История Лондонского антикварного рынка
В январе 2010 года Тони Джонсон, адвокат на пенсии, расчищал чердак своих тети и дяди, которые недавно скончались. Среди груды вещей, которые он разбирал, он заметил несколько старинных артефактов, привезенных из путешествий его дяди по Дальнему Востоку.
Не зная, что это за предметы и сколько они стоят, Джонсон обратился за помощью к небольшому местному аукционному дому. Когда оценщику Луану Грохольски вручили одно из произведений искусства, он не мог до конца поверить в то, что увидел.
Это была китайская ваза 18 века, изготовленная для двора самого императора Цяньлуна. Джонсон выставил ее на аукцион, где она была продана китайскому покупателю за ошеломляющие 43 миллиона фунтов стерлингов.
Хорошо известная история с вазой Цяньлун в то время широко освещалась в средствах массовой информации - в конце концов, это настоящая история о сокровищах на чердаке. Но, возможно, эта история иллюстрирует нечто более глубокое в отношениях Лондона с антиквариатом.
Многие из самых важных и красивых произведений искусства, когда-либо созданных, например ваза Цяньлун, в свое время побывали в Лондоне. Но почему это так и что такого особенного есть в Лондоне, что выделяет его в области искусства и антиквариата?
Эпоха Возрождения, коллекционирование и кунсткамеры
Лондону более 2000 лет, и он имеет богатую историю: возможно, поэтому неудивительно, что в этом великом городе было создано и привезено множество великих сокровищ. Но в истории были определенные моменты, которые в большей степени, чем другие, способствовали притоку антиквариата в Лондон и закреплению за Лондоном статуса мировой столицы антиквариата.
Первым важным моментом в развитии лондонского антикварного рынка стал период, известный как Ренессанс, примерно между 14 и 17 веками, когда появилась новая мода на коллекционирование предметов декора.
Стремление к знаниям в эпоху Возрождения привело к появлению среди лондонских высших классов новой моды на коллекционирование предметов декора, антропологии и науки.
Эти предметы должны были быть выставлены в залах, известных как "кунсткамеры", и свидетельствовали о новом стремлении лондонской элиты коллекционировать значимые, хорошо обработанные и красивые предметы.
Кабинет редкостей XVII века: Палата искусств и редкостей (1636) Франса Франкена Младшего (1581-1642)
Лондонские коллекционеры были одними из самых известных в мире: натуралист конца XVII века сэр Ханс Слоун, в честь которого названа площадь Слоун-сквер в Челси, собрал более 71 000 экспонатов во время поездок на Ямайку и в Японию, которые он затем оставил, чтобы основать Британский музей.
Коллекционеры эпохи Возрождения оказали бы значительное влияние на развитие лондонского антикварного рынка несколькими способами.
Собранные ими предметы помогли бы создать музеи, галереи и другие элементы инфраструктуры лондонского антикварного рынка мирового уровня.
Они увеличили поток товаров в Лондон, включая некоторые из самых важных исторических ценностей, которые когда-либо были произведены.
И они положили начало новой моде на коллекционирование красивых предметов.
Большое турне и доставка товаров в Лондон
Именно с этим чувством тяги к красивым предметам и жажды знаний, зародившимся в эпоху Возрождения, лондонские гранд-туристы отправились в Европу в 18 веке.
Гранд-тур представлял собой длительную поездку по Европе, которую обычно совершали сыновья аристократических семей в надежде познакомиться с древними цивилизациями Греции и Рима. Интерес к этим цивилизациям достиг своего пика в 18 веке, поскольку в этот период был проведен ряд археологических раскопок и новых открытий.
Это стремление к изучению Древней Греции и Рима было известно как неоклассицизм, и оно оказало важное влияние на искусство и архитектуру 18-го века в Европе.
Важно отметить, что знатные туристы также отправлялись в путь с намерением привезти с собой сувениры. Действительно, именно в этот период зародилось современное понятие "сувенир".
Некоторые из этих сувениров были подлинными "древностями", классическими реликвиями, собранными в Италии или Греции, в то время как другие были современными предметами и произведениями искусства, выполненными в классическом стиле.
Картина XIX века, изображающая лондонцев , путешествующих по Большому городу. «Англичане в Кампании» (ок. 1845 г.) Карла Шпицвега
Популярность "Гранд-тура" значительно увеличит приток артефактов в Лондон, что заложит основу для роста лондонского рынка антиквариата и укрепит позиции Лондона как мирового центра по производству предметов роскоши в ближайшие столетия.
Истоки рынка антиквариата в Лондоне
В 18 веке лондонские аристократы привыкли приезжать в город на регулярные заседания парламента, что означало, что Лондон постепенно превратился в важный центр элитного общения, образования, моды и искусства.
Многие георгианские дома с террасами, построенные в 18 веке, которыми славится Лондон, были быстро заполнены произведениями искусства и антиквариатом, собранными во время Гранд-тура.
Кроме того, лондонские аристократы заказывали известным дизайнерам со всей Европы предметы декора для своих домов, которые впоследствии были собраны в качестве прекрасного антиквариата. XVIII век действительно был ‘Веком украшений’.
Архитектор-неоклассик Роберт Адам, например, использовал статуи, собранные в Европе, в своих проектах интерьеров многих из этих новых домов, в том числе Лансдаун-хауса на Беркли-сквер в Мейфэре, тогдашней резиденции Уильяма Петти, 2-го графа Шелбурна.
Аналогичным образом, знаменитый Спенсер-хаус в Лондоне был впервые оформлен в 1780-х годах архитектором Генри Холландом с использованием неоклассических мраморных колонн и больших дверей из красного дерева. В тот же период Холланд также перестроил расположенный неподалеку Карлтон-хаус.
Тронный зал Карлтон-хауса в Лондоне, спроектированный архитектором Генри Холландом.
И, конечно же, в XVIII веке в Лондоне работали одни из лучших британских художников и мастеровых, такие как Томас Чиппендейл.
Таким образом, спрос на изысканные декоративные изделия среди высших слоев лондонского общества рос. Лондонские коллекционеры начали осознавать, что им больше не нужно ехать за границу в поисках лучших экспонатов и что они могут покупать и продавать их в самом Лондоне.
Возможно, не было ничего удивительного в том, что именно в 18 веке несколько предприимчивых людей основали предприятия по покупке и продаже предметов искусства и антиквариата, чтобы удовлетворить этот растущий спрос. С течением веков эти предприятия превратились в важные лондонские антикварные учреждения, а некоторые из них работают и по сей день.
Одной из них была фирма Spink, которая начала свою деятельность в 17 веке как ювелир и ростовщик на Лэдброк-стрит в Лондоне. Сегодня она занимается продажей предметов коллекционирования, особенно монет и марок.
Другим важным лондонским антикварным учреждением был аукционный дом Christie's. Основанный Джеймсом Кристи на Пэлл-Мэлл в конце XVIII века, одним из первых сделок дома были переговоры о продаже коллекции произведений искусства премьер-министра Великобритании сэра Роберта Уолпола российской императрице Екатерине Великой.
Аналогичным образом, Sotheby's был основан в 18 веке, хотя в то время был известен как Baker and Leigh.
Изображение аукционного зала Christie's в 1808 году.
Аукционные дома были важными поставщиками антиквариата на рынок на протяжении 18-го и 19-го веков, но их рост в немалой степени был обусловлен огромным увеличением спроса на антиквариат, которое произошло в 19-м веке.
Рост потребления антиквариата в 19-м веке
Эпоха Возрождения, грандиозные гастроли и развитие лондонских антикварных рынков в 18 веке были лишь предвестниками настоящего бума покупки антиквариата, который произошел в 19 веке.
В то время как предыдущие столетия превратили Лондон в важный центр производства предметов роскоши, в 19 веке количество людей, способных их себе позволить, росло.
Промышленная революция навсегда изменила Британию. Представители среднего класса британского общества стали все чаще получать более высокие располагаемые доходы и больше свободного времени, которое они тратили на то, чтобы обставлять свои новые дома – в Лондоне и других местах – роскошным антиквариатом.
Четыре важных и взаимосвязанных социальных изменения, связанных с промышленной революцией, способствовали росту спроса на антиквариат в 19 веке.
Рост притязаний среднего класса на роскошь
С одной стороны, покупка антиквариата была исключительно результатом растущего достатка, следствием более высоких доходов, больших домов с большим пространством для жилья и желания похвастаться своим новообретенным богатством.
Тем не менее, на более глубоком уровне лондонская культура всегда была притягательной, и покупка антиквариата была свидетельством увлеченного подражания аристократической моде среди тех, кто внезапно обнаружил, что может позволить себе купить то, что ранее было доступно только высшим классам.
Массовое производство и стремление к мастерству
19-й век был эпохой массового производства товаров, которые по низкой цене изготавливались машинами на крупных фабриках. Это событие вызывало беспокойство у многих современных наблюдателей, но и у многих других, которые с нетерпением ожидали наступления эры технологических усовершенствований и большего комфорта для всех, это было событие, заслуживающее празднования.
Старинные предметы роскоши ручной работы стали популярны в этот период в некотором смысле из-за глубокого ностальгического стремления к простоте, мастерству и красоте прошлого по сравнению с производительным единообразием индустриальной эпохи.
Но, с другой стороны, антиквариат ручной работы был популярен именно потому, что он дополнял новые товары массового производства. Потребители покупали как предметы фабричного производства, так и предметы антикварной роскоши, не обязательно видя, что между ними есть какое-то противоречие. Старое дополняло новое, а новое усиливало привлекательность старого.
Демократизация и рост массовой национальной идентичности
Покупка антиквариата в 19 веке также была связана с демократизацией. По мере того как все больше слоев общества получали возможность голосовать на протяжении 19 века, начало распространяться новое, более демократичное представление о том, что искусство должно быть открыто для публики. Лондон позиционировал себя как лидер в области публичного искусства и дизайна, проведя Грандиозную выставку 1851 года в Хрустальном дворце, построенном в Гайд-парке, целью которой было продемонстрировать лучшее в британском дизайне и технологиях.
Хрустальный дворец, место проведения Большой Лондонской выставки, вид с северо-востока в 1852 году.
Грандиозная выставка в Лондоне продемонстрировала, что в британской культуре укоренился новый материалистический дух, ощущение того, что современного гражданина можно определить по вещам, которые он производит и которыми владеет, ощущение важности качественного дизайна и мастерства исполнения.
Это также продемонстрировало, что покупка антиквариата была связана с празднованием британскости: благодаря антиквариату, который они покупали, потребителям было продано мощное чувство места и идентичности.
Опыт, утонченность и материализм
Выставление антиквариата в своем доме было также возможностью продемонстрировать свой собственный опыт.
Для потребителей из среднего класса, особенно для мужчин, коллекционирование антиквариата было возможностью продемонстрировать своим соседям, друзьям и родственникам глубокие знания о технологиях и материалах, необходимых для изготовления предметов роскоши. Это был тот же дух коллекционирования, который до них был присущ великим туристам, а до них - коллекционерам эпохи Возрождения.
Таким образом, причины роста спроса на антиквариат в 19 веке были сложными и разнообразными. Несомненно одно - спрос действительно рос, и быстро. Поэтому неудивительно, что для удовлетворения этого спроса появлялись новые продавцы.
Бум розничной торговли и расширение лондонского антикварного рынка в конце 19 века
Лондон в конце 19-го века превратился в самореализующийся рынок. Если раньше лондонцам приходилось путешествовать – в Европу или колонии – в поисках антиквариата для обустройства своих домов, то покупатели со всего мира внезапно оказались в Лондоне в поисках лучших произведений искусства.
Результатом многовекового притока антиквариата в Лондон стала его вновь обретенная репутация места, где хранятся одни из лучших произведений искусства, и покупатели все чаще могли найти эти предметы в быстро растущем секторе розничной торговли Лондона.
Кроме того, в результате расширения Британской империи в 18 и 19 веках в Лондон прибыло еще больше предметов антиквариата. Антиквариат, изготовленный из драгоценных и редких материалов со всего мира, хлынул на лондонские рынки.
Лондон - мировая столица шопинга
Шопинг был, пожалуй, величайшим достижением Лондона в XIX веке. На рубеже XX века Лондон зарекомендовал себя как мировая столица шопинга.
В эту эпоху родились такие универмаги, как Harrod's в Найтсбридже и Selfridge's на Оксфорд-стрит, - великие "соборы коммерции". К началу 20-го века оба магазина начали торговать антиквариатом, надеясь извлечь выгоду из растущего рынка антиквариата как предметов роскоши.
Начало торговли безделушками и создание лондонских рынков антиквариата
В то самое время, когда процветала продажа антиквариата как предметов роскоши, начал формироваться новый спрос на более простые антикварные предметы по более разумным ценам. Это новое событие – появление блошиных рынков и безделушек – еще раз продемонстрировало демократизацию возможности владения товарами, имеющими культурное и эмоциональное значение, даже если это не "роскошный" антиквариат.
В 1855 году принц Альберт открыл столичный рынок крупного рогатого скота, расположенный недалеко от Каледониан-роуд в Ислингтоне. В течение следующих десятилетий Каледонский рынок стал одним из самых важных уличных рынков антикварных товаров, пока во время Второй мировой войны не переехал на юг, в Бермондси.
Современная гравюра оригинального каледонского рынка, открытого в 1855 году.
Рынок Бермондси сегодня все еще работает в Лондоне. Он приобрел дурную славу в начале 1990-х годов из-за своей связи с кражей бесценных работ Томаса Гейнсборо и Джошуа Рейнольдса из Линкольнс-Инн и их последующей продажей на рынке Бермондси менее чем за 100 фунтов стерлингов каждая. Невероятно, но ни один торговец не был привлечен к ответственности из-за малоизвестного средневекового закона, известного как "marché ouvert", который узаконивал продажу краденого в светлое время суток. Именно в результате этой кражи закон был изменен.
Как и Бермондси, рынок Портобелло-роуд в Ноттинг-Хилле превратился в еще один знаменитый лондонский антикварный рынок. Точная дата его открытия неизвестна, но, как и многие другие лондонские рынки, включая Кэмден–пассаж и Пимлико–роуд, он развивался от продажи продуктов питания и предметов первой необходимости в 19 веке до продажи безделушек и антиквариата во второй половине 20-го века.
Лондонский антикварный рынок в 20 веке
На первую половину 20-го века пришлись две мировые войны и Великая депрессия 1930-х годов. Таким образом, в эти десятилетия рынок антиквариата пережил переходный период, поскольку сама Британия начала превращаться из общества потребления в начале 20-го века в полномасштабное общество потребления к концу столетия.
Тем не менее, в период с 1900 по 1945 год произошли некоторые важные события, которые способствовали развитию торговли антиквариатом в Лондоне.
Одним из них стало начало бегства представителей среднего класса из городских центров в новые пригороды, где их дома были больше и просторнее, а значит, было больше места для антиквариата.
Другим событием стало постоянное совершенствование коммуникационных и транспортных технологий, включая пароходы, воздушные перевозки и телекоммуникации, что позволило упростить и ускорить перемещение не только товаров, но и людей, что позволило Лондону привлечь все большее число международных покупателей.
Глобализация лондонского рынка антиквариата
Возросшее перемещение товаров и людей в первой половине столетия в немалой степени было обусловлено сохраняющимся могуществом европейских империй, которые функционировали как готовые глобальные рынки. Однако волна глобализации во второй половине века привела к еще большему притоку антиквариата по всему миру.
Поэтому, когда в 1970-х годах рынок антиквариата начал стремительно расти, он стал по-настоящему глобальным. Коммерциализация авиаперевозок и их низкая стоимость открыли Лондон для новых покупателей из развитых стран со всего мира. Благодаря этим новым международным покупателям именно лондонские учреждения вышли на передовые позиции на мировом рынке.
По мере того как в 1970-х годах во всем мире возрос интерес к антиквариату, в течение десятилетия открывались новые галереи и все больше антикварных дилеров начинали торговать по всей столице, в частности в лондонском Вест-Энде.
Действительно, несколько лондонских улиц прославились тем, что на них расположено большое количество антикварных магазинов. К ним относятся Маунт-стрит в Мейфэре, Кингз-роуд между Челси и Фулхэмом и Уэстборн-Гроув в Ноттинг-Хилле.
Наряду с увеличением числа антикварных галерей в Лондоне, антикварные ярмарки, временные выставки, на которых дилеры могли демонстрировать свои лучшие изделия, стали важными элементами антикварного календаря.
Такие ярмарки, как "Олимпия" в Эрлз-Корте и "Гросвенор-хаус" в Мейфэре, активно проводились в Лондоне на протяжении 1980-х и 1990-х годов и привлекали покупателей со всего мира.
Выставочный центр Олимпия в Западном Лондоне, место проведения ярмарки искусства и антиквариата Олимпия, вид снаружи.
Антиквариат в 21 веке
Открытие лондонского антикварного рынка для мировой аудитории в конце 20-го века привело к тому, что лондонские торговцы антиквариатом в 21-м веке все чаще стали искать новые рынки сбыта в ответ на меняющийся спрос.
Международные покупатели теперь были основными покупателями лондонского антиквариата. В то время как антикварная ярмарка в Гросвенор-Хаусе в последний раз открывалась в 2009 году, новые ярмарки, такие как Masterpiece в Мейфэре, основанная в 2010 году, и Frieze London в Риджентс-парке, были созданы с целью привлечения потребителей произведений искусства и антиквариата со всего мира.
Успех еще более специализированных лондонских мероприятий в области искусства и антиквариата, таких как Asian Art in London Russian Art Week, Mayfair Art Weekend и London Design Week, доказал неизменную привлекательность лондонского антиквариата для международных покупателей.
Они также показали, что Лондон по-прежнему располагает передовой в мире инфраструктурой для покупки и продажи предметов искусства и антиквариата.
Благодаря тому, что в Лондон веками поступал антиквариат, в городе появились ведущие в мире учреждения, которые позволят рынку антиквариата процветать в ближайшие годы. Эти учреждения включают в себя одни из самых важных частных коллекций, непревзойденные музеи, передовые образовательные ресурсы и, конечно же, крупную художественную индустрию.
Таким образом, в будущем истории, подобные мистеру Джонсону и его вазе Цяньлуна, могут оказаться не такими уж исключительными. Благодаря богатой и долгой истории Лондона, некоторые из величайших сокровищ, известных миру, попали в этот город.
Некоторые из них хорошо известны, но многие еще предстоит открыть.