Ранние творения и гончарный круг
Самые первые вазы, о которых мы знаем, были вовсе не декоративными, а скорее использовались для хранения. Самые древние вазы, дошедшие до наших дней, датируются бронзовым веком, когда у нас есть свидетельства того, что вазы использовались для хранения большого количества зерна и масла.
Круглая форма таких ваз, позволяет предположить, что они изготавливались на вращающемся гончарном круге. Первые известные вращающиеся круги, использовавшиеся для создания ваз, были найдены в Месопотамии и датируются 3000 годом до нашей эры.
Амфора среднего бронзового века (1700-1500 гг. до н. э.), использовавшаяся для хранения зерна и масла, хранится в Городском музее Праги
Декоративные вазы и Древняя Греция
Считается, что древние египтяне были самой ранней цивилизацией, которая использовала вазы в декоративных целях. Действительно, именно в Древнем Египте мы имеем первые свидетельства того, что вазы использовались для хранения цветов, как мы это делаем сегодня. Однако эти вазы были довольно простыми по форме и дизайну.
Именно древние греки больше всего известны тем, что производили красивые вазы, которые могли быть как декоративными, так и функциональными.
Греки использовали свои вазы по-разному, но открытие ими новых способов украшения этих ваз привело к тому, что они приобрели новое символическое значение.
Древнегреческие вазы имели множество различных названий, основанных на их использовании. Амфоры использовались для хранения продуктов питания, масла и вина, гидрии - для хранения воды, алебастры - небольшие емкости для хранения масла и духов, а большие кратеры использовались для смешивания вина с водой.
Каждый тип вазы в Древней Греции имел определенную форму, соответствующую определенному назначению. Однако греческие вазы наиболее известны своими красными и черными украшениями, которые позволяли создавать орнамент и повествование. Вазы часто украшались изображениями сцен из повседневной жизни.
Блестящим образцом древнегреческой вазы является кратер Евфрония, изготовленный примерно в 500 году до нашей эры. На одной стороне этой потрясающей вазы изображена сцена героической смерти греческого героя Сарпедона; на другой стороне - сцена, когда неизвестные юноши готовятся к битве.
Смысл, скрытый в повествовании, очевиден: смерть может прийти ко всем, как к героям, так и к обычным людям. Сюжетное изображение на вазе отражает проблемы повседневного человеческого существования и быстротечность жизни.
Кратер Евфрония, изображающий смерть Сарпедона
А вазы в Древней Греции также использовались в памятных целях. Например, древние афиняне кремировали своих умерших и хранили их прах в сосудах - практика, которая широко распространена и по сей день. Роскошно расписанные погребальные вазы ставились на могилы знатных мужчин и женщин в знак их богатства и власти.
Вазы в Древнем Риме
Римские вазы продолжали многие из тех же традиций, что и греческая керамика, но в качестве декоративных предметов они, скорее всего, были вылеплены и украшены рельефами, чем расписаны.
Применяя эти новые методы изготовления ваз, Римская империя создала одни из самых впечатляющих и влиятельных ваз всех времен.
Вазы Медичи и Боргезе
К ним относятся знаменитые вазы Медичи и Боргезе, которые представляют собой монументальные урны в форме колоколов с резными рельефами по бокам, в настоящее время находящиеся в галерее Уффици (во Флоренции) и Лувре (в Париже) соответственно.
В этих изделиях мы видим новое применение вазам. Вместе с вазой Уорика (ранее упоминавшейся вазой, которая вдохновила на дизайн трофея Открытого чемпионата Австралии в мужском одиночном разряде) эти огромные урны использовались в качестве садовых украшений для римских дворцов.
Каждая из этих ваз вызвала большое восхищение после их повторного открытия в Италии эпохи Возрождения, и с тех пор их культовые рисунки широко воспроизводились, в том числе знаменитая "яшмовая посуда", изготовленная британским гончаром 18 века Джозайей Веджвудом.
Портлендская ваза
Пожалуй, самой известной из них является Портлендская ваза, просто потрясающая ваза из фиолетово-синего стекла с семью фигурками-камеями из белого стекла, которая сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.
Портлендская ваза - результат недолгого периода римской истории, когда римляне экспериментировали с технологией выдувания стекла, которая была открыта примерно в 50 году до нашей эры.
Что интригует в Портлендской вазе, так это ее иконографическое оформление. Значение, скрытое за изображенными сценами, остается неизвестным, но возможно, что изображения на вазе на самом деле являются метафорами политической ситуации в Риме того времени, касающимися правления и статуса императора Августа.
Портлендская ваза была не просто украшением, это была пропаганда.
Что интригует в Портлендской вазе, так это ее иконографическое оформление. Значение, скрытое за изображенными сценами, остается неизвестным, но возможно, что изображения на вазе на самом деле являются метафорами политической ситуации в Риме того времени, касающимися правления и статуса императора Августа.
Портлендская ваза была не просто украшением, она была пропагандой.
Портлендская ваза, вид спереди и сзади, I век н.э.
Китайские вазы и открытие фарфора
В то время как древние римляне изготавливали прекрасные вазы из глины и охры, китайские гончары изготавливали изделия, используя другую технику.
Этот метод включал обжиг минерала каолина при чрезвычайно высоких температурах, в результате чего был получен материал, который позже стал известен как фарфор.
Археологические находки свидетельствуют о том, что изделия, похожие на фарфор, производились в Китае еще во времена династии Хань, которая правила с 206 года до н.э. по 220 год нашей эры.
Развитие фарфора в Китае навсегда изменило историю изготовления ваз. Фарфор часто считается лучшим видом керамики из-за его яркого белого цвета, изящества и прочности, и, в отличие от европейского фаянса, китайский фарфор был устойчив как к воздействию тепла, так и воды.
В истории вазостроения открытие фарфора сыграло ключевую роль, поскольку оно позволило изготавливать красиво украшенные вазы способом, который ранее был невозможен.
Китайские фарфоровые вазы, изготовленные во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.), были предназначены для хранения определенных сортов цветов, каждый из которых выполнял в Китае свою символическую функцию.
Ваза мэйпин, например, использовалась для демонстрации цветов сливы, символизирующих надежду и силу. Мэйпин буквально переводится как "ваза для слив". Аналогичным образом, многие удивительно ценные фарфоровые вазы были созданы для хранения пионов, самых почитаемых цветов в Китае.
Пример вазы мейпин XIII века, использовавшейся для хранения цветков сливы
Производство впечатляющих фарфоровых ваз продолжалось и в период политической раздробленности после падения династии Тан, а также при династиях Сун (960-1279) и Юань (1271-1368).
Именно к концу правления династии Юань производство фарфора приобрело новые, более технологичные формы, включая технику украшения ваз ставшим культовым бело-голубым рисунком, как показано ниже.
Верхняя половина так называемых «ваз Давида», возможно, самых известных фарфоровых ваз в мире, которые можно датировать точно 1351 годом нашей эры. Они датируются самым концом китайской династии Юань и когда-то принадлежали известному коллекционеру Персивалю Дэвиду, сейчас находятся в Британском музее.
Однако, несмотря на прогресс, достигнутый за эти столетия, именно династия Мин (1368-1644 гг. н.э.) наиболее широко ассоциируется со старинным китайским фарфором, и в частности с голубыми и белыми вазами.
Фарфоровые вазы, изготовленные во времена династии Мин, известные как "вазы династии Мин", и по сей день ценятся исключительно высоко, и такие изделия продаются за колоссальные суммы.
Итальянские стеклянные вазы в средние века
В то время как некоторые из самых важных ваз всех времен изготавливались в Китае, европейское вазопроизводство после распада Римской империи пришло в упадок.
Производство декоративных ваз, особенно стеклянных, по-настоящему продолжалось только в некоторых регионах, таких как итальянский остров Мурано, а затем Венецианская республика.
На Мурано есть богатые запасы чистого кварцевого песка, и стеклоделы Мурано научились смешивать кварцевый песок с кальцинированной содой, чтобы получать стекло превосходной формы, используемое для изготовления ваз и других украшений.
Мастерство муранских стеклодувов обеспечило Венеции монополию на вазы и украшения из стекла и хрусталя.
Внезапно вазы вновь стали популярны среди богатых и аристократических слоев общества Европы, которые заказывали дорогие вазы из граненого стекла у лучших венецианских мастеров.
Ваза из муранского стекла конца 17 века в Музее стекла на Мурано
Китайские и японские фарфоровые вазы в Европе
Когда в 1557 году в Макао была основана португальская фактория, в Европу поступили первые образцы восточного фарфора.
Среди них были вазы из Китая, а со временем и несколько разновидностей ваз из Японии, где примерно в середине 17 века был открыт секрет производства фарфора.
В Европе XVI века китайский импортный фарфор ценился так высоко, что термин "фарфор" стал синонимом любой фарфоровой посуды и используется по сей день.
Однако технологии и материалы, используемые для создания китайского фарфора, тогда еще не были изучены, и поэтому в Европе в этот период производились второсортные изделия из мягкого фарфора.
Только в начале 18 века европейские керамисты научились изготавливать изделия из твердого фарфора. Но когда им это удалось, они использовали свои новообретенные навыки для создания одних из самых впечатляющих и красивых ваз всех времен.
Многие из этих ранних европейских фарфоровых ваз сознательно копировали восточные стили оформления. Например, немецкие фарфороводы XVIII века украшали вазы аналогично японским фарфоровым вазам Какиемон.
Европейские фарфоровые вазы XVIII и XIX веков
Новое понимание производства фарфора в Европе позволило выпускать вазы с высокой декоративностью, новаторской проработкой деталей и качеством.
Поэтому неудивительно, что эти вазы стали чрезвычайно модными и их с энтузиазмом коллекционировали члены королевской семьи и знать Европы.
Вручение дипломатических подарков было центральной частью политики европейского двора в 18 и 19 веках, и эти новые вазы идеально подходили для вручения в качестве подарков.
История ваз снова изменилась: если раньше они были просто декоративными предметами, то на этом новом этапе вазы стали мощным средством передачи власти, богатства и престижа.
Европейские производители ваз, самые знаменитые из которых перечислены ниже, быстро стали богатыми и влиятельными, поскольку получили покровительство европейских правителей.
Мейсенские фарфоровые вазы
Начиная с 17 века европейские правители ставили перед своими гончарами задачу копировать китайские технологии производства.
Эти усилия, наконец, увенчались успехом в 1708 году, когда немецкий гончар Эренфрид Вальтер фон Ширнхаус открыл эту технику в маленьком саксонском городке Мейсен, недалеко от Дрездена.
Всего через несколько месяцев после своего исторического открытия фон Ширнхаус умер, оставив свою мастерскую, которая впоследствии стала Мейсенской фарфоровой мануфактурой, в руках алхимика Иоганна Фридриха Боттгера.
Ранние мейсенские фарфоровые вазы, датируемые 1715–1720 гг., украшенные сценами охоты.
При Боттгере технология производства фарфора держалась в строгом секрете. Тем не менее, случались предательства, и многие конкуренты Мейсена пытались производить поддельные изделия.
Массовое распространение подделок в первой половине XVIII века привело к тому, что в Мейсене разработали отличительный знак для своих изделий: синие скрещенные мечи, которые и по сей день расписываются вручную на всех изделиях.
Севрские фарфоровые вазы и появление вазы для попурри
Мейсенские производители были настолько успешны, что стали предметом большой зависти по всему континенту.
Французский король того периода Людовик XIV предоставлял привилегии любому гончару, который пытался имитировать эту технику, и именно эти инвестиции привели к созданию крупнейшей Севрской фарфоровой фабрики 18 века во Франции.
Французская фирма из Севра, основанная в 1738 году, вскоре также начала создавать изысканные изделия из твердого фарфора, используя секрет Мейсена.
Севр быстро прославился своими вазами, отчасти потому, что французское общество XVIII века использовало вазы чаще, чем в любой другой европейской стране, для очень специфической цели - приготовления ароматических смесей.
Традиция приготовления попурри, или смешивания сушеных растительных материалов и специй для получения сладких ароматов, была популярна во Франции с начала 17 века.
Пожалуй, самыми знаменитыми вазами, когда-либо выпускавшимися Севрской фабрикой, были вазы для ароматических композиций в виде кораблей, изготовленные в 1750-х годах для любовницы короля Людовика XV мадам де Помпадур.
Именно эти севрские вазы положили начало популярности высокодекоративных ваз для попурри по всей Европе в 18-м и 19-м веках.
Знаменитые вазы для попурри из севрского фарфора; обратите внимание на проколотые крышки с прорезями, которые позволяют аромату медленно распространяться
Помимо производства ваз для попурри, практичных предметов для французского двора, Севр также изготовил ряд прекрасных ваз, которые были преподнесены в качестве дипломатических подарков другим европейским правителям.
Российские императорские вазы
Практика преподносить драгоценную вазу в качестве дипломатического подарка зародилась в России, особенно во времена правления царя Николая I (1796-1855).
Именно в этот период в России изготовление ваз считалось одним из традиционно "высших" видов искусства - живописи и скульптуры.
Российские мастера не только использовали фарфор, но и изготавливали одни из самых важных и впечатляющих ваз, когда-либо изготовлявшихся из стекла, эмали и других драгоценных камней и металлов.
Россия обладала огромными природными ресурсами, которые она могла использовать для производства ваз. Вазы, изготовленные из минералов малахита, яшмы и лазурита, стали ассоциироваться, в частности, с Российской империей в 19 веке, благодаря многочисленным гранильным мастерским и фабрикам, которые были созданы в этот период.
Внушительность русских ваз во многом была обусловлена их размерами: русским дворянам требовались огромные вазы, чтобы заполнить обширные залы их дворцов в Санкт-Петербурге.
Монументальные вазы, подобные тем, что производил Императорский фарфоровый завод, ежегодно преподносились Царской семье по таким поводам, как Рождество и Пасха.
Вазы в современную эпоху
Начало индустриализации в Европе вновь открыло новую главу в истории ваз. Массовое производство ваз по более низкой цене привело к тому, что декоративные вазы стали доступны более широким слоям общества, включая растущий средний класс Европы.
Несмотря на это, в 19 веке для членов королевской семьи и знати Европы все еще производилось множество фантастических ваз. В этот период серебряные вазы, в частности, ассоциировались с роскошью и богатством и считались очень модными для высших классов 19 века.
Производство изящных ваз продолжалось и в 20-м, и в 21-м веках, в самых разных новых стилях, включая вдохновленный природой стиль ар-нуво и модный стиль ар-деко 1920-х годов.
Непреходящая актуальность и важность ваз как средства искусства была подчеркнута, когда, например, британский художник Грейсон Перри в 2003 году получил престижную премию Тернера за свои вазы.
Наряду с производством новых ваз, в 20-м и 21-м веках потребители проявляли повышенный интерес к вазам прошлого.
Антикварные вазы продолжают привлекать покупателей своим великолепием, которое они могут придать интерьеру, в то время как коллекционеры ищут лучшие вазы для пополнения своих коллекций.