Живопись для вечности
"Пьетре дуре", или мозаика из твердого камня, была дорогостоящим и трудоемким видом искусства, доведенным до совершенства во времена Ренессанса во Флоренции под покровительством великих герцогов Тосканских Медичи.
Деталь важной выставки "Возрождение флорентийского ренессанса" Пьетре Дюре и резной стол из позолоченного дерева в центре, пьетре дюре работы Гаэтано Бьянкини, резное основание из позолоченного дерева работы Анджоло Барбетти. Экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1867 году.© Адриан Алан Ооо
Рим в начале XVI века был стимулирующим центром культуры Высокого Возрождения. Именно здесь культ античности и возбуждение от археологических открытий породили стойкую страсть к мрамору и редким камням, которые украшали Императорский Рим во времена его великолепия. В Риме также существовала традиция искусной обработки мрамора, которая сохранилась на протяжении всего средневековья и сделала возможным возрождение таких оригинальных техник, как ‘opus sectile’.
Тигрица, нападающая на теленка, мраморный opus sectile (325-350 гг. н.э.) из базилики Юния Басса на Эсквилинском холме, Рим
Это была композиция из неправильных секций цветного камня, использовавшаяся со времен Римской империи, главным образом для облицовки тротуаров и стен.
Эпоха Возрождения привела к возрождению и усовершенствованию этой техники и ознаменовалась ее внедрением в качестве выставочной мебели для домов богатых и образованных меценатов в форме, известной как ‘интарсия’.
Деталь панно из интарсии с пола Сиенского собора, изображающая эмблему Сиены: волчица, кормящая Сениуса и Ашиуса (сыновей Рема, которые предположительно сбежали из Рима и от своего жестокого дяди Ромула, чтобы затем основать Сиену). Интарсия была начата примерно в 1373 году и возобновлена в 1864/65 годах. Оригинальную мозаику можно увидеть в музее OPA.
Семья Медичи была одними из самых ярых поклонников римской работы "интарсия", и очевидно, что она сыграла важную роль в рождении "флорентийской мозаики", позже известной как "Пьетре Дюре", которая была гораздо более сложной и включала в себя создание мотивов и рисунков, а не просто геометрические формы более ранних ‘интарсий’.
В 1588 году великий герцог Фердинандо I основал во Флоренции "Галерею Лавори в Пьетре-Дуре", мастерскую по обработке твердого камня, объединяющую все мастерские великого герцога. Он нанял местных мастеров и обучил их реставрировать древние изделия из резного камня, а также создавать оригинальные работы в ‘Пьетре дюре’. Эти художники вскоре довели до совершенства искусство создания картин с использованием тонких кусочков ярко окрашенных полудрагоценных камней. К концу столетия Флоренция должна была занять международное первенство в узкоспециализированной области "пьетре дуре", которому суждено было продлиться почти три столетия.
В течение 1600-х годов работа Галереи в основном ограничивалась Флоренцией, сосредоточившись на украшении часовни семьи Медичи в церкви Сан-Лоренцо, начатом в 1605 году, и Трибуны в Уффици, предназначенной для демонстрации лучших произведений из коллекций Медичи. Но к 1700-м годам, когда "пьетре дюре" становился все более модным, художники, обучавшиеся в мастерской, путешествовали по всей Европе, чтобы работать в других дворянских или королевских семьях.
Возведен между 1604 и 1640 годами архитектором Маттео Нигетти по проекту Джованни де Медичи. На инкрустацию полудрагоценными камнями, выполненную высококвалифицированными мастерами из мастерской Пьетре Дуре, ушло несколько столетий. – Возведен между 1604 и 1640 годами архитектором Маттео Нигетти по проекту Джованни де Медичи. На инкрустацию полудрагоценными камнями, выполненную высококвалифицированными мастерами из мастерской Пьетре Дуре, ушло несколько столетий.
Трибуна, музей Уффици
Трибуна была построена между 1581 и 1583 годами архитектором Бернардо Буонталенти “для хранения драгоценностей и украшений великого герцога” Франческо I Медичи.
Ярко раскрашенные цветы, фрукты и птицы на фоне черного парагона неизменно были излюбленными композициями для работ Пьетре дюре. В этих дизайнах память о натурализме Лигоцци (1547-1626) соседствует с крайней стилизацией. Растительная тема также должна была быть продолжена в гирляндах из бронзовой листвы и плодов "пьетре дюре", для которых галерея даже создала новую работу ‘фруттиста’.
Деталь столешницы в музее Опификио делле Пьетре Дюре, Флоренция
Последний член семьи Медичи умер в 1737 году, и династию сменила австрийская семья Габсбургов-Лотарингцев. Лотарингский период продолжал способствовать успеху лаборатории, особенно в области живописных композиций. Наиболее примечательными являются рисунки из полудрагоценных камней по дизайну и моделям, нарисованным художником Джузеппе Дзокки и доставленным Венскому двору.
Джузеппе Дзокки 1776 – 1780, Свободные искусства, живопись и скульптура
Флорентийский эбонированный и позолоченный Пьетро Дюре и мраморный шкафчик-подставка для образцов, Кастаньоли, Флоренция. © Adrian Alan Ltd
Этот изящный шкаф с надписью "Castagnoli fece Fierenze", инкрустированный пьетро дюре и твердым камнем, был бы изготовлен в одной из процветающих тосканских мастерских 19 века для просвещенного ценителя во время Гранд-тура.
Центральная ниша ведет в скрытое святилище sanctorum, содержащее фигуру Меркурия после Гимабол-ны. Одна из самых узнаваемых скульптур эпохи Возрождения, она была создана около 1564 года и предназначалась как часть фонтана для Медичи на вилле Медичи в Риме. Известный как посланник богов, Меркурий почитался во времена Римской империи как бог торговли, прибыли и богатства - очень подходящий образ для Медичи.
Конец Великого герцогства Тоскана в 1859 году означал конец господства Галерий, поскольку они всегда были так тесно связаны со двором.
Савойский дом почти полностью игнорировал мануфактуру, предпочитая приобретать мебель и подарки в частных флорентийских мастерских, в первую очередь у Энрико Боси.
В 1870-х годах Галерея получала заказы от других монархов, таких как Людвиг II Баварский и Александр II Российский, на произведения в великих традициях прошлого, и такие постановки сохраняли прежний уровень качества и вкуса.
В 1870-х годах Галерея получала заказы от других монархов, таких как Людвиг II Баварский и Александр II Российский, на произведения в великих традициях прошлого, и такие постановки сохраняли прежний уровень качества и вкуса.