ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАНУФАКТУРА В ВЕНЕ
Основание фабрики — 1717 год.
Ликвидация фабрики — 1869 год.
Вторая в Европе (после Мейсена) фарфоровая фабрика появилась в Вене в 1717 году. Как тщательно ни оберегались мейсенские секреты производства, новая фабрика в скором времени уже обладала ими всеми — этого не смогло предотвратить даже фактическое заточение мастера Бетгера в замке Альбрехтсбург в Мейсене. Нашлись работники, которые подсмотрели производственные тайны и продали их конкурентам. Инициатором создания венской фабрики был Клаудиус Инносенциус (или Клавдий Иннокентий) дю Пакье, голландец по происхождению, находившийся на службе австрийского императора Карла VI. Вначале он экспериментировал сам, стараясь открыть способ получения фарфора, но его опыты не дали результата. В 1717 году ему удалось переманить в Вену нескольких рабочих с мейсенской фабрики, среди которых были Кристоф Хунгер и Самуэль Штельцл. Однако этих рабочих не устроили финансовые условия, которые им предложил дю Пакье, и вскоре они покинули Вену, не открыв полностью того, что им было известно. Тем не менее дю Пакье, талантливый химик, сумел самостоятельно довести до конца начатое дело и вполне овладел трудными секретами производства фарфора. Этому не смогло помешать и то, что художник Иоганн Грегор Герольд, принимавший участие в работе венской фабрики на первом этапе, уже в 1720 году переехал в Мейсен, где добился славы и признания.
Первый период работы венской фабрики приходится на 1717—1744 годы и называется, по фамилии основателя, периодом дю Пакье. Самым ранним из известных изделий венской фабрики является белая чашечка для питья шоколада с блюдцем, помеченная датой «3 мая 1719 года». Вероятно, это и есть самое первое изделие, выпущенное фабрикой.
Следующее датированное изделие относится к 1721 году — это ваза, расписанная голубыми цветами, с ручками в виде верблюжьих голов. Изделия, выпущенные до 1725 года, представляют собой большую редкость, так как лишь после этого времени производство венского фарфора стало массовым.. Изделия первых лет были желто-серого цвета и значительно тяжелее, чем фарфор Мейсена, стенки сосудов были толстыми и непрозрачными. Качество венских изделий постепенно росло, но так и не сравнялось с мейсенским В то время образцом для фарфоровых изделий обычно служили сосуды, сделанные из серебра. Декор больших предметов посуды обычно сводился к фигурным ручкам, ножкам и фигуркам на крышках, чаще всего изображавшим животных. Герольд ввел в роспись китайские и японские мотивы (стиль имари), которые использовались до начала тридцатых годов XVIII века. После 1730 года в декоре стал преобладать стиль барокко с характерным ленточным орнаментом и решетчатым узором. Основными сюжетами росписи были местные цветы, мифологические сцены и амуры-путти. Кроме подглазурного синего цвета, главными цветами росписи были красный, зеленый, синий, желтый и черный. Позолоту накладывали умеренно. После короткого периода деятельности Герольда росписью ведали художники Данховер и Гельхис. В 1730—1736 годах с фабрикой также сотрудничал талантливый вроцлавский художник Игна- ций Боттенгрубер. Помимо посуды, фабрика выпускала фарфоровые элементы декора для мебели и интерьеров. К лучшим работам венской фабрики того периода относятся детали интерьера будуара, выполненные по заказу графа Дубского для его дворца. Несмотря на помощь со стороны государства, фабрика постоянно испытывала финансовые трудности. Чтобы спасти ее от полного краха, дю Пакье продал предприятие государству в 1744 году.
Начался второй период, охватывающий 1744—1784 годы. Покровительство государства надолго облегчило материальные трудности, преследовавшие фабрику. Большие запасы изделий, накопившиеся на складах фабрики в последний период, были проданы как лотерейные призы по заниженным ценам. Важным событием было открытие в Венгрии залежей каолиновой глины гораздо более высокого качества, чем та, что завозилась до того из Пассау в Баварии. Это позволило фабрике не зависеть от поставок заграничного сырья, а также настолько улучшить качество фарфоровой массы, что она сравнялась с мейсенской. Кроме того, чрезвычайно плодотворным оказалось привлечение в 1747 году в качестве руководителя художественной мастерской преподавателя Венской академии Иоганна Йозефа Нидермайера, который сразу же создал отдел скульптуры, не существовавший раньше на фабрике. Нидермайер не только сам разрабатывал множество моделей, но также привлек к работе многих своих коллег, скульпторов из академии. Появились расписанные и глазурованные фигурки, которые хоть и не были шедеврами, сопоставимыми с мейсенскими работами Кендлера, но все же отличались высоким художественным уровнем. Кроме популярных в те времена девичьих фигур, часто трактовавшихся аллегорически (например, как времена года), и любовных сцен, типичных для рококо, Нидермайер ввел в скульптуру и жанровую тематику. В целой серии фигурок он изобразил характерные венские типы: кельнершу с подносом в руках, цветочницу, продавщиц разных товаров (рыбы, клубники и т. д.), кухарку и торговца-разносчика. Значительным произведением фабрики была большая группа фигур, выполненная в 1766 году по заказу королевского двора. Они изображали помолвку эрцгерцогини Марии Кристины с герцогом Альбертом в присутствии императрицы Марии Терезии. Другая многофигурная композиция тех лет представляет поклонение пастухов в Вифлееме. Прекрасно выполнены и женские фигурки, из которых наиболее интересна элегантная дама с павлином. В 1777 году фабрика открыла два фабричных магазина на территории Польши — во Львове и Бердичеве. С мыслью о польских потребителях была создана небольшая группа фигурок, названная польской семьей. К сожалению, она ничем, кроме названия, не похожа — ни по духу, ни по тщательности в изображении костюмов — на тех польских шляхтичей, которых изображал Кендлер. Кроме выпуска фигурных композиций, которые были новинкой в то время, венская фабрика улучшала свой ассортимент также и совершенствованием росписи больших столовых сервизов и небольших наборов для кофе, чая и шоколада. Во второй период преобладало легкое и декоративное рококо, вытесняя господствующее прежде тяжеловесное барокко. Художниками в стиле рококо были Готфрид Клингер, Иоганн Сигизмунд Фишер и Филипп Эрнст Шиндлер, рисовавший сцены в духе Ватто, охотничьи и конные сюжеты. Однако, несмотря на все усилия, фабрика не приносила дохода, и в 1783 году было решено ее отдать в аренду или продать. Но, хотя предложенные условия были вполне привлекательными, на фабрику не нашлось ни покупателей, ни арендаторов, и тогда император Иосиф II приказал продолжать содержать фабрику, но при условии совершенствования управления. Император сделал удачный выбор, поручив в 1784 году руководство фабрикой барону Конраду Зоргенталю, который до этого управлял большой ткацкой фабрикой в Линце.
Период Зоргенталя (1784—1805) оказался самым славным за всю историю венской фабрики. Не оставляя забот о совершенствовании производственного процесса, главные свои усилия он сосредоточил на художественной стороне дела и декоре изделий. Из пятисот человек, работавших на фабрике, сто тридцать трудились в художественных мастерских. Из выдающихся художников, которые работали там в то время, можно назвать в первую очередь Иозефа Ляйтнера и Георга Перля. Некоторые сюжеты росписи были позаимствованы из фресок только что открытых Помпей и Геркуланума, которые были воспроизведены в целой серии гравюр на меди. Другим источником заимствований были ватиканские фрески Рафаэля. В миниатюрах на фарфоре часто копировали и картины из императорской галереи. Богатству тематики росписей соответствовала богатая палитра красок. По примеру Севра посуду покрывали цветными эмалями, диапазон цветов которых Аяйтнер значительно расширил. Один из открытых им оттенков носит название «лазурь Ляйтнера» (Leithnerblau). Изобретением этого художника является также переливчатая эмаль, похожая на отполированную медь. Другой из упомянутых художников, Перль, был специалистом по золочению. В декоре венских изделий золочение играло очень важную роль. Перль не удовлетворялся гладким золочением больших поверхностей (например, внутренней поверхности чашек), он также делал рельефную позолоту и гравировал на позолоте узоры при помощи агатовых шлифовальных кругов и напильников. Продукцию фабрики даже критиковали за то, что поверхность изделий этого периода чересчур плотно покрыта золотом и цветными эмалями, из-за чего пропадал очень важный эффект контраста между белым фарфоровым фоном и разноцветным декором. Особенно богато украшались небольшие кофейные наборы: на одну персону, так называемый солитер, и на две — тет-а-тет. После Нидермайера модельными мастерскими стал руководить работавший в Вене еще с 1778 года талантливый скульптор Антонио Грасси. Фигурки, сделанные в его время, вначале глазуровались, а потом, по примеру Севра, их стали делать из бисквита. Классические скульптуры, смоделированные самим Грасси или под его руководством, принесли венской фабрике европейскую славу. К самым известным из них относятся композиции Грасси «Суд Париса», «Сцена в мастерской художника», «Придворная сцена целования руки дамы», «Похищение Европы» Дангля, а также прекрасная аллегорическая композиция «Трагедия». Грасси также сделал статую императора Иосифа II по проекту Фюгера. Среди других скульпторов выделялись ученики Грасси — Иоганн Шаллер и Элиас Хюттер, создавшие серию бюстов философов, поэтов и членов царствующей семьи. В начале XIX века в декор венских изделий вошел стиль ампир. Смерть Зоргенталя в 1805 году оборвала этот великолепный период венской мануфактуры.
Четвертый период, с 1805 по 1825 год, характеризуется медленным, но неуклонным снижением художественного уровня изделий. Руководить фабрикой стал Матиас Нидермайер, сын Иоганна Йозефа Нидермайера, работавшего на фабрике во второй период ее истории. Его заслугой было сохранение фабрики во время наполеоновских войн. Последним значительным произведением фабрики была выполненная в 1815 году серия больших ваз, которые во время Венского конгресса австрийский император подарил коронованным гостям.
В 1862 году австрийский парламент принял решение о ликвидации фабрики из-за ее многолетней убыточности. Это решение утвердил в 1866 году император Франц- Иосиф I. Окончательная ликвидация фабрики произошла в 1869 году.
Венская фабрика ставила вместе с фабричными клеймами дату производства: в период с 1790 по 1800 год это были две последние цифры года (например, 92 означает 1792 г.), а после 1800 года — три цифры (например, 803 означает 1803 г. и т. п.).
АУГАРТЕН
Основание фабрики — 1922 год.
О любви венцев к ликвидированной фарфоровой фабрике и неослабевающем спросе на ее изделия свидетельствовало появление на рубеже XIX—XX веков множества мелких керамических мастерских, которые производили фарфор на манер «старой Вены» или подделывали ее изделия.
В 1922 году возникло предприятие, целью которого было возобновление работы прежней венской мануфактуры. Эта фабрика, находящаяся в замке Аугартен, делает копии старых фигурок и чашек с блюдцами по оригинальным узорам и формам, сохранившимся в модельной мастерской. Другим видом изделий являются фигурки, сделанные по проектам современных скульпторов, а также современные сервизы.
М.Б. ГРОССБАУМ
М.Б. Гроссбаум около 1889 года вырабатывал фарфор по образцу венской фабрики периода Конрада Зоргенталя.
ФИАИПП АЙГНЕР
Около 1900 года Ф. Айгнер делал в маленькой мастерской столовый фарфор, украшенный модными в то время мотивами в стиле сецессион.