«Лучшим фаянсом по справедливости почитается киевский...»
Киево-Межигорская фабрика, без сомнения, лучшее фаянсовое производство России XIX века, выпускала высокохудожественные декоративные изделия и посуду. Первая половина XIX столетия по праву считается временем становления и бурного развития российской керамической промышленности. В то время правительство последовательно проводило протекционистскую политику в области промышленности и торговли, ввело ряд запретительных тарифов на ввоз иностранных товаров, в том числе на европейский и английский фаянс. Ограничения, а потом и полный запрет на ввоз дорогих сортов фаянса из-за границы способствовали становлению и развитию отечественного производства. Надо отметить, что создание фаянсовых фабрик как в европейских странах, так и в России, было связано с модой на необычайно тонкий английский фаянс. Благодаря обширным торговым связям с Англией он получил самое широкое распространение в России. В последней трети XVIII века российский императорский дом одним из первых сделал заказ знаменитому английскому керамисту и предпринимателю Джозая Веджвуду. Екатерина II получила два замечательных многопредметных ансамбля, выполненных из фаянса приятного кремового оттенка. Такой тип фаянса получил название «королевского», так как из него же Веджвуд изготовил элегантный сервиз для английской королевы Шарлоты. Сначала для Екатерины II был сделан «Хаск-сервиз», названный так из-за орнамента, состоявшего из колосьев пшеницы, цветов и растительных гирлянд. Второй ансамбль был создан для Чесменского дворца, он получил название «Сервиз с зеленой лягушкой», поскольку был украшен щитком с ее изображением. Его предметы были декорированы превосходными видами известных английских усадеб, знаменитых замков и соборов. Увлечение Екатерины II английским искусством (парками, архитектурой, графикой, хрусталем, серебром, фаянсом) не осталось незамеченным. «Англомания» захлестнула значительную часть аристократии, просвещенной интеллигенции, помещиков. Известный мемуарист Ф.Т.Болотов в своих записках отмечал, что в конце XVIII века английский фаянс широко вошел в быт и вытеснил модную гжельскую майолику. Именно английский фаянс стал эталоном для первых российских фаянсовых фабрик. Напоминавший фарфор, но более легкий и дешевый в исполнении, тонкий, белый, прекрасно декорированный, он вызывал восхищение у всех.
5 июля 1798 года был обнародован указ императора Павла I о создании Казенной фаянсовой мануфактуры. Это предприятие возникло в 20 верстах от Киева, в живописном месте на берегу Днепра, там, где раньше располагался известный Межигорский монастырь. Рабочими на предприятии стали крестьяне деревень Валки и Новые Петровцы, имевшие опыт гончарства, а также выходцы из киевских мещан. Всего на фабрике было занято 380 человек, ей принадлежали лесные и земельные угодья с залежами высококачественных глин. Для своего времени фабрика считалась крупным керамическим производством. Изготовление тонкого фаянса английского типа, хорошо известного в России, казалось, сулило немалые выгоды и могло обеспечить россиян удобной и недорогой посудой повседневного пользования. Предполагалось, что Казенная фаянсовая фабрика станет коммерческим предприятием: для реализации ее продукции в городах были открыты магазины, комиссионеры развозили ее изделия по ярмаркам, выполняли многочисленные частные заказы, в том числе императорской семьи. Но производство оказалось убыточным и все то время, что фабрика существовала, она нуждалась в финансовой поддержке правительства. До 1804 года она находилась в ведении Киевского магистрата, потом подчинялась киевскому губернатору, а с 1822 года ею стал управлять Кабинет Его Императорского Высочества в Петербурге.
Первые успехи фабрики в начале XIX века были связаны с именами братьев Карла и Христиана Вимеров. Они были направлены на работу в Межигорье по рекомендации князя Н.Б.Юсупова. директора Императорского фарфорового завода Раньше Карл владел фарфоровой фабрикой под Петербургом, а Христиан работал модельмейстером на ИФЗ, затем — на фабрике брата. Вимеры, усовершенствовав массу фаянса, выпускали простой белый фаянс и мраморный. Первые изделия фабрики не сохранились, так как были недостаточно красивы и не представляли интереса для коллекционеров.
В 1810 году на фабрике произошел крупный пожар, после которого полный цикл производства удалось восстановить только к 1815 —1816 годам. К тому времени на предприятии сложился штат из высокопрофессиональных мастеров. Технологи И.И.Ермоленко (1783 — 1827) и П.П.Беденко (1786 —1823), выходцы из киевских мещан, разрабатывали рецептуры массы фаянса и глазури, технологию обжига, декорировку предметов. Форму изделий создавал Христиан Вимер (? —1825). Здесь делали сервизы и отдельные предметы из белой, мраморной и бланжевой (с кремовым оттенком) массы фаянса. В 1811 году Ермоленко и Вимер были награждены золотыми медалями с надписью «За полезное» на Анненской ленте. Именно этим мастерам завод обязан своими успехами до 1825 года.
Среди первых заказных сервизов, выполненных в новой технике печатного рисунка, и сервиз с гербом Матвея Ивановича Платова (1751 —1818) — героя Отечественной войны 1812 года и заграничных кампаний 1813 —1814 годов. Этот сервиз Платов, вероятно, заказал, возвратившись из Англии летом 1814 года, куда он ездил в составе свиты императора Александра I. Титул графа Платов получил в ноябре 1812 года. Рисунок герба изготовили и утвердили в марте 1816 года в Департаменте герольдии при Сенате, поэтому и сервиз был выполнен в 1816 году. В архивах фабрики нет полного реестра на сервиз, но известно, что он не был отправлен самому Платову. После его смерти заказ оплатил сын, полковник Платов. Сохранились тарелки и блюдо этого сервиза из бланжевой массы фаянса. Форма тарелки (плоское дно, без кольцевого выступа) и оттенок массы фаянса повторяют английские образцы. На дне изделия — тестовая марка «К1ЕВЪ» и цифры «32». Такая марка характерна для изделий фабрики 1815 — 1830-х годов, герб Платова на зеркале тарелки выполнен в технике черного печатного рисунка.
С 1811 года мастера этого производства работали над освоением техники печатного рисунка. Этот экономичный способ изобрел Холдшип в Англии в 1756 году, впервые его применили на фарфоре в Вустере. Гравер создавал изображение на камне, рисунок заполняли краской путем оттиска, наносили на лист бумаги (лепок). Затем лист закрепляли на изделии, которое обжигали, и рисунок переносился на предмет. В России эту технику впервые применили в 1814 году. Изготовление печатного рисунка на фаянсе имеет свою специфику, на фабрике в Межигорье в 1815 —1816 годах ее разработали эмпирическим путем мастера Вимер и Ермоленко. Технической стороной дела занимался Л.Бегуновский. По распоряжению правительства секрет сохраняли в тайне. До 1817 года в Петербурге гравюры исполняли Кулибин, Воробьев, Шелковников. Готовые лепки привозили на фабрику и переносили на изделия.
В 1817 году на заводе начал работать гравер Дмитрий Иванович Степанов (1799 —1853), окончивший Академию художеств в Петербурге. На фабрике он трудился 35 лет. С 1826 года в школе при фабрике обучал рисунку и гравированию. Степанов был единственным известным профессиональным гравером отечественного фаянсового производства, кто составлял оригинальные композиции. Другие имена исследователям не известны. Именно ему фабрика будет обязана тем, что печатный рисунок на изделиях считался лучшим в России и был ближе всего к английским оригиналам. В 1817 году он создал композицию «Фрина и Амур» (разумеется, на мифологическую тему). Она встречается на тарелках и вазе-кашпо. Изображение выполнено в технике черного печатного рисунка. Часто на предметах под изображением есть надпись: «grave par L. Stepanoff. 1817». На одной из тарелок по борту мы видим орнамент из чередующихся бабочек и веточек. В эмблематике бабочка трактуется как «знак глупости, легкомыслия, непостоянства, иногда души или сердца, плененного любовью». Таким образом, существует определенная связь между центральным сюжетом и орнаментом. Подобный орнамент украшает и тарелку с центральным изображением, выполненным Степановым на тему басни Лафонтена «Лиса и журавль». На всех изделиях оставлено много белого поля, так как ценился сам материал (такой принцип соотношения изображения и белого поля был типичен для английского фаянса последней трети XVIII века). Все предметы имеют марку «К1ЕВЪ» и цифры.
Первой значительной работой Д.И.Степанова стал заказ сервиза для графа А.А.Аракчеева (1769 —1834). Предметы столового сервиза (блюда и тарелки) хранятся в собраниях музеев. На них — изображение знаменитого имения Грузино, что в Новгородской губернии, которое в 1798 году Аракчееву подарил император Павел I. Изделия декорированы разными орнаментами: на блюдах — анютины глазки (в английской трактовке эти цветы символизируют сердечную радость или успокоение), на тарелках — желтая лента с черной каймой или виноградная лоза на желтой ленте. Исследователи предполагают, что для Аракчеева на фабрике было выполнено несколько сервизов.
Изображенное на тарелках этого сервиза имение Грузино было построено архитектором Ф.И.Демерцовым в 1801 —1806 годах. В своей работе Степанов использовал живописные виды усадьбы, созданные в начале 1810-х годов М.Н.Воробьевым, который после окончания Академии художеств служил военным топографом. Картины эти находились в доме Аракчеева в Петербурге. Степанов великолепно чувствовал специфику печатного рисунка на фаянсе: он тонально усилен в сторону большей силуэтности, подчеркнутой декоративности, композиция идеально вписана в форму зеркала предметов, передний план акцентирован изображением дерева, введены «облака». На первой тарелке, где помещен панорамный вид архитектурного ансамбля со стороны р. Волковы, все наполнено движением. На второй тарелке дан «уединенный вид» от озера, с восточной стороны. Непосредственным исполнителем печатного рисунка был Леонтий Бегуновский.
К работам Д.И.Степанова исследователи относят и тарелку с изображением имения поэта и драматурга В.В.Капниста (1758 —1829) Обуховка в Полтавской губернии. С.В.Капнист-Скалон, дочь писателя, в воспоминаниях о доме своего детства пишет, что «он стоял на горе, с которой открывался чудесный вид на рощу». Строки из оды «Обуховка», принадлежавшие В.В.Капнисту и помещенные под изображением, прекрасно передают настроение покоя, созерцательности, создают ощущение приюта. Орнаменты из меандра, хмеля, ленты украшают борты тарелок с видом Обуховки из разных собраний. Фаянсовые тарелки с пейзажными, литературными, мифологическими сюжетами в интерьерах 1820— 1830-х годов дополняли нежные акварельные портреты и романтические гравюры, висевшие на стенах комнат или стоявшие в шкафах кабинетов и гостиных.
В 1815 году Межигорская фабрика выполнила большое количество частных заказов (для графов Кочубея и Румянцева, Бетанкура и других). В 1816 году сервиз заказал великий князь Николай Павлович. Фабрика выполняла и доделки (точные копии) к английским сервизам императорских дворцов. Газета «Северная почта» не раз писала: «Киевская посуда прекрасна». Однако фаянс Межигорья был очень дорогим.
Кроме белого и бланжевого фаянса мастера первой четверти XIX века изготавливали предметы из цветных масс: красной, черной, мраморной. Тарелки, соусник и горчичница, сохранившиеся в собраниях музеев, выполнены из красной массы, они входили в сервиз для Баболовского дворца в Царском Селе. На дне, в тесте, помещены надпись «К1ЕВЪ» и цифры «4» и «8». Предметы украшает лаконичная виноградная лоза, выполненная в технике печатного рисунка с дорисовкой. Сервиз можно датировать 1824—1825 годами, когда по проекту архитектора В.П.Стасова к Баболовскому дворцу делали пристройку.
Первые три десятилетия были самыми трудными для мастеров Киево-Межигорской фабрики — они осваивали неизвестное производство и вырабатывали свой стиль. Успех к ним пришел на первой выставке российских мануфактурных изделий в Петербурге в 1829 году — изделия их фабрики были признаны лучшими. На протяжении 1830-х годов фабрика участвовала во всех промышленных выставках в Москве, Петербурге и Киеве.
В 1830—1840-х годах на предприятии трудились Д.Степанов, Л.Бегуновский, И.Бабенко, кроме того, пришли дети И.И.Ермоленко — Петр и Иван. С этого времени марки изделий обязательно должны были включать дату изготовления предмета. В 1830-е годы здесь продолжали делать сервизы с гербами — к 1840 году накопилось 73 листа с гербами уже выполненных сервизов. Согласно документам, сервизы были четырех видов: полный (238 предметов), большой (182 предмета), средний (174 предмета) и малый (90 предметов). В них входили суповые чаши, разнообразные блюда, салатники, ручные соусники, масленки, горчичницы, тарелки (72 или 144).Большие сервизы дополняли вазы для фруктов, бутылочные передачи и другие предметы. В эти годы мастера продолжали выполнять изделия по более ранним моделям, разработанным в 1820-х годах. К ним относятся, например, настольное украшение «Грифон и рог изобилия» и две вазы, входившие в сервизы большого комплекта. Все они — значительных размеров; строгие, вытянутые линии ампира в фаянсе приобрели певучесть, плавность, не потеряв при этом торжественности и архитектоничности.
Технически предметы 30—40-х годов XVIII века выполнены безукоризненно: прекрасны масса и глазурь, печатный рисунок, соразмерный форме предмета, четко проработанные рельефные детали, тщательно выверенные пропорции. Предметы в целом отличаются благородной простотой и элегантностью.
В то время заказчиками фабрики были дворяне и чиновники. Во второй трети XIX века вкусы «состоятельных покупщиков» изменились. Как никогда возросло влияние моды, началось производство разнообразных предметов в «исторических стилях». Так, в китайских мотивах выполнена глубокая тарелка с изображением мальчика-китайца и обезьянки со скрипкой. Отметим, что тонкий черный печатный рисунок дополнен яркой росписью. Вероятно, тарелку выполнил мастер Н.П.Филиппов (1799 —1843) до 1823 года, работавший скульптором и живописцем на 14ФЗ. По английским образцам изготовлены тарелки в «романтическом вкусе». К 1841 году относятся две тарелки с изображением военных (на одной — рядовой лейб-гвардии Уланского полка, на другой — представитель Кавказского корпуса). Два предмета из столового сервиза выполнены в «русском стиле» в 1843 году и декорированы изображением крестьянского праздника.
Большим спросом у покупателей в 1830—1850-е годы пользовались изделия из цветных масс фаянса или покрытые цветными глазурями, сделанные мастерами, следовавшими английским образцам. Так, для Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1832 году был выполнен чайный сервиз на 40 персон из голубого (цветного) фаянса, декорированный мелким рельефным цветочным орнаментом, получившим название «гипюрового». В создании сервизов участвовал Н.Ф.Филиппов. Необычайно популярными были сухарницы с рельефными виноградными листьями и листьями хмеля. Следует отметить, что в 1830-е годы поливы на изделиях были более насыщенных тонов, глазурь на них всегда лежит ровным слоем в отличие от изделий более позднего времени.
Киево-Межигорский завод выполнял заказы императорской семьи. Прямое повторение английского оригинала, выполненного на заводе Клюза в Стаффордшире, — тарелка с двуглавым орлом 1831 года. Для Никольского домика в Петергофе завод выполнил два сервиза — чайный из голубого фаянса в «готическом вкусе» и столовый с изображением «итальянских видов» в английской манере.
В 1844 году Кабинет Ее Императорско го Высочества назначил единого директора для Киево-Межигорского завода и ИФЗ. После отмены в 1841 году запретительного тарифа предприятие начало испытывать острую конкуренцию со стороны иностранного фаянса и фарфора российских частных заводов. Дирекция фабрики, стремясь исправить положение, часть продукции «старых фасонов» продала по более низким ценам, пригласила на работу иностранных мастеров, ввезла машины, построила новые здания. Но все было тщетно. Окончательно разорило производство введение тарифа 1857 года, разрешившего свободный ввоз иностранных товаров, в том числе европейского фаянса. В 1858 году правительство предложило арендовать предприятие А.А.Ауэрбаху — владельцу известной частной фаянсовой фабрики в Тверской губернии. Осмотрев завод, Ауэрбах отказался. В 1858 — 1864-х годах фабрику получили в аренду братья Барские, в 1866 — 1870-х — Шмишков, в 1871 — 1874-х годах — Говоров. В 1875 году фабрику закрыли.
Для фаянса 1850-х годов характерны предметы из цветных масс небольших размеров, выпускавшиеся в Межигорье для населения со средним достатком: парные вазы в виде кратеров, коническая ваза, кружки, сливочник, пресс-папье с изображением левретки и пресс-папье с изображением младенца Иоанна-Крестителя. Как выяснилось, последнее изделие выполнено по французскому оригиналу из металла. В 1850 году мастера начали выпускать скульптуры из бисквита. К тому же времени относятся, вероятно, декоративные тарелки с изображением А.И. Барятинского (1814—1879), которые выпустили в связи с его назначением в 1856 году командующим отдельным Кавказским корпусом и наместником Кавказа. Такие тарелки служили памятными подарками. Фабрика выпускала и рельефные тарелки с изображением Дж.Гарибальди, Т.Г.Шевченко, П.Д.Кулиша, М.Н.Костомарова. Но и в конце 40-х годов XIX века мастера фабрики создавали высокохудожественные произведения.
К шедеврам можно отнести две тарелки, выполненные в 1849 году. Д.И.Степанов выбрал для них эти «виды» не случайно — это «святые места» Украины, связанные с ее героическим прошлым. На одной — изображение Золотых ворот Киева, на другой — панорама Межигорского монастыря. Композиции выполнены артистично, облака и свет лучей подчеркнуто драматичны, чувствуется романтический контраст света и тени. Мастер подписал обе работы: «D.Stepanoff».
В заключение обзора изделий Киево-Межигорского завода мы можем полностью согласиться с оценкой, данной одним из посетителей первой выставки российских мануфактурных изделий 1829 года: «Лучшим фаянсом по справедливости почитается киевский».
Следует отметить, что изделия этой фабрики всегда отличались прекрасным качеством исполнения, соотношение формы и деталей — выверены и гармоничны, печатный рисунок выполнен высоко профессионально. Предметы сделаны в классическом стиле или в стиле историзма и относятся к европейской линии развития фаянса. Только печатный рисунок частных фабрик Ауэрбаха, Гарднера, Терехова и Киселева по качеству приближается к рисунку этого предприятия. Разнообразный ассортимент изделий из цветных масс Киево-Межигорской фабрики можно сравнить только с подобными изделиями завода Поскотина. Марки на изделиях Киево-Межигорской фабрики позволяют четко атрибутировать предметы.
Большинство изделий этого предприятия относятся к художественным предметам, а не бытовым. Вот почему произведения привлекли внимание русских коллекционеров еще в XIX веке (А.В.Морозова, Ф.Е.Вишневского, П.И.Щукина). Многие изделия были выполнены по заказам известных людей и членов императорского дома, что окружает их особой аурой и представляет определенный интерес для коллекционеров. Следует согласиться, что во все времена фаянс как материал привлекал коллекционеров гораздо меньше, чем фарфор. Он считался повседневным материалом. Его особо и не берегли, поэтому традиция коллекционирования фаянса не сложилась. Киево-Межигорский фаянс сегодня нередко встречается на антикварном рынке. Но о нем настолько забыли, что даже самые редкие вещи не привлекают внимание коллекционеров. Два года назад на антикварном салоне были выставлены две редчайшие тарелки из сервиза М.И.Платова. В собраниях музеев сохранилось не больше 10 предметов из всего заказного сервиза. Однако фаянсовую тарелку с видом прекрасной старинной усадьбы, выполненную на Киево-Межигорской фабрике, рассматривать не менее интересно, чем графический лист того же времени. Она может найти достойное место в современном интерьере.
Ольга НОВИКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 27 (май 2005), стр.26