В процессе исследований удалось ознакомиться с каталогом фарфоро-фаянсовых изделий предприятий «Товарищества М.С. Кузнецова», из которого я узнала, что каждый предмет моей коллекции при рождении получил имя. Со временем у меня накопился очень интересный материал по фарфору, сведения о котором я почерпнула из публикаций, специальных фильмов, архивных документов, a также при посещении многочисленных выставок, проходивших в России и за границей. Теперь мне хочется поделиться накопленными сведениями и, опираясь на свою коллекцию и каталог продукции фабрик «Товарищества М.С. Кузнецова» 1900-х годов, рассказать о работе по ее идентификации, образцах, формах, названиях, марках, периодах выпуска фарфоро-фаянсовых изделий.
При изучении путей развития русского фарфора мне не раз приходилось обращаться к некоторым страницам истории старейших заводов фарфора России, Китая, Европы.
В усадебных интерьерах, сформировавшихся в середине XVIII века, значительное место принадлежало китайскому фарфору, хотя коллекции активно пополнялись европейским фарфором. Постепенно он занимал все большее место не только в собраниях редкостей, но и в повседневном быту, хотя был очень дорогим, а использование его в качестве столовой посуды во второй половине XVIII века еще не получило широкого распространения. В России до конца столетия пользовались металлической посудой, в домах знати она была золотой и серебряной. В домах победнее довольствовались оловянной и майоликовой утварью. У бедняков была глиняная и деревянная посуда. Так что фарфор в то время был еще большой роскошью и воспринимался прежде всего с точки зрения его эстетической ценности.
Организацию фарфорового производства в России передовые люди оценивали как государственное дело, как открытие новой области русского искусства, имеющей громадные перспективы. В 1744 году был основан первый фарфоровый завод в Санкт-Петербурге — «Невская порцелиновая мануфактура», появилось несколько частных фарфоровых заводов: Волкова, Бахметьева, Гарднера, Жадина, Гаттенбергера, Отто, Фишера. В первой же трети XIX века их было уже 67.
Это время справедливо считается периодом высокого расцвета искусства русского фарфора. Позже Михаил Врубель скажет: «Лучшее искусство — русский фарфор». Основными его производителями для широкого потребления в конце XIX — начале XX века были завод «Товарищества братьев Корниловых» в Санкт-Петербурге и фабрики «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова».
Матвей Сидорович Кузнецов, талантливый, предприимчивый промышленник, воспитанный в семье потомст- ■ венных фарфористов, значительно увеличив мощность сво- j их заводов, поставлял фарфоровые и фаянсовые изделия по ; всей России, успешно конкурируя с европейскими и вое- I точными заводами. Будучи владельцем заводов в Дулеве и i Риге, он прибавил к ним новые заводы: Ауэрбаха — в Тве ри, в 1870 году, Никитина — в Волховском уезде Харьковской губернии, в 1870 году, Будянский — близ Харькова, в ! 1887 году, Гарднера — в Вербилках, в 1892 году, Рыбинский — в деревне Песочное Ярославской губернии, в 1894 году, Славянский — в Черниговской губернии, в 1895 году,Песоченский — в Калужской губернии, в 1911 году.
Одной из последних была приобретена фабрика в деревне Песочное Ярославской губернии, Романово-Борисоглебского уезда, под названием «Рыбинская фарфоровая фабрика». «Рыбинская» — потому что находилась недалеко от города Рыбинск, и все финансовые и хозяйственные операции, связанные с реализацией товара, проходили именно в нем.
Я очень рада тому, что в моем любимом и родном ярославском крае было и поныне существует одно из предприятий «Товарищества М.С.Кузнецова». Сейчас это — «Первомайский фарфоровый завод». Мне приходилось бывать на нем, я успела посетить музей, когда он был еще в старых фабричных стенах из красного кирпича, с чугунными полами и перилами, где даже спустя 100 лет чувствовался дух того, кузнецовского времени. Этот завод в 1882— 1883 годах основал рыбинский купец второй гильдии Павел Андреевич Никитин. Работало на нем 20 человек, которые сначала выпускали кирпич, а с 1885 года — фарфор. В 1886 году завод был продан торговому дому «Карякин и Рахманов», который возглавляли петербургский купец Г.С.Рахманов и рыбинский мещанин В.А.Карякин. В 1894 году завод приобрела промышленная компания «Товарищество М.С.Кузнецова», чьим полновластным хозяином и председателем правления до 1911 года был сам М.С.Кузнецов. Правление находилось в Москве, в Рыбинск Матвей Сидорович приезжал дважды в месяц и жил в собственном доме. С1911по1918 год владельцем Рыбинской фарфоровой фабрики был один из сыновей М.С. Кузнецова — Сергей Матвеевич. Надо сказать, что Матвей Сидорович скрупулезно подготовился к передаче семейного бизнеса в руки наследников. Вырастив семерых сыновей и двух дочерей, он разделил между ними все фабрики так, чтобы после его кончины между детьми не возникло конфликтов, способных разрушить дело.
Все фарфоровые фабрики «Товарищества» имели между собой тесные контакты. Формы фарфоровых изделий были разработаны и внедрены на более крупных его заводах, таких, как Дулёвский, Рижский, Будянский. Но разработку вели и на Рыбинском заводе. Многочисленные формы изделий и ассортимент продукции мне удалось увидеть в «Каталоге фарфоровых и фаянсовых изделий «Товарищества М.С.Кузнецова», изданном в Москве в типографии В.Е.Кудинова в 1900-х годах. Это альбом с изображениями и перечнем изделий, выпускавшихся на всех кузнецовских предприятиях. Так, под каждым номером и каждой формой указан завод, изготавливавший эту форму, а именно: Д. — Дулевский, Р. — Рижский, Б. — Будянский, Т. — Тверская фабрика, Дм. — Дмитровская, Рб. — Рыбинская, П. — Песоченская. В этом каталоге насчитывается 1015 форм фарфоровых и 755 форм фаянсовых изделий.
Такие каталоги есть в музеях, архивах, на бывших кузнецовских заводах. Так, в протоколе съезда доверенных приказчиков «Товарищества» 1909 года сказано: «...предлагается всем Торговлям больше разослать покупателям каталогов». Видимо, есть более ранние каталоги и более поздние, так как многие формы чайной посуды я не смогла определить только по каталогу 1900-х годов. Кроме того, в разных источниках по исследованию фарфора я столкнулась с разными цифрами выпускавшихся форм чайных пар. В одном случае их было указано 329 форм, в другом — 280. В каталоге 1900 годов насчитывается 373 чайные пары и в это число не входят «стаканы» (так у Кузнецова называются привычные для нас бокалы с крышками и без крышек). Их в этом каталоге — 60 форм.
А привычные нам масленки здесь названы «масленицами». Их делали как из фарфора, так и из фаянса. Фаянсовые масленицы можно было ставить прямо в печь или на другую разогретую поверхность и топить в них сливочное масло, а потом эти красивые масленицы подавать на стол в праздник Масленицы. На Рыбинской фабрике фаянсовые изделия практически не выпускали.
В каталоге представлены 30 маслениц из фарфора, 61 — из фаянса. У них самые разнообразные формы: в виде тыквы, редьки, блина, раковины, курицы, спаржи, дыни, мака, капусты, карася, пчелы, банта, ореха, калача, земляники, города, рыбы, огурца, винограда, луковицы, колоса, коробки, грибов, яйца, цыплят, ананаса, яблока. Раньше, не имея под рукой каталога, я ошибочно относила к масленицам сахарницы и табачницы, сделанные в виде фруктов, овощей, домиков и т.д.
Поражает разнообразие форм и чайных пар — аппетитные, полуаппетитные, чайные, корабельные. И названия самые разнообразные: для усов, граненая на ножке, парижская, греческая, венгерская, саксонская, кружевом, бадейкой, горшком, желудем, тюльпаном, яйцом, мятая, сиянием, рококо, Моцарта, широкое дно, шаром- винтом и т.д. Форм чашек «старого Гарднера» докузнецовского периода я в каталоге не обнаружила.
Украшали фарфоровые изделия по-разному, например, «прозолотью», цветами «агашками», пурпурными и зелеными листочками, виноградом, золотой и синей отводкой, нисходящим крытьем, крытьем кобальтом и люстром, «мушелью» — цветочным декором в белом медальоне. Перечислим лишь некоторые способы декорирования.
Печать. В России она широко распространилась в XX веке. Ее применяли для надглазурной и подглазурной живописи. Гравированный рисунок наносили сначала на бумагу, затем переводили на изделие, прижимая бумагу с липкой краской к изделию рукой или валиком. Бумажки с рисунками назывались «липками».
Декалькомания — способ, применявшийся в России с XIX века, впервые был внедрен на заводе братьев Корниловых в 1881 году. Его использовали для подглазурной живописи. Рисунок наносили на черепок с помощью переводной картинки.
Аэрография — способ нанесения красок разбрызгиванием с помощью пульверизатора. При этом часто используются трафареты. Такой метод получил распространение в XX веке.
Фотография. Фотографические снимки переводят на глазурованный фарфоровый черепок и затем обжигают. Изобретение и распространение фотокерамики относится к концу XIX века.
В середине и во второй половине XIX века был распространен способ расписывать керамические изделия по утилю надглазурными красками и обжигать их вторично без глазури. В России такой способ особенно часто применяли на заводах Гарднера, Попова, Иконникова и Кузнецова, выпускавших огромное количество декоративных ; статуэток. Поверхность такого фарфора — матовая, иногда слегка глянцевая.
На всех кузнецовских фабриках использовались формы изделий других заводов, например, бывшего гарднеровского, с завода А.Попова поступили формы через М.Куринова, которому они, в свою очередь, были переданы И.А.Иконниковым, купившим их у Попова в 1875 году. В моей коллекции есть много предметов чайной посуды с последней гарднеровской маркой, выполненных уже на кузнецовской фабрике. Есть две чашки одинаковой : формы «пнем»: одна — с маркой «Товарищества М.С.Кузнецова», другая — с маркой М.М.Куринова; две чашки | формы «листом»: одна — с маркой «Товарищества М.С.Кузнецова», другая — с маркой Дунашова; две чашки ; формы «батенинская»: одна — с маркой «Товарищества | М.С.Кузнецова», другая — с маркой «Товарищества братьев Корниловых»; две чашки формы «пузырем»: одна — с маркой «Товарищества М.С.Кузнецова», другая — с маркой И.Е.Кузнецова; две чашки формы «кувшином» одна — с маркой «Товарищества М.С.Кузнецова», другая с маркой М.Исаева.
Из 100 форм чашек моей коллекции только 54 удалось : идентифицировать с представленными в каталоге.
Ассортимент кузнецовской продукции поражает и количеством, и разнообразием, чему может позавидовать любое современное предприятие. Изделия отличаются творческой выдумкой, красивыми наименованиями, качеством исполнения и прочностью. Много изделий выпускали по заказам организаций торговли. В этом случае всю партию, как правило, помечали знаками заказчика или совсем не маркировали. По всей России была органи- : зована сеть торговых домов — в Москве, Петербурге, Харькове, Ростове-на-Дону, Одессе, Киеве, Варшаве и т.д. Всего — пятнадцать постоянных торговых мест и двенадцать ярмарок.
Со временем М.С.Кузнецов сумел завоевать и восточные рынки (в Средней Азии, Персии, Турции, Афганистане), вытеснив продукцию западноевропейских фирм. В ряде областей Восточного Китая его товары считались даже более «китайскими», чем местные. Учитывая высокий уровень мастерства китайских рисовальщиков, изделия туда отправляли немаркированными, а выполняли механическим способом. Дополнительно делали надписи на языке той страны, куда везли товар. Для каждой страны декор подбирали отдельно. В Персию продукция шла по предварительным заказам купцов, сделанным на год вперед. Заказ выполняли в течение зимы.
Столь успешная деятельность «Товарищества» во многом была связана с личными качествами Матвея Сидоровича Кузнецова. Он хорошо знал рынок и культурную и художественную жизнь России. В оформлении фарфора он использовал элементы практически всех стилей, существовавших когда-либо и новых, только входивших в моду, например, модерна. Матвей Сидорович понимал, что у сотен тысяч покупателей самые разные вкусы и пристрастия, но каждый из них должен найти среди его изделий что-то себе по душе. И действительно кузнецовские фабрики выпускали посуду для всех слоев населения России. :
Для небогатых людей — расписанную в народных традициях гжельской керамики, для солидных купцов — помпезную и дорогую, с золотыми и рокайльными завитками, для утонченного покупателя — с «задумчивыми» российскими пейзажами или в стиле модерн. С маркизами и пастушками — для любителей легкой и красивой жизни. Производил Кузнецов и пестрый, красочный «азиатский товар», рассчитанный на восточные рынки. Его фарфор вытеснял на Ближнем Востоке изделия европейских поставщиков. Газета «Варшавский дневник» по случаю открытия магазина Кузнецова в 1886 году писала: «Чем же объясняется такое широкое развитие фарфоро-гончарного производства, которому высокопочтенный Матвей Сидорович посвятил всю свою энергию и деятельность?.. Тем прежде всего, что светлый, самородный, практический ум Матвея Сидоровича понял и оценил, какого высокого значения заслуживает эта отрасль промышленности, в которой ремесло соединяется с искусством и в которой нельзя уйти вперед и отличиться, если при совершенном знании технической части нет изящного вкуса, свойственного артистам».
За высокое качество своей продукции фабрики получили несколько золотых медалей, имели право помещать на ней изображения сразу двух Государственных гербов. Начиная с 1870 года регулярно, каждые год-два, фирма Кузнецова удостаивалась высоких наград на многочисленных художественно-промышленных выставках. В течение 10 лет Матвей Сидорович ежегодно поставлял посуду для императорского двора, за что получил звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества».
Скончался Матвей Сидорович Кузнецов 8 февраля 1911 года. «Товарищество» просуществовало вплоть до революции 1917 года. В том же году вышел последний прейскурант продукции кузнецовских заводов. 4 февраля 1919 года «Товарищество М.С.Кузнецова» было национализировано. Правда, у наследников остался фарфоровый завод в Риге. И марку завода продолжали ставить «Товарищество М.С.Кузнецова в Риге». Сюда перебрались сыновья М.С.Кузнецова. Николай Матвеевич был хозяином завода, Георгий Матвеевич — коммерческим директором, Сергей Матвеевич (бывший хозяин Рыбинского фарфорового завода) — заведующим массозаготовительным цехом, Михаил Матвеевич — хозяином фабрики шамотных изделий, внук Матвея Сидоровича — Матвей Николаевич — химиком завода. В 1940 году, когда в Риге установилась советская власть, они продолжали работать обычными служащими. Георгий Матвеевич был сослан на Колыму и пропал без вести. А после оккупации Прибалтики немцами Кузнецовы уехали на Запад.
Дело нескольких поколений Кузнецовых не пропало даром. Продолжают работать построенные ими заводы, мы продолжаем пользоваться их продукцией, ставим ее на стол, коллекционируем. Кузнецовский фарфор, долгое время называвшийся «кузнецовщиной», специалисты и знатоки относят к числу подлинных произведений прикладного искусства Сегодня он прочно занимает подобающее ему место в коллекциях ведущих художественных музеев страны.
Ирина КРАСИЛЬНИКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал Антиквариат №55 стр 34