Творческая биография Николая Блохина — наглядное свидетельство изменившихся времен и тех возможностей, которые открытый мир предоставляет художнику. У себя дома, в Санкт-Петербурге, Блохин — старший преподаватель Академии художеств. Недавно в этом учебном заведении состоялась его первая в России персональная выставка. Она же — тридцать шестая по общему счету. Предыдущие персональные выставки проводили в Финляндии, Китае, но главным образом — в США, где Блохин стал лауреатом национальные художественные премий и давно уже считается одним из выдающихся современных художников.
В ближайшем будущем ситуация изменится. На осень 2006 года запланированы две большие выставки Блохина — в Москве и Санкт-Петербурге: фактически это первая демонстрация работ художника для широкой российской публики (упомянутая выставка в Академии художеств нигде не рекламировалась и была доступна почти исключительно преподавателям и студентам самой академии). В преддверии этого события нет смысла заниматься формальным искусствоведческим анализом, время которого придет позже, пока же лучше — коротко изложить бэкграунд.
Завоевание западного арт-рынка Блохин начал в середине 1990-х годов с его далекой окраины — Финляндии, и даже не с Хельсинки, а с провинциальной Иматры. Выставка в местной галерее произвела фурор: практически все состоятельные жители города стали покупателями и заказчиками молодого петербургского художника, еще работавшего над дипломной картиной. Как выяснилось уже через пару лет, они, сами того не подозревая, сделали исключительно выгодные вложения. Хотя Блохин всегда писал только то, что хотелось, и только так, как хотелось ему самому, не анализировал спрос и не пытался ничего корректировать в своем творчестве с учетом рыночной конъюнктуры, он как-то естественно и без всяких специальных усилий попал в самую точку. В сравнении с чисто социологической проблематикой всех существующих художественных направлений — от концептуалистов до неоклассицистов — его искусство, на первый взгляд, кажется вызывающе «неактуальным», сосредоточенным на решении формальных живописных задач. Но оказалось,
что Блохин предложил как раз то, что безуспешно искал потребитель, доверяющий собственным глазам больше, чем всем теориям современного искусства, вместе взятым. Цены на его работы быстро достигли уровня, предельного для Финляндии — то есть с трудом представимого тогда в России, но еще вполне обычного по общеевропейским, а тем более американским меркам.
Финляндия явно становилась для художника тесной. Как раз в этот момент Блохиным заинтересовался владелец одного из крупнейших Русских Art-Агентств в Америке — Avimos Art Group USA — Валерий Бочаров. Первые же опыты организации выставок-продаж оказались настолько успешными, что именно продвижение работ Блохина на американском арт-рынке стало приоритетной задачей Бочарова, и он занялся ее решением грамотно и систематично. По инициативе своего нового куратора Блохин принял участие в конкурсе на премию Американской ассоциации художников-портретистов (ASOPA). До тех пор, несмотря на все самовосхваления «русской реалистической школы», ни один российский участник этих конкурсов не смог пройти даже предварительного этапа, хотя попыток было немало. Для непосвященных — небольшое пояснение: спонсором этой премии является небезызвестный миллиардер Стив Форбс (основатель одноименного журнала), который сам же и вручает ее победителю. Неофициально она называется просто «премия Форбса» и считается одной из самых престижных художественных премий Америки. Международный конкурс Ассоциации проводится в нью-йоркском музее Метрополитен; в 2002 году после предварительного отбора соперниками Блохина оказались художники из 36 стран. По его собственному признанию, он рассчитывал как минимум на поощрительную, а если повезет — то на третью или даже вторую премию, и когда при объявлении результатов эти позиции оказались отданы другим, несколько приуныл. Но его «Девушка с вязанием» получила Гран-при, о чем и было объявлено после соответствующей паузы.
По простым, но эффективным законам американского рынка, победа на конкурсе такого уровня автоматически выдвигает лауреата в первый ряд современных художников. Однако в США, как известно, общественные институты в любой области деятельности обычно дублируются, и с ASOPA конкурирует не менее авторитетное Общество художников-портретистов Америки (PSA) со штаб-квартирой в Бостоне. Гран-при международного конкурса PSA Блохин получил в 2004 году, став пока что единственным художником в мире, который может похвастаться высшими наградами обоих конкурсов.
К настоящему времени в Нью-Йорке, Чикаго, Сан- Франциско, Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе и других крупных городах Америки состоялось более тридцати персональных выставок и мастер-классов Блохина, его работы есть во многих музеях и известных частных коллекциях. Вполне естественно, что после побед на конкурсах портретистов он немало потрудился именно в этом жанре: свои портреты кисти Блохина пожелали иметь лауреаты «Оскара», политики, крупные бизнесмены. Однако, как говорит сам Блохин, в Америке главная опасность для художника, уже добившегося признания, — освоив какую-то определенную нишу, заняться коммерчески выгодным, но творчески бесплодным самоповторением. Такой вариант его решительно не устраивал. Ограничиваться портретом он не захотел. И добился своего. Сегодня никому не приходит в голову воспринимать Блохина только как портретиста: успехом у коллекционеров пользуются все его работы, от натюрморта и пейзажа до больших сюжетных картин. Последние большие вещи «Старый Арлекин», «Отложенная партия», «Шут», «Петушок «Икар» свидетельствуют о начале какого-то нового и очень интересного этапа в его творческой эволюции. Останавливаться на достигнутом и «почивать на лаврах» художник явно не собирается.
Безусловно, успех Блохина связан не только с его виртуозной и совершенно оригинальной живописной техникой, которая уже сама по себе заслуживает обстоятельного исследования, но и с содержательной насыщенностью его работ. Однако серьезный критический анализ его творчества — это задача не для короткой информационной статьи. Предстоящие выставки в России, несомненно, привлекут внимание искусствоведов, тем более, что не реагировать на факт международного признания Николая Блохина уже невозможно. Во всяком случае, нет сомнений в том, что в скором времени это имя будет хорошо известно не только в Америке, но и в нашей стране.
Выставки Николая Блохина состоятся: в Санкт-Петербурге — с 17 октября по 5 ноября в Выставочном зале Союза художников Санкт-Петербурга (Большая Морская, д. 38), в Москве — с 10 ноября по 10 декабря в Политехническом музее (Новая площадь, д. 3/4).
Данила ЛАНИН
Иллюстрации предоставлены автором.