Благодаря особенностям своего оформления многие монеты получили соответствующие обозначения: «крестовики», «солнечники», «лобанчики» и т.д. Другие своими названиями обязаны легендам, в которых рассказывается об их происхождении: «крестильная» полтина, «пугачевский» рубль, «траурный» рубль. Пришло время развенчать одну из таких легенд.
Среди рублевиков Екатерины I выделяются рубли 1725 года, на которых императрица изображена в простой одежде и без регалий: задрапированный бюст, на драпировке — небольшая брошь, в убранных волосах — нить жемчуга. Отсутствуют традиционные корона, мантия, андреевская звезда и орденская лента, пышные локоны. По сравнению с императрицами, изображенными на монетах, появившихся в последующие царствования, Екатерина I выглядит монашкой. Да и портреты на ее же рублях и полтинах более позднего выпуска имеют все обязательные парадные атрибуты.
Нумизматы нашли объяснение такому необычному оформлению рублевиков: якобы в течение 40 дней после смерти Петра I чеканились монеты с его портретом, после чего Екатерина повелела отчеканить монеты особого типа в знак траура по супругу. Встречаются и более экзотические версии, например такая: императрица-де хотела показать всем, что не очень-то ей хочется занять место Петра I (очевидно, этим объясняют отсутствие короны). Порой доходит до смешного — «царица Екатерина, когда умер Петр Первый, выпустила монету, где она выбита плачущей и без короны».
Естественно, за этими монетами закрепилось устойчивое название «траурный» рубль. Установить время возникновения этого обозначения и его автора не удается. В нумизматической литературе начала XIX века все монеты Екатерины I с нетипичным для российских монет XVIII века левосторонним портретом, в том числе и «траурный» рубль, называли «супротивниками» (причем авторы указывали, что такое обозначение эти монеты получили в народе). Только в конце XIX века в торговых каталогах появляется фраза «так называемый траурный рубль».
Попробуем разобраться, имеет ли какое-то отношение «траурный» рубль к трауру. Согласно архивным документам, после смерти Петра I (28 января 1725 года) в течение более четырех месяцев — а не 40 дней — выпускали монеты с его портретом. Первое упоминание о монетах с изображением императрицы встречается в указе Берг-коллегии от 2 июня 1725 года, где сообщается о начале выпуска монет нового типа, у которых портрет императрицы — на аверсе, гербовый орел — на реверсе. В документе отсутствует ссылка на соответствующий именной или сенатский указ о выпуске новых монет, что свидетельствует о том, что это решение было принято самостоятельно. Видимо, у Берг-коллегии, отвечавшей за монетный передел, были полномочия разрабатывать проекты монет и изготавливать пробные экземпляры, не дожидаясь соответствующего указа императрицы или Сената. (В аналогичном случае, после смерти Екатерины I, коллегия аргументировала собственный приговор об изготовлении новых штемпелей таким образом: «По должности подлежащей Берг- коллегии» и «понеже ныне манету надлежит делать на новыя штемпели с персоною и титулом Его Величества Петра Втораго».) Нет в документе и обязательного в таких случаях упоминания об одобрении образцовых монет Сенатом или самой императрицей. Видно, что коллегия не согласовала свое решение о чеканке рублевиков с вышестоящими органами и не утвердила оформление новых монет.
Можно найти объяснение такому поведению Берг- коллегии. В XVIII веке смена правителей обычно сопровождалась и сменой монетного типа. Для портретных монет такое изменение обязательно из-за необходимости замены портрета царствующей особы. В начале каждого царствования в обязательном порядке разрабатывали проекты оформления монет с портретом нового императора или новой императрицы, вырезали штемпели и изготавливали пробные монеты (или пробные оттиски). После высочайшего утверждения одного из вариантов начиналась массовая чеканка монет утвержденного типа. Такая процедура складывалась в 1720-х годах на фоне частой смены правителей (Петр I — Екатерина I — Петр II — Анна Иоанновна). В 1725 году схема еще не была отработана, что и позволило Берг-коллегии единолично принять решение о чеканке монет неутвержденного образца, сохранив принятые при Петре I параметры рублевиков.
Образцовые рублевики были готовы не позднее 8 июня, но уже 16 июня советника Берг-коллегии вызвали в Сенат, где ему объявили сенатский приказ о переделке рублевых штемпелей: следовало добавить к портрету лавровый венок, орденскую ленту и звезду. О важности и срочности этого дела говорит уже то, что для объявления приказа вызвали советника в Сенат, а не передали указ обычным способом. Выпуск рублевиков немедленно прекратили.
Как видно из приведенных документов, Екатерина не стремилась ничего показывать или демонстрировать просто потому, что не знала о начатом Берг-коллегией выпуске нестандартно оформленных монет. Если бы императрице стало известно о необычном оформлении рублевиков, она вряд ли порадовалась такому оформлению своей персоны. Вспомним, что историк XVIII века М.М.Щербатов писал о пристрастии Екатерины I к украшениям: «Любила она и тщилась украшаться разными уборами и простирала сие хотение до того, что запрещено было другим женщинам подобные ей украшении носить, яко же убирать алмазами обе стороны головы, а токмо позволяла убирать левую сторону; запрещено стало носить горностаевые мехи с хвостиками, которые одна она носила. А такое тщание не показует ли, что если лета зачели убавлять ее красоту, то уборами, отличными от других, тщилась оную превозвысить».
Может быть, сами члены Берг-коллегии приказали так оформить монету в память по усопшему императору? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к оформлению европейских монет с изображением правительниц. В первой четверти XVIII века в Западной Европе монеты со своим портретом выпускали Анна Стюарт (1702— 1714) в Англии и Ульрика Элеонора (1718—1720) в Швеции. Ульрика Элеонора есть на монетах 1719 года — это погрудное изображение вправо, бюст задрапирован, пышная прическа, корона или лавровый венок отсутствуют. Оформление портрета Анны Стюарт на английских монетах 1702—1714 годов за исключением незначительных деталей совпадает с оформлением портрета на «траурном» рублевике: здесь погрудное изображение влево (нетипичное для английских монет XVIII века), бюст задрапирован, на драпировке прикреплена брошь, в убранных волосах лента (у некоторых типов монет на правое плечо королевы спадает локон). Несомненно композиционное решение российского рублевика заимствовано у английских портретных монет 1702—1714 годов, которые, безусловно, не были «траурными».
Заимствование не вызывает удивления, так как в 1725 году в Петербурге — месте чеканки «траурных» рублевиков — лишь двум резчикам, ввиду их высокой квалификации, могли поручить изготовление образцовых штемпелей — иноземцам Готфриду Рейбишу и Антону Шульцу, незадолго до того приступившим к работе на монетном дворе. Естественно, что, начав работать в России, иноземцы делали штемпели в привычных им традициях медальерного искусства. Вырезая штемпели портретных монет Петра I, иностранные мастера должны были учитывать богатую монетную иконографию императора, созданную их предшественниками; приступив к работе над штемпелями рублевика Екатерины, они опирались лишь на аналогичные западноевропейские образцы. Исключение составляют коронационные медали 1724 года, в том числе работы А.Шульца, с парными портретами Петра I и Екатерины I.
Последнее подтверждение неугодности и крамольности «траурных» рублевиков — приказ генерал-прокурора Сената П.И.Ягужинского, данный Берг-коллегии 30 августа 1725 года: «Прежния манеты, которыя деланы с персоною ж Ея Величества бес ковалерии [орденские лента и звезда] и бес протчих уборов, и оныя б как возможно выменить бес публики». Беспрецедентный случай в российском монетном производстве — тайное изъятие из обращения монет с изображением правящего монарха! Исполняя распоряжение генерал- прокурора, Берг-коллегия поручила эту операцию дьяку, который должен был послать «от себя кого пристойно» выменивать рублевики в торговых рядах. Результаты организованного таким образом изъятия неизвестны, но вряд ли они были значительными, ибо много «траурных» рублевиков, изначально выпущенных небольшим тиражом (их чеканили не более двух недель на одном печатном стане), дошло до наших дней.
Как же развивались события после прекращения чеканки «траурных» рублевиков? Члены Берг-коллегии постановили срочно разыскать живописца, способного нарисовать портрет императрицы с требуемыми лавровым венком, орденской лентой и звездой. Пока шли поиски художника, генерал-прокурор Ягужинский передал в коллегию «две обрасцовые рисовальные маленькие картинки» с изображением императрицы и приказал делать штемпели против данных образцов. На следующий день Берг-коллегия повелела резчикам Рейбишу и Шульцу резать штемпели согласно рисункам «слово в слово, не прибавливая ничего», а Ф.Я.Медынцову — «к тем персонам гербы».
Резчики работали над штемпелями в течение всего июля. Из-за требования точного соответствия образцовым рисункам невозможно выделить рублевики, отчеканенные штемпелями работы Рейбиша и Шульца. Наученные предыдущим неудачным опытом выпуска рублевиков, члены коллегии представили пробный экземпляр новой монеты на рассмотрение Сенату. 9 августа 1725 года Сенат приказал начать чеканку рублевиков в Петербурге и Москве. Портрет Екатерины на этих монетах по-прежнему левосторонний, но императрица изображена в мантии с наплечниками, из-под мантии видны орденская лента и андреевская звезда, волосы украшены жемчугом, на голове — императорская корона, на бюст спадают три больших локона.
Характерная особенность этих рублевиков, по сравнению с последующими, — увеличенный диаметр. Большой диаметр петербургских рублей долгое время объясняли их перечеканкой из западноевропейских талеров, но документального подтверждения эта версия не получила. Нестандартный размер, по-видимому, объясняется тем, что пришлось работать на новом оборудовании, доставленном в 1723 году из Германии. У петербургских рублевиков 1725 года можно отметить частые отслойки металла на поле монеты, а также неглубокую шнуровидную гуртовую насечку либо слабо выраженный лиственный гурт (у московских рублей Екатерины I гурт с надписью). Всем левосторонним рублевикам присущ низкий рельеф, в результате на груди гербового орла, как правило, не видны перья. Хорошо отчеканенные монеты практически не встречаются, зато нередко можно увидеть рублевики, на которых оперение орла подгравировано или вырезано заново.
Плохо отчеканенные портретные монеты, которые были «в персоне и гербе не явственны», подрывали государственный престиж, и их браковали. Выпуску «неявственных» монет должен был положить конец именной указ о чеканке монет с правосторонним портретом, более глубоким рельефом и новым изображением орла. Выполняя этот указ, 7 марта 1726 года Берг-коллегия приказала делать монетные кружки меньшего диаметра, большей толщины («дабы оные манеты в печатании были явственны») и с более высоким кантом («дабы персона Ея Величества и герб не гладились»). Из-за уменьшения диаметра монеты последнее слово в титуле пришлось сократить до «ВСЕРОС.» Изготовление образцового штемпеля аверса, строго по рисунку, приложенному к указу, поручили Шульцу, реверса — кому-то из русских резчиков. Вскоре коллегия представила свинцовый оттиск, отпечатанный образцовыми штемпелями, в Кабинет для высочайшего утверждения (выбор свинца вместо серебра как материала для оттиска был обусловлен использованием незакаленных штемпелей). После одобрения императрицей пробных оттисков Берг-коллегия постановила начать чеканку монет в Петербурге и Москве.
Итак, с конца апреля в Петербурге и с мая 1726 года в Москве начали выпускать рублевики Екатерины I уже с правосторонним портретом. Одеяние императрицы стало еще пышнее: край платья украсили жемчугом и драгоценными камнями, на правое плечо добавили двойной бант из нитей жемчуга. Рублевики имеют множество разновидностей: по рисунку украшений на корсаже, размеру банта из жемчужных нитей, числу нитей жемчуга по краю корсажа, типу прически, числу камней в броши, виду арабесок и т.д.
В отличие от резкой смены типа рублевиков в 1725 году, переход к монетам с правосторонним портретом был постепенным, по мере износа штемпелей рублевиков предыдущего типа. Петербургские рубли 1726 года с правосторонним портретом встречаются реже московских из-за их недолгой чеканки: уже в мае выпуск остановили в связи с началом работ по проекту А.Д.Меншикова, предусматривавшему понижение пробы серебряных монет. Производство рублевиков в Петербурге возобновили только в конце февраля 1727 года (в Москве чеканка продолжалась без перерыва).
До кончины Екатерины I (6 мая 1727 года) и некоторое время после чеканили рублевики с ее изображением. В конце мая Меншиков инициировал подготовку к выпуску рублевиков с портретом Петра II, и резчик Шульц начал работу над восковой моделью и пробным штемпелем нового рублевика. Новые штемпели были изготовлены к 31 июля, поэтому до конца июля 1727 года в Петербурге и до середины августа 1727 года в Москве чеканили рублевики Екатерины. Среди рублей 1727 года выделяются крайне редкие монеты, гербовый орел на которых имеет хвостовое оперение, похожее на сорочий хвост (эти монеты так и называют — «сорочий хвост»). Необычный орел схож с орлом на двухрублевике 1726 года, известном в виде новоделов, отчеканенных подлинными штемпелями. Автор штемпелей реверса этих монет, по-видимому, один и тот же резчик.
Выпуск портретных монет Екатерины I начали с опозданием — спустя четыре месяца после смерти Петра I. Закончили тоже с опозданием — через три месяца после кончины императрицы. В течение недолгого правления Екатерины последовательно выпускали рублевики трех типов: так называемые «траурные», с левосторонним и правосторонним портретами. Подтипов — по типу орла, обозначению монетного двора, гуртовому оформлению и т.д. — значительно больше. Количество разновидностей — огромно. Вместе с тем рубли Екатерины I, в отличие, например, от рублевиков Анны Иоанновны, никогда не были объектом отдельного исследования.
Александр ХРАМЕНКОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 33 (декабрь 2005), стр.140