Антикварные чайные сервизы всегда были скорее произведением искусства, чем функциональной вещью.
В каждую эпоху крупнейшие мастера своего времени стремились создавать все более впечатляющие, роскошные и великолепные чайные сервизы.
1. Чайный сервиз в стиле шинуазри из мейсенского фарфора "Половинка фигуры", 1723-1734 гг.
Хотя чай был неотъемлемой частью китайской и японской культуры на протяжении веков, в Европу он попал только в 17 веке, когда был очень дорогим товаром, доступным лишь очень немногим.
Чай импортировался из Китая, и, как и в Китае, он был пропитан экзотическими традициями. Чай был одним из элементов более широкого увлечения европейцев всем китайским в 17-18 веках.
Состоятельные европейцы почитали не только китайский чай, но и китайское ремесло и китайскую культуру в целом. В частности, открытие китайского чая европейскими путешественниками было тесно связано с открытием китайского фарфора, который в то время никто в Европе не умел изготавливать.
После десятилетий попыток в 1708 году керамисты из немецкого города Мейсен наконец-то раскрыли секрет изготовления тонкого китайского фарфора.
Поэтому, пожалуй, неудивительно, что одними из самых первых "фарфоровых" изделий, которые они начали изготавливать, были сосуды для чаепития. Пожалуй, еще менее удивительным было то, что они решили декорировать эти изделия в китайском стиле.
Этот стиль оформления, известный как шинуазри, был невероятно популярен в то время.
Что особенно интересно в этом наборе, так это то, что форма предметов гораздо ближе к тому, что мы привыкли ассоциировать с китайскими чайниками, чем с европейскими: у всех чашек две ручки, а не одна, и в комплект входят две чайные чаши (как у китайского чавана), которые используются для заваривания чая. заваривайте чай перед подачей на стол.
Этот фантастический сервиз является одним из самых важных и изысканных в Мейсене, относящихся к началу XVIII века. Созданный в 1720-х годах, сервиз был расписан Иоганном Грегориусом Херольдом, самым выдающимся художником по фарфору того времени.
Сервиз известен как "Полуфигурный сервиз" из-за характерных, замысловатых изображений китайских мужчин и женщин в полный рост, которые украшают его внешнюю сторону.
Сервиз также изготовлен из тончайшего фарфора: тонкого, хрустящего и потрясающе прозрачного.
И все же, хотя этот набор может многое рассказать нам об истоках чаепития в Европе, самым интригующим в нем, пожалуй, является то, что он, вероятно, никогда не использовался для чаепития: обладая таким высоким качеством, этот набор был создан для демонстрации, а не для использования.
С самых первых дней появления чая в Европе чайные сервизы были предметом роскоши в той же мере, в какой и функциональным назначением.
2. Керамический чайник Wedgwood "No Stamp Act", 1766-1770 гг.
Наш следующий антикварный предмет - это не столько предмет роскоши, сколько предмет, который находится в самом сердце истории чая 18 века.
В 18 веке рынок китайского чая среди богатых слоев населения Европы быстро рос. Британия, возможно, самая известная страна своим пристрастием к чаепитию, импортировала тысячи тонн чая из Китая на протяжении 18 века.
Множество фантастических чайных сервизов 18 века из Великобритании указывают на его растущее значение в культуре светской элиты.
Британия сыграла ключевую роль в распространении культуры чаепития по всему миру, не в последнюю очередь в растущее число ее колоний: в Австралию, Новую Зеландию, Канаду и, позднее, в Индию.
Одной из колоний, которая была гораздо менее восприимчива к британскому чаю, была Америка, которая, как известно, провозгласила свою независимость от Великобритании в 1776 году.
В первую очередь американские повстанцы были озабочены грабительски высокими налогами на импорт, введенными британцами, и не в последнюю очередь на импорт чая. Один налог, известный как Закон о гербовом сборе 1766 года, вызывал особую ненависть.
Чай стал символом борьбы Америки за свободу: один из определяющих моментов в начале движения за независимость был известен как Бостонское чаепитие 1773 года, когда американские повстанцы выгрузили содержимое трех чайных судов в порт Бостона.
Американские повстанцы нашли сочувствующие голоса и по другую сторону Атлантики: одним из них был знаменитый стаффордширский гончар Джосайя Веджвуд, один из ведущих керамистов, работавших в то время в Англии.
Керамика Веджвуда сегодня считается одним из лучших образцов британской посуды. Его серия "creamware" – посуда, изготовленная из изысканного фаянса, покрытого свинцовой глазурью, - пользовалась популярностью у британской королевской семьи и по этой причине позже стала известна как "Посуда королевы".
Сам Веджвуд не был поклонником Закона о гербовом сборе, отчасти по идеологическим соображениям, а отчасти потому, что налоги повлияли на его экспорт в Америку.
В 1760-х годах он разработал этот культовый чайник для американского рынка, на котором было написано простое и понятное послание. На одной стороне было выгравировано "Закон о запрете гербового сбора", а на другой - "Успехов торговле в Америке".
Чайник на фото выполнен в том же стиле, что и оригинальный чайник Wedgwood, который теперь перешел в частные руки.
Считается, что несколько таких горшков в знак протеста были изготовлены английскими гончарными мастерскими в 18 веке. Изображенный горшок был изготовлен в Дерби и в настоящее время выставлен в Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.
3. Французский серебряный чайный сервиз с позолотой в стиле ампир, 1815-1819 гг.
В то самое время, когда чай становился символом революции в Америке, он становился символом высокого искусства в Европе.
В начале 18 века, как мы уже видели, чай был напитком, который ассоциировался с великолепием Дальнего Востока.
Однако к началу 19-го века Европа прочно утвердила чай как свой собственный продукт.
Европейские страны (особенно Великобритания) в начале 19 века изо всех сил старались разрушить монополию Китая на торговлю чаем, кульминацией которой стали опиумные войны 1830-х годов.
Этот отход от Китая неизбежно отразился на декоративных стилях чайных сервизов: вместо того чтобы выбирать стиль шинуазри, производители чайных сервизов начали приводить свои творения в соответствие с основными декоративными стилями того времени.
Фабрики в Мейсене и Севре, например, были особенно известны своими услугами в стиле рококо, в то время как Веджвуд в Великобритании был пионером неоклассического стиля.
Этот фантастический чайный сервиз начала 19 века выполнен в классическом стиле французского ампира. Он украшен триумфальными наполеоновскими и неоклассическими мотивами, в том числе ручками в виде лебедей, подставками с крыльями и рельефным декором.
Однако самым важным является выбор материалов, из которых изготовлен этот набор. В то время как большинство китайских сервизов XVIII века изготавливались из фарфора или другой керамической посуды, к началу XIX века в Европе сложилась особая традиция: чайные сервизы изготавливались из серебра или, в особых случаях, из серебра с позолотой.
То, что европейская знать и члены королевской семьи заказывали чайные сервизы из серебра и позолоченного серебра (чистое золото использовать было нельзя, так как оно было слишком мягким), свидетельствует о важности чая в элитном обществе.
Угощение гостей чаем из великолепных дорогих чайных сервизов стало неотъемлемой частью европейской культуры вежливости.
Этот фантастический, роскошный сервиз был изготовлен для Гуго-Бернара Маре, одного из генералов Наполеона, а позднее его государственного секретаря. Это работа известного французского мастера по серебру Жан-Батиста-Клода Одио (1763-1850).
4. Севрский фарфоровый сервиз для чая и кофе "Сетчатый", 1855 г.
К середине 19 века чаепитие прочно вошло в моду в Европе, и лучшие чайные сервизы становились все более изысканными и изысканно выполненными.
По мере развития 19-го века, когда чай все чаще импортировался из Британской Индии, а не из Китая, что делало его более дешевым и доступным, на первый план вышли чайные сервизы, а не сам чай.
Лучшие мастера Европы в 19 веке прилагали все усилия для создания еще более впечатляющих чайных сервизов. Этот сервиз, выставленный в музее Метрополитен в Нью-Йорке, является произведением ведущего производителя тонкого фарфора 19 века - Национальной мануфактуры Севра во Франции.
Севрские мастера усовершенствовали инновационный метод производства фарфора, известный как "сеточка": внешний слой каждого изделия образует решетчатую структуру, как будто его прокалывают или вырезают.
Тонкий слой фарфора с внутренней стороны красиво просвечивает, придавая каждому изделию ни с чем не сравнимую легкость и блеск.
Этот набор был создан исключительно для того, чтобы продемонстрировать техническое мастерство его создателей.
В этом наборе все еще чувствуется влияние китайского искусства - от изогнутых бамбуковых ручек и носиков чайника до чайной чаши с крышкой и лакированного чайного подноса.
И все же цветовая гамма – розовая, золотистая и белая – полностью европейская. Немаловажно и то, что набор предназначен для чая и кофе. Если в 18 веке различались два напитка - чай употребляли дома, а кофе - в кофейнях, - то в 19 веке все большее число услуг было разработано для удовлетворения потребностей как любителей чая, так и кофеманов.
Этот набор представляет собой потрясающее сочетание различных стилей, что является важной особенностью декоративно-прикладного искусства 19 века в целом.
5. Серебряный чайный сервиз в японском стиле от Tiffany's, 1878 г.
Способность мастеров 19-го века сочетать различные стили, создавая что-то новое и эффектное, также ярко проявляется в этом довольно красивом наборе конца 19-го века, разработанном Эдвардом Муром, главным мастером по серебру легендарного ювелирного дома Tiffany.
Мур работал в условиях промышленной революции, которая полностью изменила культуру чаепития.
Производителям роскошных чайных сервизов, подобных этому, пришлось искать способ отличить свои сервизы от дешевых керамических сервизов, массово выпускаемых для мирового рынка.
Но, что интересно, они были не прочь использовать "современные" технологии для создания своих изделий: в этом инновационном наборе используется новаторская технология, известная как "смешанный металл", которая включает в себя инкрустацию металлов разного цвета (таких как медь и золото), а также твердых камней в поверхность изделий. серебро.
Его дизайн был настолько удачным, что на Парижской выставке 1878 года Tiffany получила Гран-при за изделия из серебра. В 1870-х и 1880-х годах компания изготовила несколько таких сервизов, в первую очередь для американской семьи Вестингауз.
Его оформление также повлияло на новое увлечение японским искусством в конце 19 века. Известный как японизм, этот японский стиль оформления стал предшественником ар-нуво, который часто рассматривается как первое по-настоящему современное направление в декоративном искусстве.
Действительно, один из главных деятелей движения в стиле ар-нуво Зигфрид Бинг высоко оценил этот набор и его дизайнера Эдварда Мура как "одного из первых, кто осознал истинную ценность сокровищ Японии’.
Интересно также то, что дизайн отдельных предметов гораздо ближе к тому, что мы ожидали бы от чайного сервиза в 21 веке: чайник имеет элегантный современный дизайн, а сахарница оснащена не ложечкой для сахара, а щипцами для сахара, изобретен совсем недавно, в 1840-х годах.
Благодаря своей простоте, инновационному дизайну и японскому стилю этот потрясающий набор, пожалуй, является одним из первых образцов по-настоящему современного чайного сервиза класса люкс.
6. Русский самоварный сервиз с перегородчатой эмалью и позолотой, конец 19 века
Таким образом, к концу 19-го века чай прочно вошел в моду. К середине 20-го века чай, как это ни удивительно, стал самым популярным напитком в мире после воды.
И хотя чай массово производился для массового рынка во всем мире, в каждой стране были разработаны свои собственные церемонии и ритуалы, связанные с чаем.
В Японии существует знаменитая чайная церемония, которой уже несколько столетий. В Британии существовал "полдник" - сытный ужин с чаем, предназначенный для того, чтобы работники могли подкрепиться после долгого трудового дня.
Кроме того, в России была совершенно иная чайная культура, что нашло отражение в оригинальном дизайне чайных сервизов.
Русский чай заваривался с высоким содержанием листьев и сахара в небольшом чайнике и разливался по маленьким чашечкам, после чего его разбавляли горячей водой, которую хранили в емкости, известной как самовар. Русский чай - это сладкий черный чай, который традиционно подается со сладкими блюдами.
Самовар, пожалуй, является культовым инструментом русского чаепития. В крышку помещаются горячие угли, которые нагревают трубу, проходящую через середину бочки, и таким образом вода внутри остается горячей.
Поскольку самовар играл такую важную роль в русском чаепитии, неудивительно, что самовары, как и другие европейские чайные принадлежности, превратились в предметы высокого искусства и роскоши.
Изящные самовары часто изготавливались из серебра или позолоченного серебра или даже украшались эмалью, как в этом прекрасном примере работы русского мастера Карла Фаберже. Первоначально этот набор был изготовлен для правящей в России семьи Романовых, которые отвечали за выполнение почти всех самых известных заказов Фаберже.
Это замечательное произведение искусства, как и следовало ожидать от такого имени, как Фаберже. Оно также совершенно особенное и указывает на совершенно иную декоративную традицию, отличную от остальной Европы.
По мере того как в 18-м и 19-м веках чай прочно вошел в мировую элитную культуру, чайный сервиз стал еще одним средством, с помощью которого сильные мира сего могли продемонстрировать свое богатство и статус, а также средством, с помощью которого лучшие мастера могли продемонстрировать свое мастерство.
Будь то в России, Великобритании или Китае, обладание роскошным чайным сервизом было непревзойденным удовольствием. Именно за это мы благодарны множеству великолепных антикварных чайных сервизов, которые мы встречаем сегодня.