Для искусства эпохи историзма характерно обращение к старым образцам. И в коллекции фарфора Большого Кремлевского дворца представлены высокохудожественные изделия, напоминающие разные эпохи — рококо, восток, ампир, классику. Используя элементы. характерные для разных стилей, мастера создали оригинальные и неповторимые произведения.
В оформлении интерьеров Большого императорского дворца и резиденции Их Высочеств в Московском Кремле, возведенных при Николае I в середине XIX века, большое внимание уделялось произведениям из фарфора. Разнообразные вазы, светильники изготовлялись не только на Императорском фарфоровом заводе, но и покупались у частных коллекционеров. Сейчас в коллекции 34 предмета, выполненные в Петербурге и на Севрской фарфоровой мануфактуре. Часть из них располагается на местах, предназначенных для них изначально, другие в разное время перемещались по разным помещениям.
Наиболее цельно сохранилось убранство гостиной императрицы на Собственной половине. Оформлена она в стиле «второго рококо», белый и золото — ее цветовая гамма. Изысканная золоченая лепнина и роспись «под фарфор» по белому искусственному мрамору украшают свод комнаты. Рокайльная мебель в стиле Людовика XV выполнена московским мастером Э.Блехшмидтом. На смену тяжелой бронзе в убранстве интерьера пришел хрупкий фарфор. По первой описи
имущества дворца, выполненной в 1855 —1856 годах, здесь было 15 предметов из фарфора. Шедевр коллекции, безусловно, — люстра «Ананас». Сохранился «Проект люстры в стиле Людовика XV, назначенной государем императором в Кремлевский дворец», сделанный в 1848 году. Образ такой люстры родился в галантную эпоху рококо и наиболее соответствовал отделке интерьеров гостиных «а-ля Помпадур» с обилием позолоты и светлой обивкой мебели и стен. В ту эпоху ананас символизировал гостеприимство, и в дамских гостиных стали появляться светильники с таким украшением. На лучших европейских мануфактурах в Севре и Мейсене изготавливались редчайшие экземпляры этих люстр. По мотивам мейсенских рокайльных люстр середины XVIII века на Императорском заводе в 1840-е годы стали изготавливать подобные фарфоровые люстры. Стоян, профитки (блюдце под свечкой для стекающего воска), разнообразные цветы выполнены из фарфора. Завершающие ее детали в форме ананаса и дали название — «люстра с ананасом». Подобная люстра есть в коллекции бывшего Аничкова дворца в Петербурге, она выполнена в 1859 году для Михайловского дворца великой княгини Елены Павловны. Нижняя часть петербургской люстры сделана в виде гнезда с двумя фарфоровыми птичками, в кремлевской люстре птиц в гнезде нет. Такие люстры никогда не повторяли друг друга, из одной формы делался только один экземпляр — и каждый был уникальным.
В стиле севрского фарфора петербургские мастера выполнили два великолепных парных торшера «Пастораль» на 20 свечников. На голубом фоне корпуса с обеих сторон располагаются два резерва (не закрашенный фоновым цветом участок, оставленный для нанесения узора, декорации, жанровой сценки), обрамленные картушем с золотой росписью. На лицевой стороне изображены сценки сельской пасторали — фигуры дам и пастушки — на одном и влюбленной пары — на другом торшере. Вазы в резервах на тыльной стороне и с обеих сторон вытянутой шейки, согласно тогдашней моде, украшены гирляндами, медальонами с цветочными фестонами, традиционными букетами из цветов и плодов. Один из торшеров — подписной: в нижней левой части лицевого резерва надпись — Н.Лифантьевъ. Роспись выполнена широкими мазками, эмалевыми красками, которые наносятся поверх глазури. Их получают из смеси порошкообразного стекла и цветных оксидов металла (окись меди, кобальт, марганец). Цветовая гамма — насыщенных ярких синих, розовых, желтых, зеленых тонов. Качество работы свидетельствует о мастерстве опытного живописца, оно не уступает лучшим образцам европейских художников. Декоративные накладные ручки в виде обнаженных полуфигур юноши и девушки в окружении плодов и цветов — из золоченой бронзы.
У зеркальных боковых граней столба на мраморных полочках — две парные вазы в форме «медицис», напоминающие античные кратеры, с сюжетом «Птицы Америки». На внутренней стороне вазы — надглазурная синяя марка «Н I», которая свидетельствует о времени ее изготовления. В центре тулова вазы, на темной коричнево-вишневой поливе, на фоне романтических пейзажей изображены сидящие, летящие и плавающие фантастические птицы.
В 1847 году в «Лавке древностей» на Волхонке у купца 2-й гильдии Гаврилы Волкова вице-президент Московской Дворцовой конторы Боде купил крупную партию предметов из фарфора и мрамора, которые были использованы в оформлении интерьеров жилых и парадных апартаментов дворца. Среди них — вазы, карсель- ские лампы, канделябры и часы работы французских мастеров первой половины XIX века. Большая часть этих вещей использовалась в украшении гостиной императрицы. Особое внимание привлекают две парные вазы в форме кувшина с узким горлом и завершением в виде короны, их декоративные бронзовые ручки выполнены в виде летящих птиц. На бирюзовом (bleu ce'leste) фоне, характерном для севрской мануфактуры, на белом фоне в резервах на лицевой стороне изображены сюжеты с амурами, с тыльной стороны — букеты цветов. Цветовая гамма росписи — полихромная, с преобладанием сиреневого, зеленого, розового, голубого, желтого и красного цветов. Резервы оформлены великолепными картушами, многослойная роспись золотом создает эффект выпуклости, но позолота хотя и обильная, однако более плоскостная, чем на изделиях мануфактуры XVIII века.
И все-таки большинство предметов, использованных в украшении интерьеров Большого Кремлевского дворца, выполнены в Петербурге. 1810—1820 годы — время расцвета Петербургского императорского завода. Во главе всех художественных работ был поставлен профессор Академии художеств Степан Степанович Пименов. Лабораторией руководил Василий Воинов, сын Никиты Воинова, ученика Дмитрия Виноградова. Из русских живописцев, работавших там, самыми известными были Иван Командер и Алексей Канунников. В этот период на заводе работали севрские художники Адам (Adam) и Жак Франсуа Свебах (Jacques Francois Swebach). Техническое и художественное качество изделий в этот период достигло самой высокой степени и по уровню не уступало качеству изделий европейских заводов. В это же время развернулась коммерческая деятельность предприятия. В 1808 году было запрещено ввозить фарфор из-за границы, что, безусловно, способствовало расширению производства на русских мануфактурах. Изделия Петербургского завода стали возить на Нижегородскую ярмарку, в 1810 году организовали комиссионную продажу в Риге. В 1819 году была открыта вторая лавка в Гостином дворе и в 25 губерниях, в Москве продукцией завода торговала «Лавка древностей» купца Волкова.
Шедевром, безусловно, можно назвать огромную вазу «Римский цезарь, принимающий лавровый венок», выполненную на заводе в это время. Она была сделана в форме «фюзо» (веретено) с декоративными бронзовыми ручками в виде крылатых девушек. Ее размер — 195 см, размер ручек — 93 см. Ваза подписная, в нижней части на лицевой стороне резерва стоит: «Н. Adam f/t 1809» (Анри Адам, сделано в 1809 г.). Француз Анри Альберт Адам, художник по росписи фарфора, работал в Петербурге с 1808 по 1816 год. Эта ваза — одна из немногих сохранившихся его работ. Модель формы сделал профессор Пименов, ручки — бронзовщик Пьер Ажи. Увлечение античностью сказалось не только на форме вазы, но и на ее росписи. В ее центре на белом фоне изображена фризовая многофигурная композиция. В правой части, под балдахином, сидит императорская чета, перед ними — коленопреклоненный юноша, подносящий им лавровый венок. Рядом — семь мужских и женских фигур в разных позах. На тыльной стороне вазы, вокруг статуи крылатой Победы, девять танцующих и играющих на музыкальных инструментах фигур. Горло вазы крыто золотом с гравированным орнаментом в виде цветов, пальметок и танцующих крылатых фигур, держащих венки. В такой же технике оформлена нижняя часть вазы. Цветовая гамма росписи — полихромная с преобладанием пастельных тонов: охра, оливковый, светло-сиреневый, красный и синий. Подобные вазы можно увидеть и в коллекциях французских музеев, но работа петербургских мастеров превосходит мастерство французов и по форме, и по качеству исполнения. Сложная композиция, тончайшие цветовые нюансы свидетельствует о незаурядности высокопрофессионального умельца.
Интерьер кабинета императрицы — пример убранства апартаментов в духе французских дворцов эпохи «буль». Драпировки, обивка стен и мебели были выполнены из «шелковой малиновой материи с золотом» (историческая ткань не сохранилась). Насыщенный цветовой колорит ткани соответствовал и мебели, сделанной из темного дерева с инкрустацией панцирем черепахи, латунью и перламутром. Выбор фарфоровых ваз соответствовал насыщенной цветовой гамме комнаты. Пристенные торшеры украшали двумя парами ваз. Описание двух ваз в китайском стиле с крупными цветами сохранилось только в описи имущества дворца. Две другие, изготовленные на Севрской мануфактуре, были куплены в 1848 году у князя Сергея Михайловича Голицына за 857 рублей серебром. Они выполнены в форме «медицис», крытьё — черного цвета. Многофигурные композиции, украшающие корпус ваз, используют сюжеты гомеровских «Одиссеи» и «Илиады», о чем свидетельствуют надписи, выполненные золотом на зеленом фоне. На подножии в центре ваз надпись «Biranger». На внутренней стороне — марка Севрской мануфактуры: две обращенные друг к другу латинские буквы «Ь» под короной (но в отличие от старого Севра, они не голубого, а серого цвета).
На втором этаже в западной части Большого Кремлевского дворца располагались парадные апартаменты — тронный Екатерининский зал, парадная гостиная и опочивальня. Предназначались они для приема особо почетных гостей, поэтому и было так помпезно их убранство: массивная золоченая мебель, парчовая ткань в обивке мебели и стен, бронзовые и хрустальные светильники. В парадной гостиной императрицы для дополнительного освещения использовали три массивных фарфоровых торшера. Среди них эффектно выделяется размерами, экзотической формой и росписью торшер в японском стиле, выполненный в Петербурге. Директор ИФЗ Языков в мае 1848 года «велел большую фарфоровую вазу с канделябрами отправить в Московскую Дворцовую контору». В описи имущества дворца 1855— 1856 годов в этой комнате значится «канделябр фарфоровый зеленого цвета на 66 свечей с 3-мя чашами для цветов в японском стиле». Торшер стоит на массивном деревянном золоченом постаменте с металлическими корытцами для цветов. Стоян торшера — сложной формы, с четырьмя бронзовыми ободками в месте крепления фарфоровых деталей. Корпус его оформлен накладными бронзовыми фигурами сатиров, держащих процветший стебель, который завершается фарфоровой чашей в форме низкого кратера. Венчает стоян многоярусная конструкция кронштейнов с профитками для свеч и вазонами со стеклянными плафонами. Все фарфоровые части торшера сплошь украшены растительным орнаментом. На черном фоне, почти закрывая его, изображены зеленые листья, розовые, голубые и желтые цветы. В центре каждой детали стояна с обеих сторон — резервы с изысканным цветочным орнаментом на белом фоне.
В нишах восточной части гостиной сначала предполагалось поместить мраморные скульптуры, но, вероятно, для лучшего освещения комнаты были использованы 2 торшера. В описи имущества о них говорится: «канделябры фарфоровые на манер японских с фигурами китайцев». Документы о месте их изготовления пока не найдены. Возможно, торшеры тоже сделаны в Петербурге, но в их сборке использовали привозные китайские вазы, а бронзу — местного производства. Подобный торшер с бронзовыми драконами из Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге выполнен в мастерской Ф. Шопена в 1840-е годы. Может быть, бронзовое оформление кремлевского светильника изготовлено этим же мастером. Стоян торшера состоит из 3 ваз разного размера и формы. Два яруса кронштейнов завершаются 6-ю одинаковыми вазами со стеклянными плафонами. Бронзовые кронштейны выполнены в виде крылатых драконов, к каждой фарфоровой тарели светильника прикреплены бронзовые колокольчики. Завершается стоян фигурой сидящего китайца под зонтиком. Декоративные бронзовые ручки также оформлены в виде крылатого дракона. Фарфоровые части торшеров украшены росписью — на светло-голубом фоне изображены экзотические цветы, летящие птицы, бабочки, жуки, куропатки. Цветовая гамма с преобладанием кобальта, красного и золота.
Интересная коллекция предметов прикладного искусства сформировалась в апартаментах Их Высочеств — наследника престола и его супруги, — которые располагались к западу от Большого Кремлевского дворца и соединялись с ним переходом, в котором был зимний сад. Среди достопримечательностей убранства комнат были подлинные произведения искусств — мебель «буль», гобелены XVIII века со сценами из истории Дон Кихота, живописные полотна в Картинной галерее апартаментов. Из обширного собрания в ней сохранилось 8 фарфоровых ваз. Две из них, «Лютнисты», были перенесены в резиденцию из кабинета императрицы на Собственной половине. Выполнены они на Петербургском фарфоровом заводе, в нижнем правом углу — подпись «А.Тичагин. 1849 год». Вазы — овоидной формы с двумя волютообразными массивными золочеными ручками, крытьё бирюзового цвета с белыми отводками. Плечики и основание вазы украшены лепным акантовым орнаментом с обильной позолотой. В средней части корпуса каждой вазы, в прямоугольном резерве, изображены лютнисты. В конце XVIII века многие европейские мануфактуры, добившись больших успехов в изготовлении фарфора и красок для росписи, увлеклись копированием на фарфор живописных произведений. Эти тенденции характерны и для Императорского фарфорового завода в первой половине XIX века. В росписях ваз петербургские мастера в 1830—1850 годы часто использовали картины известных художников.
Судя по живописным работам XIX века — «Картинная галерея в Апартаментах» и «Разрез картинной галереи апартаментов Их Высочеств в Большом Кремлевском дворце», в галерее резиденции было 6 ваз, они и сегодня здесь хранятся. Есть архивные свидетельства о
том, что к освящению Большого Кремлевского дворца в 1849 году в оформлении обходной галереи Александровского и Андреевского залов были использованы 9 ваз «из старого Большого дворца». Согласно документу, их поместили здесь на время и, возможно, после завершения строительства апартаментов цесаревича 6 ваз были перенесены в картинную галерею. Оформление и росписи ваз связаны с любовной тематикой, так что их размещение в апартаментах семьи наследника престола вполне закономерно. 4 вазы выполнены на Императорском фарфоровом заводе, и по публикации Вольфа, две из них датируются 1840-ми годами. Хотя возможна и более ранняя датировка — первая треть XIX века. Произведения петербургских мастеров того периода стали своеобразной классикой отечественного фарфора. Композиции выполнены в стиле, который удовлетворял эстетические вкусы общества того времени.
В соответствии с классическими канонами композиции построены на соразмерности всех частей — горла, ножки, разделение живопр ных и золоченых поверхностей на корпусе.
Две парные вазы «Продавщица амуров» получили такое название условно — по оформлению бронзовых ручек. Сидящая молодая женщина в античном хитоне держит правой рукой амура за крыло. Прототипом сюжета могло быть живописное полотно французского
художника Жозефа Мари Вьена «Торговка амурами» («La marchande d’amours»), написанное в 1763 году. Композиция и поза женщины на картине и вазе — не случайное сходство, а сознательное копирование, что было достаточно распространено в русской вазовой росписи середины XIX века. На каждой вазе в верхней части в 2-х живописных резервах помещены изображения пары животных или птиц, запряженных в колесницу, которой управляет крылатый амур. На одной вазе, на черном фоне резерва, изображены тигр с тигрицей, на другой стороне — пара белых лебедей. На второй вазе — пары: олень с ланью и коза с козлом. Между резервами помещены орнаментальные композиции, фланкированные двумя гермами в виде полуфигур обнаженных сфинксов, выполненные в технике гризайль (живопись, имитирующая скульптурный рельеф). Остальные части вазы украшены росписью полированным золотом в виде стилизованных в античном стиле растений и пальметт по матовому золоченому фону. Художники по фарфору Императорского завода часто использовали сюжеты с изображением парных животных и птиц в украшении ваз и плакеток.
Особенно хороша живопись на вазах «Телеграф любви» и «Волшебный фонарь». Они тоже в форме «фю- зо», с накладными бронзовыми ручками в виде амуров, сидящих на колчанах со стрелами. В верхней части корпуса — два резерва с живописными изображениями. На одном резерве — сценка «Телеграф любви». В центре, на фоне раскидистого дерева, спиной к зрителям стоит обнаженный амур с сиреневыми крыльями. Левой рукой он держит стрелу, прикрепленную к луку с горящим факелом. Правая рука и взгляд амура обращены к коленопреклоненной девушке. В левой части композиции — на высоком противоположном берегу реки — изображен амур, передающий полученны сигнал юноше, который стоит в глубине поляны. Во втором резерве — «Игра в кегли». На фоне античного пейзажа — колоннады, герм, фонтана — изображены девушка на корточках, играющая в кегли, и амур, наблюдающий за игрой. Не менее интересна и ваза «Волшебный фонарь». В одном резерве — амур, показывающий через волшебный фонарь сценки, рассказывающие о разделенной и неразделенной любви. Картинка проецируется на пьедестал статуи, к которому прислонены лира и колчан со стрелами. На другом резерве — сценка на тему неразделенной любви. На фоне античного пейзажа, в центре, сидит юноша, который удерживает за руку порывающуюся уйти девушку. У ног ее — упавшая корзина с розами. Над ними изображен коршун, преследующий голубку. Композиции, расположенные на выпуклой части корпуса вазы, свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве автора. Построены они со знанием законов перспективы и объема. Мастер использует изысканную гамму сиреневых, голубых, оливковых, желтых тонов, передавая тончайшие нюансы цвета. Между живописными резервами, в двух прямоугольных рамах, — крупный орнаментальный узор в виде растительных побегов и маскаро- нов (орнаментальный мотив, напоминающий античную маску в форме стилизованной головы). При минимуме использованного материала — цветное золото, матовые и полированные поверхности — создается удивительно богатый цветовой эффект.
Украшением коллекции считается изящная пара ваз «Вакханки». Декоративные бронзовые ручки выполнены в виде сидящих юных крылатых вакхов с виноградными венками на головах и в накинутых на плечи шкурах пантеры. В верхней части корпуса — фризовая композиция с хороводом пышнотелых вакханок в ярких хитонах. На одной вазе у них в руках — гирлянда роз, на другой - лоза с кистями винограда. Лоза винограда — это символ бога виноделия Диониса, а вакханки — его веселые спутницы. Фигуры и одежды девушек с розами более спокойны и скромны, чем у девушек с виноградной лозой.
На второй вазе они выглядят более раскрепощенными, их одежды ярче и танец темпераментнее. Живописец потрясающе владеет цветом, густые плотные мазки чередуются с тончайшими лессировками. Нижняя часть корпуса — густо золоченая с росписью в серо-бежевых тонах. Между двумя гермами в виде полуфигур девушек в легких прозрачных хитонах, на гирляндах, которые они держат в руках, изображены 2 качающихся крылатых гения с атрибутами славы (факел и лавровый венок) и мира (белые голубки).
Для искусства эпохи историзма характерно обращение к старым образцам. И в убранстве интерьеров Большого Кремлевского дворца представлены высокохудожественные изделия, напоминающие разные эпохи — рококо, восток, ампир, классику. Но используя элементы, характерные для разных стилей, в целом мастера создавали оригинальные и неповторимые произведения. Поэтому коллекция фарфора вполне соответствует общей стилистике дворца.
Наталья ВЬЮЕВА
Фото Игоря НАРИЖНОГО.
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2004 1-2 (14)