект.
Святослав КОНКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 112 (декабрь 2013), стр. 80