«Я отворил дверь и с удовольствием убедился в неизменности этой старой комнаты… налево вся стена в дубовых нижних шкафах, в другом месте стоит целая куча трубок с бисерными чубуками.» И.А.Бунин. Повесть «Натали».
Культура курения табака пришла в Европу с открытием Америки. В России же «сия вредная привычка» стала распространяться в основном после победы в войне 1812 года несмотря на то, что еще Петр I— страстный курильщик — это всячески поощрял. В записках графа М.А.Бугурлина отмечено, что курение в обществе получило право гражданства «не прежде как с 1830-х годов».
В то время предпочтение отдавали так называемым «чубучным» трубкам, или «чубукам», состоявшим из трех отдельных частей: собственно трубки, или головки, средней части — чубука, часто в бисерном чехле, и мундштука. Трубки с длинным чубуком — для лучшего охлаждения курительного потока — считались менее вредными для здоровья (илл.1). Модой на чубучные трубки Россия обязана Турции. Она распространилась в XVIIIвеке из Малой Азии, сначала — в завоеванные балканские страны, потом — в Центральную Европу, а в 1820—1830-х годах — в Россию. В тот период в убранстве интерьеров наблюдался «всплеск» увлечения восточной обстановкой, связанный с освободительной борьбой Греции против Турции. Стали появляться курительные комнаты, кабинеты и диванные, соответствующим образом оформленные, которые украшали модными коллекциями разнообразных курительных трубок. Для них делали специальные круглые или длинные прямоугольные подставки, как это можно увидеть на акварели неизвестного художника 1830-х годов, изображающей диванную комнату в доме князей Юсуповых в Петербурге.
О русских трубках нет специальных исследований. Но уже отдельные упоминания позволяют сделать вывод, что в ХIХ веке в России, как и за рубежом, их изготавливали из разных материалов, Очень много курительных трубок привозили из стран Европы. В описи вещей, приобретенных князем Николаем Борисовичем Юсуповым «во время его вояжа за границею в 1853-57 годах», числятся «четыре пенковые трубки и две трубочки для папирос». В Европе их делали в основном, из четырех материалов: глины, дерева, фарфора и пенки. Первые европейские мастерские по производству — сначала — трубок из обожженной глины возникли еще в 1600 году в Англии, потом — в Голландии (в 1617 году — в Гуде, в 1625 — в Амстердаме), а затем в некоторых других странах. Особенно широкое распространение получили глиняные головки трубок в Турции. В конце ХVII— начале ХVIIIвека конкурировать с глиняными трубками начинают первые трубки из твердых, не содержащих смолу пород деревьев, которые были более прочными, чем глиняные. Прежде всего появились трубки из бука, ореха, ольхи, потом — из черемухи, клена, дикорастущего жасмина, называемого чубушником, самшита, березы и позднее — из древесины фруктовых деревьев: груши, сливы, вишни, черешни.
Производство деревянных трубок сначала наладилось в Баварии: с 1700 года — в местности Франконская Юра (основные центры: с 1733 года — Ульм, потом — Нюрнберг) и в Тюрингии: с 1739 года — Рула, позднее — промысел в местности Верхний Рён, позже — в других европейских странах,
Если в XVIIIвеке в Рёне изготавливали гладкие трубки, в основном из ольхи и ореха, то с начала ХIХ века резчики начинают украшать головки трубок различного вида рельефной резьбой, чаще всего изображениями дичи: косулями, кабанами, оленями, лисами. Нередко головки трубок делались в форме различных животных или же головы человека. Образцы для резьбы, по сведениям Г.Клаусса (H.Clauss, SchnitzeninderRhon, Leipzig, 1956, s.21.), доставляли из города Рулы. Оригинальные фигурные трубки резали и в Австрии: в Зальцбурге, например, — в виде сидящего пуделя, В различных местностях Европы производили трубки определенного вида. В Швейцарии, в частности, трубки каждой горной долины имели собственную форму.
Место изготовления трубок иногда могут подсказать господствующие в этих регионах виды деревьев. Так, в Италии предпочитали маслину, в Финляндии — корень карликовой березы, на Балканах — светлую древесину фруктовых деревьев, в России — березовый кап (наплыв). По виду дерева можно порой определить и время изготовления. Например, в период бидермайер (разновидность позднего ампира, распространенного в Германии и Австрии в 1815—1848 годах) резчики охотно работали с тиковым деревом, темный оттенок которого прекрасно подходил в качестве основы для инкрустации трубок перламутром и проволокой, модной в то время.
Вид древесины, идеально подходившей для курительных трубок, был найден, по данным Л.Либерта (L.Libert. Tabakpfeifen.Leip), в середине ХIХ века. Им оказался корень древовидного средиземноморского вереска, называемый «бриар», — прочный пористый материал. После правильной тщательной сушки он становится огнеустойчивым — не так быстро прогорает и не обладает при этом неприятным собственным вкусом, как многие другие виды древесины. К тому же у него красивая текстура — полосатая и свилеватая.
Родиной курительных трубок из бриара считается город Сен-Клод в Бургундии. Здесь со второй половиныXVIIIвека точили трубки из бука, боярышника, клена, самшита. По легенде, в 1858 году поставщик древесины принес трубку из корня вереска, который в изобилии произрастал в Провансе, и несколько образцов этого корня. Трубка, вырезанная пастухом, которую тот долго курил, не прогорела. Она была очень грубой формы — просто отпиленный изогнутый конический кусок корня с вырезанной чашечкой, Сначала в одной из многочисленных мастерских города из принесенных кусков бриара были срочно, наспех сделаны несколько простых трубок с мундштуками из рога — их отправили для продажи на осенние ярмарки в Париж и Бельгию. Уже в конце ХIХ века в Сен-Клоде на 66 предприятиях работали более 2300 человек. В дальнейшем изготовление трубок из бриара было распространено, главным образом, во Франции и в Англии, а после Второй мировой войны конкуренцию им составила Дания.
Многие деревянные трубки позднего происхождения часто бывает трудно отличить по месту производства. Исключение составляют, наряду с трубками известных фирм, двухчастные трубки из Ульма, на которых для рекламы в конце ХГХ века на колечке из ореха между головкой трубки и мундштуком было написано: «IbivoUlm» — «Я из Ульма»,
В 1709 году И.Бетгер в Мейсене открыл способ получения европейского твердого фарфора. Это открытие имело большое значение в деле изготовления курительных трубок. После 1750 года началось производство фарфоровых головок трубок на мануфактурах в области Тюрингского леса, несколько позднее — в Богемии. Первые упоминания о нескольких недорогих трубках, изготовленных на Севрcкой мануфактуре во Франции, датированы 1782 годом.
Недостатки фарфоровых трубок, в отличие от деревянных, — их хрупкость, «безвкусность», отсутствие пористости. Они не могли хорошо вбирать табачный конденсат, поэтому их головки часто делали из двух раздельных частей. Помимо чашечки в трубках этого вида была еще одна дополнительная деталь — фарфоровое колено, а также был длинный чубук (для лучшего отделения табачного конденсата). По сравнению с глиняными, фарфоровые трубки были дорогими, зато давали большие возможности для их отделки, что более соответствовало тогдашней моде. Кроме того, эти трубки не прогорали, как деревянные.
В ХVIIIвеке на фарфоровых головках доминировала белая глазурь, иногда украшенная скромным цветочным декором или золотым ободком. Редкими трубками того времени считаются трубки в форме мужских и женских голов в тюрбанах и модных шляпах с мотивами стиля рококо. В ХIХ веке предпочтение отдавалось красочным сценам: пасторалям, жанровым картинам, историческим эпизодам и портретам (часто известных людей), а также цитатам из произведений любимых авторов. Сначала декор выполнялся в технике надглазурной росписи, обычно малоизвестными мастерами, позднее — и при помощи переводных картинок. Капитан И.Ф.Соловьев, посетивший 14 июля 1815 года Мейсенскую фарфоровую мануфактуру, записал в своем дневнике: «Я воротился, дабы посмотреть славный мейсенский фарфоровый завод, принадлежащий королю... рисованием на фарфоре занимаются девицы и старушки с большим искусством». В этот день там была сделана фарфоровая головка трубки полковника Демида Ивановича Мещерякова, украшенная росписью, памятной надписью и барельефным портретом императора Александра I(илл. 2). Такие подписные трубки обладают большой мемориальной ценностью.
Фарфоровые головки трубок, декорированные индивидуальными мотивами, в период стиля бидермайер получили большое признание. Они высоко ценились и как предмет, вызывающий воспоминания, и как лучший дружеский подарок. Во второй половине ХIХ века, в эпоху историзма или эклектики, на трубках часто изображали сцены из библии, героев разных модных опер и комедий, исторические сюжеты. В 1870—1880-х годах были популярны трубки с атрибутами различных видов деятельности — «профессиональные» трубки сапожников, кузнецов, моряков и тд. Изображения обычно сопровождались надписями типа: «EslebederSchmied» — «Да здравствует кузнец». Фарфоровые головки трубок эпохи модерна конца ХХ — начала ХХ века украшали также видами различных городов, памятников архитектуры и замков. Подобные трубки особенно любили солдаты и моряки, чья служба проходила вдали от родных мест, поскольку напоминали они им о Родине. Такие «видовые» трубки нередко оформляли пояснительными текстами и посвящениями.
Оригинальными сувенирами были немецкие фарфоровые «трубки резервистов» конца ХIХ — начала ХХ века. На каждой головке трубок одной партии этого типа, изготовленной в 1905 году, были написаны имена 69 резервистов, призванных в полк кайзеровской армии. Это они заказали партию одинаковых трубок на память о совместной службе. Несмотря на то, что эти поздние трубки производили целыми сериями, до наших дней дошла малая их часть Почти все изделия встречаются в единственном экземпляре, что делает их уникальными.
Если фарфоровые головки трубок пользовались спросом преимущественно у германских и богемских курильщиков, то в Австрии и Венгрии предпочитали головки из другого материала — пенковые.
Первую трубку из так называемой «морской пенки» (от немецкого слова «Meerschaum») вырезал венгерский сапожник Карл Ковач в форме сапожка (по одним источникам — в 1720 году, по другим — в 1723). Трубка, по преданию, предназначенная для заядлого курильщика графа Андрасси, была сделана из куска пенки, который тот привез из Турции. Она добывалась в Малой Азии и на нескольких прилегающих к ее побережью островах. Научное название пенки — сепиолит или афродит. Этот белого или желтоватого цвета минерал, представляющий собой магнезиальный силикат, — легче воды. Пенка, как пористый мягкий материал, имеет прекрасную впитывающую способность. При курении она хорошо поглощает конденсат и легко обрабатывается в намоченном виде. Вот почему она оказалась идеальным материалом для табачных трубок. Они хорошо курились уже с первого дня и не нуждались в предварительном обкуривании, полностью сохраняли силу и аромат табака и не прогорали, как деревянные. Недостатки пенковых трубок, по сравнению с деревянными, — их относительная хрупкость и высокая цена. Поэтому часто встречаются треснувшие отремонтированные пенковые головки, обвитые сеткой, сплетенной из латунной проволоки.
Массовое производство головок трубок из импортируемой турецкой пенки в Центральной Европе началось после 1750 года, а во второй половине ХVIII— ХIХ веках основными центрами стали города: Пешт, Вена, Рула (в Тюрингии), Лемго (в Вестфалии) и Париж. При этом транспортной артерией, связавшей основные центры резьбы трубок — Вену и Пешт — с востоком, был Дунай.
Существовало несколько способов отделки наружной поверхности пенковых трубок. Иногда головки натирали воском для того, чтобы забить поры, и полировали сукном. В результате поверхность становилась гладкой, появлялся воскоподобный глянец, поэтому эти трубки и назывались «восковыми». При курении они оставались светлыми (илл. 3).
При другом способе отделки головки трубок сначала варили в китовом жире (спермацете), потом покрывали воском и полировали. При сгорании табака жир в наиболее холодных местах — на голенище и чашечке около крышки — окрашивал трубку сначала в желтый цвет, постепенно доводя его до темно-коричневого. Таким образом при обкуривании создавалась красивая поверхность с плавными переходами цветов.
Кроме того, пенковые головки часто пропитывали специальным составом из смеси льняного масла, воска, спирта, скипидара и мела. При курении, под воздействием высоких температур, эти трубки покрывались желто-красной патиной, становясь похожими на янтарь. У А.С.Пушкина кабинет Евгения Онегина украшал, по всей видимости, именно такой «янтарь на трубках Цареграда». Поэт, как и многие его современники, курил в минуты отдыха. Янтарного цвета головка пенковой трубки принадлежала самому поэту (илл. 4). Во второй половине ХХ века применялась другая технология. Для того, чтобы сразу придать поверхности пенки ровный и красивый янтарный оттенок, головки многократно попеременно варили в льняном масле, а затем подсушивали над открытым огнем до тех пор, пока пенка переставала впитывать олифу. В это время двухчастные австрийские трубки нередко делали комбинированными: головку — из окрашенной под янтарь пенки и только мундштук — из натурального янтаря. Имитация порой столь искусна, что способна ввести в заблуждение даже специалиста. Следует обратить внимание на шов между двумя частями трубки и открутить мундштук. При этом на срезе головки будет видна матовая светлая поверхность необработанной пенки с мелкими порами. Такие комбинированные трубки всегда стоили очень дорого.
Еще одна из поздних технологий обработки поверхности пенки — кипячение в очищенном жидком асфальте, После полировки таким образом обработанные головки становились черными и блестящими и назывались «гудроновыми». В отличие от трубок из черного дерева, у них нет видимой текстуры.
Головки трубок конца ХVIII— ХIХ веков обычно имеют металлические крышечки, окантовки и горловины — серебряные или из медных сплавов. Жесткие палкообразные чубуки изготавливали преимущественно из веток чубушника, черемухи, черешни и вишни. Они могли быть и составными, из нескольких деталей. Встречаются и гибкие чубуки, сделанные из намотанной веревки или скрученного холста и украшенные чехлами из бисера или сплетенными из разноцветных нитей. Мундштуки бывали не только деревянными, но и из рога, кости, в том числе и слоновой, наиболее дорогие — из янтаря. С 1850 года выпускались мундштуки из эбонита, с конца ХIХ века — из каучука, позднее — из первой синтетической смолы — бакелита, изобретенного немецким химиком Лео Бекландом и запатентованного в 1907 году.
В ХVIII веке поверхность головок пенковых трубок была преимущественно гладкой или с небольшим геометрическим и растительным орнаментом. В ХIХ веке пенковые трубки часто богато украшали рельефной резьбой с различными сюжетами, в соответствии со стилем, модным в определенные периоды, как и фарфоровые трубки. Здесь преобладала бытовая и охотничья тематика, исторические, эротические и геральдические мотивы. Среди последних встречаются гербы стран-изготовителей: австрийский орел, чешский лев, характерный венгерский щит, а также гербы различных городов. Трубки с охотничьими и трактирными сценами сначала стали резать в Альпийских горах, потом — в традиционных местах производства. Головки австрийских трубок делали обычно не такими вычурными, перетруженными резьбой, как германские экземпляры. Для этого часто вокруг единственной скомпонованной сцены оставляли свободное пространство. Причем пенковые головки изогнутой формы (илл. 5), когда чашечка и колено составляют единое целое, в Германии встречались несколько реже, чем в других странах.
По виду резьбы головки этих трубок можно условно разделить на — работы народных промыслов: крестьян, пастухов, лесников, егерей, перенявших характер резьбы от предметов домашнего обихода, — более условно-декоративный, с грубыми, гротесковыми чертами, и профессиональных художников — более натуралистичные, анатомически правильные, стилистически выдержанные. Пенковая головка трубки А.С.Пушкина, несомненно, вырезана одним из таких профессиональных художников в стиле ампир (поздний классицизм): с фигурами в античных одеждах, цветочными гирляндами и классическим орнаментом в виде волют.
Мастера часто пользовались книгами готовых образцов, которые для головок пенковых и деревянных трубок так же, как и инструменты для резьбы (токарный станок, ножи, боры, напильники), были идентичными. В 1844 году был издан «Альманах гравюр» с эскизами головок трубок, типичных для стиля бидермайер, уроженца Вены, известного баварского художника Морица фон Швинда (1804—1871) (илл. 6). В Берлинском музее немецкой истории хранится буковая трубка работы неизвестного резчика, выполненная по гравюре из этого «Альманаха», представляющая собою объемную скульптурную композицию с жанровой сценой — чашечка головки сделана в виде печки, вокруг которой отдыхает семья крестьян. Работы мастеров такого класса стоили исключительно дорого, считались прекрасным подарком, их собирали коллекционеры.
Пенковые трубки знаменитого венского резчика стиля бидермайер Сидона Нольце стоили до 35 гульденов. Для придания им красивого желтого цвета он, по рассказам современников, даже заставлял своих сотрудников обкуривать их перед продажей. Огромная трубка работы профессора Венской академии рае Петера Иоганна Непомука Гейгера (1805—1880) с 80 фигурами со сценами взятия Трои, на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году была куплена коллекционером за 2 000 гульденов. Однако изделия такого уровня — большая редкость.
«Восковая» пенковая головка трубки со сценой охоты хотя и не такого высокого ранга, но, несомненно, сувенирная и выполнена в стиле бидермайер профессионалом (илл. 7). Трубка невысокого рельефа с аналогичной охотничьей сценой изображена на мужском портрете 1845 года работы неизвестного венгерского художника. К сожалению, серебряная крышка утрачена. Она могла быть плоской, полусферической, в форме неоготической архитектуры, в виде замка, церкви или крыши пагоды, как латунная крышка другой трубки — из корневища дерева (илл. 8).
Серебряные крышки и другие детали почти всегда клеймили. На окантовке пенковой трубки — три клейма. Одно — большое, овальной формы, с короной в верхней части, в центре — щит, по сторонам которого — цифры 1332 (год изготовления). Внизу — число 13 — проба, что соответствует 812,5 долям чистого серебра в 1 000 долях сплава (илл. 9), а рядом — два небольших клейма с латинскими буквами «Ds» и «В». Литера «В» указывает дату — 1833—1838 годы.
Единая государственная система маркировки одинаковыми клеймами, содержащими одновременно три характеристики: место, год и пробу, была введена в 1806—1866 годах на территории Австро-Венгрии. В отдельных городах Венгрии и Румынии клейма такого тройного типа были, как и в этом случае, овальной формы с пробой внизу, при этом герб — именно Венгрии — щит под короной.
Рисунок на щите клейма пенковой трубки (илл. 10) сильно стерт, но в центре видна фигура, похожая на цветок, по сторонам которого — латинские буквы «О» и «В» (Osterreich, Buda), что соответствует клейму города Буда 1820—1833 годов. В это время, по данным И.Брестьянской (BrestyanszkyI.P. Pest-BudaiOtvosseg. Budapest, 1977, s.220—228.), упоминается только один ювелир с инициалами «Ds» — Донат Шандор, но так как отпечатка его клейма найти не удалось, авторство ювелира можно только предполагать. Скорее всего, головка этой трубки могла быть вырезана в Пеште — одном из основных центров резьбы пенковых трубок, раз она была оправлена в Буде.
Если головка трубки — австро-венгерского производства, то чубук в чехле с гирляндой цветов из разноцветною бисера — несомненно, русской работы (илл. 11). М.Ю.Лермонтов в поэме «Тамбовская казначейша» (1837—1838), описывая привычки штабс-ротмистра Гарина, отмечает: «в устах его едва дымится узорный бисерный чубук». Многочисленные бисерные чехлы на чубуках из собраний музеев и частных коллекций свидетельствуют о широком распространении в России этого вида декоративного оформления в 1820—1840-х годах. На европейских изделиях такие чехлы встречаются не очень часто. Причем, в то время, как все чехлы русской работы связаны с бисером крючком, немецкие часто выполнялись и в технике низания, и в некоторых других — как, например, на трубке 1830 года фирмы братьев Циглер из города Рула в Тюрингии. (LibertL. VonTabak, DosenundPfeifen. Leipzig, 1984, s.61—91.) Отличительный признак вязаных чехлов — обязательное смещение влево вертикальных орнаментальных полос, которые, закручиваясь по спирали, как бы обвивают чубук.
«Золотой век» чубучной трубки был короток. Он закончился в середине ХIХ века, ушел вместе со стилем бидермайер, его уютными уголками, неспешным времяпрепровождением.
В 1850 — 1880-е годы, в период историзма, особо модными становятся трубки с историческими сюжетами. Такова, например, пенковая резная головка трубки австро-венгерского производства со сценой прихода древних мадьяр в Центральную Европу (илл. 12). Очень высоко ценились коллекционерами и курильщиками вырезавшиеся во второй половине ХIХ века головки — портреты известных современников, изображения технических новинок, в частности, велосипедистов, и эротические мотивы. Венгерскому композитору Ференцу Легару восхищенные поклонники подарили пенковую трубку, вырезанную в форме обнаженной женской фигуры.
В тот же период постепенно начали пользоваться короткими двухчастными трубками, состоящими только из головки и мундштука, однако еще продолжали изготавливаться и длинные чубучные трубки, модные ранее, некоторые из них явно фальшивые.
Впервые с проблемой подделок курильщики и коллекционеры столкнулись еще в 1840-х годах, но особенно острой она стала в середине и второй половине ХIХ века. В это время, по сведениям Ш.Хольчика (HolcikS. Tabakpfeifen. Bratislava, 1984, s.10—16, 115—117,187), где-то в Центральной Европе вырезали головки для чубучных трубок из натуральной пенки с «фальшивыми датами», которые не соответствовали времени изготовления. Следует пояснить, что датированная трубка имеет большую стоимость, чем недатированная. Это, вероятно, и спровоцировало саму идею подделки.
Фальшивки — небольшие, однотипные, скромные головки трубок, украшенные несколько грубоватой, упрощенной резьбой невысокого рельефа в стиле народных промыслов, очевидно, были сделаны в одном центре. Обычно на них преобладает охотничья тематика: прыгающие косули, бегущие и сторожащие собаки, а также крестьянские дома, иногда — несложные растительные орнаменты и завитки в стиле рококо. В нижней части вырезана дата. Так, например, встречаются: 1683, 1706, 1812, 1821 годы. Что касается дат конца ХVII— начала ХVIIIвека, то, учитывая все изложенное, становится ясно: такие подлинные трубки просто не существовали. Видимо, изготовителям не было точно известно, когда началось производство пенковых трубок. У изделий, датированных началом ХIХ века, — различие в характере резьбы достаточно тонкое. Иногда на подделку могут указать крышечка и окантовка, сделанные из низкопробного серебра или томпака (медный сплав), а не из высокопробного серебра и латуни, как на подлинных, более ранних трубках.
Кроме того, во второй половине Х!Х века, наряду с трубками из натуральной пенки, появляются трубки, сделанные из ее имитации. «Massa» — так назывался этот суррогат. Только в городке Рула в 1850— 1870-х годах среди 19 млн. трубок, изготовленных из различных материалов, было:
из подлинной пенки — 570 тыс. штук,
из имитации пенки — 500 тыс. штук,
из фарфора — 9 млн. 600 тыс. штук,
из дерева — 5 млн. штук,
из глины — 3 млн, штук.
При обработке куска пенки почти половина от ее веса и объема уходит в отходы. Когда ограничился импорт из Турции, начала развиваться эта художественная подделка морс кой пенки из тонированных и смешанных со связующим отходов. Такие трубки были тяжелее равнозначных по объему из натуральной пенки. Натуральная пенка — легче воды, в отличие от суррогата, она плавает. Для уменьшения веса трубки часто примешивался более легкий каолин. Однако при курении подобных трубок сразу же обнаруживается их существенный недостаток — низкая поглощающая способность табачного конденсата из-за отсутствия пористой структуры, свойственной натуральной пенке, и характерный запах, которого также нет у подлинных трубок.
Постепенно изготовление трубок, в том числе и натуральных пенковых, стало неуклонно сокращаться. В 1860—1870-х годах в моду все больше входили сигареты и папиросы, а число приверженцев неспешного курения трубки продолжало уменьшаться. Упадок спроса, равно как и сокращение поставок пенки, неизбежно сказывался на предложении. Так, в Руле к концу ХХ века на 7 производствах были заняты всего 150 человек. Аналогичный объем производства продукции был в Париже и в области Лемго в Вестфалии. Пенковые трубки из Лемго были знамениты прекрасными изображениями лошадей, а Вена славилась, в первую очередь, своими эротическо-мифологическими мотивами, такими, например, как Леда с лебедем. Ведущее положение при этом продолжала сохранять Вена, где ежегодно делали около 100 тыс. трубок из пенки. Но и тут объем производства стал заметно снижаться. Если в 1872 году здесь работали 200 мастеров и 1 000 рабочих с 360 тоннами пенки и 30 тоннами янтаря, то двадцатью годами позже были заняты уже только 60 мастеров и 600 рабочих.
Трубки из суррогата, как правило, стоили значительно дешевле, чем из настоящей пенки, Только некоторые фирмы пережили потерю доверия покупателей, когда их низкосортная продукция стоила так же дорого, как и подлинные экземпляры. На футлярах своих изделий уважающие покупателя производители обычно писали: «настоящая морская пенка» и «настоящий янтарь». Трубки из натуральной пенки и мундштуки из янтаря в футлярах знаменитой венской фирмы «AndreasBauer» считались и сегодня по праву считаются у коллекционеров лучшими экземплярами, «королевами среди трубок. Мастерство обработки пенки раньше передавалось из поколения в поколение. В Вене еще с ХХ века известны такие семьи резчиков трубок, как Райшенфельд, Хайман, Нольце. В 1936 году, преследуемые нацистами за еврейское происхождение, они исчезли вместе с секретами своего производства.
Во второй половине ХХ века на европейский рынок начали поступать пеньковые трубки из Танзании. Здесь, на границе Кенией, где в 1953 году были открыты залежи морской пенки, возникла фабрика, рисунок марки которой — небольшой белый слон. Уже в 1967 году экспортировалось 200 тысяч трубок в 65 стран мира. Трубки изготавливали, в основном, машинным способом в 80 технологических операций. Для африканской продукции типичны комбинации пенки с бамбуком, сталью, кожей, пластмассой. Наряду с относительно дешевыми серийными моделями выпускали и дорогие трубки, вырезанные вручную с характерными сценами из мира африканских животных,
Курительная трубка была не только утилитарно-бытовым предметом, но и произведением декоративно-прикладного искусства, модным аксессуаром, дорогим подарком, дружеским сувениром, объектом коллекционирования. Ценность трубки определяется многими факторами именем мастера, фирмой-изготовителем, наличием датировки, типичностью и оригинальностью, художественными достоинствами, свойствами и качеством материалов, а зачастую мемориальным значением. На антикварном рынке интерес к курительным трубкам был и остается стабильно высоким.
Ирина МЕРКУЛОВА
Иллюстрации предоставлены автором и ГМУ «Архангельское»
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 16 (апрель 2004), стр.56