Вдохните долгую историю создания искусно оформленных флаконов для духов
Стеклянные алебастры (флаконы для духов) из Классической Греции конца VI– начала V века до нашей эры. Cтеклянные сосуды с сердцевиной
История ароматов в значительной степени эфемерна. В конце концов, ароматы прессованных лилий с берегов Нила или драгоценной амбры, которые когда-то ценились дороже золота, трудно представить, если вы никогда не вдыхали эти раритеты.
В то время как аромат этих деликатных парфюмерных ингредиентов со временем выветривается, бесчисленные образцы изысканных флаконов и упаковок для духов остаются, напоминая нам об истории самого забытого аромата. От Древнего Египта до современного Парижа история флаконов для духов вплетена в историю стеклоделия, а также в более широкие художественные течения и особенности использования парфюмерии в каждой культуре.
Древние истоки продуманных ароматов
Древнеегипетские флаконы для духов. Слева: фаянсовый сосуд в форме обезьяны. Он относится к периоду Нового царства, около 1550-1295 гг. до н.э. | Справа: Сосуд для духов из травертина с инкрустацией в виде принцессы. Сосуд относится к периоду Нового царства, Амарна, около 1353-1336 годов до н.э.
Хотя преднамеренное использование ароматов существует уже много тысяч лет, некоторые из самых ранних дистиллированных и смешанных духов появились в древней Месопотамии, Индии и Китае. Из сохранившихся сосудов для духов, изготовленных по индивидуальному заказу, древнеегипетские образцы относятся, по крайней мере, к периоду Среднего царства.
Египтяне использовали парфюмерию как в религиозных, так и в косметических целях. Эти духи были известны во всем древнем Средиземноморье и экспортировались в рамках региональной торговли. Распространенными ингредиентами были лилии, кардамон, корица и мирра.
Древние египетские флаконы для духов были изящными и красиво изготовленными и служили символическими сосудами, которые богатые люди могли хранить со своей личной косметикой. Эти сосуды могли быть вырезаны из камней, таких как мрамор травертин, или отлиты из фаянса (разновидности керамики, используемой в предметах роскоши). Цветное стекло было еще одним материалом, который часто использовался для изготовления косметических и парфюмерных сосудов в Древнем Египте. Они изготавливались с помощью процесса, называемого формированием сердцевины, при котором мягкую форму погружают в расплавленное стекло на конце стержня. Как только стекло застывает в форме формы, мягкую внутреннюю поверхность соскабливают, чтобы получился полый сосуд.
Фаянсовые арибаллы (флаконы для духов) 6 века до нашей эры, Родос.
Этот древний процесс изготовления стекла развился в Месопотамии и распространился на запад, в Египет. Ремесленники Египта времен XVIII династии (период с 1549 по 1292 год до н.э.) славились своими изысканными изделиями в форме сердечника, часто украшенными полосатыми узорами насыщенных цветов. Этот стиль изготовления стекла распространился в Классической Греции. Известные как алебастры, эти флаконы для духов могли иметь форму флаконов или амфор. Фаянс и терракота также использовались в Древней Греции. Изысканные формы - от ракушек до птиц - демонстрируют разнообразие сосудов, доступных для тех, кто может позволить себе роскошные ароматы и высокое мастерство изготовления.
Изобретение выдувного стекла
Два флакона для духов из римского выдувного стекла, оба относятся к 1 веку нашей эры. Слева изображен белый след от витого стекла, справа - одноцветный образец.
Выдувное стекло открыло новый вид искусства. Более прозрачное и более быстрое в производстве, чем формованное или литое стекло, стеклодувное производство способствовало быстро растущей и постоянно творческой промышленности в Империи. Римляне использовали стекло для изготовления посуды, ювелирных изделий и, конечно же, косметических средств. Помимо красоты этих флаконов для духов из выдувного стекла, они были непористыми и относительно доступными по цене.
Роскошь позднего средневековья и ренессанса
Миниатюрный распылитель духов, который можно носить на себе. На этом экземпляре из Египта конца 13 или начала 14 века изображена эмблема Фессе, знак султана мамлюков.
После падения Рима Европа вступила в период, который часто называют Темными веками. Хотя это название и является несколько неправильным, многие научные знания были забыты и получили новое развитие только в эпоху позднего Возрождения. Однако знаменитый персидский философ, астроном и врач Ибн Сина (также известный как Авиценна, жил в 980-1037 годах нашей эры) разработал и обнародовал процесс дистилляции цветочных эфирных масел. Этот процесс был усовершенствован по сравнению со старыми духами, в которых ингредиенты измельчались и смешивались с маслом. Разновидность процесса дистилляции, описанная Ибн Синой, также использовалась в Древней Индии, вероятно, примерно с 3000 года до нашей эры.
В то время как индийские и персидские парфюмерные традиции продолжали процветать, интерес европейцев к изготовлению духов возродился только во время крестовых походов. Военные и торговые путешествия на Святую землю познакомили европейцев с аттарами (растительными эфирными маслами), в частности, с фирменной перегонкой роз. Они также повторно подверглись воздействию запахов животного происхождения, таких как мускус (выделения, исходящие от кабарги), циветта (от цибетид) и амбра (выделения кашалотов).
Производство парфюмерии в Европе зародилось в позднем Средневековье. Гильдии парфюмеров были созданы для развития (и защиты) многообещающей индустрии, которая активно поддерживалась королевскими особами и их дворами. В конце XIV века венгерские придворные парфюмеры создали "Венгерскую воду" - парфюм, в котором традиционные ароматические масла смешивались со спиртом. Духи на спиртовой основе были усовершенствованы итальянцами в 14 веке, а жидкость aqua mirabilis ("чудесная вода") представляла собой смесь с сильным ароматом. Необходимость в создании этих роскошных духов совпала с ростом венецианской стекольной промышленности.
Слева : распылитель духов конца XVI века из Венеции. | Справа : небольшой флакончик с ароматами, предназначенный для ношения в качестве кулона, из агата, золота и драгоценных камней. Эта бутылка 17-го века была добавлена в последующие годы.
В эпоху позднего Средневековья и Возрождения твердые духи помещались в помандеры и носились на теле, а жидкие духи — в изысканных флаконах. Венеция прославилась производством изящных, тонких стеклянных сосудов в стиле, известном как кристалло (что означает "прозрачное стекло"). Этот façon de Venise распространился по Европе на протяжении всего периода Возрождения, когда парфюмерия и производство стекла приобрели популярность. В 16 веке итальянская аристократка Екатерина Медичи стала королевой Франции и привезла с собой своего личного парфюмера Рене флорентийца. Она ввела придворную моду на духи с циветтой и мускусом, стимулируя французское производство.
Флаконы для духов периода позднего Средневековья и Ренессанса демонстрируют возрожденную роскошь и постоянно совершенствующиеся технологии ремесленников. Разбрызгиватель духов (на фото), вероятно, использовался для ароматизации помещения, и он демонстрирует классическую венецианскую технику обработки тростника. Флакончики для духов также могли быть гораздо меньше, и их можно было носить с собой, как помандер. Ароматы знати часто щедро украшались роскошными украшениями из агата и золота с рубинами.
Рококо и романтика
Слева : глиняный флакон с английскими духами, созданный между 1770–1800 годами. Справа : фарфоровый и золотой венский флакон для духов, около 1730 года.
Европейские флаконы для духов 18-го века находились под сильным влиянием моды и художественных течений того времени. Флаконы для духов, изготовленные из стекла, фарфора или даже белого стекла, выдаваемого за фарфор, больше не были предметом роскоши сказочно богатых людей. Мировая торговля и рост интереса европейского среднего класса к предметам роскоши привели к тому, что парфюмерия коммерческого производства стала более доступной для людей с располагаемым доходом. Заимствуя неоклассические стили, завитки и позолоту в стиле рококо и романтические пасторальные сцены, флаконы для духов следовали тенденциям как художников, так и декоративно-прикладного искусства. Производство флаконов для духов также больше не было эксклюзивным для Италии; прекрасные образцы можно было найти в Лондоне, Вене и других городах.
Американский артистизм
Слева: флакон для духов из американского фарфора Parian, около 1830–1870 годов. Справа: духи или туалетная бутылка из дутого кремневого стекла, изготовленная Генри Уильямом Стигелем, около 1767–1784 годов.
Изделия из стекла появились в американских колониях довольно рано; первая мастерская была основана в Джеймстауне в 1608 году. Внутреннее производство не могло сравниться с импортом до конца XVIII века. В XIX веке массовое производство стало более возможным благодаря развитию промышленной революции.
В Европе был популярен неоклассический дизайн флаконов для духов, но американские потребители также развивали свои собственные уникальные вкусы. В последнее время появилась тенденция к богатому декору и использованию граненого или литого стекла. Ювелиры, такие как Луи Комфорт Тиффани, создали роскошные произведения искусства для самых состоятельных потребителей, такие как этот флакон для духов, вырезанный из агата и украшенный золотом и сапфирами в стиле ар-нуво.
Современное искусство и коммерция
Стеклянный и позолоченный флакон для духов от Луи Комфорта Тиффани, около 1900 года.
В 20 веке некоторые из самых известных производителей стекла и парфюмерии создали репутацию, которая сохраняется и по сей день. Французский ювелир Рене Лалик прославился своими флаконами для духов из матового стекла. Многие флаконы духов 20-го века оснащались распылителем, изобретением конца 19-го века, которое позволяет распылять жидкость в тонкую струю. В то время как парфюмерные бренды имели признание в 19 веке, флаконы и бренды стали идентифицироваться как часть более широкой модной среды. Прекрасным примером является Chanel No. 5, аромат, представленный в 1921 году дизайнером Коко Шанель.
Основанный на дизайне 1924 года, парфюм Chanel No. 5 был намеренно прост в сравнении с изделиями из граненого стекла, подобными Lalique. Он был и остается прозрачным; жидкость янтарного цвета полностью видна. К 1930-м годам стали доступны меньшие размеры, чтобы современной женщине было удобно путешествовать. Духи и их фирменный флакон остаются культовыми - от упоминания имени Мэрилин Монро до эпизодических ролей в текстах музыкальных произведений и по сей день.
Флаконы для духов сегодня широко брендируются, в отличие от безымянных изделий древности. Однако, благодаря тщательному дизайну, флакон для духов остается произведением искусства.