О знаменитых пасхальных яйцах «императорской серии» работы мастеров фирмы К. Фаберже на сегодняшний день написано множество статей и книг. Однако в судьбе этих ювелирных раритетов до сих пор остаются незаполненные лакуны. К ним можно отнести период с февраля по сентябрь 1917 года. Именно тогда пасхальные яйца были изъяты у семьи Николая II и переправлены на хранение в Оружейную палату Московского Кремля. Во многом остаются не проясненными как сам характер изъятия пасхальных яиц, так и маршруты их «передвижений» на протяжении этих трагических месяцев.
Сначала определимся с первым вопросом: как можно назвать передачу ценностей из рук членов императорской семьи в государственное хранилище? В литературе, как правило, упоминается термин «конфискация». Например, в журнале «Christie’s magazine» (№ 2, 2003) в аннотации, посвященной «Зимнему яйцу», упоминается именно этот термин («The egg was displayed at Anichkov palace in St. Petersburg until it was confiscated by the Kerensky government in 1917 and sold by the Soviet government in the 1920’s»). Нам представляется, что термин «confiscated» является упрощением и не отражает всей сложности реально происходивших в 1917 году событий.
Опуская широко известную ныне историю формирования коллекции императорской серии пасхальных яиц работы мастеров фирмы К. Фаберже, отметим, что к февралю 1917 года пасхальные яйца (по подсчетам специалистов, более 50 штук) хранились в трех местах. Во-первых, пасхальные яйца, принадлежавшие императрице Марии Федоровне, хранились в Аничковом дворце. Во-вторых и в-третьих, пасхальные яйца, принадлежавшие императрице Александре Федоровне, хранились на «собственных половинах» Зимнего и Александровского дворцов.
После Февральской революции 1917 года одной из приоритетных проблем для Временного правительства стал вопрос о собственности семьи Николая II. К маю 1917 года было принято решение о конфискации всех императорских резиденций, установлены суммы личных средств семьи Николая II, хранившихся как в российских, так и в европейских банках. В результате, к концу мая 1917 года Юридическая комиссия Временного правительства решила сложнейший вопрос «… по разграничению личного имущества Николая II и членов его семьи от имущества Государственного, о правах владения Павловским имением и Мраморным дворцом», подготовив соответствующее постановление.
Согласно тексту этого документа, признавалось, что личные драгоценности семьи Николая II остаются их безусловной собственностью. Это же относилось и к драгоценностям вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Поэтому ни о какой «конфискации», в числе прочего, пасхальных яиц императорской серии и речи не было. Тем не менее пасхальные яйца в разное время были действительно изъяты из Аничкового, Зимнего и Александровского дворцов. К октябрю 1917 года все они оказались в хранилищах Оружейной палаты Московского Кремля.
Для того чтобы разобраться с тем, как это произошло, следует обратиться к «контексту эпохи». Дело в том, что Временное правительство было вынуждено лавировать между различными политическими силами. Например, после заявления министра иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюкова в апреле 1917 года о том, что Россия будет продолжать участвовать в Первой мировой войне «до победного конца», в Петрограде прошла массовая демонстрация под антивоенными лозунгами. В результате Милюков ушел в отставку, а в Петрограде значительно усилили свои позиции политические радикалы. Поэтому вскоре после этих событий было принято решение о подготовке эвакуации царских ценностей из Петрограда в Москву. Причем это касалось как государственных коронных бриллиантов, так и личных ювелирных коллекций Романовых. Следует отметить, что после Февральской революции эти ценности не трогали, и они продолжали храниться как в кладовых Камерального отделения Собственного Его Императорского Величества Кабинета, так и на «собственных половинах» императорских резиденций. Говоря о драгоценностях Романовых, следует иметь в виду, что тогда столь «раскрученные» ныне пасхальные яйца работы мастеров фирмы К. Фаберже никто не воспринимал как нечто совершенно исключительное. И, соответственно, не отделял их судьбу от судьбы других сокровищ Романовых.
Подавляющая часть коллекции пасхальных яиц, принадлежащих Марии Федоровне, осталась в Аничковом дворце после того, как она в 1915 году уехала в Киев, где ее и застала Февральская революция. Судя по воспоминаниям Ф.Ф. Юсупова, большая часть коллекции ювелирных пасхальных яиц была изъята из сейфов Аничкова дворца в середине сентября 1917 года: «Осенью я решил съездить в Петербург — припрятать драгоценности и самые ценные предметы коллекции. Как приехал, тотчас взялся за дело. Слуги, из самых преданных, помогали. В Аничков дворец я отправился забрать большой портрет Александра III. Императрица Мария Федоровна дорожила им и просила меня привезти его. Я вынул его из рамы и скатал, как весной своих Рембрандтов. А вот драгоценности проворонил. Их увезли в Москву по распоряжению Временного правительства» (Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2000, с. 235). Под «провороненными драгоценностями» князь имел в виду также и знаменитые пасхальные яйца. Если быть точным, то коллекцию драгоценностей императрицы Марии Федоровны изъяли из Аничкового дворца 15 сентября 1917 года.
Коллекция пасхальных яиц, принадлежавшая императрице Александре Федоровне, локализовалась в двух императорских резиденциях: Зимнем и Александровском дворцах. В Зимнем дворце семья Николая II прожила с декабря 1895 помай 1904 года. Там, в Угловом кабинете Александры Федоровны, располагавшемся на втором этаже северозападного ризалита Зимнего дворца, находилась угловая витрина, стоявшая между дверью, ведущей в спальню, и окном. На полках этой витрины, в числе прочего, хранилось и десять пасхальных яиц знаменитой императорской серии. Именно эти пасхальные яйца были изъяты первыми в мае 1917 года и помещены на хранение в сейфы Камерального отделения СБИВ Кабинета. Еще раз подчеркнем, что это была не конфискация императорских драгоценностей, а перемещение их для хранения в государственные хранилища, под соответствующей охраной.
Непосредственным поводом к перемещению царских драгоценностей стало нарастание политической нестабильности в Петрограде. Инициатором этой акции выступил начальник Петроградского дворцового управления генерал-лейтенант В.А. Комаров. Именно он 10 мая 1917 года направил комиссару Временного правительства «над бывшим Министерством Императорского дворца» Ф.А. Головину записку, в которой испрашивал разрешение «передать на хранение в Камеральную часть б. Кабинета Е.В. находящиеся в помещениях Зимнего Дворца большой ценности вещи, составляющие собственность б. Императора и Императрицы, согласно прилагаемому списку». Ф.А. Головин, после соответствующих консультаций, «дал добро» на передачу императорских ценностей на хранение в Камеральное отделение Кабинета.
Сам процесс перемещения ценностей, хранившихся на половине Александры Федоровны в Зимнем дворце, состоялся 17 мая 1917 года. Изымала драгоценности комиссия, в состав которой входил сам Карл Густавович Фаберже, который и составлял описания изымавшихся драгоценностей, в том числе и пасхальных яиц. Он подписал составленную опись как «бывший придворный поставщик г. Фаберже». Все предметы в описи, составленной 17 мая 1917 года, пронумерованы. Эти номера были взяты из отдельной описи вещей, хранившихся в личных комнатах императорской четы в Зимнем дворце.
Следует подчеркнуть, что приводимые описания пасхальных яиц были составлены самим Карлом Фаберже, поэтому эти «авторские» машинописные «тексты» представляют немалый интерес. Следует напомнить, что имеющиеся описания пасхальных яиц, находящиеся в счетах или товарных книгах фирмы К. Фаберже, крайне лаконичны. Поэтому описания пасхальных яиц, составленные великим Фаберже, мы приведем полностью, по тексту архивного документа, составленного 17 мая 1917 года (здесь и далее орфография и пунктуация документа сохранена. — Ред.). Итак, на верхней полке угловой витрины Углового кабинета императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце хранились:
№ 188. Пасхальное яйцо «Великий Сибирский железный путь к 1900 году»: «Яйцо серебряное, стоящее на пьедестале белого оникса 3-х угольной формы, на пьедестале кайма из золоченого серебра, сделанная рубинчиками. На пьедестале поставлены три золоченых грифона, на крыльях, которых держится яйцо. Средняя часть яйца сделана из посеребренного металла с изображением на ней гравированной карты Сибири. Посредине карты гравированный щиток над короною с надписью: «Великий Сибирский железный путь к 1900 году». Нижняя часть яйца, а также крошка, покрыты зеленою эмалью с орнаментом из синей и оранжевой цветов эмали. На нижней кромке крышки и в конце средней части яйца сделаны часики из зеленого и красного золота. Наверху крышки яйца установлена фигура 3-х стороннего орла под короною, сделанного из золоченого серебра. Внутри яйца бархатная вкладка, в которой уложены модели пяти вагонов с паровозом и тендером. Вагоны и тендер сделаны из золота, а паровоз платиновый. На паровозе вместо верхнего фонаря вставлен рубин. К модели имеется ключ, сделанный из золота».
№189. Пасхальное яйцо «Ландыш» 1898 года: «Яйцо, покрытое розовою эмалью, поставленное на четыре ножки, сделанные из золота, ножки представляют из себя листы ландыша, которые украшены розами; на концах каждой ножки по одной жемчужине. По туловищу яйца сделаны листья ландышей из зеленой эмали, а кругом все яйцо украшено цветами ландыша, которые сделаны из жемчуга и мелких роз. По верху яйца Императорская корона, украшенная сплошь розами и двумя рубинами-кабошонами. Яйцо сбоку имеет кнопку с одним жемчугом; при надавливании кнопки корона поднимается кверху и под ней укреплены три маленьких медальончика-миниатюр, рамки которых сделаны из роз. В рамках вставлены портреты Государя Императора Николая II с Высочайшими детьми. Задняя сторона медальонов гравированная с цифрами: 1898. 5. IV.».
№ 190. «Модель придворной парадной кареты (на полях от руки дописано «положена в яйцо № 198». — И. 3.). Маленькая, сделанная из золота и отделанная красною эмалью. На дверцах кареты орлы сделаны из роз. Над каретою Императорская корона из роз. В орнаменты кареты укреплены розы. Внутри кареты висящее яичко-бриллиант (Бриолетт) желтого цвета. Карета установлена на подставке, сделанной из камня Жадеит, 4-х угольной формы с каймою из золоченого серебра. Карета имеет футляр из стекла, 4-х угольной формы, по краям футляра имеется каемка из золоченого серебра. На углах футляра укреплены четыре Императорских короны, сделанные из золоченого серебра».
№ 191. Пасхальное яйцо «Клевер» 1902 года: «Яйцо сделанное из золота, изображающее 3-хлистник из прозрачной эмали зеленого цвета, а также 3-хлистников, сделанных из роз. Трехлистники местами перевиты лентами, сделанными из мелких рубинов. Яйцо заканчивается граненым рубином, который окружен розами. Яйцо открывается и в нижней части его, по верхней кромке, сделан ажурный ободок из золота, в котором повторяются инициалы А.Ф. и пять корон, а также один раз 1902. Яйцо имеет подставку, сделанную из золота, которая изображает сучки с 3-хлистником».
№ 192. Пасхальное яйцо, сделанное из белого горного хрусталя: «Яйцо сделанное из белого горного хрусталя, окаймленное посредине зеленою эмалью, посередине эмали розы. Кайма соединяется вверху с розеткою, сделанной из роз, в середине розетки шейка из золота с белой и красной эмалью; под шейкою ряд роз, наверху шейки золотая розетка, украшенная поверху мелкими розами; посредине розетки Изумруд яйцевидной формы. Под яйцом сделана шейка из золота, шейка в верхней части изображает буквы А, сделанные по очереди из красного и синего цвета над каждой буквой крона из роз. Нижняя часть шейки сделана из инициалов букв А.Ф. Буквы А сделаны из белой эмали, а буквы Ф. из красной эмали; над каждым инициалом короны из роз. На шейке между узором четыре ряда роз, заканчивается шейка золотою каймою, сделанною рубчиками и прикреплена на подставку из горного хрусталя. Внутри хрустального яйца посредине, золотая граненая колонка, на которой прикреплены в виде ширмочки шесть золотых маленьких рамочек, в которых вставлены с двух сторон разные виды-миниатюры. Рамочки вращаются при посредстве самой колонки, которая приводится в движение верхним изумрудом».
На второй полке сверху хранилось еще пять пасхальных яиц «иллператорской серии»:
№ 193. Пасхальное яйцо-часы 1899 года: «Яйцо - часы представляют из себя вазу с цветами в стиле L-XVI. Яйцо покрыто эмалью оранжевого цвета перепоясано 12-ю полосками из роз. Циферблат из белой эмали, вращается между 2-мя полосками из роз; цифры часов сделаны из роз. В верхней части яйца имеется розета лавровых листьев, сделанных из зеленого золота; над розетой горлышко гладкого красного золота, над горлышком венок из роз, сделанных из красного и желтого золота и пластины, листья роз сделаны из зеленого золота. Над венком букет, сучки и листья которого сделаны из зеленого золота, а цветы из камня агата светлого цвета. Сердцевинки цветов сделаны из золота и роз. Яйцо поддерживается с 2-х сторон подставками, изображающими орнамент, который сделан из зеленого и красного золота и местами с розами. Стрелка украшена розами. Нижняя часть яйца имеет розетку из зеленого золота; от розетки идет шейка
оранжевой эмали, украшенная одним рядом из роз и шестью продолговатыми полосками также из роз; шейка заканчивается внизу венком; листья которого сделаны из зеленого золота и перевиты лентами из роз. Шейка установлена на постаменте 4-х угольной формы, где по бокам укреплены двенадцать роз. Яйцо часы установлены на пьедестал продолговатой формы, который сделан из золота и покрыт эмалью оранжевого цвета. На пьедестале узоры красного и зеленого золота. Нижняя эмалевая кайма украшена шестнадцатью розами. На пьедестале с одной стороны цифра 1899, сделанная из роз, над цифрою звездочка из одной розы. Пьедестал стоит на 4-х ножках из зеленого и красно го золота».
№ 194. Пасхальное яйцо «Император Петр Великий» 1903 года: «Яйцо золотое, чеканное в стиле L-XV. Узор на яйце местами украшен розами и рубинами. На крышке яйца, наверху, инициалы Н II. А. под короною, которые сделаны из роз; кругом инициалов венок, сделанный из зеленой и красной эмали, венок перевит лентою из белой эмали. На туловище яйца вставлено четыре медальона с изображениями: Портретов Императоров Николая II, Петра Великого, Зимнего дворца и домика Петра Великого, медальоны сделаны акварелью. На нижнем конце яйца имеется орел из черной эмали, посредине орла укреплен плоский бриллиант, в короне две розы. На яйце имеются надписи: Император Николай II род. 1868 г. вступил на престол в 1894 году. Император Петр Великий род. 1672 г., основал Санкт-Петербург в 1703 г. Между надписями имеются года, сделанные из роз, с одной стороны 1703, с другой 1903. В нижней части яйца имеются также надписи: «Первый домик Императора Петра Великого 1703 года». «Зимний Дворец Его Императорского Величества в 1903 году». Внутри яйца крышка отделана эмалью желтого цвета и имеется золотая пластинка, на которою ставится модель памятника Императору Петру Великому. Площадка, на которой установлен памятник, решетка, колонки, тумбочки и цепи сделаны из золота; скала из черного камня, а фигура Императора и коня сделаны из золота, чеканной работы. На скале гравированная надпись: «Петру Первому Екатерина II лета 1872 — Petrus Primo Catharina Secundo. M.D.CCZXXXII. Яйцо имеет подставку, сделанную из проволоки красного цвета серебряно-золоченой».
№ 195. Пасхальное яйцо «Бутон розы» 1895 года: «Яйцо, отделанное в стиле L-XVI покрытой красною эмалью и украшенное венками и гирляндами из зеленого золота; банты и стрелы из роз. Яйцо перевито четырьмя полосками из роз. Наверху яйца кружок из роз и полоска белой эмали, в которой закреплен плоский бриллиант, под которым портрет Императора Николая II. На нижней части яйца также кружок из роз и полоска белой эмали, в которой также закреплен плоский бриллиант, под бриллиантом цифра 1895. Внутри яйца вложен бутон розы, покрытой эмалью желтого цвета, стебелек розы покрыт зеленой эмалью. Роза открывается на две половинки, внутри половинок вложена Императорская корона, сплошь сделанная из роз и 2-х рубинов-кабошонов».
№ 198. Пасхальное яйцо «Коронационное» 1897 года: «Яйцо, покрытое эмалью желтого цвета и отделанное полосками из зеленого золота крестообразно. На каждом соединении сделаны орлы из черной эмали и имеют по одной розе. Внизу яйца идет кругом полоска, сделанная из гладкого золота. В верхней части яйца есть маленькая круглая оправа из золота, крутом этой оправы десять бриллиантов. В середине маленькой оправы вставлен круглый, плоский бриллиант, под которым инициал А.Ф. Буква А сделана из роз, а Ф из рубинов. Инициалы под короною, которая сделана из роз и одного рубина. На нижней части яйца чеканная розетка из зеленого золота, посредине кружок из роз, наверху кружка закреплен плоский бриллиант, под которым цифра 1897. Внутри яйцо оклеено белым бархатом и оно служит гнездом для модели придворной парадной кареты, которая записана в настоящей описи под № 190. Яйцо имеет подставку из проволоки, которая сделана из золоченого серебра».
№ 199. Пасхальное яйцо «Корзина полевых цветов» 1901 года: «Ваза сделанная в виде яйца-корзины, покрытая сплошь белою эмалью. Туловище, ножка и постамент украшены узором, сделанным в виде переплетенной решетки, которая сделана вся из роз. Ваза имеет ручку дугообразной формы, украшенную четырьмя бантами, ручка и банты из роз. В вазе мох из зеленого золота и во мху букет полевых цветов разной окраски, сделанных из разноцветной эмали. На вазе цифры из роз 1901».
На нижней полке угловой витрины хранились вещи, которые, по мнению составителей описи, «не имеют назначения». На этой полке хранились предметы с № 204 по № 127, в том числе, как это ни странно, и пасхальное яйцо 1907 года.
№ 204. Пасхальное яйцо 1907 года: «Яйцо, покрытое эмалью светло-зеленого цвета. Туловище яйца украшено плетенкою из роз и цветами из розовой эмали, сделанными в виде цветов-роз, листья цветов-роз сделаны из зеленой эмали. Наверху яйца розетка из мелких роз, в центре розетки закреплен крупный алмаз. В нижней части яйца также розетка из мелких роз, в центре розетки закреплен плоский бриллиант, под бриллиантом надпись 1907. Яйцо имеет подставку сделанную из серебряно-золоченой проволоки».
Таким образом, 17 мая 1917 года с трех полок угловой витрины в Угловом кабинете императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце было изъято 10 пасхальных яиц работы мастеров фирмы К. Фаберже. По «годам» на полках витрины пасхальные яйца были расставлены в следующем порядке (начиная с верхней полки. - И. 3.): 1900, 1898,1902, «Яйцо из белого горного хрусталя» (в описи не датировано. - И. 3.), 1899, 1903, 1895, 1897, 1901 и 1907 годы. То яйцо, которое в описи от 17 мая 1917 года не было датировано, вне всякого сомнения, является яйцом, которое сегодня принято называть «Яйцом с вращающимися миниатюрами». Оно было подарено Александре Федоровне на Пасху 1896 года. Если «расставить» упомянутые пасхальные яйца в хронологическом порядке то получается следующая картина: 18 95,18 96 1897 1яоя 1899,1900 ,1901,1902,1903и1907год ы.’ 98’
Описание пасхальных яиц, составленное в мае 1917 года, проясняет ряд вопросов. Прежде всего это касается так называемых сюрпризов, которые по определению должны были находиться в каждом из пасхальных яиц. Из десяти описанных на май 1917 года яиц сюрприз отсутствовал в яйце «Клевер» (1902 года) и в яйце (1907 года) «с решеткой и розами». В некоторых источниках упоминается, что в качестве сюрприза в этом яйце был медальон, предположительно, с портретом цесаревича Алексея.
Описания также позволяют выявить утраченные детали пасхальных яиц. Как правило, это касается оригинальных подставок. Например, в описании «Коронационного яйца» упоминается подставка «из проволоки, которая сделана из золоченого серебра». Также утрачена оригинальная подставка под карету из этого же яйца: «Карета установлена на подставке, сделанной из камня Жадеит, 4-х угольной формы с каймою из золоченого серебра».
Любопытен вопрос и о «пропавших» яйцах за 1904 и 1905 годы. Как мы видим, в описи 1917 года упоминаются яйца за 1903 и 1907 годы. Если оставить в стороне пасхальное яйцо императрицы Александры Федоровны 1906 года, хранившееся в Александровском дворце (яйцо «Московский Кремль», подаренное императрице на Пасху 1906 года), то в среде «фабержеведов» до сих пор идут дискуссии по поводу пасхальных яиц 1904 и 1905 годов. Некоторые исследователи утверждают, что этих яиц не было вообще. Как нам кажется, это мнение подтверждается и приведенным выше списком пасхальных яиц, хранившихся в Зимнем дворце. По логике событий, пасхальное яйцо 1904 года (если оно, конечно, было) должно быть представлено в коллекции императрицы Александры Федоровны, хранившейся в Зимнем дворце.
Сам факт отсутствия традиционного пасхального подарка в 1904 году может быть объяснен как началом русско-японской войны, так и гибелью крейсера «Петропавловск» буквально через два дня после Пасхи. Тогда весь аристократический Петербург оделся в траур, поскольку офицерский состав броненосца во многом был укомплектован представителями лучших дворянских фамилий России. На этом же броненосце находился и Великий князь Кирилл Владимирович, чудом уцелевший после гибели броненосца. На следующий, 1905, год Пасха встречалась императорской семьей в Александровском дворце Царского Села, также при трагических обстоятельствах. В стране разгоралась революция. 9 января 1905 года в Петербурге были расстреляны сотни простолюдинов, которые направлялись к Зимнему дворцу, чтобы подать монарху петицию, в которой они изложили свои просьбы к царю. Кроме того, в феврале 1905 года в Москве от руки террориста погиб дядя Николая II — Великий князь Сергей Александрович. При этом Сергей Александрович был мужем старшей сестры императрицы — Великой княгини Елизаветы Федоровны. Эти трагические события вполне могли на время прервать сложившуюся традицию.
Впрочем, имеет право на существование и компромиссная версия. Поскольку к 1904 году традиция подарков пасхальных яиц насчитывала уже не один десяток лет, то можно с уверенностью предположить, что к Пасхе 1904 года два пасхальных яйца были готовы. Однако, в силу указанных выше событий, император мог принять решение отказаться от традиционного подарка как жене, так и матери. Эта же ситуация могла повториться и в 1905 году. Так или иначе, по сей день неизвестно, были ли эти пасхальные яйца, так как их существование не подтверждается и денежными счетами Николая II, которые в полном объеме сохранились до нашего времени. Вместе с тем некоторые специалисты полагают, что этими «пропавшими» пасхальными яйцами могли быть «Воскресение» и «Букет цветов» (другое название в литературе — «Весенние цветы»). А о двух пасхальных яйцах вообще нет никаких сведений.
Что касается яйца за 1907 год, то мы можем только предполагать, почему оно оказалось в Зимнем дворце. По крайней мере, точно известно, что в пасхальные дни 1907 года царская семья находилась в Александровском дворце Царского Села, который к этому времени уже два года как являлся постоянной жилой резиденцией императорской четы. В литературе пасхальное яйцо, подаренное императрице Александре Федоровне в 1907 году, принято называть «Яйцом с решеткой и розами».
Обращает внимание и то, что в описи 1917 года яйца перечислены «вперемежку» по датам. Видимо, это связано с тем, что именно так они были расставлены на полках угловой витрины рукой императрицы Александры Федоровны. Совершенно очевидно, что императрица не преследовала цель какой-либо жесткой «хронологически-музейной» расстановки предметов, а расставляла пасхальные яйца, подаренные мужем, так, как считала нужным и «красивым». Поэтому и карета из «Коронационного яйца» оказалась на верхней полке, а само яйцо — на нижней. Так или иначе, но при составлении описи 17 мая 1917 года драгоценности описывались в той последовательности, в какой они были расставлены в угловой витрине самой Александрой Федоровной.
Изъятые драгоценности были упакованы в один ящик и опечатаны сургучными печатями в этот же день — 17 мая 1917 года. Следует добавить, что пасхальные яйца, перемещенные из Углового кабинета императрицы в Зимнем дворце в сейфы Камерального отделения, находились там вплоть до середины сентября 1917 года, когда Временным правительством было принято решение об эвакуации ценностей из Петербурга в Москву.
Вторая часть коллекции пасхальных яиц императрицы Александры Федоровны, хранившаяся в Александровском дворце Царского Села, начала формироваться с 1906 года, когда императрице было подарено пасхальное яйцо «Московский Кремль». Темой для подарка послужил десятилетний юбилей коронационных торжеств в Москве. Пасхальные яйца в Александровском дворце хранились в угловой витрине, которая находилась в Кленовой гостиной императрицы.
После того, как в июле 1917 года Временным правительством был решен вопрос о переезде императорской семьи из Александровского дворца в Тобольск, были приняты решения и по ценностям, оставляемым царской семьей в «собственных комнатах» Александровского дворца. В ходе переговоров обер-гофмейстера П.К. Бенкендорфа, представлявшего финансовые интересы семьи Николая II, с Ф.А. Головиным Романовым была гарантирована сохранность всех вещей, оставляемых в Александровском дворце.
Особо ценные вещи, в том числе драгоценная коллекция пасхальных яиц, в конце июля 1917 года были переданы в кладовые Камерального отделения Кабинета. Известно, что на все переданные царские драгоценности имелись соответствующие расписки, которые находились у камер-фрау императрицы Марии Федоровны Герингер. Кроме этого, после того как семья Николая II 1 августа 1917 года навсегда покинула Александровский дворец, обер-гофмейстер П.К. Бенкендорф составил список драгоценных камней и личного имущества, оставленного царской семьей во дворце. Вначале списка подробнейшим образом перечислены драгоценные камни императрицы («шкатулка № 2»): диадемы, ожерелья, броши из бриллиантов, сапфиров и рубинов. Там же перечислялись многочисленные ювелирные подарки, которые Александра Федоровна получала от родных и близких ей людей на протяжении своей жизни. Также в списке были перечислены драгоценности, принадлежавшие дочерям Николая II. «Список Бенкен дорфа», составленный в августе 1917 года, основывался на описной книге драгоценностей, принадлежащих императрице Александре Федоровне. Эта книга велась на английском языке буквально с момента рождения последней российской императрицы. Всего в описи упомянуто 308 ювелирных изделий. 3
В начале сентября 1917 года драгоценности, оставленные в Александровском дворце, были упакованы в один ящик, опечатаны сургучными печатями и сданы на хранение в Камеральное отделение, как вещи, «составляющие собственность бывшего Императора и Императрицы». П.К. Бенкендорф в сопроводительной записке просил «По поручению владельцев... хранить их в Камеральном Отделе бывшего Кабинета Его Величества до того времени, когда возможно будет получить их обратно».
Решение о «путешествии» царских драгоценностей, в том числе и яиц Фаберже, «из Петербурга в Москву» было связано с очередным политическим кризисом в Петрограде, который принято называть «корниловщиной». После подавления в конце августа 1917 года попытки государственного переворота генералов во главе с Верховным главнокомандующим А.Г. Корниловым и «большевизации» Советов, которые начали готовить свой государственный переворот, руководство Кабинета поставило перед Временным правительством вопрос о необходимости срочной эвакуации всех ценностей, хранимых в Камеральном отделении, из Петрограда в Москву. Временное правительство согласилось с аргументами руководства Камерального отделения, после чего началась практическая подготовка к эвакуации огромных ценностей.
15 сентября 1917 года спецпоезд «для нагрузки эвакуируемого из Петрограда в Москву ценного имущества б. Дворцового ведомства» был подан к 8 часам утра на товарную станцию Николаевской железной дороги. Эвакуируемые ценности погрузили, и в ночь с 15 на 16 сентября 1917 года из Петрограда в Москву отправился железнодорожный состав, состоящий из 40 вагонов, наполненных императорскими сокровищами. Среди драгоценного груза упоминаются и 84 ящика с вещами вдовствующей императрицы Марии Федоровны из Аничкова дворца. В ночь с 16 на 17 сентября 1917 года «золотой поезд» прибыл в Москву, и драгоценности были сданы на хранение в кладовые Оружейной палаты Московского Кремля. Ящики с драгоценностями были приняты академиком архитектуры Р.И. Клейном в присутствии члена Исполнительной комиссии по приему, охране и заведованию дворцовым имуществом в Москве В.И. Оловянникова и хранителей музея, действительных статских советников В.К. Трутовского и Г.В. Арсеньева.
К сожалению, невозможно точно сказать, сколько пасхальных яиц находилось в разных ящиках и двух кожаных сундуках, так как в наскоро составленных описях царского имущества содержалась лишь весьма краткая их характеристика. Например, одно из пасхальных яиц было описано следующим образом: «Яйцо яшмовое в золотой оправе, с бриллиантовым украшением, внутри модель судна золотая» (Мунтян Т.Н. Пасхальные подарки Фаберже. М., 2003). Так было описано одно из пасхальных яиц императрицы Марии Федоровны («Память Азова» 1891 года), изъятое из Аничкового дворца. Другое яйцо, принадлежавшее императрице Александре Федоровне, изъятое из ее Углового кабинета в Зимнем дворце, описано следующим образом: «Хрустальное яйцо с одним изумрудом и розами и золотым складнем внутри».
Еще раз подчеркнем, что ни А.Ф. Керенский, ни В.Ф. Головин не ставили вопрос о конфискации царских драгоценностей, признав, что все ценности действительно принадлежат Николаю II и членам его семьи. Однако взятие власти большевиками в октябре 1917 года поставило точку как в дискуссиях по перечню драгоценностей царской семьи, так и по вопросу об их принадлежности. Царские драгоценности были вынуты из кофров весной 1922 года, после чего большая их часть в ходе большевистских распродаж была рассеяна по свету.
Игорь ЗИМИН
Иллюстрации предоставлены автором
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 84 (март 2011), стр.106