Годы действия: 1956—1965, с 1966 по 1969 — Свердловский завод художественного литья.
Местонахождение: г. Свердловск.
Владельцы: с 1956 по 1961 год — Свердловский Совет народного хозяйства (Свердловский Совнархоз);
с 1961 по 1965 год — Средне-Уральский Совнархоз;
с 1966 года — Управление промышленности и художественных изделий при Исполнительном комитете Свердловского областного Промышленного Совета депутатов трудящихся.
Специализация: чугунолитейный.
Время собирать «советское» литье!
Многие российские коллекционеры и государственные музеи, к сожалению, пока еще не собирают «совковые» отливки из чугуна, созданные в 1950—1980-е годы с применением технологии точного литья по выплавляемым моделям. Они искренне и необоснованно считают их «малохудожественными». А ведь это далеко не так, даже наоборот! Именно сегодня — самое
Пришло время рассказать подлинную историю Свердловского чугунолитейного завода, опубликовать список его художественных моделей, перечислить поименно тех энтузиастов, кто в середине 1950-х годов освоил передовую технологию массового выпуска художественного литья из чугуна.
В августе 1955 года при артели «Литейщик», выпускавшей на окраине Свердловска водогрейные колонки и различное печное литье (вьюшки, очажные плиты, дверки), было организовано новое производство художественного чугунного литья, основанное на технологии точного литья по выплавляемым моделям. Эту современную производительную литейную технологию внедряли в производство на новом литейном участке главный инженер предприятия И.Г. Вагин и молодой техник Л.А. Грачева. В первый год работы свердловчане по двум пресс-формам, изготовленным на Каслинском машиностроительном заводе — знаменитом уральском центре художественного литья из чугуна, освоили массовый выпуск статуэтки «Пасущаяся лошадь» (или «Лошадь на выпасе») неизвестного автора и не менее любимой народом статуэтки «Дон Кихот» работы французского скульптора Жана-Луи Готье. Отливки что называется «пошли», то есть стали пользоваться повышенным спросом. Развивая успех, Свердловское городское управление местной промышленности в 1956 году преобразовало артель «Литейщик» в «Свердловский чугунолитейный завод» СЧЛЗ). Участок точного литья по выплавляемым моделям расширили, превратив его в цех художественного литья, работу которого возглавил Прокопий Филиппович Черных. Именно он среди технического персонала цеха приметил нового, на редкость любознательного газосварщика — Вениамина Ивановича Садовского. Как только заканчивался рабочий день, тот шел на литейный участок и часами как зачарованный следил за рождением лошадок и Дон Кихотов. Вскоре выяснилось, что у В.И. Садовского уже был опыт изготовления автомобильного карбюратора — отливки сложнейшей конфигурации, и его перевели слесарем в цех художественного литья, доверив изготовление пресс-форм.
Одной из первых работ В.И.Садовского была пресс-форма для отливки скульптуры «Рыцарь», выполненной в двух вариантах (со штандартом и без него) с бронзового французского образца 1863 года (судя по надписи, выгравированной на оборотной стороне фигуры), принесенного из дома инструментальщиком М.К.Мальцевым. Несмотря на искаженные пропорции кистей рук, укороченное массивное древко штандарта и небрежно проработанные детали постамента, скульптура пользовалась большим спросом у населения.
Изделия, изготовленные по восковым моделям, выплавленным в пресс-формах, не требовали дополнительной чеканки, так как слесарь В.И.Садовский при изготовлении пресс-форм виртуозно их прочеканивал.
По этой технологии на Свердловском чугунолитейном заводе выпускали известные каслинские модели: статуэтки «ДонКихот», «Сеттер на стойке», «Сидящая собака», «Глухарь на току», «Рыбачок». «Черт, делающий нос», чернильницы «Крестьянин на пне» и «Голова медведя». Не имея своих художников и скульпторов, СЧЛЗ в первые годы работы был ориентирован на тиражирование старых, апробированных и легко узнаваемых произведений.
В конце 1957 года руководство СЧЛЗ заключило договор на создание новых моделей для художественного литья с группой скульпторов Свердловских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Первыми авторскими моделями, утвержденными в производство, стали две пепельницы скульптора З.Г. Селивановой — «Собака, вынюхивающая дичь» и «Собака на стойке перед тетеркой, расправляющей крылья». В феврале 1958 года скульптор А.А. Анисимов представил на художественный совет скульптуру «Лось» и карандашницу «Медвежата на дереве» («Медвежата у пня»), а в следующем году создал статуэтки «Олень» и «Косуля». На том же февральском худсовете в 1958 году, были утверждены в производство статуэтки Г.В. Петровой «Мальчик с голубями» и «Девочка с козленком», скульптурная композиция З.Г. Селивановой «Каменный цветок» и модель ее статуэтки «Балерина». В 1959 году ассортимент моделей СЧЛЗ пополнился портретным бюстом П.П. Бажова работы свердловского скульптора В.Ф. Ермакова.
В ноябре 1959 года Свердловский чугунолитейный завод на выставке в Лужниках, организованной Внешторгом СССР, показал более 20 художественных отливок из чугуна и получил крупные заказы. Изделия свердловчан в Москве многим пришлись по вкусу. На Урале интерес к литейщикам СЧЛЗ все чаще стали проявлять и камнерезы свердловского завода «Русские самоцветы». Чугунные скульптуры им были нужны для украшения письменных приборов, чернильниц и других изделий из уральских поделочных минералов. Весной 1960 года завод «Русские самоцветы» показал на выставке в Свердловской картинной галерее экспериментальные камнерезные изделия с фигурами из чугунного литья, но до их тиражирования дело не дошло.
С 1960 года на СЧЛЗ большими партиями начали выпускать скульптуру Г.В. Петровой «Зоя Космодемьянская». Эта замечательная скульптура была в каждом классе свердловской школы. В том же году скульптор В.Ф.Ермаков создал целую портретную галерею выдающихся деятелей культуры России: портреты П.И. Чайковского, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка; выполнил для СЧЛЗ ряд анималистических скульптур, среди которых особо выделялись композиции «Лошадь, преследуемая волками» и «Орел, напавший на волка». В 1961 году В.Ф. Ермаков создает портрет Ю.Л. Гагарина — первого космонавта планеты; этот бюст был необычайно популярен у свердловчан.
Год от года росла производительность цеха художественного литья Свердловского чугунолитейного завода. Так, например, если в феврале 1959 года в месяц выпускалось 3000 художественных отливок по двадцати пресс-формам, то в апреле 1960 года — уже 4000 различных изделий, а к концу года было освоено более тридцати интересных пресс-форм.
Для повышения качества отделки отливок, по предложению начальника цеха художественного литья П.Ф. Черных, была установлена прокалочная печь для горячей окраски художественных изделий, с автоматическим управлением температурным режимом. За один раз в новой печи можно было прокалить и высушить от 70 до 80 различных изделий художественного литья.
Летом 1960 года на СЧЛЗ был внедрен электролитический метод очистки металла от керамической корки; установлена основная и две промывочные ванны, смонтирована электролитическая установка. До сих пор при отливке художественной продукции работникам завода много хлопот доставляла плотная керамическая корка, которая облегала готовое изделие, изготовленное по технологии точного литья по выплавляемым моделям. Эту корку приходилось сбивать с помощью пескоструйного аппарата. Работа эта трудная, да и не безвредная для здоровья. Помогли коллеги с Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), которые уже давно применяли электролитический метод очистки металла от керамической корки: изделия загружали в ванну с раствором кристаллического едкого натрия и едкого калия. С помощью электротока раствор нагревался до 500 градусов. Керамическая пленка растворялась в нем, а изделие принимало красивый вид. Там же, на УЗТМ для СЧЛЗ была изготовлена и испытана ванна, адаптированная для технологии точного художественного литья из чугуна по выплавляемым моделям.
Планировалось также установить в 1960 году специальное оборудование для кокильного литья, чтобы заменить «устаревшую» отливку в земляные формы.
С весны 1962 года цех художественного литья Свердловского чугунолитейного завода все чаще и чаще стали называть Свердловским заводом художественного литья. На художественные отливки, выполненные по новым пресс-формам даже начали ставить новое клеймо — «DDC»— большая, вытянутая по горизонтали буква «С» и два равнобедренных малых треугольника слева от нее. На отливки, изготовленные по моделям (пресс-формам) до 1962 года, продолжали ставить старое клеймо «СЧЛЗ». Так продолжалось целых четыре года — с 1962 по 1965-й, но рядом со старым или новым клеймом в этот период обязательно ставили год отливки.
В январе 1966 года, в связи с ликвидацией Управления .местной промышленности и реорганизацией производства по отраслевому принципу, Свердловский чугунолитейный завод был официально переименован в Свердловский завод художественного литья. С этого времени на художественных отливках свердловчан ставилось только одно клеймо — «DDC», без указания года отливки. История Свердловского завода художественного литья пока еще мало изучена, но продолжающийся поиск архивных материалов, возможно, прольет свет на истинные причины закрытия предприятия в 1970 году.
Реорганизация завода, к сожалению, не предусматривала каких-либо технологических изменений, улучшающих качество литья и окраски художественных изделий. Предприятие не получало специально приготовленного художественного литья чугуна, а работало на отходах и вторсырье, что значительно снижало качество его отливок. Кроме того, традиционные материалы для окраски чугунных изделий на СЧЛЗ подменялись более дешевыми и технологичными эмалевыми красками, и это в конечном счете вело к суммарному снижению декоративных качеств выпускаемых изделий. Черная эмаль, нанесенная на них толстым слоем, нивелировала следы чеканки пресс-формы, придавала отливкам избыточный глянцевый блеск, была хрупкой и со временем отслаивалась на выступающих частях, обнажая желтую грунтовку.
К концу 1960-х годов продукцию свердловчан вытеснили с уральского рынка товаров народного потребления более качественные, многочисленные и дешевые отливки Каслинского завода. В 1970 году решением Свердловского горисполкома «вредное производство» чугунного литья, располагавшееся в черте города, было закрыто, заводские строения снесены, а на их месте построены крупнопанельные дома нового жилого микрорайона.
За годы существования Свердловского чутунолитейного завода и его преемника — Свердловского завода художественного литья свердловскими мастерами были изготовлены около 50 пресс-форм для точного литья по выплавляемым моделям (в настоящее время выявлены 45 наименований художественных моделей СЧЛЗ, тиражированных в чугуне). Судьба пресс-форм после закрытия СЧЛЗ нам пока неизвестна. Возможно, их передали другим уральским предприятиям, освоившим в конце 1960 — начале 1970-х годов технологию литья по выплавляемым моделям. На чугунных отливках, выполненных по моделям СЧЛЗ, иногда встречаются клейма «УЭТМ» (в овале) или «СМП» (в ромбе). В истории их производства нам еще предстоит разобраться.
Самая полная коллекция отливок Свердловского чугунолитейного завода сегодня находится в Екатеринбургском муниципальном музее изобразительных искусств. В его фондах хранится 35 образцов художественной продукции СЧЛЗ, из них 21 предмет передан автором статьи в дар музею в 2006 году.
Сегодня на екатеринбургском антикварном рынке еще можно приобрести отливки с клеймом «СЧЛЗ» (сигнатура клейма вписана в вытянутый по горизонтали ромб), а также купить образцы продукции Свердловского завода художественного литья с клеймом ««DDC» (большая, вытянутая по горизонтали буква «С» и два равнобедренных малых треугольника слева от нее). Как правило, почти все встречающиеся отливки имеют многочисленные утраты красочного слоя (сколы, потертости) и различные царапины. Некоторые из предлагаемых местными антикварами вещей специально подготовлены к продаже — заново окрашены черной краской. Но чаще уличные продавцы антиквариата по желанию клиентов и в их присутствии поновляют товар из баллончика с автомобильной эмалью.
Гораздо реже можно видеть примеры профессиональной реставрации чугунных отливок, когда старую покраску обжигают и удаляют вместе с родной грунтовкой. После этого изделие окрашивают по «каслинской» технологии, добиваясь глубокого черного матового тона, максимально сохраняя следы чеканки пресс-формы, передаваемые чугунным отливкам восковой выплавляемой моделью. Такие вещи встречаются в частных уральских собраниях, ими гордятся просвещенные владельцы, цена подобных отливок сравнима с антикварной стоимостью каслинского и кусинского художественного литья 1960 — 1970-х годов.
Можно смело прогнозировать, что в ближайшие три года отливки Свердловского чугунолитейного завода поднимутся в цене на порядок и станут такой же антикварной редкостью, как и художественное литье с клеймом «УЗТМ» (См. О.П. Губкин. «Раритеты советского времени: Художественное литье Уралмаша»// Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2005, № 9(30).
Список моделей Свердловского чугунолитейного завода
Справочник имен скульпторов — авторов моделей художественного литья Свердловского чугунолитейного завода
Анисимов Анатолий Анатольевич (1910—1995).
Скульптор и педагог. Уроженец Казани. Учился в Свердловске, в УХПТ (1929—1932). Дипломная работа — барельеф «На стройке», рук. И.А. Камбаров. Преподавал в СХУ (1940-е). Участник выставок (с 1932), член СХ СССР. Автор рельефов «Советская армия на учениях» (1935), «Великие люди Урала» (1949), круглых скульптур «Партизаны» (1943), «Юный оленевод» (1964). Большое место в его творчестве занимали произведения сказочного и анималистического жанров: «Золотой волос», «Хозяйка Медной горы» (по сказам П.П. Бажова, 1948), «Лось», «Куница», «Белый медведь» и др. Скульптор СХПМ (с 1949). Выполнил ряд моделей для художественного литья Свердловского чугунолитейного завода: карандашницу «Медвежата у пня» (1958), скульптуры «Лось» (1958), «Олень» (1959), «Косуля» (1960).
Бах Роман (Роберт-Генрих) Иванович (Bach Robert-Heinrich, 1819—1903) .
Скульптор. Уроженец Риги, из семьи прибалтийских немцев. Там же учился рисунку у К. Миллера. Посещал класс профессора Н.И. Уткина в Петербургской РШОПХ для вольноприходящих (1840—1844). Профессию скульптора осваивал в ИАХ (1844—1850) под руководством профессора И.П. Витали. За портретный бюст профессора А.Т. Маркова (1850) получил звание свободного неклассного художника. Главный художник бронзолитейной и серебряных дел фирмы Никольса и Плинке в Санкт-Петербурге (с 1859), ее директор (с 1870). Член Санкт-Петербургского собрания художников (1863—1879). Почетный вольный общник ИАХ (1882). Исполнял отдельные заказы Г.В. Дружинина (1880-е) по подготовке к отливке из чугуна художественных вещей, посылаемых в Касли. Наряду с бронзовыми изделиями фабрики Никольса и Плинке поставлял для тиражирования свои авторские модели и работы сыновей. На Свердловском чугунолитейном заводе с 1956 г. выпускалась статуэтка «Глухарь на току» (модель 1870-х гг., пресс-форма изготовлена в 1956 г. по каслинской отливке конца XIX в.).
Вааген Артур (Waagen Arthur, 1834—1893).
Скульптор-анималист. Уроженец Мернеле (Восточная Пруссия). Работал в Париже в терракоте и бронзе. Из его анималистических и жанровых композиций, спорадически появлявшихся на артрынке, кроме скульптурной группы «Олени» (1870-е гг.) известны немногие. Выставлял в Салоне скульптурную группу «Фазаны» (1868), композиции «Полив цветов» и «Возвращение ё поля» (обе — в 1870) и статуэтку «Вандал» (1887). Его бронзовая скульптурная группа «Кабул, возвращающийся с охоты» известна в разных вариантах под названиями «Араб-охотник» и «Всадник с собаками». На Свердловском чугунолитейном заводе с 1963 г. выпускалась статуэтка «Олени» (пресс-форма изготовлена по модели начала 1960-х гг. неизвестного советского скульптора, выполнившего редукцию каслинской модели конца XIX в. «Олени на горе» работы скульптора А. Ваагена).
Вучетич Евгений Викторович (1908—1974).
Скульптор. Уроженец Екатеринослава Ростовской обл. Учился в РХШ у А.С. Чинёнова и А.И. Мухина (1926 — 1930), в ИНПИИ-ЛИНЖАС (1931—1933) у А.Т. Матвеева и в студии повышения квалификации скульпторов под руководством Б.И. Яковлева в Ленинграде. Жил в Ленинграде и Москве (с 1935). Портретист, работал в монументальной, мемориальной и станковой скульптуре. Участник выставок (с 1937), получил золотую медаль ВХПВ в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» . (1936, гипс). Руководил Художественно-экспериментальными мастерскими строительства Дворца Советов (1939—1941). Скульптор Студии военных художников им. М.Б. Грекова (1943—1962), автор памятников генералам М.Г. Ефремову — в Вязьме (1946), Н.Ф. Ватутину — в Киеве (1947), В.Г. Белинскому — в Пензе (1954); монумента «Перекуем мечи на орала!» (1957, бронза, установлен у здания ООН в Нью-Йорке; его уменьшенная копия тиражировалась в Каслях в 1960—1980-е), памятника Ф.Э Дзержинскому в Москве (1958) и др. историко-мемориальных ансамблей «Воинам Советской Армии, павшим в борьбе с фашизмом» — в Берлине (1949, Трептов-парк), «Героям Сталинградской битвы» — в Волгограде (1967, Мамаев курган). Лауреат Сталинских премий (1946— 1950). Действительный член АХ СССР (1953), народный художник СССР (1959), Герой Социалистического Труда; (1967), лауреат премии им. Джавахарлала Неру (1968) и Ленинской премии (1970), вице-президент АХ СССР (1970—1974). Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (1942) и двумя орденами Ленина (1952, 1967). Автор книги «Художник и жизнь» (М., 1963) и статей по советскому изобразительному искусству. Персональные выставки: 1959 — Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону; 1961 — Волгоград; 1970 — Магдебург, Дрезден, Берлин; 1971 — Волгоград, Москва, Киев; 1972 — Будапешт; 1975 — София, Братислава; 1975 — Москва; 1976 — Белград; 1978 — Бухарест. На Свердловском чугунолитейном заводе с 1962 г. выпускалась статуэтка «Перекуем мечи на орала!» (модель 1957 г., пресс-форма изготовлена по каслинской отливке в 1961 г.).
Гореликов Николай Сергеевич (род. в 1921).
Скульптор. Уроженец с. Папоротка Тульской обл. Учился в МИПиДИ у Е.Ф. Белашовой, С.З. Мограчева (1946—1952), затем в аспирантуре НИИХП (1952 — 1955). Участник выставок (с 1954). Исполнял образцы для каслинского художественного литья: «Данила-мастер» (1953), «Купальщик» (1954), «Рыбачок» (1955), «Хоккеист» (1957), «Мальчик на реке» (1960), «Пловчиха» (1965) и др. На Кусинском заводе по его модели отливалась статуэтка «Юный хоккеист» (1963). Старший художник лаборатории металла НИИХП (с 1956). Автор статьи «Каслинское художественное литье» (сб. «Русский художественный металл», М., 1958). На Свердловском чугунолитейном заводе с 1957 г. выпускалась статуэтка «Рыбачок» (модель 1957 г., пресс-форма изготовлена по каслинской отливке в 1955 г.).Готье Жак-Луи(Gautier Jean-Louis, 1831—1872).
Французский скульптор. Уроженец Парижа. Учился у скульптора Рюда. Участник парижских Салонов (1850— 1868), где дебютировал бронзовым наброском «Нищета». В основном выставлял портретные бюсты и декоративные объекты. Официальный скульптор бронзового фабриканта Ван Монса (с 1865), уделял большое внимание созданию моделей для бронзовых украшений в различных стилях. Представил на ВХПВ в Париже (1867) скульптуру «Коронованная Минерва», а в парижском Салоне — портретный бюст Гектора де Каллеаса (1868). Создал скульптурные образы известных литературных героев И.-В.Гёте и С.-М.Сервантеса — статуи «Мефистофель» и «Дон Кихот» (обе 1870), более века они с большим успехом выпускались на Каслинском заводе в большом и малом размерах. В 1955 г. по каслинской отливке конца XIX в. на Каслинском заводе была изготовлена пресс-форма с оригинальным постаментом, по которой Свердловский чугунолитейный завод 15 лет большими тиражами выпускал статуэтку «Дон Кихот».
Делабриер Поль-Эдуард (Delabrierre Paul-Edouard, 1829 — после 1904).
Французский скульптор-анималист. Уроженец Парижа Ученик Ж. Делестра. Выставлялся в Салоне (1848— 1904). Жил и работал в Париже, создавал в гипсе, терракоте и бронзе многочисленные статуэтки и скульптурные группы животных, сцены охоты. В Каслях тиражировалась лишь одна из его работ — пресс-папье «Собака охотничья» модель 1880-х гг.). В 1957 г. по каслинской отливке конца XIX в. на Свердловском чугунолитейном заводе была изготовлена пресс-форма, по которой около 15 лет тиражировалась его статуэтка «Собака охотничья».
Ермаков Василий Федорович (1926—1984).
Скульптор. Окончил Свердловское художественное училище (1949), затем Таллинский художественный институт (1957). Дипломная работа — две юбилейные медали «40 лет Великой Октябрьской социалистической революции», руководитель А.Ю. Хансен. Работал в медальерной пластике и скульптуре малых форм. Экспонировался на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). Участвовал в городских, областных, зональных выставках (с 1959). Член СХ СССР (с 1961). Работал скульптором в Художественно-производственных мастерских Свердловского отделения Художественного фонда (1958—1972). Выполнил ряд моделей для художественного литья Свердловского чугунолитейного завода: скульптурные группы «Лошадь, преследуемая волками», «Орел, напавший на волка» и «Бегущие лоси» (все 1959); бюсты «П.П. Бажов» (1959), «АС. Пушкин», «Л.Н. Толстой», «Д.Н. Мамин-Сибиряк», «П.И. Чайковский» (все 1960), «Ю.А. Гагарин» (1961).
Мен Пьер-Жюль(Mene Pierre-Jules, 1810—1879).
Французский скульптор-анималист. Учился у Р. Компера и А.-Л. Бари в Париже. Работал в анималистическом жанре, создавал скульптурные группы в терракоте, натуралистически точно воспроизводящие облик животных. Выставлялся в Салоне (с 1838). Его работы широко тиражировались в бронзе, серебре, шпиатре, чугуне и есть во многих крупных музеях мира. В России хорошо известны чугунные отливки Каслинского завода, например, статуэтка «Сеттер в стойке» (модель 1870-х гг.). В 1956 г. по ее эталонной отливке конца XIX в. на Каслинском чугунолитейном заводе была изготовлена пресс-форма, благодаря которой 15 лет на Свердловском чугунолитейном заводе большими партиями тиражировалась статуэтка «Сеттер в стойке».
Напс Евгений (Эжен-Иоганн) (Naps Eugene-Johann, вторая половина XIX — начало XX в.).
Скульптор-самоучка, реставратор, рисовальщик и живописец. Из семьи прибалтийских немцев. Работал в Санкт-Петербурге (1870—1900-е). Занимался реставрацией фарфора, мелкой пластики и бронзовой скульптуры для антикваров и коллекционеров. Выполнял редукции (уменьшенные копии) и вариации произведений русских скульпторов для столичных бронзолитейных фирм. В 1878 г. в литейной мастерской Смирнова по уменьшенной Е. Напсом модели был отлит бюст А.В. Суворова работы В.И. Демута-Малиновского (1814). На раннем этапе творчества Е. Напс не раз пользовался сюжетами Е.А. Лансере, находясь под его сильным влиянием. Таковы его скульптурные группы «Генерал МД. Скобелев на коне» (1878, бронза, КМКБ), «Тройка зимой» (1880, бронза, ГИМ, Музей коневодства, ПГХГ, СХМ), «Царский сокольничий XVII столетия на коне» (1881, бронза, Музей коневодства, БГХМ), «Казак верхом» (1882, бронза, коллекция А.И. Неустроева, Реж, Свердловская обл.). К оригинальным произведениям Напса относятся скульптурная группа «Телега с тремя лошадьми и пятью седоками переезжает через мостик» (1879, бронза, ГЭ, «Тройка»), статуэтка «Пластун Сайкин в дозоре» (бронза, 1870-е гг., ВМДПиНИ), два парных подсвечника «Фонарщики» (бронза, конец XIX в., ГРМ, ГИМ, ВМДПиНИ) и чернильница «Дровосек за обедом в лесу» («Крестьянин на пне», 1889) широко растиражированная Каслинским и Кусинским заводами в начале XX в. и Свердловским чугунолитейным заводом в 1957—1965 гг.
Петрова Гали Владимировна (1899—1986).
Скульптор. Уроженка Перми. Работала в Хабаровске (1920-е), где была членом АХРР (1927—1929). Жила в Свердловске (с 1931), училась в художественной студии Дома народного творчества (1936—1941). Член товарищества «Художник» (1938), член СХ СССР (с 1948). Участница городских, областных и региональных выставок (с 1937). Работала в жанровой скульптуре и портрете. Известны ее работы в гипсе, терракоте и чугуне. Выполнила ряд моделей для художественного литья Свердловского чугунолитейного завода: статуэтки «Мальчик с голубями» (1957), «Девочка с козленком» (1957), «Девочка, кормящая гусей» (1960), скульптуру «Зоя Космодемьянская» (1959).
Посядо Анатолий Иванович (1908—1987).
Скульптор. Уроженец Калуги. Жил в Москве (с 1922), учился в Художественной студии при СХ СССР (с 1934) у A.Т. Матвеева и Л.Р. Малько, в МГХИ (1937—1945) у B.Н. Домогацкого, А.В. Шервуда и Р.Р. Иодко, позднее у А.Т. Матвеева. Во время ВОВ работал в творческой бригаде Д.С. Моора. Член МОСХ (с 1946). Работал в монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуре. Автор скульптурной группы «Раненый боец из буденновских войск» (1955) и скульптурных портретов Александра Невского (1946), М.В. Фрунзе (1966), С.М. Буденного (1975 и 1982), А.В. Суворова (1979), К.Е. Ворошилова (1980), В.И. Чапаева (1980), Г.К. Жукова (1985). Анималист, крупнейший в советском монументальном искусстве специалист в области создания конных монументов. Автор памятников: Г.И. Котовскому — в Кишиневе (1954), М.В. Фрунзе (1967) — в Бишкеке (1967), К.Е. Ворошилову — в Ворошиловграде (1981). Участник выставок (с 1946), в том числе персональных (Москва, 1969,1984, 1990). В каслинском художественном литье выпускались его скульптурные группы «Багратион и Кутузов» (1955), «Александр Невский» (1956), «Кони в ночном» (1956), «Кобыла с жеребенком» (1957), пепельница «Лежащая борзая» (1965) ж статуэтка «Борзая» (1958). На Свердловском чугунолитейном заводе статуэтка «Борзая» с оригинальной подставкой выпускалась с 1959 г.
Розов Николай Иванович (род. в 1918).
Скульптор. Уроженец Москвы. Член СХ СССР. Автор модели статуэтки «Кормящая лань» (1954), отливавшейся на Кусинском заводе, а с 1961 г. тиражировавшейся на Свердловском чугунолитейном заводе.
Сажин Петр Алексеевич (1919—1999).
Скульптор. Уроженец д.Матвеевки Самарской губ. С 1930 года жил в Казани, работал художником в клубе «Спартак». Учился в Самарском художественном училище (1936 — 1939). Член товарищества «Татхудожник» (1938). Служил в рядах РККА (1940—1946). Член ВКП(б) с 1945 г. Жил в Свердловске (с 1946), работал скульптором в Художественно-производственных мастерских Свердловского отделения Художественного фонда. Член СХ СССР (1947). Мастер скульптурного портрета: создал портреты передовиков производства Г. Рубцова, Г. Шантарина, О. Афанасьевой (1947, все — гипс), сталевара Н. Базетова (1949, чугун), старого большевика К.Г. Ретнева (1950, чугун), скульптора И.А. Камбарова (1955, гипс). Автор памятника пионеру Павлику Морозову (1952, бронза) в Свердловске и с. Герасимовка, монумента «Комсомолу Урала» (1958), памятника «Уральскому добровольческому танковому корпусу» на привокзальной площади Свердловска (1962, в соавторстве с архитектором В.М. Друзиным), бюстов А.М. Горького (1970, гальванопластика), В.К. Блюхера (1972, гранит), памятника П.П. Бажову в Сысерти (1984, бронза). Участник городских, областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Произведения хранятся в Екатеринбургском и Нижнетагильском музеях изобразительных искусств. На Свердловском чугунолитейном заводе с 1962 г. выпускалась статуэтка «Модель памятника Уральскому добровольческому танковому корпусу».
Селиванова Зинаида Георгиевна (1927—1980-е).
Скульптор и живописец. Училась в Свердловском художественном училище (1942—1947) на живописном отделении у И.М. Вахонина, А.А. Жукова, Б.П. Копылова. Посещала скульптурную мастерскую А.А. Анисимова (1940-е). Работала скульптором-форматором в Художественно-производственных мастерских Свердловского отделения Художественного фонда. Исполнила ряд моделей для художественного литья Свердловского чугунолитейного завода: пепельницы «Собака над куропаткой» (1957), «Собака со змеей» (1957) и «Орел на гнезде» (1959), статуэтку «Балерина» (1958), скульптурную композицию на тему сказов П.П. Бажова «Каменный цветок» (1958), статуэтку «Репка» (1959).
Олег ГУБКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 44 (январь — февраль 2007), стр.62