Художники бывают разные. И память о них — разная. Кто-то вспыхнет на небосклоне, искусства яркой звездой, а потом исчезнет навсегда. Наиболее талантливых помнят и знают все. Их картины хранятся в известных музеях. Но иногда вдруг появляется забытое имя, достойное стоять в одном ряду с именами признанных мастеров.
В 1997 году в Харьковском художественном музее состоялась первая персональная выставка-публикация Митрофана Ивановича Зиновьева. Организации этой выставки предшествовала большая работа в архивах, библиотеках, переписка с российскими и украинскими музеями, а также с потомками художника, которые живут в Харькове и Москве. Большую помощь в процессе подготовки его выставки оказала заместитель директора Государственного Русского музея по научно-просветительной работе Н.М.Кулешова. Это дало возможность представить как творчество Митрофана Ивановича, так и архивные материалы, связанные с его жизнью, на выставках в Художественном музее (Харьков, 1997), Художественном музее имени Н.Онацкого (Сумы, 1998), Национальном художественном музее Украины (Киев, 1998).
Творчество Зиновьева охватывает период с 1870-х по 1910-е годы, когда одним из ведущих направлений в отечественном искусстве был реализм, идейным вдохновителем которого была сама жизнь во всех ее проявлениях. Отсюда — актуальность тем, глубоко национальный характер творчества художников того периода. Все это было присуще и работам Митрофана Ивановича.
М.И.Зиновьев родился 15 января 1850 года в Воронеже, в семье дворянина Ивана Ивановича Зиновьева. К тому времени его отец занимал пост губернского секретаря, был в городе известным человеком. Он увлекался публицистикой и краеведением, дружил с писателем Никитиным, вместе с ним занимался просветительской и общественной деятельностью, был членом литературного кружка М.И.Второва. Писал стихи под псевдонимом «Иван Землянский». В журналах «Русское слово» и «Русский дневник» публиковал очерки о культурной жизни города. Мать М.И.Зиновьева, обрусевшая француженка, мадам Легран, держала пансион французского языка. Отец рано умер, и мать одна воспитывала трех сыновей — Митрофана, Николая и Леонида. Из-за тяжелого
материального положения семья вынуждена была перебраться в Новочеркасск. После окончания гимназии Митрофан поехал в Москву, а через некоторое время — в Петербург, где начал работать художником-фотографом в ателье Бергамоса. Именно он обратил внимание на незаурядные способности юноши и порекомендовал ему поступить в Академию художеств.
В 1871 году Зиновьев становится ее учеником, а уже через год его способности были отмечены двумя малыми серебряными медалями по живописи. Всего за годы обучения в Академии художеств он был награжден четырьмя серебряными медалями: двумя — первого и двумя — второго достоинства. И это неудивительно, так как учился он в мастерской академика Михаила Петровича Клодта, который летом выезжал со своими студентами на Слобожанщину.
Еще учеником Зиновьев пишет одну из лучших своих работ — «Пильщик», которая долгие годы считалась произведением И.М.Крамского. В 1930 году картина как этюд Крамского была закуплена Государственным Русским музеем (холст, масло, 34,5x27). Затем она экспонировалась на выставке его произведений в Москве в 1937 году и вошла в юбилейный каталог выставки.
В 1959 году сотрудники Государственного Русского музея (ГРМ) установили имя ее настоящего автора. В фондах музея есть еще одна работа М.И.Зиновьева — «Жница и возы со снопами» (бумага, перо, 30,6x23,5). В ГРМ, в секции репродукций, находятся и около сорока журнальных иллюстраций Зиновьева, которые открывают еще одну грань его таланта — как художника-рисовальщика: «Капризное дитя» (1876), «Спящие бурлаки на Волге», «Гуртовщики в степи на Дону» (1879), «Переселенцы» (1880), «Гончар-малоросс» (1881).
Начало творческого пути художника ознаменовано его демократическими устремлениями в изображении широкого спектра русской действительности. Во время обучения в Академии художеств Митрофан Иванович часто выезжает на Волгу писать этюды. Волжский цикл занимает особое место в его творчестве 1870-х годов. В карандашных зарисовках и небольших этюдах он отобразил повседневную работу и быт волжских тружеников. Среди произведений этого периода наиболее известна картина «Рабочие под дождем», которая была приобретена П.Третьяковым и находилась в Третьяковской галерее. Эта картина упоминается в каталогах галереи с 1910 по 1917 год с указанием имени автора — Зиновьев, Митрофан (Александрович?). Эта же картина была воспроизведена фототипически в «Альбоме Третьяковской галереи» (Москва, издание К.А.Фишера). Сейчас она находится в Дальневосточном художественном музее (г. Хабаровск).
К тому же периоду относятся и картины «Рыболовы» (1877), «На берегу Волги» (1878), «Рыбный промысел», наполненные сочувствием и любовью к простому человеку. В этих ранних работах Зиновьев раскрылся как тонкий колорист и мастер композиции, органически объединявший пейзаж с жанровым мотивом. Небольшая по размеру картина «Спящий рыбак» (1870-е гг.) идейно и тематически близка к произведениям И. Е. Репина. Чередование величественных горизонтальных линий позволяет в полной мере ощутить бескрайность волжских просторов. Художник передает тончайшие световые нюансы колорита летнего дня: блеклое от жары голубое небо, выцветшую от солнечного света воду. Этюды свидетельствуют о внимании мастера к своеобразной природе края: характеру растительности, рельефа, световоздушной среды. Именно это и определило особенности композиционного, колористического и тонального решения волжских пейзажей.
Продолжая учиться в Академии художеств, Митрофан Иванович часто приезжал на Украину, в село Глинск Полтавской губернии (теперь Сумская область), и навсегда остался влюбленным в ее природу. Здесь он встретил будущую жену — Марию Федоровну Алексеенко. Живя в Петербурге, они каждый год приезжали в Глинск, в свое имение на живописной окраине села. Здесь художник делал много зарисовок и фотографий из жизни и быта крестьян. После окончания Академии художеств Зиновьев начал работать в керамических мастерских в городе Золотоноша Полтавской губернии. По заказам различных столичных журналов Зиновьев рисовал сценки из крестьянской жизни, чарующие своей красотой украинские пейзажи. Крестьянская тема в 1870—1880-е годы становится центральной в творчестве художника. Тогда же он начинает публиковать свои рисунки в популярных журналах «Пчела», «Нива», «Ласточка», становится постоянным сотрудником «Живописного обозрения», в котором публиковали работы почти все известные живописцы того времени. Кроме Зиновьева на страницах этих журналов Украину представляли такие выдающиеся художники, как Зощенко и Ижакевич.
В 1881 году в журнале «Нива» Зиновьев публикует серию рисунков, которые изображают свадебные обычаи в Украине: «Благословение невесты родителями», «Раздача каравая на свадьбе», «Невеста» и др. По композиционному решению к «Невесте» очень близок рисунок «Малороссиянка» («Нива», 1882). Изображение молодой женщины скомпоновано в вертикальный овал. И хотя образ ее несколько идеализирован, она олицетворяет духовную красоту крестьянства. В углах рисунка изображены реальные сцены из повседневной жизни крестьян.
В 1884—1885-х годах в журнале «Ласточка» была опубликована серия рисунков Зиновьева, условно названная «В Малороссии»: «Канун Троицына дня (в Малороссии)», «На солнышке», «Шерстобит-хохол» и др. Влюбленность в красоту украинской природы проявляется особым образным звучанием его произведений. Даже в повседневном он умеет найти свою обворожительность. Одно- и многофигурные композиции органически вписываются в пейзаж, что придает ему обжитость и камерность.
В 1880-х годах художник выполняет иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы» (1880), Г.П.Данилевского — «Праздничная легенда», к поэме Т.Г.Шевченко — «Гайдамаки» (1881 —1882), к рассказу Л.Н.Толстого — «Три смерти» (1885), к драме А.Н.Островского — «Гроза» (журнал «Нива», 1885).
В 1890-е годы, переехав в Глинск, художник пишет серию живописных пейзажей Слобожанщины: «Забытый хутор», «Ранняя весна», «Возле колодца», «На Сумщине» и др. Пейзаж «Глинск» — живой, поэтический образ украинской природы с ее широкими просторами, мягкими переливами красок. В этом небольшом полотне Зиновьев сумел передать состояние покоя и тишины, которое придает ему лирико-эпический характер. Тончайшие градации зеленоватого и голубого тонов свидетельствуют о его мастерстве в передаче световоздушной среды.
Дубравы, рощи, хатки, извилистые речки, лужайки, легкие тучи — характерные мотивы его пейзажей. В этих композициях выражено его личное мироощущение. Глубоко реалистические, искренние пейзажи вызывают у нас те же чувства, что наполняли и душу мастера.
С 1893 года произведения художника эпизодически экспонируются на выставках Санкт-Петербургского «Общества русских акварелистов»: «Возвращение стада» (1893), «Окрестности г. Лебедина» (1893), «Сцена из малороссийской жизни» (1894), «У хаты» (1895), «Хутор в Полтавской губернии» (1908), «Осенний день», «На каникулы» и др.
Владелица имения в селе Терны, близ Сум, княгиня М.Н.Щербатова приглашает М.И.Зиновьева учителем рисования для своих детей. Со временем она помогает Митрофану Ивановичу занять должность преподавателя рисования в Сумском кадетском корпусе, где он работал с 1897 по 1912 год.
В 1912 году происходит событие, которое сыграло роковую роль в дальнейшей судьбе художника. В доме, где он жил, находилась подпольная типография, которая печатала прокламации. Сам Зиновьев никакого отношения к ней, конечно же, не имел. Когда полиция нашла типографию, то арестовала и Митрофана Ивановича. Друзья приложили немало усилий, чтобы освободить его из тюрьмы. Но Зиновьев был объявлен неблагонадежным и уволен с работы. С тех пор художник окончательно поселился в Глинске, где умер в 1919 году и был похоронен в саду, возле своего дома.
В вихре потрясений XX столетия имя художника, который так много и плодотворно работал в области живописи и графики, «потерялось» в истории отечественного искусства, и поэтому оно мало известно как специалистам, так и почитателям искусства. Только теперь имя Митрофана Ивановича Зиновьева снова входит в научный оборот. Его картины находятся в Государственном Русском музее, в Дальневосточном художественном музее (г. Хабаровск), в Харьковском и Сумском художественных музеях (Украина). Наследие Зиновьева занимает достойное место среди произведений признанных мастеров кисти — С.И.Васильковского и П.А.Левченко, которые так же любили Слобожанщину, как и М.И.Зиновьев.
Виктория КАЦАЙ, Михаил КОНДРАЦКИЙ
Фото Артема ДЕРЕВЯНКО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005), стр.46