Золотых дел мастер, прусский подданный Отто Самуэль Кейбель (1768 —1809), приехав в Россию, основал ювелирную мастерскую. По сведениям, опубликованным в книге М.Простниковой-Лосевой, Н.Платоновой, Б. Ульяновой «Золотое и серебряное дело XV—XX вв.» (М., 1995 г.), Отто С.Кейбель с 1797 года — золотого дела цеховой мастер, в 1807—1808 годах — альдерман. Среди его учеников был и сын Вильгельм Кейбель (1788 — 1862), который продолжил дело отца, сохранил клеймо «Кейбель», ставшее впоследствии фирменным.
С 1836 года Вильгельм Кейбель вместе с уроженцем Саксонии Генрихом Вильгельмом Кеммерером (1768 —1854) изготавливал российские орденские знаки, которые заказывал капитул орденов. Их общее клеймо — «КК».
Однако с 1842 года В.Кейбель начал самостоятельно изготавливать орденские знаки со своим клеймом «WK». Его дело в 1862 году продолжил сын Юлиус Э.Кейбель (1825 —1882), фирменное клеймо которого было «1К», а в дальнейшем, с 1882 года — внук Вильгельма Альберт К. Кейбель (1854—1910). Он продолжал использовать клеймо отца «1К» и свое — «АК».
Фирма «Кейбель» просуществовала в России до 1910 года, и все это время использовала фирменные клейма «Кейбель» (1821—1910), «КК» (1836—1854), «WK» (1842—1862), «1К» (1862—1908), «АК» (1882—1910), а также клеймо придворного поставщика «герб России» и изготавливала орденскую продукцию по государственному заказу.
По пробирным и фирменным клеймам можно определить время изготовления орденских знаков. Затруднения, правда, вызывает то, что на некоторых из них клейма выбиты частично, не четко или не полностью, а видна лишь часть клейма. Надо также учитывать, что орденские знаки поставщики представляли в пробирное управление в несобранном виде и без эмали, затем их клеймили и возвращали для полной сборки и отделки поставщику, который после этого направлял их непосредственно в капитул орденов (это тоже влияло на качество клейм).
В этой публикации мы рассмотрим следующие образцы орденских знаков из частных собраний:
В 1870 году император Александр II распорядился уменьшить диаметр центрального медальона орденов Св.Георгия, а также изменить цвет медальона с розового на красный, что и было вторично подтверждено докладом по капитулу орденов от 3 сентября 1877 года за № 3319 «О величине знаков и цвете медальонов ордена Св.Георгия» На основании этого фирма «Кейбель» в 1870 году выполнила новые образцы знаков Св.Георгия.
Исследовав перечисленные орденские знаки, можно выделить группу предметов, имеющих ярко выраженные типологические особенности. Это знаки №№ 5, 6, 7, 9, 10, 11, изготовленные в период с 1870 по 1910 год с фирменными клеймами «1К» и «АК». К особенностям этой группы (образцам фирмы «Кейбель») можно отнести:
— одинаковую конфигурацию знаков (крестов);
— красную деколевую (фототипию) центрального медальона лицевой стороны одинакового рисунка заводского изготовления;
— деколевую (фототипию) центрального медальона оборотной стороны одинакового рисунка заводского изготовления (а не индивидуального);
— особый тип боковых лопастей крестов, центральных медальонов лицевой и оборотной сторон и прижимных колец к медальонам;
— цвет и качество эмали (белой).
Все эти кресты выполнены в утвержденных пропорциях в зависимости от степени креста (размер) и подчеркивают единообразие в изготовлении (фирменный почерк). Вес также изменяется пропорционально.
Заказной орден Св.Георгия III степени (№ 9), размером 40x40 мм, выполнен также в капитульном стиле, но центральные медальоны лицевой и оборотной сторон — по желанию квалера-заказчика — изготовлены из медальонов, предназначенных для образца ордена Св.Георгия II степени, диаметром 10 мм.
Цель этой публикации — отделить подлинные капитульные образцы знаков ордена Св.Георгия фирмы «Кейбель» от копийных, которые получили некоторое распространение. Фотографии подлинных орденских знаков прилагаются.
Орденскими знаками фирмы «Кейбель» капитульного образца (официально — знаками государственного заказа) за боевые подвиги награждали офицеров, участников Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, покорения Средней Азии 1870—1885 годов, похода в Китай 1900—1901 годов, Русско-японской войны 1904—1905 годов и других военных событий того периода. Награждения орденом Св.Георгия I и II степеней производились по собственному усмотрению императора, а III и IV степеней — по представлению георгиевской думы. Отличие капитульных образцов орденских знаков фирмы «Кейбель» от заказных, изготовленных другими ювелирными мастерскими, в том, что заказные ордена и звезды, носимые на мундирах, «означают наличие полученного орденского знака кавалером», так как заказывались, чаще всего, в более позднее время, уменьшенного размера (хотя бывают и нормального размера), для размещения на мундирах рядом с орденами более высоких степеней.
При составлении коллекции наград надо учитывать, что орденские знаки капитульного образца, как и наградные медали, чеканенные на Санкт-Петербургском монетном дворе, являются подлинными памятниками российской военной истории и имеют первостепенное значение для коллекции, тогда как заказные (частной работы) орденские знаки и медали могут лишь дополнять ее.
К русским орденам следует относиться, прежде всего, как к наградам, а не как к ювелирным изделиям, хотя отдельные орденские знаки и представляют собой высокохудожественные образцы ювелирного искусства.
Михаил СЕЛИВАНОВ
Автор выражает благодарность заместителю руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия А.Вилкову за критические замечания и помощь в подготовке материала.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005), стр.122