В год трехсотлетнего юбилея династии Романовых император Николай II сделал своей августейшей супруге Александре федоровне изысканный подарокна Ласку — золотое, усыпанное алмазами яйцо с Миниатюрными портретами царствовавших представителей фамилии.
Оно было заказано у знаменитого придворного ювелира ‘Карла Фаберже, каки прочие драгоценные пасхальные яйца с сюрпризами, которые Мастер стал делать еще в 1885 году.
Тогда император Александр III преподнес своей супруге Марии Федоровне золотое яйцо, покрытое белой эмалью, с золотой пестрой курочкой внутри, содержавшей в себе обсыпанную бриллиантами крошечную императорскую корону, и рубиновое яйцо-брелок, которое «душка Минни» могла носить на цепочке. «Курочка» так понравилась царице, что с тех пор затейливое яйцо от Фаберже стало традиционным семейным подарком на Пасху. При жизни Александра III мастера фирмы создавали одно императорское пасхальное яйцо в год, а после восшествия на престол его сына Николая II — два. Новый царь решил заказывать к Пасхе роскошный подарок не только для матери, но и для жены — молодой императрицы Александры Федоровны. На протяжении тридцати двух лет Карл Фаберже предоставил царской семье пятьдесят пасхальных яиц, которые в литературе называют императорскими. Восемь из них бесследно исчезли в 1920—1930-е годы, и, к сожалению, об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Это яйца, которые были подарены Марии Федоровне в 1886, 1888, 1889, 1896,1897,1902,1903 и 1909 годах. Высказывались предположения по поводу отдельных изделий, претендующих занять пустующую нишу, но окончательных выводов так и не было сделано, и для специалистов это осталось гипотезой1. Как пропавшие яйца приблизительно выглядели, можно представить только по весьма кратким описаниям в денежных счетах, которые Карл Густавович посылал Его Императорскому Величеству. Что же касается яиц 1903 и 1909 годов, то сохранились их черно-белые старинные фотографии, на которых подарки видны во всех подробностях.
Самым большим собранием императорских пасхальных яиц в мире является коллекция Музеев Московского Кремля, насчитывающая десять произведений, часть из которых посвящена важнейшим событиям в жизни империи и царской семьи: знаменательному путешествию на Восток цесаревича Николая Александровича — будущего императора, постройке Транссибирской магистрали, визиту царской семьи в древнюю первопрестольную Москву, событиям войны с Германией.
В год нынешнего, четырехсотлетнего юбилея династии Романовых, когда современные российские ювелирные фирмы создают свои версии пасхальных произведений на эту тему, уместно еще раз вспомнить великолепное произведение Карла Фаберже 1913 года, украшающее экспозицию национальной сокровищницы — Оружейной палаты.
Репрезентативный пасхальный подарок посвящен важнейшей политической теме, поэтому его украшает множество элементов государственной символики. Яйцо имеет подставку — литого серебряного трехстороннего двуглавого орла со скипетром, державой и мечом в лапах из золоченого серебра, укрепленного на основании в виде миниатюрной копии государственного щита, являвшегося частью царских регалий с конца XVII века2. Она изготовлена из пурпуринового стекла, передающего поверхность вишнево-красного бархата, в то время как крошечные накладные украшения с эмалевыми каплями имитируют накладки из нефрита и горного хрусталя с драгоценными камнями, укрепленные на деревянном, обтянутом бархатом средневековом щите. Золотая «скорлупа» яйца покрыта белой прозрачной переливчатой эмалью по гильоши- ровке и затянута золотой ажурной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов, каждая деталь которых отличается исключительной тонкостью и отчетливостью. Ювелиры мастерской Г. Вигстре- ма — главной в огромной империи Фаберже — блестяще использовали декоративный прием, называемый специалистами «cagework» (каркас, сетка, решетка).
Основным украшением пасхального шедевра 1913 года служат восемнадцать миниатюрных акварельных портретов, исполненных на пластинах из слоновой кости, в рамках из алмазов огранки «роза». На пасхальном яйце изображения представителей династии помещены в хронологическом порядке, мастера отступили от него только раз: портрет Николая II находится между портретами его отца Александра III и Петра I. Можно только гадать, что заставило Фаберже поместить Петра Великого в центре яйца, рядом с изображением царствовавшего монарха. Вряд ли это было вызвано особым желанием самого Николая II: как известно, он испытывал «антипатию к великому реформатору», которая, по мнению современников, «гнездилась в природе царя». Николай II недолюбливал своего предка «за его увлечения западною культурою и попирание всех чисто русских обычаев»3. Но в глазах Карла Фаберже, как и многих тысяч других потомков тех иностранцев, которые приехали служить России по зову царя- реформатора, фигура Петра I обладала несомненной привлекательностью и значительностью.
Миниатюрные портреты монархов, исполненные художником-миниатюристом Василием Зуевым, отличаются изощренностью технического исполнения, отточенностью и законченностью письма, скрупулезностью в изображении костюмов и аксессуаров. Кладовая камеральной части Кабинета Его Императорского Величества, ведавшего имущественными делами августейших особ, располагала большим запасом портретных миниатюр, особенно царствовавших императоров и членов их семейств. Образцами для портретов служили официальные фотографии. Эти миниатюры являлись идеальным дополнением драго- [ ценных вещей и главным атрибутом так называемых «кабинетских» изделий — официальных царских подарков, которые жаловали подданным империи и иностранцам за заслуги перед царем и государством, а также по случаю различных памятных дат, торжеств и праздников, например, Рождества, Пасхи или тезоименитства государя. На наш взгляд, именно широкое использование миниатюры для украшения «кабинетских» произведений натолкнуло Фаберже на мысль ввести их и в другие произведения: императорские пасхальные яйца, фантазийные предметы и настольные художественные украшения. В первое время портретная миниатюра имела в изделиях Фаберже прикладной характер и находилась на вторых ролях. Так, в более ранних яйцах миниатюры украшали сюрпризы: сердечки, ширмочки, трех- и четырехлистники, спрятанные внутри пасхальных подарков. Сначала нужно было достать сюрприз и привести в действие механизм, после чего взгляду открывались портреты, изображения царских дворцов и яхт. Но постепенно миниатюра выдвигалась на первый план и становилась главным средством художественной выразительности. Наиболее яркие примеры — яйцо «Трехсотлетие дома Романовых» и яйцо «Пятнадцатилетие царствования» 1911 года4, поверхность которого также покрыта множеством портретов и многофигурных повествовательных композиций, исполненных художником-миниатюристом Василием Зуевым. Трудно согласиться с мнением Г.Н. Комеловой, считавшей, что развитие фотографии, оттеснившей все виды миниатюры, привело «в конце концов почти к полному исчезновению этого вида искусства» 5. Далее она пишет, что отдельные мастера по-прежнему работали в этой области, создавая «в технике эмали маленькие портреты», ошибочно называя в их числе имя В.И. Зуева, писавшего акварелью6. Заблуждение известного музейщика и замечательного специалиста можно понять: тончайшая, сплавленная манера письма Зуева, плотность цвета и законченность его миниатюр действительно делают их несколько похожими на живопись по эмали. Можно признать, что с середины XIX века миниатюрная живопись находилась в известном упадке, но благодаря придворным ювелирам К. Гану, Ф. Кехли, и прежде всего великому К. Фаберже, создававшим многочисленные ювелирные произведения с акварельными миниатюрами на кости, это изысканное искусство, развивавшееся в рамках придворной культуры, вновь стало полноправным явлением в художественной жизни на рубеже XIX—XX веков.
Внутри яйца укреплен вращающийся сюрприз — стальной синий вороненый шар, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полуша- рия. На одном — цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 года, на другом — в границах 1913 года. Сюрприз яйца наглядно иллюстрирует мысль, что за триста лет правления Дома Романовых Государство Московское стало обширной Российской империей, раскинувшейся на огромных просторах. Яйцо, посвященное юбилею династии, является своеобразным овеществленным политическим манифестом эпохи, когда Российская империя находилась в ряду первых держав мира. Она осталась запечатленной в виде многоцветного золотого узорочья на одном из пасхальных шедевров великого мастера.
Император заплатил за это яйцо ювелиру внушительную сумму — 21300 рублей. Роскошное, покрытое платиново-бриллиантовой изморозью хрустальное яйцо, подаренное в том же году матери, обошлось Николаю II дороже — в 24 600 рублей. Оба счета были опубликованы в 1997 году в книге Татьяны Фаберже, Линнетт Г. Пролер и Валентина В. Скурлова «Императорские пасхальные яйца Фаберже» 7, выход в свет которой стал возможен благодаря знаменитому аукционному дому Christie's.
Для специалистов счета представляют огромную ценность: они в ряде случаев позволяют точно датировать некоторые императорские шедевры, понять их особенности, в том числе отсутствующие ныне детали и части сюрпризов. Более двадцати лет тому назад нами были опубликованы счета на некоторые яйца, хранящиеся в Музеях Московского Кремля8. Один из них позволил выяснить, каков был сюрприз изысканного яйца «Клевер», подаренного Николаем II супруге, состоящего из золотых ажурных трилистников с прозрачной зеленой эмалью и бриллиантами. В Оружейную палату оно поступило уже пустым, но из счета царю стало ясно, что внутри находился большой четырехлистник клевера — символ удачи и счастья, чьи лепестки были выложены двадцатью тремя крупными бриллиантами и алмазами огранки «роза» и украшены четырьмя миниатюрами, по всей вероятности, царских дочерей.
Что же касается счетов за императорские яйца предыдущего, 1912 года, как и следующих — 1914и1915 годов, то они до сего времени были не найдены и, соответственно, не обнародованы. В этой статье нам хочется, наконец, обнародовать важнейшие документы и заполнить доселе пустующие ниши. Публикация стала возможной благодаря помощи Сергея Павловича Балана — заместителя директора Государственного архива Российской Федерации, указавшего нам на ценную бухгалтерскую книгу фирмы. Итак, запись в ней по поводу так называемого «Наполеоновского» яйца, подаренного императрице Марии Федоровне сыном — императором Николаем II9, имеет две даты — 24 марта и 26 июня 1912 года, видимо, когда пасхальный подарок был оплачен царем. Созданное по поводу 100-летней победы над Наполеоном, яйцо содержит внутри ширму с изображениями тех полков, шефом которых была императрица Мария Федоровна. Мы публикуем описание с сохранением орфографии и пунктуации, но с нашими добавлениями и комментариями: «Большое яйцо «Empire» зол[отое], зел[еной], кр[асной] и опал[овой] эм[али] 2 брилл[ианта] 4556 роз, внутри шестистворная ширмочка с шифр[ом] Ея Величества и 6 миниатюр (работа В.И. Зуева) полков шеф под (? — нечетко. — Т.М.) ЕИВ Гос. Имп. Мария Федоровна.
1) II Восточно-Сибирский стрелковый Ея Вва полк (имеется в виду 11-й Восточно-Сибирский полк. — Т.М.)
2) II Уланский Чугуевский Ея Вва полк (имеется в виду 11-й Уланский Чугуевский полк. — Т.М.)
3) 2ой Драгунский Псковский Полк
4) Гвардейский Ея Величества экипаж
5) Л. Гв. Кирасирский Ея Вва полк
6) Кавалергардский Ея Вва полк//22300 — »10.
Что же касается лазуритового яйца «Цесаревич» с портретом наследника внутри, подаренного Николаем II в 1912 году супруге Александре Федоровне11, то оно стоило дешевле яйца ее свекрови. Его описание таково: «Большое яйцо в ст[иле] L XIV (Людовика XIV. — Т.М.) из лапис лазули, орнам[ент] чек[анного] мат[ового] зол[ота]. 1 брилл[иант] и 1 кр. [крупная?] роза, внутри двуглавый орел платинов[ый] с 1871 роз[ами] и двусторонняя] миниатюра ЕИВ. Наследника Цесаревича работы Зуева». // 15.800 - »12.
Оба яйца — «Наполеоновское» и «Цесаревич» — поступили в Оружейную палату в 1927 году, но уже в 1930 году были изъяты из музея и выданы конторе «Антиквариат» для реализации на заграничных рынках.
Яйца, сделанные к Пасхе 1914 года, были последними подарками мирного времени. Подчеркнуто изысканные, они украшают коллекцию Ее Величества королевы Великобритании Елизаветы II (яйцо Александры Федоровны) и собрание Музея Хиллвуд в Вашингтоне (яйцо Марии Федоровны).
Текст описания яйца для Александры Федоровны местами неразборчив: «Большое яйцо плат[иновое], ажурн[ой] раб[оты] вышитое по канве (? — неразборчиво. — Т.М.) из 7 медальонов и бортов в виде пестрой вышивки состоящей из 5300 камней (1 адуляр, 329 брилл[иантов], 775 роз, 682 жемч., 35i4 изумр[удов], рубин[ов] сапфир[ов] хризол[итов] топаз[ов] аметист[ов] альмандин[ов]. Под адуляром шифр Ея Вва А0 и 1914. Внутри яйца на золот[ой] подставке с эмалью овальная рамка из эм[алевых] листочков с 18 жемчугами, 2 брилл[иантами], 692 роз[ами] и 213 хризол[итами]. Над рамой Императорская] корона в рамке с одной стороны 5 портретов Их Императорских] Высоч[еств]. Работа «еп grisaille» на розовом фоне, с другой стороны на слоновой кости мотив (? — нечетко. — Т.М.) L XVI (Людовика XVI. — Т.М.) с именами Их Высочеств под горн[ым] хрусталем. 28 300 — »13.
Это чудесное яйцо, проданное из собрания Оружейной палаты в 1933 году, является одним из самых изысканных и необычных по дизайну. Его автором была художница Альма Пиль, решившая произведение в духе дамского рукоделия. Тончайшая ажурная скорлупа яйца выполнена из платины, представляя собой канву, как будто бы вышитую цветными нитками, изображенными при помощи нескольких тысяч драгоценных камней.
Яйцо, подаренное Марии Федоровне в 1914 году, описано следующим образом: «Большое яйцо чекан[ого] золота «quatre couleurs» (четырехцветного золота. — Т.М.)
с арматурой в ст[иле] L XVI (Людовика XVI. — Т.М.) на эмалев[ом] фоне с 8 медальон[ами] работа «еп grisaille» (гризайль. — Т.М.) на розов[ом] фоне, сюжет наука и искусство, с 2 брилл[иантами], 1008 роз, 509 жемчуж[ин] под 1 брилл[иантом] шифр Ея Вел. М.Ф. под другим бриллиантом] 1914. Внутри яйца «chaise porteurs» (портшез. — Т.М.) зол[отой] покрыт[ый] эмалью окна горн[ого] хруст[аля], внутри эм[алевая] фигура Имп. Екатерины II «chaise porteurs» (портшез. — Т.М.) держат 2 автоматически двигающихся арапа эмалев[ой] работы. 26800 — »14
Яйцо «Гризайль», проданное из собрания Оружейной палаты в 1930 году, относится к числу избранных пасхальных шедевров фирмы К. Фаберже, имеющих вынимающиеся заводные механические сюрпризы (таких яиц среди пятидесяти императорских и десяти, сделанных для других клиентов, — только пять). К сожалению, заводной движущийся сюрприз, представляющий собой портшез с Екатериной II, который несут два мавра, ныне разделен с яйцом и находится в другой коллекции. Восхищенная I этим великолепным яйцом, императрица Мария Федоровна назвала Карла Густавовича Фаберже «настоящим, несравненным гением нашего времени».
Яйца следующего, 1915 года уже не были столь роскошны, как предыдущие. Царская семья не считала для себя возможным в тяжелое военное время обмениваться помпезными и дорогостоящими подарками, к тому же свои личные средства они тратили на устройство госпиталей в своих резиденциях и санитарных поездов. Многих мастеров фирмы К. Фаберже, раньше выполнявших сложные императорские заказы, забрали на войну, что тоже отра- i жалось на работе царской фирмы. Яйца для Александры | Федоровны и Марии Федоровны были посвящены работе женщин семейства Романовых сестрами милосердия, поэтому они оба так и называются — «Красный крест»15. Яйцо для супруги Николая II описывается следующим образом: «Яйцо-складень бел[ой] опалов[ой] эм[али] с 2 рельефными] крест[амии] кр[асной] эм[али] 2 миниатюры Ве- лик[их] Княжен Ольги и Татьяны и 3 образка (Воскр[е- i сение] Хр[истово] Св. Ольга и Св. Татьяна) работы Зуева, !
в футляре 3600 — »16. Дата — 19 июня 1915 года.
Яйцо, выполненное в виде трехчастного складня, I в центре украшено изображением Воскресения Христова, а на боковых створках — образами святой Ольги и святой Татьяны, тезоименных святых старших царских дочерей. Что же касается портретов Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны в облачениях сестер милосердия, то они помещены на внешней поверхности яйца-складня, в середине накладных крестов красной I эмали.
Несколько дороже стоило яйцо «Красный крест» для Марии Федоровны, внутри которого находился сюрприз- ширмочка с пятью портретными миниатюрами: «Яйцо — белой опалов[ой] эм[али] с 2 кр[асными] крест[ами] и славянск[ою]... (неразорчивое слово, скорее всего — «над- : писью». — Т.М.) на пояске, ширма (внутри яйца) бел[ой] опал[овой] эм[али] и зол. отд. (неразборчиво, видимо, «золотая отделка». — Т.М.). 5 миниатюр Высочайших сестер милосердия, работы Зуева (Гос. Имп. Александра Федоровна, Вел. Княжна Ольга Николаевна, Вел. Княжна Татьяна Николаевна, Вел. Кн. Ольги Александровны и Вел. Кн. Марии Павловны). 3875 — »17.
Значение этой книги трудно переоценить: в ней не только приводится стоимость знаменитых произведений, но и упомянуто имя знаменитого художника-миниатюриста Василия Ивановича Зуева, принимавшего участие I в создании и этих произведений.
К сожалению, ведение записи царских покупок заканчивается в феврале 1916 года. Последним описана «камен- ■ ная фигурка казака» стоимостью 2050 рублей. Указан ее инвентарный номер — 25014. Ценный документ позволил нам пролить свет на историю создания одних из самых совершенных произведений фирмы К. Фаберже — императорских пасхальных яиц.
Татьяна МУНТЯН
АНТИКВАРИАТ, ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ №12 (112) декабрь 2013