Чугунолитейная Гайса в Берлине. Иоганн Конрад Гайс (Johann Conrad Geiss, 1771-1846) был берлинским ювелиром. В 1804 году он совместно с Королевским прусским чугунолитейным заводом в Гляйвице начал изготавливать украшения и предметы малой пластики из чугуна. Первое, что использовал Гайс в золотых украшениях, — это вставки из чугунных античных гемм. Сначала он ограничивался лишь продажей этих изделий, затем стал разрабатывать свои эскизы и модели для гляйвицкого завода, а также заказывать их другим известным мастерам. Так, Леонард Пош выполнил для него модель плакеты «Евангелист Иоанн», которая впоследствии широко тиражировалась в Германии и России.
В 1820 году у Гайса возникли трудности во взаимоотношениях с горным руководством Пруссии, которое осуществляло в Гляйвице собственное направление в изготовлении чугунных украшений. Там стали использовать золотую проволоку, сочетали чугун с жемчугом и помещали чугунные рельефы на полированные стальные пластины. Гайс же решил сосредоточиться на работе в собственной чугунолитейной. Украшения из чугуна, выполненные им, легко узнаваемы. В орнаменте изделий он часто использовал трилистники, виноградные листья и листья аканта, отливал много украшений и в неоготическом стиле.
К слову, Гайс в то время был признанным авторитетом в моделировании и создании разнообразных украшений из чугуна (илл. 1). На иллюстрации мы видим его чугунное ожерелье с подвеской в форме креста, который сформирован четырьмя виноградными листьями. Ожерелье выполнено предположительно в 1830—1840 годах, длина его — 40 см, вес — всего лишь 48 г. Находится оно в собрании «Markisches Museum», в Берлине. Там же хранится и великолепная шкатулка, выполненная тоже предположительно в частной литейной Гайса в 1815—1820 годах (илл. 2). Ее размеры — 69x162x95 мм.
На антикварном рынке высоко ценятся изделия частной литейной Гайса. Чугунный браслет (илл. 3), сделанный на его предприятии в 1830 году, стоит 2150 евро. (Изображение предоставлено берлинской антикварной фирмой «Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters».)
Дело Иоганна Конрада Гайса продолжил его сын — Филипп Конрад, Моритц Гайс (Philipp Conrad Moritz Geiss, 1805—1875). Ювелир и литейщик, он уже с юных лет участвовал в выставках берлинской Академии изобразительных искусств. В 1829 году стал совладельцем предприятия, а уже через два года перепрофилировал CW фирму на цинковое литье. Moритц Гайс известен именно как основатель в Берлине этой индустрии. Его изделия тиражировали впоследствии многие другие мастерские. Такое перепрофилирование производства было очень своевременным, так как в 40-х годах XIX века украшения из чугуна стали терять популярность: мода затосковала по роскошным цветным изделиям.
На всех своих чугунных изделиях, в любых местах, где позволяли их размеры, Иоганн Гайс ставил клеймо: «GEISS A BERLIN». Есть оно и на оборотной стороне застежки браслета.
Чугунолитейная Деваранна в Берлине. Симеон Пьер Деваранн (Simeon; Т Pierre Devaranne, 1789—1859),скульптор и ювелир, создавал прекрасные золотые, серебряные и чугунные вещи, в 1828 году стал владельцем частной чугуно- и цинколитейной. В отличие от изделий Иоганна Конрада Гайса, большинство изделий Деваранна украшены орнаментом, не заимствованным у природы. Единственное исключение — его знаменитая бабочка (илл. 4). Чугунное ожерелье с бабочками выполнено в 1840 году, его длина — 430 мм, вес—12 г (!). Оно хранится в собрании «Markisches Museum», там же находится и великолепный гарнитур из 7 предметов, в оригинальном футляре, выполненный Деваранном в том же 1840 году (илл. 5). Предлагаемые сегодня на антикварном рынке изделия фирмы Деваранна оцениваются довольно высоко. Например, каждый из двух браслетов 1835 года стоит 2580 евро (илл. 6). (Изображение предоставлено антикварной фирмой «Antiqu itaten Hannelore: Plotz-Peters»).
Кроме украшений в мастерской Деваранна отливали плакеты. В 1830 году был выполнен портрет Наполеона I с использованием парижской модели Леонарда Ноша от 3 января 1814 года. Выпускал Деваранн и предметы мелкой пластики. В 40-х годах XIX века в мастерской были изготовлены скульптуры прусского короля Фридриха-Вильгельма III и известного писателя Вальтера Скотта (1771— 1832). Пользовалось успехом и кабинетное литье: лампы и подчасники (илл. 7). Подчасник с изображением античных трофеев отлит в 1830 году, его высота — 265 мм. На антикварном рынке Германии он стоит 1580 евро. (Изображение предоставлено антикварной фирмой «Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters»). Этот подчасник Деваранна пользовался спросом и в России, его многократно тиражировали различные заводы. Однако упрощенная, уступающая в качестве литья российская версия сильно проигрывала немецкому варианту.
Изделия Деваранна экспонировались на выставках в берлинской Академии изобразительных искусств. Вскоре он стал ее членом.
Автором большинства моделей для чугунолитейной мастерской Деваранна был скульптор и чеканщик Иоганн Кратценберг, работавший на Королевском прусском заводе в Берлине. Отличительная особенность его творчества для Деваранна — изготовление малого размера фигур людей. При этом Кратценберг отливал фигуры как известных персонажей, так и обычных людей. Типичный пример — скульптуры «Бранящейся женщины» с корзинами из ивовых прутьев за спиной и в руке и палкой в другой руке (илл. 8), а также «Уличного торговца с коробом» (илл. 9). Эти «веселые достижения» появились в 1840 году. Размеры «Бранящейся женщины» — 95x70x170 мм, а «Торговца» — 65x72x178 мм. Изделия находятся сейчас в собрании «Hans Schell Collection» (Грац, Австрия).
Вместе с Симеоном Пьером Деваранном работал его сын Карл Фридрих Август Деваранн (Carl Friedrich August Devaranne, 1819—1854), скульптор, ученикЛюдвига Вильгельма Вихманна (Ludwig Wilhelm Wichmann, 1788—1859), академика берлинской Академии изобразительных искусств, известного представителя берлинского классицизма и ученика Шадова. Из работ Карла Деваранна наиболее известна «Крысолов» (илл. 10), выполненная в 1840 году вместе с Кратценбергом. Скульптура находится в собрании «Hans Schell Collection» (Грац, Австрия). Симеон Пьер Деваранн только в 1840 году, почти на десять лет позже, чем его основной конкурент Гайс, перешел на цинковое литье.
Большинство изделий чугунолитейной Симеона Деваранна имеют клейма. Этобылинадписи: «Devaranne», «Devaranne (или «Dev.») a Berlin», «Devaranne a Berlin, Deponi et», «Devaranne Ac. K. a Berlin», «Dep. a. d. Kon. Ac. d. Kiinste z. Berlin Devaranne», «Devaranne ac: Kunstler in Berlin», «Dev. in Berlin» и «Devaranne Ac. Kunstler Deponiert o.d. Konigl. Ac. d. Kiinste zu Berlin». Кроме того, на некоторых предметах ставились трехзначные модельные номера. Например, на подчаснике с изображением античных трофеев есть цифра «220», а на трех пряжках от пояса — цифры «314», «322» и «325».
Литейная Мюллера в Берлине. Иоганн Фридрих Готлиб Мюллер (Johann Friedrich Gottlieb Muller, 1777—1858) был гравером по меди, затем старшим в формовочном отделении Королевского прусского чугунолитейного завода в Берлине, в 1828 году стал владельцем чугуно- и бронзолитейной в Берлине. С 1826 по 1846 год его изделия экспонировались на выставках в берлинской Академии изобразительных искусств.
Широко известны две его работы той поры, когда он еще трудился на берлинском заводе: модель новогодней плакетки 1818 года и портретный медальон 1823 года с изображением короля Пруссии Фридриха-Вильгельма IV и Елизаветы Баварской.
Интересно, что одним из первых известных изделий частной литейной Мюллера стал медальон с профилем его жены — Альбертине Мюллер (Albertine Muller, 1804 — ?), исполненный примерно в 1830 году. В 1840-х годах были отлиты медальоны с портретами Фридриха-Вильгельма IV, знаменитого писателя К.М.Виланда (1733—1813), короля Норвегии Карла XIV, известного врача, профессора Берлинского университета Э.Л.Хаима (1747—1834), профессора Берлинского университета, главы Королевской Академии сельского хозяйства А.Таера (1752—1828), ученого, писателя, поэта, философа И.Г. Хердера (1744—1808) и естествоиспытателя, географа и путешественника Александра Гумбольдта (1769—1859). Автору известна только одна работа Мюллера, выполненная в 1840 году в круглой пластике, — прекрасный бюст А.Гумбольдта.
Были у Мюллера изделия и на религиозные темы. На иллюстрации показана плакета «Христос несет крест (Несение креста)» по модели Леонарда Поша, выполненная в 40-х годах XIX века (нал. 11). Размеры ее —101x85 мм. Плакета находится в частном собрании.
Клейма на изделиях Мюллера не отличались разнообразием, что, скорее всего, можно рассматривать как положительное явление. По крайней мере, нет никакой путаницы. Чаще всего это была монограмма на обрезе шеи портрета: «Muller Е» (или г,). Реже на оборотной стороне плакет можно увидеть надпись: «MULLER IN BERLIN». Только на одном предмете мне удалось увидеть монограмму с датировкой: «Miiller £ 1846».
Литейная Лемана в Берлине. Август Фердинанд Леман (August Ferdinand Lehmann, 1806 — ?) с 1830 года занимался производством художественных изделий из чугуна, в 1850 году стал владельцем частной литейной. В 30-х годах XIX века по моделям Штилярского им были выполнены бюсты русского генерал-фельдмаршала И.И.Дибича-Забалканского (1785—1831), австрийского генерал-фельдмаршала К.Ф.Шварценберга (1771—1820) и канцлера Пруссии КА.Харденберга (1750—1822). Леман так же, как Гайс и Деваранн, отливал украшения из чугуна. Широко известны его ожерелья и браслеты из листьев аканта, выполненные по эскизам Гайса. Но если положить, например, рядом браслеты, броши, пряжки для ремня и цепочки с кулонами, выполненные по одним и тем же моделям литейных Лемана и Гайса, то сразу видна разница между ними. К сожалению, изделия Лемана не такие изящные и не так качественно сделаны.
Практически на всех художественных вещах литейной Лемана стояли клейма. Они довольно разнообразны: «А.ЕLehmann а Berlin», «А.ЕLehmann Berlin», на мелких частях — «AFL», «A.F.L.f. а В.» и «Lehmann Berlin». Обычно эти надписи располагались в строчку, но есть и вариант размещения монограммы «L A F а В» по кругу.
Литейные Зеебаса в Берлине, Ханау и Оффенбахе. Альфред Рихард Зеебас (Alfred Richard Seebass, 1804 — 1884) был сыном профессора философии и математики университета в Лейпциге. В раннем возрасте он потерял родителей, в юности изучал бронзолитейное дело. В 1829 году (по другим данным — в 1834) основал в Берлине частное предприятие по изготовлению чугуно- и бронзолитейных изделий. Зеебас сотрудничал с берлинскими скульпторами Калиде и его учеником Фридрихом Мальховом (Friedrich Malchow). Отливали на предприятии вещи и по собственным моделям Зеебаса. Все изделия отличались высоким качеством. Характерный пример прекрасной работы его литейной — статуэтка короля Нидерландов Вильгельма I. В Берлине в 1830—1840 годах Зеебас изготавливал лампы, подставки для термометров, пресс-папье (часто упоминают о варианте пресс-папье с маленькой фигуркой эскулапа по скульптуре Рауха) и разнообразные подчасники (например, с фигурой рыцаря). На иллюстрации 12 — подчасник в китайском стиле, выполнен в 30 — 40 годах XIX века, его высота — 250 мм. Стоимость 1180 евро. (Изображение предоставлено антикварной фирмой «Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters».) В 1839 — 1841 годах Зеебас сотрудничал с художественной литейной G.A. Schwan. Совместно они выполнили статую немецкого изобретателя и создателя европейского способа книгопечатания Иоганна Гуттенберга (1394/97 — 1468) и несколько рельефов, модели которых Зеебас позже забрал с собой в Ханау. В Берлине в 1840 году был отлит также портрет Гуттенберга по модели Бейерхауса или Мальхова, очевидно, к 400-летию изобретения книгопечатания. Информация о фирме G.A.Schwan и о ее художественном литье очень фрагментарная: неясно, когда она была создана, как долго существовала, чем конкретно занималась. Сохранилось, правда, изображение клейма.
В 1839 году Зеебас решил перенести свой бизнес из Берлина в город Ханау. Он искал более перспективный рынок сбыта. А рядом с новым местом находился старинный торговый и ярмарочный центр — город Франкфурт. Кроме того, Зеебас собирался использовать потенциал ремесленников в Ханау, имевших опыт работы с золотом и серебром. В 1839 — 1842 годах у Зеебаса было здесь совместное с Эрнстом Георгом Циммерманном чугунолитейное производство. Однако датой переноса своего бизнеса и фирмы «Alfred Richard Seebass u. Comp.» из Берлина в Ханау Зеебас указал 7 декабря 1840 года. Правда, не совсем понятно, кого он имел в виду под компаньонами: литейную G.A.Schwan или Циммерманна. Необходимо подчеркнуть, что без тех берлинских моделей и того опыта работы по изготовлению чугунных изделий, которые принес с собой Зеебас, не случилось бы в Ханау столь , быстрого развития художественного литья из чугуна. Партнеры изготавливали украшения, письменные приборы, подсвечники, мебель и многое другое. Большим спросом пользовались чугунные шахматы с историческими фигурами: «Тридцатилетняя война», «Битва германцев», «Крестоносцы и мусульмане», «Наполеон и Фридрих Великий», а также «Собаки и кошки». В 1842 году Зеебас и Циммерманн разошлись и каждый стал самостоятельно заниматься бизнесом. Их литейные в Ханау находились недалеко друг от друга. Разделение произошло не совсем гладко, были споры по поводу авторства и принадлежности многих моделей. Так, даже в 1852—1854 годах шел долгий судебный процесс об авторском праве на шахматы «Битва германцев». Большое количество одних и тех же изделий и украшений Зеебас и Циммерманн выпускали параллельно. Таким образом, в 1842—1846 годах в Ханау работали теперь уже две частные чугунолитейные. Зеебас в 1843 году представил на объединенной немецкой индустриальной выставке в Майнце достаточно большой ассортимент своих изделий художественного литья из чугуна. В 1846 году он был вынужден уехать из Ханау: курфюрст Фридрих Вильгельм II объявил его иностранцем и потребовал, чтобы он в течение 14 дней покинул город. Мотивы этого решения неизвестны до сих пор. В том же 1846 году Зеебас основал в Оффенбахе свою третью чугуно- и бронзолитейную, переориентировав производство на выпуск предметов быта, архитектурных элементов, деталей машин и надгробных крестов. Умер Зеебас в 1884 году. Фирма, которую еще раз перепрофилировали, просуществовала до 1904 года.
Большинство изделий Зеебаса имели достаточно простые клейма. Чаще всего это надписи: «A.R.Seebas а Berlin» или «Seebas a Berlin». Варианты клеймения можно увидеть на иллюстрации.
Литейная Циммерманна в Ханау. Эрнст Георг Циммерманн (Ernst Georg Zimmermann, 1807—1873) родился в Марбурге (Marburg). В 1839 году торговец Циммерманн перебрался в Ханау и совместно с Зеебасом открыл литейную. Как уже упоминалось, в 1842 году они разъединили бизнес, и Циммерманн уже самостоятельно продолжил изготавливать художественные изделия из чугуна. Предметы, выполненные в его мастерской, отличались высоким качеством и не уступали в этом изделиям из Берлина, Гляйвица и Зайна. При этом Циммерманн полностью или частично копировал отливки Лауххаммера, Мэгдешпрунга и Ильзенбурга. В свою очередь, уже его вещи копировала литейная «Карлсхютте». Однако нельзя утверждать, что у Циммерманна не было своих моделей. Для него их изготавливали многие скульпторы и цеканщики. Самым известным был, конечно, Фридрих Мальхов. Все изделия Циммерманна были выдержаны в классическом стиле, без всякого романтизма. Примером может служить пара подсвечников «Женщина в античной одежде с кувшином на голове», созданная в традициях Карла Шинкеля в 1845 году (илл. 13). Высота каждого — 235 мм. Стоимость 1580 евро. (Изображение предоставлено антикварной фирмой «Antiquitaten Hannelore Plotz-Peters».)
Наиболее полно все разнообразие выполненных Циммерманном и Зеебасом чугунных изделий было представлено на прошедшей в 1999 году в Ханау выставке «Hanauer Eisen». Впервые на ней удалось показать практически все предметы фирмы Циммермана из музейных собраний и частных коллекций. На иллюстрации 14 представлен прекрасный низкий подсвечник с ручкой, в форме домашней лампадки, выполненный в 40-х годах XIX века. Его размеры — 155x95x80 мм. Клеймо расположено на крышке снизу и представляет собой овал с надписью в нем: «Verlag bei E.G.Zimmermann in Hanau». Рядом — пятизначный номер модели «11350». Подсвечник находится в частном собрании в России. Аналогичный подсвечник из частной немецкой коллекции экспонировался на выставке 1999 года.
В середине XIX века Циммерманн, как и многие другие, переключился с чугуна на бронзовое и цинковое литье, а также на изделия из мрамора. Предметы из бронзы были с успехом представлены Циммерманном на индустриальной художественной выставке в Лондоне в 1862 году. Он поставлял изделия своей мастерской в Голландию, Бельгию, Англию и в незначительных объемах в Россию, Австрию, Италию, Испанию, Швецию, Данию и Северную Америку. В каталоге Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году фирма Циммерманна была названа фабрикой по изготовлению декоративных изделий из серебра, литья из всех металлов, гальванопластики и работы по мрамору. На тот момент в ней трудились 225 человек.
В конце XIX — начале XX века фирма «E.G. Zimmermann» снова вернулась к художественному литью из чугуна и выпускала настенные и настольные часы и этажерки. Но не надолго — до начала Первой мировой войны. Еще одна попытка была предпринята в 20-х годах XX века.
Девятнадцатого марта 1945 года все здания предприятия сгорели после бомбежки. Огонь уничтожил каталоги изделий и образцы моделей. В 50-х годах XX века возрождение фирмы началось с литья фигур и изделий из бронзы, чугуна и латуни. В 1960 году основным направлением снова становится работа с мрамором и природным камнем. «E.G. Zimmermann» и ее дочерние компании в Италии и Мексике успешно функционируют и сегодня.
Одна из немногих литейных фирма Циммерманна ставила клейма практически на все свои работы. Они находились, как правило, внизу или на обратной стороне изделия. Самое распространенное клеймо есть и на представленных выше подсвечниках: «Vlg. bei E.G. Zimmermann in Hanau». Рядом — пятизначный номер модели «12430». Естественно, были и разновидности, например, еще одно круглое клеймо с надписью «Сагре Diem». Ряд исследователей не признают его клеймом Циммерманна. Однако в собрании музея г. Ханау хранятся небольшие настольные часы, на которых есть это клеймо с добавлением названия фирмы «E.G. Zimmermann». Такое круглое клеймо было зарегистрировано для изделий, которые отправляли на экспорт в другие страны. Сегодня вариант круглого клейма с названием фирмы или указанием автора модели встречается очень редко, разумеется, вместе с изделием, на котором оно стоит.
Швабский чугунолитейный завод в Вассераль-фингене. В 1671 году в городе Вассеральфингене (Wasseralfingen) в Баден-Вюртемберге был основан железоделательный завод, на котором вначале отливали чугунные плиты для каминов и печей. С 1796 года, после объединения нескольких дочерних заводов, здесь наладили выпуск художественных чугунных изделий. Чтобы повысить их качество, в 1802 году руководитель завода Фабер Дю Фор (Faber Du Faur) стал активно привлекать к работе скульпторов. Один из самых значительных периодов в деятельности предприятия был связан с работой автора моделей Георга Конрада Вайтбрехта (Georg Conrad Weitbrecht, 1796—1836). В 1823 году в Вассеральфингене начали отливать рельефы со сценами из жизни крестьян и ремесленников. Эти изображения были типично швабскими.
На заводе работали также скульпторы Кристиан Р.Плок (Christian R.Plock, 1809—1892) и Иоганн Генрих фон Даннекер (Johann Heinrich von Dannecker, 1758—1841). Наиболее известное произведение Плока — плакета с изображением завода, а Даннекер отлил хорошего качества бюст Фридриха Шиллера. Производство в Вассеральфингене не имело связей с прусскими литейными, поэтому и не тиражировало их изделия.
В настоящее время на «Швабском литейном заводе «Г.м.б.Х.» пытаются возродить изготовление художественных предметов из чугуна
На более ранних художественных изделиях ставилось следующее клеймо: «SHW». Современное клеймо — «шестеренка с буквами SHW».
Литейная Гланца в Вене. Иозеф Гланц (Joseph Glanz, 1795—1866) был одним из самых способных литейщиков своего времени. Родился он в г. Лемберг, в 1814—1818 годах учился в Венской художественной академии на ювелира и чеканщика, затем работал под началом Даниэля Рауха на Королевском прусском чугунолитейном заводе в Берлине. В 1822 году Гланц был признан здесь лучшим чеканщиком. В 1827 году он отчеканил отлитую по модели Штилярского «Варвикскую вазу». Это было подражание античной вазе белого мрамора из коллекции графа Варвика в Англии, которую в 1771 году нашли на развалинах виллы Адриана в Тиволи. Инициатива отливки вазы в Берлине исходила от Шинкеля. Она была изображена на берлинской новогодней плакетке 1828 года. В различных размерах ее затем отливали как в Берлине, так и в Гляйвице. Этот предмет экспонировался в 1828 году на выставке берлинской Академии изобразительных искусств. В Берлине Гланц создавал и модели для литья. В 1833 году (что несколько любопытно и никак не комментируют исследователи) он выполняет один из трех вариантов модели «Девы Лауренсии (Лаурентии) из Тангермюнде», сам отливает скульптуру и чеканит. Об этом говорят надписи на изделии.
В 1831 году Гланц возвращается в Вену и открывает здесь бронзо- и чугунолитейную. Он сохранил хорошие отношения с берлинским заводом и лично с Раухом, которому еще долго писал письма с благодарностью за помощь в овладении искусством литья художественных вещей. В Вене Гланц специализируется на литье маленьких предметов из серебра, бронзы и чугуна. Его изделия пользуются большим спросом в Австрии, что не удивительно: продукция по качеству не уступала ни отливкам Королевского прусского завода в Берлине, ни изделиям частных литейных Гайса и Деваранна.
У Гланца работают 60 человек. Он продает свои изделия в самой Австрии, а также в Лондоне и Париже. Ассортимент его продукции очень разнообразен: тарелки, подсвечники, подставки под календари и термометры, спичечницы, пепельницы, чернильницы, подчасники, копилки, пресс-папье, коробочки для визиток, экраны для литографий, распятия, плакеты и маленькие фигуры (илл. 15, 16). На иллюстрациях изображены статуэтки «Танцующий мужчина» и «Танцующая женщина» из собрания «Hanns Schell Collection» (Грац, Австрия). Их высота — 240 мм. Отлиты в 1830—1840 годах. Только недавно они были атрибутированы как выполненные в литейной Гланца. На иллюстрации видно, что чугунные статуэтки патинированы под бронзу. Имитация бронзы на многих изделиях была характерна для творчества Гланца. Иногда он использовал в качестве подражания работы берлинских мастеров, но это было не слепое копирование. Среди таких образцов можно назвать большую вазу Штилярского, спящего льва Калиде и рельеф с изображением Христоса Тика.
Изготавливал Гланц и чугунные украшения: колье, броши, серьги и браслеты (илл. 17). На иллюстрации — браслет, выполненный в 1830—1840 годах, его длина — 200 мм. Находится в собрании «Hanns Schell Collection» (Грац, Австрия). Здесь же хранятся и три планшета с образцами ювелирных украшений литейной Гланца и великолепный дорожный набор из чугуна: ножницы, нож, иголка и т.д.
В 1837 году Гланц выполнил ряд предметов монументального литья: статую Геркулеса из бронзы высотой 2,5 м, большой чугунный бюст императора Франца I и крупный чугунный рельеф для церкви в Праге.
Изделия Гланца были отмечены золотыми медалями на выставках декоративно-прикладного искусства в Австрии в 1835,1839,1845 и 1848 годах. Однако, как говорил сам литейщик, он был больше творцом, чем торговцем. Действительно, в коммерческом плане дела на фирме шли не очень хорошо. В 1848 году Гланц передал управление литейной своим сотрудникам Юбу (Jub) и Пахлику (Pachlik). Однако сам мастер еще и в 50-х годах выполнял отдельные заказы. После 1863 года упоминаний о его фирме нет. Изделия Гланца, как и изделия Циммерманна, в отличие от предметов некоторых других литейных, практически всегда имели клейма. Они были разнообразными: «Glanz m.Vorb.» и «Glanz», монограммы «IG.W» и «IGW» в самых различных рамках.
Чугуно- и металлолитейная Майндль / Брайт в Вене. В 1870 году Иозеф Майндль (Josef Meindl) основал литейную, которая процветала до конца XIX века. На предприятии работали 30 — 40 человек. Майндль получил образование в художественной академии, будучи скульптором и чеканщиком, самостоятельно выполнял плоское литье не только из чугуна, но и из бронзы. Использовал он и модели известных скульпторов, в первую очередь — Антона фон Фернкорна (Anton von Femkom, 1813—1878).
Самая известная и значительная работа предприятия Майндля в области художественного литья — бюст королевы Елизаветы, отливали здесь и другие предметы. Например, Майндль выполнил уменьшенную копию вазы в форме кратера, с позолоченными ручками. Однако основную прибыль ему приносило все же индустриальное литье, поэтому, в связи с производственной необходимостью, пришлось перебраться из Вены на север Австрии, в Зибенхиртен (Siebenhirten).
В 1907 году Майндль вместе со своим зятем Алоисом Брайтом (Alois Breit) вернулся в Вену и снова открыл маленькую литейную, в которой работали всего три человека. Художественное литье здесь выполняли до начала Первой мировой войны. Окончательно предприятие закрылось в 1964 году. Известно единственное клеймо, которое ставилось на художественных изделиях Майндля / Брайта, но и его признают не все исследователи.
Герцогства Штольберг-Вернигероде литейная в Ильзенбурге (Ilsenburg) была основана графом Бото (Graf Botho) еще в 1437 году, рядом с монастырем, на северных склонах гор Гарц (Харц). Сначала она работала как железоделательная. Несколько веков, начиная с 1569 года, здесь отливали прекрасные чугунные плиты для каминов и печей. Сохранилось даже имя формовщика того времени — Роннунг (Ronnung).
Литейная в Ильзенбурге была хорошо известна в Европе. Интересно, что в 1697 году здесь побывал Петр I, когда вместе с русским посольством посещал европейские государства. По свидетельствам современников, ехали они довольно быстро, не останавливаясь, даже через Берлин и Бранденбург, однако свернули к знаменитым железным заводам близ Ильзенбурга. Здесь Петру I показали выпуск чугуна из доменной печи, варку железа в горшках, ковку из тонких пластин ружейных стволов, обточку и сверление на станках, вертящихся от водяных колес. Работали цеховые мастера и подмастерья по своим кузницам и мастерским, изделия — ружья, пистолеты, сабли, замки, подковы и др. сносили в замок Ильзенбург. Петр подговорил было двух добрых мастеров ехать в Москву, но их не отпустили.
С 1820 года в Ильзенбурге занялись и художественным литьем из чугуна. Надзор со стороны главного инспектора литейных Шотта (Schott) в 1850—1870 годах обеспечил высокое качество изделий. Поначалу на предприятии использовали модели Берлина и Глайвица. Предпочтение из всех авторов моделей отдавали Густаву Херману Блезеру (Gustav Hermann Blaser, 1813—1874). Причем в документах так и указано, что модели покупали и уже по ним отливали изделия. Образцами служили работы скульпторов и художников Альбрехта Дюрера (Albrecht Dtirer, 1471—1528), Карла Фридриха Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel), Альфонса Мухи (Alphons Mucha), Альбин Мюллер (Albin Muller), Г.Вехтера (G.Wechter), Лабенвольфа (Labenwolf), Геллини (Gellini), Петруччи (Petrucci), Хольбейна (Holbein), Фердинанда Шнеефойгта (Ferdinand Schneevoigt), Германа Хазе (Hermann Hase), Хеннинга (Henning), Эдуарда Шотта (Eduard Schott) и Вальтера Шотта (Walter Schott). Особым спросом пользовались предметы, исполненные в стиле ренессанса. Каталог образцов художественного литья в Ильзенберге в то время состоял из 171 таблицы и содержал более 1000 изображений изделий, от самых маленьких до рыцарских доспехов. Пример качественного исполнения изделия во второй половине XIX века — рельеф «Кабаны в лесу» (илл. 18), размеры которого — 375x225 мм. (Изображение предоставлено антикварной фирмой «Акция».) Не чурались в Ильзенбурге и монументального литья. Для соседнего города Вернигероде был исполнен в 1848 году фонтан, который установили посреди торговой площади, в память о людях, имевших заслуги перед городом. На верхней чаше фонтана — геральдические символы и имена благородных людей, на нижней — имена простых граждан. Фонтан отлит в стиле неоготики.
Литейные Ильзенбурга и Мэгдешпрунга долгое время соперничали. Они производили много похожих предметов. Это подробно описывает в своей диссертации Маттиас Райхманн (Mattias Reichmann). Его работа, конечно, в основном посвящена литейной Мэгдешпрунга.
Ильзенбург со своим художественным литьем принял участие в Парижской Всемирной выставке 1855 года и Венской Всемирной выставке 1873 года. В Париже «гвоздем» стенда завода стал 7-метровый чугунный монумент. В конце XIX века завод участвовал во многих национальных и международных выставках, где завоевывал только золотые и серебряные медали.
Одно из самых известных изделий литейной — «Ильзенбургская линейка». В 1812 году датский скульптор Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen, 1768— 1844) выполнил мраморный рельеф «Вступление Александра Великого в Вавилон». Его длина 30 метров, высота — около 1 метра. В Ильзенбурге неизвестным скульптором в 1870 году была создана уменьшенная копия модели этого рельефа. Ее длина 1540 мм и высота 52 — 55 мм, состоит она из 4 частей, отливалась в чугуне, пользовалась спросом.
Попадали изделия Ильзенбурга и в Россию. Интересно сложилась судьба у декоративной настенной тарелки «Вступление Генриха IV Наваррского в Париж 22 марта 1594 года» (илл. 19), которую в качестве модели для отливки использовал завод Э.Фёрстера в Санкт-Петербурге. Понятно, почему тарелка заинтересовала этот завод. Немецкое литье было очень качественным и высокорельефным.
Фигуры людей объемны, видны практически с трех сторон, так же, кстати, как и на «Ильзенбургской линейке». Но из-за того, что в Санкт-Петербурге отливали не по модели, а с изделия, российский вариант получился гораздо хуже. На обратной стороне видны, соответственно, клейма как Ильзенбурга, так и завода Фёрстера. Диаметр тарелки — 329 мм. Она находится в частном собрании. Преимущество немецкого изделия перед русским очевидно, если сравнить эти два предмета (илл. 20). «Настоящая» ильзенбургская тарелка находится в этом же частном собрании.
Но бывали и забавные случаи. Так, декоративное настенное блюдо в итальянском стиле (илл. 21) из Ильзенбурга было использовано в качестве модели опять же заводом Фёрстера, а затем и Кусинским заводом. Но три клейма на обратной стороне в Кусе посчитали перебором и ильзенбургское слегка затерли. Диаметр блюда — 392 мм. Находится в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
После Первой мировой войны художественным литьем в Ильзенбурге заниматься перестали. Новый этап в деятельности завода начался в 1993 году. Предприятие было приватизировано, сейчас на нем работают 22 человека. Основные направления деятельности: художественное литье по имеющимся моделям, реставрация, индустриальное литье и изготовление новых вещей по заказам. Предлагаемый ассортимент включает: подчасники, подсвечники, канделябры, рельефы, декоративные тарелки и блюда для фруктов, подставки для цветов, вешалки, каминные и печные плиты, садовую мебель и даже декоративный щит с прусским орлом.
Практически все изделия завода имели клейма. Одним из самых ранних клейм (вторая половина XIX века), как и в Мэгдешпрунге, была просто надпись «Ilsenburg» в прямоугольнике. Ее чаще размещали на лицевой стороне плакеток и рельефов. Основной вариант клейма — шагающий олень в круге с надписью: «FURST STOL-BERG HUTTE ILSENBURG». Иногда надпись была краткой: «St. W». В 1890 году в клеймо добавили слова:
«GESETZLICH GESCHUTZT» (Защищено законом). Один из вариантов клейма 1895 года мы видим на обратной стороне медальона, посвященного великому немецкому писателю Гёте (илл. 22). На клейме добавлен год основания литейной, а рядом расположен модельный четырехзначный номер.После 1900 года олень помещается в треугольник с надписью: «Ilsenburg Harz».
Сергей НАЗИН
Окончание следует.
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 44 (январь — февраль 2007), стр.52