Стиль Людовика XVI
Инициированный переходным стилем , возврат к античности был углубленным и окончательным в стиле Людовика XVI .
Пропорции и объемы были сбалансированы, элегантность - сдержанной и утонченной: после злоупотребления изогнутыми линиями и асимметрией в стиле рококо вернулись прямые линии и простота форм. Таким образом, Малый Трианон, подаренный королем королеве Марии-Антуанетте в 1774 году, спроектированный Анж-Жаком Габриэлем, является хорошим примером стиля Людовика XVI: его вдохновение исходит из греческой античности, его линии прямые, но, тем не менее, в нем присутствует определенная идея легкости.
Это возвращение к античности совпало с открытием руин Помпеи и Геркуланума: около 1750 года началось настоящее увлечение греко-римской архитектурой и украшениями. Было издано большое количество книг, посвященных Античности, художники ездили в Неаполь изучать раскопанные предметы и рисовать фрески; Пантеон, руины или даже античные статуи, хранимые папой римским, такие как Аполлон Бельведерский или Лаокоон, стали известны благодаря альбомам. Археолог Винкельман, безоговорочный защитник греческого искусства, которое он определил как “благородную простоту и спокойное величие”, в дальнейшем вдохновлял поколения художников, архитекторов и теоретиков искусства, таких как Жак-Луи Давид, Бенджамин Уэст, Лессинг, Гет и Шиллер.
В простоте и “пасторальных” изображениях стиля Людовика XVI можно обнаружить его склонность к природе. В то время, когда были построены первые коттеджи, Руссо пишет “La Nouvelle Heloïse” и "Bernardin Paul et Virginie", два сентиментальных романа, которые стали источниками вдохновения для декоративно-прикладного искусства. Стиль кантри того времени хорошо иллюстрируется королевским хутором при Версальском дворце, миниатюрной деревушкой в буколическом стиле, которую король подарил Марии-Антуанетте в 1782 году.
Таким образом, античные мотивы и любовь к природе объединились в архитектуре, внутреннем убранстве и мебели: деревенские и сентиментальные символы сочетались со строгой античностью под влиянием философов Руссо и Дидро. Многие орнаменты были заимствованы из флоры, и эта любовь к природе проявилась в декоре в виде венков из роз, корзин, пальметт, бантов и лент, снопов пшеницы, смешанных с луговыми цветами, или даже некоторых садовых инструментов, головных уборов пастушек или серпов. Эти мотивы были смешаны с античным репертуаром, в котором можно найти трофеи, греческие фризы, фризы с жемчужинами в виде сердечек и сердечками, стилизованные листья аканта. Их успех зависел от чуткости художника, которому нужно было адаптировать идею древности, которая была бы источником всех совершенств, к зданиям или элементам мебели в совершенно ином контексте.
Красное дерево использовалось в стиле Людовика XVI, в виде шпона, которая высоко ценится за однотонный цвет благодаря тонкой текстуре и вариациям прожилок, превосходно подчеркнутым работами Жоржа Жакоба. Другими видами древесины, которые использовались в настоящее время, были клены, амаранты и тисы. Жан Делафосс, Ризенер, Вайсвелер, Карлин, Леле, Сонье и Беннеман были одними из талантливых дизайнеров и мастеров-краснодеревщиков, которые отстаивали этот стиль. Обычная мебель была отполирована, а красивая - инкрустирована или облицована шпоном. В результате сотрудничества Готьера и Ризенера был достигнут гармоничный баланс между деревом и бронзой, которые были в центре декора того времени. Яркие цвета тканей были отброшены, а вышивка заменена лампасами с холодными отблесками. Яркость металлической позолоты была приглушена матовой позолотой, а секретеры и шифоньеры украшали тарелки из Севра или Веджвуда, прямоугольные или овальные.
Жан-Франсуа Леле (1729–1807), комод, 1772 г., Лувр, Париж.
Сидений было много, зачастую менее удобных, чем при Людовике XV, но более изящных и гармоничных. Как и в мебели того времени, ножки имели форму колонны, рифленой или спиралевидной, более тонкой у основания. Спинка была прямоугольной или овальной, а иногда частично открывалась, образуя форму лиры, воздушного шара или даже корзины. В моде были письменные столы-цилиндры, столешница которых при открывании стола закатывается внутрь предмета мебели. Столяр-краснодеревщик Ризенер, бесспорный мастер по изготовлению мебели для Людовика XVI, изготовил несколько таких предметов для короля. Витрины появились в то время, когда искусство стало доступно большему количеству людей. Использование позолоченной бронзы было массовым, и сегодня это изделие является одним из самых востребованных в 18 веке. Маятники, украшенные аллегорическими символами и формами, часто заимствованными из архитектуры - обелисками или даже триумфальными арками, - расцвели чрезвычайно быстро и украшали камины. У королевы появился вкус к обоям, и она предложила их двору, чтобы украсить интерьер, под эгидой известной мануфактуры Reveillon, которая располагалась в Париже, недалеко от Бастилии.
Королева Мария-Антуанетта, благодаря своим многочисленным заказам, и “маршаны-мерсье” (которые являются французскими предпринимателями) сыграли важную роль в развитии и распространении этого стиля. Маршаны-Мерсье, которые были одновременно антикварами и дизайнерами интерьеров, установили связь между богатыми комиссионерами и художниками: именно в их элегантные магазины в Лувре или на улице Сент-Оноре светские люди приходили за советом и обновлениями. их мебель.
Самые последние коллекции королевы или графа Конде выставлялись здесь, прежде чем попасть в Версаль, и модники быстро покупали что-нибудь похожее. Создавая и изменяя моду, они также оказали влияние на стиль этого периода.