Антикварные зеркала
Средневековое ручное зеркало из слоновой кости, 14 век
Начнем с середины XIV века с этого невероятного ручного зеркальца. Этот небольшой предмет размером всего 11 см на 10 см был средневековой версией сегодняшнего компактного зеркальца.
Зеркала в Средние века стоили невероятно дорого, и обладание даже небольшим зеркальцем в футляре с такой замысловатой и искусной резьбой было бы явным признаком богатства.
Корпус искусно вырезан из слоновой кости, которую пришлось бы доставить из самой Африки, что в ту эпоху было нелегкой задачей.
На нем изображена сцена ухаживания, мужчина и женщина охотятся с соколами, а четыре льва вырезаны по всему периметру. Мастерство работы превосходное.
Однако, что, пожалуй, наиболее поразительно в этом изделии, так это то, что при открытии оно не содержало бы кусок зеркального стекла, как мы могли бы ожидать, а, скорее всего, плоский, полированный кусок металла, например, меди или олова. Подобные металлические зеркала существовали примерно с 4000 г. до н. э., поскольку производство стекла еще не было достаточно развитым, чтобы придавать им плоские, ровные формы, необходимые для изготовления стеклянных зеркал.
Венецианское стеклянное зеркало, XVI век
Лишь в XV – XVI веках мастера венецианского острова Мурано, который в то время был главным мировым центром производства элитного стекла, разработали современный метод изготовления зеркал.
Пока венецианские мастера не усовершенствовали искусство изготовления зеркал, не существовало надежного способа сделать стекло плоским, прозрачным и имело одинаковую толщину. Например, древнеримские стеклянные зеркала были окрашены в зеленый цвет из-за железа, присутствующего в смеси.
Лучшее, что могли сделать стеклодувы в средние века, - это выдуть большой круглый стеклянный пузырь и отрезать от него цельный кусок выпуклой формы. Это означало, что зеркальные отражения будут искажены (как если бы вы смотрели на себя с обратной стороны ложки). Нетрудно понять, почему зеркала в то время часто ассоциировались с кошмарами и дьяволом.
Когда венецианские стеклодувы начали разрабатывать методы изготовления плоских стеклянных зеркал с серебряной основой (как большинство зеркал сегодня), они сразу же стали пользоваться большим спросом.
Эти два зеркала XVI века, оба из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, являются ранними образцами венецианских зеркал нового стиля.
Хотя по нашим меркам они крошечные – всего 7 см в диаметре каждое, стоили необычайно дорого.
Изысканный декор рам, с богатой инкрустацией из слоновой кости и металла, выделяет эти маленькие зеркала как предметы высокого статуса. Они, вероятно, были предшественниками великолепных венецианских зеркал 18-го и 19-го веков.
Зеркало из горного хрусталя и драгоценных камней, конец XVII века
В то время как венецианские стеклянные зеркала набирали популярность в Европе, мастера из других уголков континента все еще экспериментировали с альтернативными материалами для зеркал.
Следующий предмет, ранее принадлежавший самому королю Франции Людовику XIV, является, пожалуй, вершиной роскоши позднего Возрождения: зеркало, полностью состоящее из драгоценных и полудрагоценных камней.
Людовик XIV был известен своими экстравагантными вкусами и великолепной коллекцией предметов искусства и мебели: наверное, неудивительно, что у него было одно из самых эффектных и необычных зеркал того времени.
Само зеркало изготовлено из горного хрусталя, совершенно прозрачной разновидности кварца с высокой отражающей способностью.
Однако по-настоящему особенным является каркас изделия, выполненный из ограненных кусочков агата, рубинов, бриллиантов, гранатов, золота и эмали и украшенный миниатюрными камеями 12 римских императоров и богини Дианы.
Людовик XIV приобрел это зеркало в 1684 году, чтобы оно стало частью его исключительной коллекции гранильных изделий. Тот факт, что при изготовлении зеркала использовались такие великолепные материалы и исключительное мастерство, свидетельствует о том, насколько востребованными были зеркала в то время.
Это прекрасное изделие - результат сочетания экстравагантных вкусов с экстравагантными предметами.
Зеркальный зал, Версаль
Зеркальный зал, или «Galerie des Glaces», в Версальском дворце — это, пожалуй, одно из самых знаковых помещений в мире и центральный зал Версальского дворца. Строительство дворца, завершенное в 1684 году, стало большим триумфом Людовика XIV.
В современную эпоху это помещение, пожалуй, наиболее известно тем, что именно здесь в 1919 году был подписан мирный договор об окончании Первой мировой войны.
Зал получил свое название из-за 17 монументальных зеркальных арок, расположенных вдоль одной стены галереи, напротив 17 монументальных оконных арок, расположенных вдоль другой стены. Спроектировав его таким образом, архитекторы Людовика XIV пришли к новому назначению зеркал: усилению света в пространстве.
Поскольку зеркала напрямую отражали как дневной свет, льющийся из окон напротив, так и свет, исходящий от великолепных люстр в комнате, вся комната была постоянно наполнена светом.
В конце XVII века зеркала по-прежнему стоили невероятно дорого и оставались исключительной прерогативой венецианских стеклодувов.
Все это изменилось с Версалем: Людовик потратил огромные суммы, заманивая рабочих из Венеции во Францию, чтобы подготовить зеркала для дворца. Венецианцы, как утверждается, были настолько расстроены, что попытались отравить людей, которые их покинули.
Единственной технической трудностью, с которой столкнулись изготовители зеркал, был огромный размер каждого из них: из-за особенностей их методов производства было практически невозможно изготовить плоские зеркала размером более одного квадратного метра.
Их решение состояло в том, чтобы сделать каждую большую зеркальную арку из отдельных меньших зеркальных панелей: всего в Зеркальном зале насчитывается 357 зеркальных панелей.
Туалетное зеркало в стиле Буль маркетри, начало 18 века
Зеркальный зал был непохож ни на что, что мир видел раньше, ни по размерам, ни по размаху, но это не помешало мастерам продолжать изготавливать зеркала меньшего размера и с более замысловатой отделкой и зеркальные рамы.
Это зеркало начала 18 века высотой 78 см было спроектировано таким образом, чтобы стоять вертикально на столе.
Красивый узор маркетри на обратной стороне, изысканные крепления из позолоченной бронзы и экстравагантный выбор материалов – все это делает это зеркало таким же предметом высокого искусства, как и повседневный предмет.
Возможно, это зеркало принадлежит Бернарду I ван Ризамбургу, отцу Бернарда II, одному из ведущих художников-эбенистов, работавших в начале XVIII века, и одному из выдающихся имен в развитии французского рококо.
Однако его дизайн принадлежит еще более известному мастеру, работавшему в то же время, - Андре-Шарлю Булю. Задняя сторона зеркала украшена характерной инкрустацией из латуни и черепахового панциря в виде птиц и фигурок, а также другими вставками из перламутра, слоновой кости и рога.
Буль впервые опубликовал дизайн этого зеркала в книге рисунков между 1708 и 1720 годами; в коллекции Уоллеса есть очень похожее зеркало, приписываемое самому Булю.
Это зеркало было позже, в начале 19 века, приобретено английским герцогом Гамильтоном, страстным коллекционером мебели и предметов декора в стиле Буль.
Зеркало из немецкого серебра и позолоченного серебра, ок. 1710 г.
Европейское барокко конца 17-го и начала 18-го веков, так называемый "Век роскоши", породивший монументальные дворцы, подобные Версалю, и прославивший столяров-краснодеревщиков, таких как Андре-Шарль Буль, однако, прижился не только во Франции и Англии.
Наше следующее зеркало - шедевр южно германской металлообработки, выполненный из роскошных материалов, в том числе серебра, позолоченного серебра, черепахового панциря и слоновой кости с зелеными пятнами. Оно было изготовлено в знаменитом центре металлообработки в Аугсбурге, Германия.
Рама зеркала уникальна и удивительно красива благодаря вставкам из черепахового панциря и тонированной слоновой кости, а серебряные крепления на каждом из углов отличаются красивой затейливостью. Это зеркало поистине является вершиной мастерства серебряных дел мастеров начала 18 века.
И тот, кто заказал это зеркало, явно не пожалел денег на его изготовление, не в последнюю очередь потому, что высота зеркала достигает невероятных двух метров.
Считается, что это зеркало изначально было частью пары, созданной аугсбургским мастером по серебру Иоганном Валентином Геверсом, поскольку на нем изображены медальоны с аллегорическими изображениями двух из четырех континентов (Европы и Азии) и двух из четырех основных добродетелей (Воздержания и Благоразумия).
Считается, что два других символа каждого из них (Африка и Америка; Сила духа и справедливость) можно найти на другом зеркале, которое, к сожалению, теперь утеряно.
Тем не менее, это зеркало само по себе является великолепным произведением искусства и прекрасным напоминанием о том, чего могли достичь мастера по серебру начала 18 века.
Шотландское зеркало из позолоченного дерева в стиле шинуазри эпохи Георга III, 1760-61 гг.
А теперь перенесемся в XVIII век и рассмотрим это исключительное зеркало из позолоченного дерева, созданное в эпоху расцвета английского рококо.
Высота изделия составляет два с половиной метра. Впервые его изготовил для 7- го графа Уэмисса шотландский краснодеревщик Уильям Мэти.
Форма и рама изделия восхитительно пышны: изогнуты по всему периметру и украшены восхитительным рокайльным орнаментом из позолоченного дерева, вдохновленным природой.
Необычная форма зеркала также означает, что зеркальные панели пришлось формовать и вырезать очень тщательно и искусно.
Зеркала из позолоченного дерева становились все более популярными среди аристократических домов XVIII века , и сложность резьбы по дереву в сочетании с качеством позолоты выделяют это зеркало как один из лучших образцов.
Наиболее интригующими особенностями рамы зеркала являются тонко детализированные фигурки обезьян и птиц, украшающие ее стороны. Эти экзотические особенности являются самым явным указанием на то, что это изделие в стиле шинуазри , предназначенное для комнаты в китайском стиле .
В то время, когда было сделано это зеркало, Англия была на пике моды на шинуазри . Почти каждый крупный производитель в стране, включая легендарных мастеров, таких как Томас Чиппендейл , проектировал мебель, вдохновленную Китаем.
Вероятно, это зеркало было центральным предметом интерьера в комнате, где также находились мебель в китайском стиле , ковры, панели и украшения.
Роберт Адам. Неоклассическое позолоченное зеркало, ок. 1760 г.
Примерно в то же время, когда такие мастера, как Уильям Мэти, создавали исключительные зеркала из позолоченного дерева в стиле рококо, в Англии начал укореняться неоклассицизм.
Следующее зеркало создано по проекту пионера неоклассического стиля в Англии Роберта Адама. Шотландский архитектор Адам спроектировал некоторые из лучших неоклассических дворцов Англии и обставил их по собственным проектам.
Таким образом, это зеркало отражает растущее предпочтение среди европейской элиты больших домов в неоклассическом стиле, которые были полностью декорированы и меблированы и организованы вокруг единой дизайнерской концепции.
Зеркало простое и элегантное, со сдержанными пропорциями и прекрасной симметрией, украшено прекрасными резными орнаментами в стиле неоклассицизма: головой барана, раковиной и лавровыми гирляндами.
Это зеркало не является броским предметом, но оно могло бы оказать замечательное влияние на освещение и декор комнаты. Хотя изначально дизайн принадлежал Адаму, это зеркало было завершено английскими мебельщиками Джоном Мэйхью и Уильямом Инсом, оба работавшими в XVIII веке .
Пожалуй, самое удивительное в этом зеркале то, что вся площадь размером 2,5 на 1 метр состоит из одной зеркальной панели.
Монументальное позолоченное бронзовое зеркало работы Барбедьен и Каррье-Беллез, ок. 1860 г.
Самое лучшее мы приберегли напоследок - это завораживающее зеркало конца XIX века, созданное знаменитым домом Барбедьен в сотрудничестве с мастером-скульптором Альбертом-Эрнестом Карье-Беллезом.
XIX век был известен своим возрождением: стилей Ренессанса, рококо, неоклассицизма. Но здесь, в этом зеркале, мы видим нечто совершенно инновационное, устремленное в будущее и не боящееся использовать новые промышленные технологии того времени.
Известны две версии этого зеркала, одна из которых находится в Музее Орсе, а другая была продана на аукционе Christie's в 2014 году за рекордные 218 500 фунтов стерлингов. Оба зеркала были изготовлены для стенда Barbedienne на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.
Это монументальное зеркало высотой два метра, а рама была изготовлена по образцу скульптора Карье-Беллеза, прежде чем была отлита на литейном заводе Barbedienne.
Карриер-Беллез был одним из самых плодовитых скульпторов конца XIX века и прославился как мастер Огюста Родена, а также как художественный руководитель Севрской фарфоровой мануфактуры.
Модель Carrier-Belleuse была вдохновлена как легендарными серебряными мастерами Парижа и Аугсбурга конца XVII века, так и картинами французского Возрождения. Рамка украшена исключительным орнаментом в виде завитков, изображающим обнаженную Венеру, нимф, классические маски, фрукты и ракушки.
Вероятно, в отливке ему помогал Констан Севен, главный художник-орнаменталист фирмы Barbedienne. Такого рода сотрудничество трех лучших мастеров Франции того времени (Carrier-Belleuse, Севен и Барбедьен) не было чем-то необычным для периода Второй империи и стало одной из причин, по которой Франция в то время была крупнейшим производителем предметов декоративно-прикладного искусства класса люкс.
Обоим скульпторам была предоставлена необычная финансовая свобода при проектировании и создании этого зеркала, что является одной из причин, по которой рама изготовлена из исключительно качественной бронзы с исключительно тонкой позолотой.
Именно благодаря новым промышленным технологиям того времени, особенно нанесению позолоты, это зеркало стало настолько безупречным в изготовлении и отделке. Это зеркало во многом соответствует своему времени, являясь настоящим памятником стремлению 19-го века к совершенству.