С 14 декабря 2006 года по 14 февраля 2007 года в стенах Всероссийского Музея декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, д. 3) проводит уникальная выставка-ностальгия. На ней представлены детские игрушки конца XIX века — 1980-х годов, гласные украшения и Деды Морозы, старые детские фотографии и открытки, предметы детского обихода и окружения, собранные Московским коллекционером и педагогом, членом Союза художников, историком и реставратором Сергеем Романовым.
Игрушки в жизни Сергея Романова всегда играли особую роль. В его доме сохранилось большое количество кукол, мишек, слоников — родительских подарков послевоенного времени. Была даже одна маленькая и две большие фарфоровые куклы, оставшиеся Сергею от бабушки. Больших кукол в 1910 году купил для своей новорожденной дочки счастливый отец, прадед Сергея, а маленькую — ее бабушка, на первый день рождения внучки, в 1911 году. Весь этот игрушечный мир был у Сергея с детства, он с любопытством сравнивал игрушки прежних лет с новыми.
Рукотворные старые игрушки значительно отличались от синтетических и полиэтиленовых 1970-х годов фабричного производства Это Сергей понял очень рано, когда брал в руки маминого медведя, у которого двигались лапы и голова, что было гораздо интересней любой новой игрушки. Став подростком, Романов сам начал делать кукол — персонажей любимых книг. Ему посчастливилось встретиться с Сергеем Владимировичем Образцовым, которому он показал свои работы и получил одобрительный отзыв мэтра Потом он много учился, окончил специальные курсы, прошел стажировку реставратора в институте Грабаря. Романов настолько углубился в эту тему, искал редкие книги и статьи, что часами просиживал в бывшей Ленинке, сдружился с сотрудниками НИИ игрушки в Загорске (ныне Сергиев Посад) и многому учился у них. Тогда же Сергей начал реставрировать «постаревших» друзей детства Родители, внешне не одобрявшие увлечение сына, всегда с гордостью демонстрировали знакомым результаты его трудов. Те, в свою очередь, вспоминали о собственных игрушках и отдавали все, что накопилось у них за долгие годы. Сейчас Сергей сожалеет о том, что многое не брал тогда, ограничиваясь только образной игрушкой — мишками, зайчиками, обезьянками, ведь хранить коллекцию приходилось дома.
Так, несколько спонтанно, складывалось собрание Сергея Романова Видя в этих предметах старины настоящие произведения искусства, понимая, что в его руках целый пласт материальной культуры, он стал изучать истории дореволюционной и советской игрушки и методически пополнять свою коллекцию. С 1992 года, когда в Московском Дворце пионеров ему предоставили небольшое помещение для экспонирования игрушек, в его коллекции появились предметы кукольного быта, техники, кукольные дома, лошадки-каталки и качалки, большие грузовики и настольные игры и другие.
Особая тема — коллекция новогодних елочных украшений из стекла, ваты, папье-маше, картонажа, бумаги, пластмассы и т. д. — всего около 3000 видов новогодних игрушек, созданных почти за 100 лет.
Сергей Романов организовал уже 49 выставок, участвовал в крупных проектах лучших выставочных залов, галерей и музеев Москвы. Самые яркие из них — «Каникулы» (ЦДХ, устроитель — галерея «Роза Азора»), «Праздник нашего детства» (Музей Истории Москвы), «Детская» и «Старый Новый Год» (галерея Беляево), «Игрушки советского детства» (Музей уникальных кукол), самая большая — «Наше счастливое детство» (ГИМ). Выставка «В поисках утраченного детства», открывающаяся в ВМДПНИ — юбилейная, 50-я.
Кстати сказать, благодаря выставкам, в коллекцию попадают вещи с историей и легендами. Как, например, изрядно потрепанный старинный медведь необычного зеленого цвета и по имени «Зеленый». В 1910 году его своей младшей сестре Анастасии подарила Марина Цветаева Та в начале 1930-х годов переподарила его своей близкой подруге Фаине Раневской, которая в 1939 году, после съемок комедии «Подкидыш» подарила мишку исполнительнице главной роли — юной Веронике Лебедевой. Вот она-то в 1993 году, во время выставки в Музее Истории Москвы, передала игрушку в дар коллекционеру.
Сейчас коллекция насчитывает 4,5 тысячи игрушек. Сам Сергей Романов уже не считает себя «коллекционером» как таковым, поскольку давно перестал собирать «для себя» то, «что нравится». Коллекционируя игрушки и одновременно ведя серьезную научно-исследовательскую работу, он стремится к созданию полного, исторически ценного и достоверного собрания, тем более что такой работой на государственном уровне уже давно никто не занимается.
Помимо собрания и связанной с ним деятельности, Сергей Романов сам делает кукол и медведей, выставляя их в известных московских галереях, а также обучает детей и взрослых искусству изготовления игрушек. Коллекционер, реставратор, ученый, педагог и художник, Сергей Романов — личность совершенно уникальная, особенно для нашего измельчавшего времени, когда слова «энтузиаст», «цель жизни», «служение людям» для большинства давно потеряли свой смысл, а Сергей трудится упорно и ежедневно, на протяжении многих лет, собирая и храня забытое нами детство.
Юлия ПОПКОВА
Фото Марины Жаворонковой.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 44 (январь — февраль 2007), стр.6