Константин Александрович Шanupo родился в 1840 году в городе Гродно в бедной еврейской семье. Детство и юность прошли в тяжелых материальных условиях. С детства мальчик тянулся к образованию, любил сочинять стихи и рисовать. Достигнув юношеского возраста, он покинул дом и отправился странствовать по свету пешком.
В 1868 году судьба привела его в Вену, которая в то время была «родиной» многих новшеств в фотографии. Здесь Константин Шапиро овладел самыми передовыми навыками фотографического дела. В конце 1868 — начале 1869 года он появился в Петербурге, надеясь открыть собственное фотографическое заведение.
Законы и порядки в России того времени были таковы, что еврейскому юноше было весьма не просто открыть собственное дело. Ему пришлось принять православие, после чего ему разрешили открыть фотоателье. До этого момента он был компаньоном старейшего петербуржского фотографа Вильгельма Шенфельда (1810—1887), их фотоателье называлось «Шенфельд и Шапиро». Но уже 16 ноября 1869 года Константин Александрович дал объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (№ 316, стр. 6): «Фотограф Шапиро, желая расстаться с своим компаньоном, предлагает гг. фотографам свои услуги. Адрес, Невский, № 64». Тем не менее на Мануфактурной выставке 1870 года, которая проходила в Петербурге, фотографы выступили вместе — фирма «Шенфельд и Шапиро» еще существовала. Венские уроки не пропали даром: фотографические работы были отмечены почетным дипломом Почетные дипломы за работы на выставке фотографы в конце июля 1870 года получали уже каждый сам за себя, о чем сказано в «Отчете Всероссийской Мануфактурной выставке 1870 г. в С.-Петербурге» (Спб: типография товарищества «Общественная польза» на Мойке, № 6. 1871. стр. 98.) Это была первая выставка Шапиро.
Заведение молодого фотографа «Светопись и Живопись» с конца 1873 года до 1875 года находилось по адресу (дословно с бланка того времени): «Невский проспект № 30 у Казанского моста в доме Учетного Банка, бывшем Ольхиной. Где помещается Купеческое Собрание». Почти в центре бланка, на обороте, — конечно же, упоминание о почетном отзыве Мануфактурной выставки.
В 1876 году оборот бланка поменялся — Шапиро для оформления использовал рисунок, предложенный ему журналом «Эскизы архитектуры и художественной промышленности», с которым сотрудничали выпускники Академии художеств. Однако это новое оформление бланка оказалось не очень удачным, так как «съедало» все пространство, не оставляя места для текста, поэтому КА. Шапиро скоро от него отказался. Так что фотографические бланки с оформлением 1876—1877 годов определяются легко.
14 февраля 1876 года Великий князь Владимир Александрович (1847—1909), третий сын Александра II, главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа (1884—1905), член Государственного Совета, был назначен Президентом Императорской Академии художеств. В марте 1876 года многие газеты опубликовали обращение, в котором говорилось, что Президент «надеется, что он сплотит русскую художественную семью, следовательно, принесет и русским художникам и русскому искусству большую пользу» («Московские ведомости», № 54, 2 марта 1876, стр. 1). С этого времени многие фотографы, выполнявшие заказы Императорской Академии художеств, имели право именовать себя «фотографами Императорской Академии художеств». Таковыми были, например, Андрей Осипович Карелин (из Нижнего Новгорода), Вильям Каррик из Петербурга и, чуть позже, Константин Александрович Шапиро. На некоторые фотографические работы Императорская Академия художеств объявляла за фотографами исключительное авторское право, о чем обязательно сообщали газеты.
Одним из первых в Петербурге Шапиро в 1876 году вводит «новый фасон» фотографии:
«Фотография Эмаль.
Новое американское изобретение. Эмаль придает карточкам вид фарфора, прозрачность, блеск, прочность и другие качества.
Цена обыкновенных 12 эмальированных карточек от 1 р. 50 к., 12 эмальированных кабинетных портретов 3 р. и выше.
Невский пр., у Казанского моста, д. № 30, где купеческое собрание.
Константин Шапиро, фотограф-специалист, удостоенный почетным дипломом на всероссийской мануфактурной выставке», — сообщил Шапиро 4 мая 1876 в № 123 газеты «Голос» на 8 странице.
К.А. Шапиро пришла идея — создать фотографическую «Портретную галерею» известных людей России, для осуществления которой и привлечения внимания он давал в газетах объявления. Вот одно из первых объявлений, опубликованное 22 марта 1879 года в газете «Голос» (№81, стр. 8), издававшейся Андреем Александровичем Краевским:
«И.С. Тургенева
большой портрет формата целой пластинки.
Копия с натуры.
Снят 12-го марта 1879 года, с факсимиле.
Изящная отделка. Цена 1 р., с пересылкою 2р.
Продается в фотографии Константина Шапиро, Невский, № 30, у Казанского моста».
26 апреля 1879 года в «Голосе» (№ 114, стр. 5) было напечатано:
«Ф.М. Достоевского кабинетный портрет, на днях снятый с натуры в моей фотографии.
Цена 50 к., с пересылкою 7 5 к.».
27 апреля 1879 года тоже в «Голосе» (№ 115, стр. 5):
«М.Е. Салтыкова (Щедрина) кабинетный портрет, снятый с натуры на днях, в моей фотографии.
цена 50 к., с пересылкою 75 к...».
28 апреля 1879 года в «Голосе» (№ 116, стр. 8):
«Профессора С. Боткина кабинетный портрет, на днях снятый с натуры в моей фотографии.
Цена 50 к., с пересылкою 75 к.».
18 мая 1879 года в «Голосе» (№ 136, стр. 5):
«В. Корша кабинетный портрет, снятый с натуры в фотографии Шапиро, Невский, № 30, у Казанского моста.
Цена 50 к., с пересылкою 75 к.»
29 мая 1879 года в «Голосе» (№ 147, стр. 5):
«Я. Полонского кабинетный портрет, снятый с натуры в фотографии Шапиро, Невский, № 30, у Казанского моста, цена 50 к., с пересылкою 75 к.».
В 1879 году у Константина Шапиро снялась почти вся интеллигенция Петербурга и Москвы, и по подобию
А.Э. Мюнстера, который в 1860-х годах издал литографированную портретную галерею деятелей России, фотограф издал фотографическую «Портретную галерею».
Газета «Московские ведомости» 13 января и 2 февраля 1880 года писала:
«Портретная галерея русских литераторов, ученых и артистов, изданная фотографом Шапиро (Спб., Невский проспект, № 30).
Первый выпуск заключает в себе снятые с натуры, in folio, портреты ИА Гончарова, ФМ. Достоевского. НА. Некрасова, М.Е.Салтыкова (Щедрина) и И.С. Тургенева.
Каждый портрет окружен художественно исполненной рамкой, оригиналом для которой послужил бордюр с хранящейся в Императорской Публичной библиотеке челобитной царю Алексею Михайловичу. К каждому портрету приложен лист — с краткой биографией на русском и французском языках. Продается в фотографии Шапиро и в Москве у Мамонтова, Готье, Пушкарева (книжный магазин «Свет и Тени»), Глазунова, Аванцо и др. известных книгопродавцев...».
Фотографии эти были гораздо больше так называемого кабинетного формата.
Из газеты «Неделя» за 18 мая 1880 года (№ 20, стр. 644 — 645) мы узнаем:
«Второй выпуск Портретной галереи.
На днях вышел второй выпуск «Портретной галереи» русских литераторов, ученых и артистов, издаваемой г. Шапиро.
В этот выпуск вошли портреты: Григоровича, Островского, Писемского, Полонского и графа Толстого (Л.Н.), исполнены так же прекрасно, как и портреты первого выпуска, — исключая разве портрет Я.П.Полонского, на котором выражение лица нашего поэта схвачено не совсем удачно. К портретам, по обыкновению, приложены биографии и факсимиле. Вообще издание г. Шапиро — как по цели, так и по выполнению — заслуживает полного внимания и поддержки, и если в чем-нибудь может заслуживать упрек, то только в некоторой непрактичности. Само по себе, т. е. по своим достоинствам, оно отличается необыкновенной дешевизной. Но тем не менее стоимость всей «Галереи» будет достигать суммы, доступной для весьма немногих».
16 декабря 1880 года К.А.Шапиро предложил:
«Гг. Благотворителям.
Фотограф Шапиро (Невский, д. № 30), предлагает на комиссию, с уступкою 20%, свое роскошное издание «Портретная галерея русских литераторов» (два выпуска) для предстоящих «базаров» с благотворительною целью. Издание это, оставшееся в небольшом количестве экземпляров, может служить прекрасным подарком к наступающим праздникам. Цена выпуска 5 р., в роскошной папке 6 р...» («Голос», 16 декабря 1880 года, № 347, стр. 8).
7 (19) февраля 1881 года в «Голосе» (№ 38, стр. 7) было напечатано:
«Ф.М. Достоевского
Большой портрет в траурной рамке, с автографом, число рождения и кончины.
Цена 2 р., кабинетный порт. 50 к., визитн. карт. 25 к. фотография Шапиро, Невский, д. № 30.
Можно получить и у швейцара; там же можно получить портрет Писемского».
24 февраля 1881 года в той же газете «Голос» (№ 55, стр. 1) К.Шапиро рассказал:
«Посмертная фотография Ф.М. Достоевского.
На днях вышел в свет снятый мною посмертный фотографический портрет ФМ. Достоевского, украшенный виньеткою, составленной из всех, присланных по случаю его смерти, венков. Выпуск портрета несколько замедлился вследствие непредвиденных в начале издания его трудностей, за которые я, впрочем, вознагражден более чем сочувственными заявлениями всей лучшей части столичной печати, отозвавшейся о моей работе, как о «весьма верной картине с натуры и как о художественном произведении фотографического искусства», а также постановлением императорской академии художеств об утверждении за мною права художественной собственности.
Подписка — 3 р. за экземпляр — принимается до 12-го марта в моей фотографии (Невский, д. № 30), куда гг. подписавшиеся и приглашаются за получением портретов.
Желая удешевить доставку портретов гг. иногородним, я нашел такой способ упаковки фотографий, что пересылка даже отдельных экземпляров обойдется всего в 50 коп.; при требовании же 5-ти и больше экземпляров за раз пересылка каждого портрета будет стоить только 30 коп.
Уступая многочисленным заявлениям почитателей таланта Достоевского, желающих иметь его портрет для альбома, я издал таковой портрет, также снятый мною фотографией с натуры (а не копированный с рисунка) — покойного, когда он лежал на столе, — в формате кабинетных и визитных карт, но без украшений.
Цена кабинетного портрета — 50 коп, визитного — 25 коп., за пересылку прилагаются 2 почтовые марки.
Эстампным и книжным магазинам с последних портретов (а не большого) 30% уступки.
С.Петербург, Невский, № 30.
Фотограф К.Шапиро».
В газете «Московские ведомости» 18 февраля 1881 года (№ 49, стр. 1) Императорская Академия художеств сообщила:
«ИАХ на основании 322 ст. XIV т. Св. зак. (изд. 1857 г.) Уст. ценз, объявляет, что за фотографом, с-петербургским мещанином Константином Александровичем Шапиро (проживающим Спасской части, по Невскому проспекту, № 30) утверждено: 1 Исключительное право художественной собственности на сл фотографические его издания: а) портрет Ф. М. Достоевского, снятый с натуры покойного, лежащего на столе, и б) таковой же портрет покойного, лежащего в гробу, снятый с натуры и окруженный виньеткою, составленною из всех венков, присланных разными депутатами, и 2) право размножать вышеозначенные издания разными способами».
Интересен рассказ Шапиро и о том, как у него появился портрет Николая Ивановича Пирогова (1810 — 13 ноября 1881), опубликованный в газете «Голос» 12 апреля 1881 года (№ 102, стр.4):
«Юбилейный
портрет
Н.И.Пирогова.
Наступающий пятидесятилетний юбилей Н.И.Пирогова внушил мне мысль обратиться к маститому ученому с просьбой о доставлен и мне его фотографии.
Николай Иванови прислал мне портрет бе ретуши, который и вый дет в свет в начале мая в виде «Прибавления» к издаваемой мною «Портретной Галереи» в том же размере, с теми же украшениями, как и последняя, с биографией (на русском и французском языках), проверенной самим Н.И., и факсимиле из его собственноручного письма ко мне.
Отступление, сделанное мною выпуском этого портрета, от первоначального плана издания «Портретной Галереи», по которому в начале следуют литераторы, затем
ученые и, наконец, артисты, выпусками по 5-ти портретов, объясняется, как выше сказано, юбилеем Н.И. Пирогова, которого пятидесятилетнее служение русскому обществу и русской науке собирается нынче чествовать вся образованная Россия.
Цена портрета с биографией и факсимиле в изящной обложке 1 руб. 50 к., с пересылкою 2 руб. Выписывающие не менее 5-ти экземпляров за раз за пересылку ничего не платят.
С.-Петербург, Невский № 30. Фотограф К. Шапиро».
19 июля 1881 года в газете «Голос» (№ 198, стр. 1) он поместил объявление: «Фотограф Шапиро сим доводит до сведения почтенную публику, что по случаю непредвиденной перестройки дома фотография будет закрыта...».
А уже 3 декабря 1881 года та же газета (№ 302, стр. 4) сообщила: «Фотография Константина Шапиро, временно закрытая по случаю перестройки дома, с 5 декабря открыта вновь ежедневно от 10 часов утра до 5 часов пополудни, Невский, дом № 30».
С 31 марта (12 апреля) 1882 года в «Голосе» (№ 83, стр. 1) КАШапиро начал публиковать Каталог фотографических портретов «Русского Пантеона» и «Портретной Галереи» русских литераторов, ученых и артистов, снятых с натуры у него в фотографии. Публикация не была закончена.
Портреты, не снятые с натуры, были помечены звездочкой:
«Боборыкин Петр Дмитриевич.
Боткин Сергей Петрович.
Бунге (мин. Фин.) Николай Христианович.
Буренин Виктор Петрович.
Бутлеров Александр Михайлович.
Стр. 4. № 84,1(13) апреля:
Бычков Афанасий Федорович.
Валуев, гр. Петр Андреевич.
Варламов, арт. имп. театров.
Васильева, арт. имп. театров.
Василевский (Буква) Ипполит Федорович.
Стр. 7. № 85,2 (14) апреля: Ватсон Эрнест Карлович. Вейнберг Петр Исаевич. Венинг К.Б., проф. имп. ак. худ. Гаркави Авраам Яковлевич. Гербель Николай Васильевич.
Стр. 5. № 86, 3 (15) апреля: Голенищев-Кутузов, гр. Гончаров Иван Александрович. Горев, арт. имп. театров.
Градовский (проф.) Александр Дмитриевич. Градовский (Гамма) Григорий Константинович.
Стр. 4. № 88, 5 (17) апреля:
Грузинский Петр Николаевич, акад. им. ак. худ.
Давидов (директор Спб. консерватории).
Данилевский Григорий Петрович.
Достоевский Федор Михайлович.
Стр. 7. № 89, 6 (18) апреля: Елисеев Григорий Захарович. Жулева, арт. имп. театров. Зубов, арт. имп. театров.
Кавелин Константин Дмитриевич. Келер, проф. имп. акад, худож.
Стр. 7. № 90, 7 (19) апреля: Киселевский, арт. имп. театров. Клевер, проф. имп. акад, худож. Клодт, бар., проф. им. акад, худож. Кони Анатолий Федорович. Корякин, оперный певец.
Стр. 7. № 91, 8 (20) апреля: Корш Валентин Федорович. Коссович Каетан Андреевич. Костомаров Николай Иванович. Краевский Андрей Александрович. Лаверецкий, проф. имп. акад, худож.
Стр. 8. № 92, 9 (21) апреля: Лагорио, проф. имп. акад, худож.
Лейкин Николай Александрович. Ленский, арт. имп. театров. Леонидов, арт. имп. театров.
Лесков Николай Семенович.
Стр. 7. № 93,10 (22) апреля: Майков Аполлон Николаевич. Менделеев Дмитрий Иванович. Мещерский, проф. имп. акад, худож. Михайловский Николай Константинович. Михневич Владимир Осипович.
Стр. 6. № 94,11 (23) апреля:
Монтеверде (Амикус) Петр Августинович. Мордовцев Данило Лукич.
Набоков, худ-арх имп. акад, худож. Направник, дирижер русской оперы. Некрасов Николай Алексеевич.
Стр. 6. № 95,12 (24) апреля: Немирович-Данченко Василий Иванович. Николадзе Николай Яковлевич.
Орловский, проф. имп. акад, худож. Орлов, оперный певец.
Островский Александр Николаевич.
Стр. 5. № 96,13 (25) апреля: Палечек, оперный певец. Пальм Александр Иванович. Пахман Семен Викентьевич. Петипа, арт. имп. театров. Пирогов Николай Иванович.
Стр. 5. № 97,14 (26) апреля: Писемский Алексей Феофилактович. Плещеев Алексей Николаевич. Подозеров, акад. имп. акад, худож. Полонский Яков Петрович.
Потехин Алексей Антипович.
Стр. 5. № 98,15 (27) апреля: Потехин Николай Антипович. Прянишников, оперный певец. Пыпин Александр Николаевич. Рааб, оперная певица.
Рубинштейн Антон Григорьевич.
Стр. 6. № 99,16 (28) апреля:
Рубинштейн Николай Григорьевич. Савина, арт. имп. театров.
Салтыков (Щедрин) Михаил Евграфович. Самарин, арт. имп. театров.
Самойлов, арт. имп. театров.
Стр. 5. № 100,17 (29) апреля: Сверчков, проф. имп. акад, худож. Склифосовский, проф. акад, хирургии.
Славина, оперная певица Соловьев Сергей Михайлович.
Соловьев (автор «Женитьбы Белугина»).
Стр. 7. № 101, 18 (30) апреля: Спасович Владимир Данилович. Станюкович Константин Михайлович. Стасюлевич Михаил Матвеевич. Страхов Николай Николаевич. Стрельская, артистка имп. театров.
Стр. 6. № 102, 19 апреля (1 мая): Серов Александр Николаевич. Сеченов Иван Михайлович. Таганцев Николай Степанович. Толстой, гр. Лев Николаевич. Трофимов, артист имп. театров.
Стр. 5. № 103, 20 апреля (2 мая): Тургенев Иван Сергеевич.
Урусов, князь, Александр Иванович, фаминцын Андрей Сергеевич. Хвольсон Даниил Абрамович. Чижов, акад. имп. акад, худож.
Стр. 5. № 104, 21 апреля (3 мая):
Шарлемань, проф. имп. акад, худож.
Шелгунов Николай Васильевич.
Эйхенвальд Эдуард Эдуардович.
Юнге Эдуард Андреевич.
Федотова, артистка моек. имп. театров.
Цена кабинетного портрета 50 к., лакированного 75 к., на пересылку прилагаются три семикопеечные марки
Невский Проспект, дом № 30.
Константин Шапиро».
На протяжении многих лет фотоателье Шапиро находилось на Невском проспекте, в доме № 30. В конце 1882 года оно переместилось в дом № 32 по Невскому проспекту (дом римско-католической церкви); о перемене адреса и о том, что он получил звание «фотографа Академии художеств», Шапиро сообщил в объявлении 5 февраля 1883 года в газете «Голос» (№ 36, стр. 5):
«Фотограф Императорской Академии художеств
К.А.Шапиро
сим имеет честь уведомить,
что фотография его переведена из дома учетного банка РЯДОМ, в дом католической церкви, № 32, по Невскому Проспекту. Вход под левой аркой».
И в это же время на обороте бланка вместе с новым адресом появляется надпись «Фотограф Императорской Академии художеств».
9 февраля 1883 года в той же газете (№ 38, стр. 4) Шапиро рассказал о новом павильоне:
«Фотография Константина Шапиро
(Фотограф Императорской Академии художеств)
При Новой Фотографии (Невский Пр., дом римско-католической церкви, № 32) устроен большой роскошный павильон со всеми усовершенствованиями, согласно новейшим требованиям фотографического искусства, специально приспособленный к снятию при всякой погоде портретов разных размеров и групп в 100 и более человек зараз.
Детей снимают новым, так называемым, моментальным способом».
На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве Шапиро выступил с развернутой экспозицией «Портретной галереи». Вот что о нем писал обозреватель Лев Владимиров в газете «Московские ведомости» от 1 июля 1882 года:
«Петербургский фотограф К.А.Шапиро, предпринявший издание «Портретной галереи» русских литераторов, ученых и артистов, в настоящее время поместил на Выставке во второй группе образцы портретов, входящих в состав указанной «П. г.». Мысль г. Шапиро, несомненно, прекрасная, и нельзя не пожелать дальнейшего успеха его предприятию. Каждый выпуск галереи содержит пять портретов... г. Шапиро приступает в настоящее время к другому, более дешевому, Народному изданию портретов литераторов и ученых, под названием «Русского Пантеона», в котором будут помещаться фотографические портреты как современных, так и умерших уже известных деятелей наших на поприще литературы и искусства. Для Пантеона уже заготовлено 138 портретов».
22 июня в газете «Голос» (№ 166, стр. 1) появилась полушутливая заметка:
«Г. Шапиро в Москве.
Г. Канаев — автор «начинающий и не подающий никаких надежд»: «Я уверен, по крайней мере, что ваш петербургский фотограф г. Шапиро, не запишет имени г. Канаева в список тех «знаменитостей», портреты которых он рассчитывает поместить в своем «Пантеоне».
В настоящее время г. Шапиро зондирует московскую почву, выискивая случай пригласить к себе, в Петербург, для «снятия», то того, то другого литератора, ученого или артиста. Но и московские «первачи» оказались не менее строптивыми, нежели и петербургские. Так, например, один из них заявил г. Шапиро, с искренне-замоскворецкою щепетильностью, что «в такой компании, как господа (имена рек) МОЖЕТ БЫТЬ, «ИМЯРЕК»?, он быть не желает»; другой — что он «знать не хочет Петербурга», а буде г. Шапиро желает печатать его портрет, то может явиться в Москву со своим аппаратом».
За работы, представленные на художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве, Шапиро получил бронзовую медаль «за богатое собрание фотографических портретов русских общественных деятелей». В 1883 году за издание дешевого Народного Пантеона император Александр III удостоил его большой серебряной медали (Высочайшей почетной награды за полезный труд). О чем и свидетельствуют обороты бланков того времени. «Послужной список» его наград увеличивался с каждым годом, что помогает в определении дат портретов.
В 1883 году в Петербурге К.А. Шапиро издал альбом «Иллюстрации к «Запискам сумасшедшего», в основу которого вошла серия снимков актера Василия Николаевича Андреева-Бурлака (1843—1888) в ролях. Актер исполнял монолог Поприщина из «Записок сумасшедшего» в условиях фотографического павильона. По поводу этого альбома
В.В. Стасов писал 11 апреля того же года: «У нас в Петербурге важная художественная новость. Нечто такое, что, по моему мнению, найдет себе непременно подражателей не только здесь, в России, но и в остальной Европе». В 1884 году альбом вышел вторым изданием, в него было включено тридцать фотографий.
В 1884 году на обороте бланков фотографа появилось сообщение, что он был участником фотографической выставки в Вене и получил золотую медаль.
Современники оценили творчество фотографа-художника. Уже в 1884 году в альбоме «Наши знакомые. Фельетонный словарь современников. 1000 характеристик» Вл.Михневича одна из страниц (248) была посвящена фотографу: «Шапиро, известный петербургский фотограф, сколько искусный, столько и предприимчивый, — совершил нечто — более сверхъестественное, чем библейский Ной. Ной собрал с помощью Божьей в своем ковчеге всех чистых и нечистых тварей, то удивительно, но г. Шапиро, собрав воедино в своей портретной «галерее» всех российских писателей, столь разрозненных всяческою враждою, дал пример несравненно удивительнейший. Вообще, г. Шапиро по праву может титуловаться лейб-фотографом русской литературы и русского искусства. Увековечивает он не только самих деятелей этих профессий, но и их творения, как это показал его замечательный опыт изображения гоголевского Поприщина в исполнении Андреева-Бурлака».
«Санкт-Петербургские ведомости» от 23 июня (5 июля) 1885 года (№ 169, стр. 1) писали:
«Воскресный негатив ...Вскоре после смерти поднялся вопрос об его портретах, причем вспомнили, что он ни одним портретом не остался доволен. И вот, тотчас выпрыгнул жидок-фотограф, прославившийся впоследствии «суконной печалью», и заявил, что сам. сам Иван Сергеевич не говорил того же всем фотографам и портретистам.
Вслед за жидком поднялись и другие обиженные фотографы, говоря, что если бы их работы были неудачны, то Тургенев не брал бы их в большом количестве и не выписывал бы в Париж.
Да ведь надо же ему было иметь какие-нибудь портреты для обширной раздачи, а вдобавок в Париже все фотографии убийственно плохи, хуже гораздо не только Бергамаско, Левицкого, Деньера, но и самого г.Шапиро.
А я не сомневаюсь, что и самый несчастный свой портрет Иван Сергеевич непременно расхвалил фотографу, не желая его обидеть и огорчить.
Г.Н.».
Предприимчивый фотограф украшал свою витрину портретами известных и популярных людей. В его ателье неоднократно снимался А.П. Чехов со своими друзьями — писателями и актерами. Его брат, Александр Павлович Чехов, живший в Петербурге, увидев выставленный в витрине фотографа портрет Антона Павловича, раздраженно писал ему. «Шапиро выставил твой портрет. Публика любуется и находит гениальные черты и в глазах, и в носу, и в складках губ и проч. Прислушался раз к восторгам барынь, взвизгивавших у витрины, возмутился, плюнул и ушел Всякая медаль имеет оборотную сторону, не всегда приятно быть и популярным человеком» (26 апреля 1889 года).
На фотографической выставке 1891 года в Петербурге, которая была открыта с 17 марта до середины мая, КА. Шапиро получил серебряную медаль «за искусное исполнение портретов и типов». С 1891 года на оборотах бланков фотографа к прежним медалям и заслугам добавились и другие: «Фотограф Его Императорск. Высоч. В.К. Владимира Александровича, фотограф Ее Императорск. Высоч. В.К. Марии Павловны и фотограф Императорской Академии художеств. Невский, д. 32, С. Петербург». Так выглядел оборот бланка до апреля 1895 года.
21 апреля (3 мая) 1895 года К.А.Шапиро, в связи с изменением адреса ателье, поместил в «Правительственном вестнике» № 87, на 8 странице, обращение:
«От фотографа Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны и фотографа Императорской Академии художника Константина Шапиро
Извещение.
Последние годы многие экономические общества стали требовать с фотографий уступки для своих членов; большинство фотографов, соглашаясь на эти требования, уступают чуть не половину с их цен и в то же самое время с остальной публики, которая не имеет чести принадлежать к экономическим обществам, берут ровно вдвое.
Считая подобный поступок моих коллег (да простят мне мои сотоварищи по ремеслу) по меньшей мере несправедливым, я решил, в виде опыта, понизить цену для всех без исключения, и с этою целью я переехал из дома римско-католической церкви (администрация которой набавила на мою фотографию до 4000 р.) в новое помещение, на угол Невского проспекта и Большой Морской ул, дом № 18—12, и снимаю теперь по нижеследующим ценам:
12 кабинетных: вместо 10 руб. теперь 6; эмалированные 8 руб.
12 американск; вместо 15 руб. теперь 10; эмалированные 12 руб.
12 будуарных: вместо 25 руб. теперь 15 руб.
12 будуарных теми, ф.: вместо 30 руб. теперь 18.
Точно так же убавлены цены с групп и больших портретов.
Новый адрес: фотография Шапиро, Невский проспект, угол Большой Морской, дом № 18-12, где помещается магазин братьев Елисеевых (вход с Большой Морской)».
Приблизительно с января 1896 года на обороте бланка к новому адресу прибавилась запись, что Шапиро — «фотограф Их Императорских Высочеств В.К. Владимира Александровича, В. К. Марии Павловны, Императорской Академии художеств и почетный член-корреспондент Парижской Академии изобретателей».
В 1892 году фотографическое заведение открыл двоюродный брат фотографа — Константин Павлович Шапиро, который именовал себя «Шапиро 2-й». Он писал: «Проработав 9 лет у брата моего, ныне я открыл собственную фотографию под фирмою «Шапиро 2-й». Цены дешевые. Гороховая, угол Садовой, № 36».
Однажды в фотографии КА. Шапиро случился пожар, в котором погибло много работ и огромное количество негативов. Это страшное событие нашло отражение в письмах современников. Так, известный юрист Анатолий Федорович Кони сообщал А.П. Чехову 24 ноября 1900 года из Петербурга: «Как нарочно — у меня осталась лишь одна карточка (А.П. Коломнина, зятя А.С. Суворина — Т.Ш.), негатив которой погиб при пожаре фотографии Шапиро».
Умер Константин Александрович Шапиро в Петербурге в 1900 году. О его поэтическом наследии подробно написано в еврейской энциклопедии. Фотографическое наследие художника — очень богатое и исторически ценное.
После смерти фотографа заведение не было закрыто и дальнейшая его «биография» складывалась так. У фотографа остались два наследника: Владимир и Илья Константиновичи. В их владении находилось депо фотографических принадлежностей. С 1901 по 1905 год делами в фотографии занимался Владимир Константинович Шапиро, и фирма называлась «Шапиро Конст.». С 1906 года делами фирмы стал заниматься племянник умершего фотографа — Павел Семенович Жуков (1870—1942). До этого времени у Павла Семеновича Жукова было свое фотоателье (с 1904 по 1906 год) на улице Стремянной, в доме № 1-6. В 1906 году в ателье «Шапиро Конст.» появился телефон с номером 23713, который в 1911 году был заменен на 43713 (у всех телефонных номеров с пятизначными цифрами в Петербурге цифра 2 поменялась на цифру 4). Эти подробности не лишние, так как на фотографических бланках указывались номера телефонов!
В 1912 году на Садовой улице, в доме № 49, П.С.Жуков открыл второе заведение под названием «Ампир». В 1913 и 1914 годах у него было два ателье — «Шапиро Конст.» и «Ампир». С1915по1918 год он владел только заведением «Шапиро Конст.». Номер телефона оставался прежним.
Публикация Татьяны ШИПОВОЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 62 (ноябрь 2008), стр.78