Обычай украшать дома в новогодние зелеными ветками - символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати Божей» и одаривать друг друга подарками происходит из глубокой древности. Первые елки, наряженные яблоками и сахарными изделиями, встречались в некоторых областях Германии еще в первой половине XVI века. В России указ Петра I о праздновании Нового года повелевал около домов и на воротах «учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых», которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось. Сохранились отдельные свидетельства обустройстве елок, для детей при дворе Павла I в самом конце XVIII столетия.
Елки, украшенные свечами и игрушками, появились в богатых русских домах в 1830—1840 годах.
Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с рождественской елкой стали отмечать в конце XIX — начале XX века. В то время елки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей — конфетами, фигурными пряниками, орехами, завернутыми в золотую фольгу, самодельными игрушками, которые делали всей семьей. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, изготавливавшиеся в основном в Нюрнберге и Берлине, очень медленно входили в русский быт.
Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились на северо-западе Подмосковья в Круговской волости Клинского уезда Богатые залежи в крае кварцевого песка, основного сырья для производства стекла, способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меншикова при сельце Александрова был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, на котором трудились мастера, приглашенные с заводов Владимирской и Тверской губерний. Продукция этого предприятия славилась чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки изделий из хрусталя.
1860—1870-е стали периодом расцвета Круговского завода. О признании высокого качества хрустальных изделий свидетельствуют Большие серебряные медали, завоеванные на Всероссийских мануфактурных выставках в Москве и Петербурге в 1861 и 1865 годах и Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Крестьяне из окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, создавали затем свои мастерские по производству так называемых камушных изделий — «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей, выполнявшихся в технике выдувания из толстостенного стекла. Основными покупателями такого товара были крестьянки южнорусских губерний. Серьги, снизки бус, шейные украшения — «ожерелки», головные уборы, ситцевые платки с нашитыми на них яркими стеклянными бусинами органично дополняли многокрасочные ансамбли традиционных праздничных женских костюмов крестьянок Тамбовской, Воронежской и Рязанской губернии.
С конца 1870-х годов, после смерти А.С. Меншикова, производство стекла начало активно развиваться в городе Клин, составляя Круговскому заводу существенную конкуренцию. Что же касается камушного промысла, то и он, как показывают результаты первого статистического обследования 1879 года, тоже находился «в полном упадке». Однако в последующие два десятилетия положение дел резко изменилось благодаря мероприятиям, которые проводило государство для поддержки отечественных производителей. Главным из них стало повышение таможенного тарифа на ввоз из-за границы стеклянных изделий.
В конце XIX — начале XX века круговской камушный промысел процветал Доступность сырья, простота изготовления, увеличивавшийся спрос на продукцию, а также отсутствие конкуренции со стороны иностранных производителей привели к его значительному расширению. Изготовлением стеклянных бус и сережек занимались 237 крестьян, проживавших в 8 селениях Круговской волости. Лучше всего это ремесло развилось в деревнях Гологузово, Крюково, Некратно и Подгорки. Формой организации производства была семейная мастерская, где работали все члены семьи, начиная с детей 8-летнего возраста, которые занимались сборкой деталей. Зажиточные хозяева имели небольшие мастерские с наемными рабочими. Больше всех прославилась мастерская по производству «дутых» бус, открытая в 1887 году иностранцами АА Вюншем и РА Виттом, а также заведения с 2 3 работниками, существовавшие с 1890 года при селе Воздвиженское (в Кругу) — мещанина И. Яковлева и в деревне Игумново — крестьянина Я. Орлова
Перед Первой мировой войной для более выгодной организации труда мастера начали объединяться в кооперативные артели. Самой крупной из них стала «1-я Российская стеклодувная артель», созданная в Круговской волости в 1914 году.
С помощью нехитрой по конструкции кружки-горелки с плотно набитым в нее фитилем для подачи керосина и самодельных кожаных мехов стеклодув, разогревая стеклянную трубку до пластического состояния, выдувал бусинки, одновременно поддерживая горение подкачкой воздуха от мехов, которые приводил в действие ногами. Труд был нелегким, мастера жили и работали в одном помещении, стены и воздух которого были пропитаны сажей и гарью. Для придания бусам металлического блеска их заливали особым раствором с солями свинца, затем сушили, красили в разные цвета и нанизывали на нити.
Овладев секретами мастерства, стеклодувы старались максимально подчеркнуть пластические и декоративные возможности материала. Простые, недорогие украшения отличались затейливостью форм, особым блеском, насыщенным колоритом, соответствовавшим как общему художественному решению крестьянских костюмов, так и всему веселому наряду рождественской елки.
Большую роль в развитии промысла и формировании ассортимента его изделий играли скупщики, которые выдавали мастерам сырье для работы и возили готовый товар в Москву на продажу. Из столицы скупщики доставляли и модные украшения из стекла, а возможно, и первые елочные игрушки заграничного производства, которые могли служить мастерам образцами для подражания. Известно, что первые елочные шары из цветного или прозрачного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, начали делать в Германии еще в середине XIX века. Данных об изготовлении в Круговской волости в начале XX века шаров и других игрушек, выполненных в технике свободного выдувания, с помощью специальных металлических форм (формовых), а также смонтированных на проволоку из стекляруса (монтажных), пока обнаружить не удалось. Тяжелые времена революции, нескольких войн не способствовали сохранению этого хрупкого товара. Исключением является игрушка «Самовар», хранящаяся в ассортиментном кабинете ОАО «Ёлочка» в городе Высоковске — старейшего предприятия края по выпуску стеклянных елочных украшений. Игрушка была создана в одной из семей местных потомственных стеклодувов и насчитывает уже столетнюю историю.
В послереволюционный период, несмотря на отрицательное отношение новой власти к проведению праздника Рождества, елочные игрушки в Круговской волости продолжали выпускать до 1929 года как в частных семейных мастерских, так и в двух артелях стеклянных изделий, созданных Московским кооперативным промысловым союзом на базе «1-й Российской стеклодувной артели». В них входили мастера из селений Владимировка, Воздвиженское (Крут), Воловниково, Высоково и Глухино.
В 1929 году решением XVI партийной конференции праздник Рождества Христова, отмечаемый 25 декабря, был объявлен «Днем индустриализации». Вместе с Рождеством отменили и праздник елки, которая теперь рассматривалась как «орудие в руках церковников и сектантов для завлечения детей трудящихся в сети классовых врагов». Московский областной союз потребительских обществ запретил кооперативным магазинам «продажу елочной дребедени и украшение витрин к Рождеству». Производство елочных украшений в стране было прекращено. По воспоминаниям жителей деревень бывшей Круговской волости, только некоторые мастера в те годы продолжали делать елочные игрушки для своих детей. Стеклодувные артели перешли на выпуск предметов термометрии и лабораторного химического оборудования.
Ситуация неожиданно изменилась 28 декабря 1935 года, когда в газете «Правда» была напечатана статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б) П.П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В ней резко осуждались «левые» загибщики, ославившие детскую елку как буржуазную затею», предлагалось организовать в детских домах, школах, дворцах пионеров елки для детей. С этого времени проведение елок в стране, которые теперь называются не рождественскими, а новогодними, стало обязательным мероприятием и добрым обычаем.
В 1936 году возрождаются старые и открываются новые предприятия по производству елочных игрушек. Государство контролирует увеличение количества, ассортимент и качество елочного товара.
В нескольких номерах журнала «Советская игрушка» за этот год печатается серия статей («Перспективы елочного сезона», «Елка в опасности» и другие), в которых выражается тревога по поводу неудовлетворительной работы «елочной промышленности». Критика не обходит стороной и производства стеклянной игрушки Клинского района: «Абсолютное отсутствие современной интересной для детей тематики — самолетов, дирижаблей и прочего. При этом качество выпускаемых украшений оставляет желать много лучшего: отсутствие ярких расцветок и соответствующего блеска лишают игрушки нарядности, праздничного вида». Причина тому — утрата навыков мастерства, отсутствие необходимых химикалий и изношенное оборудование артельных предприятий. Постепенно положение дел на промысле менялось, и разнообразные фигурные игрушки, бусы становились самой востребованной продукцией елочных базаров страны.
Прейскурант отпускных цен 1937 года на игрушки системы промкооперации, кооперации инвалидов и различных общественных организации Московской области свидетельствует о том, что в Клинском районе открылось несколько игрушечных артелей, которые размещались, как правило, при колхозах, в домах раскулаченных крестьян и торговцев, например, в Семчино — при колхозе имени 2-и Пятилетки (в деревне Корост — «Имени В.И. Ленина», в Некрасино — «Восток», Копылове — «Красный Октябрь»), при колхозе «Караваевский», совхозе «Демьяново». Кроме того, существовавшая при Московском областном стеклокерамическом союзе артель «Имени 1-го Мая» — была в деревне Гологузово, в самом Клину — Клинское объединение стеклодувов и Клинская артель инвалидов, впоследствии «Имени XI годовщины Октября».
Сжатые сроки, в которые клинские мастера наладили производство елочных украшений, разнообразие продукции позволяют предположить о существовавшей здесь и раньше традиции изготовления выдувных, формовых и монтажных игрушек. Ассортимент этих артелей был приблизительно одинаковым: разновеликие бусы, гладкие и формовые с раскраской шары, макушки, чайники и самовары с деталями ручного припоя, орехи и шишки, гроздья винограда, плоды граната, груши, грибы, плетеные корзиночки с плодами, фигурки птиц, рыбок, фонарики, прожекторы. Следуя веяниям времени, стеклодувы освоили производство игрушек с изображением советской эмблематики — серпа и молота, пятиконечных звезд, а также современных им образцов воздухоплавания — аэростатов, дирижаблей, самолетов. Самой дорогой игрушкой был «Самолет», стоивший 2 рубля 87 копеек, который изготавливала артель «Имени 1-го Мая».
Подготовкой специалистов по выпуску медицинской аппаратуры и елочных украшений в селе Воздвиженское успешно занималось фабрично-заводское училище под руководством мастера Ф.С. Ионова. Год от года ремесло мастеров-стеклодувов становилось все более искусным. Они совершенствовали приемы выдувания, придумывали новые формы и отделки елочных игрушек. Технология металлизации свинцом была заменена менее вредным, качественным серебрением, позволившим ярче подчеркивать форму изделий, выявляя пластические возможности стекла. Мастера украшали игрушки кистевой росписью в виде растительных мотивов из полевых цветов или незатейливого геометрического узора.
Во время Великой Отечественной войны большинство артельных домов сгорело или разрушилось. После войны училище уже не восстановили, а в артелях в то трудное для страны время начали производить необходимую медицинскую аппаратуру, и только позднее опять занялись елочной игрушкой. В 1940—1950-е годы расположенные в деревнях артели «Имени В.И. Ленина», «Восток», «Красный Октябрь», «Имени 1-го Мая» еще входили в состав колхозов, а те, что были в городах Высоковск и Клин, — в райпром-комбинаты.
К концу 1950-х годов значительно сократившийся за время войны стеклодувный промысел достиг своего довоенного уровня. В это время происходило объединение артелей в фабрики, для которых были построены новые производственные помещения. В 1956 году Высоковская артель реорганизуется в Высоковскую фабрику елочных украшений, в 1960 году Клинская артель — в Клинскую фабрику елочных украшений, сельские же артели объединяются в Круговскую фабрику елочных украшений.
Постепенно происходило техническое перевооружение производств, расширялся ассортимент игрушек. Неизменными на предприятиях оставались лишь традиционные приемы, методы ручного выдувания и декорирования игрушек, которые передавались от одного поколения к другому. Яркий след в истории промысла оставили династии стеклодувов Дроздовых, Гулиных, Назаровых, Каменских, Зайцевых и многих других, влюбленных в свою профессию мастеров. Художественно-стилевая направленность клинских производств формировалась в основном стараниями художников Научно-исследовательского института игрушек, который находился в городе Загорск (ныне Сергиев Посад). Здесь в научной лаборатории елочной игрушки разрабатывались образцы из различных материалов для всех предприятий страны. Стеклянную игрушку в 1950—1960-е годы создавали талантливые профессиональные художники: Л. Зиновьева (Тимонина), М. Динзе, К. Голова и Ю. Павлова.
Наиболее характерными элементами украшения праздничной елки тех лет были занимательные формовые и монтажные фигуративные игрушки и составленные из них наборы. Помимо традиционного новогоднего ассортимента игрушек на темы народных сказок, музыкальных инструментов, флоры и фауны, в нем находили своеобразное отражение важные события в жизни страны. Так, к 120-летнему юбилею А.С. Пушкина были выпущены наборы игрушек с изображением персонажей из произведений поэта (поэмы «Руслан и Людмила», «Сказки о царе Салтане» и других), а после выхода на экраны кинотеатров фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь» появились и елочные часы, стрелки которых показывали без пяти минут двенадцать. Интересные образные решения клинские мастера находили для воплощения в игрушке таких актуальных вопросов «хрущевской оттепели», как освоение космоса, массовое выращивание на полях модной тогда кукурузы.
Разнообразная по характеру художественного воплощения роспись игрушек органично подчеркивала выразительность, легкость объемных стеклянных форм, создавая ощущение нарядной красочности. Интенсивность окраски предметов варьировалась от ярких, эффектных цветов до их нежных, тонких оттенков. Смысловое содержание игрушек, выраженное в лаконичной выразительной форме, помогало знакомству детей с привычными и экзотическими растениями, животными, птицами, персонажами волшебных сказок, достижениями современной техники и многими другими предметами «взрослого» мира. На елке игрушки составляли своеобразные ансамбли, объединяемые рядами бус и мишуры, которые своим блеском, мерцанием, переливами красок подчеркивали особое настроение любимого всеми праздника.
Светлана ГОРОЖАНИНА
Иллюстрации предоставлены ОАО «Елочка».
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 43 (декабрь 2006), стр.6